ЛЮБОВЬ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ МАКСИМА БОГДАНОВИЧА



 

Злотникова М.С.,

магистрант УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Рудковский Э.И., канд. филос. наук, доцент

 

Феномены человеческого бытия пронизывают всю жизнь человека, проявляются во всем многообразии его деятельности. Нас интересует их отображение в сложнейшем литературном жанре – поэзии. В этой связи нам интересно обратиться к творчеству известнейшего белорусского поэта начала ХХ в. – Максима Богдановича и проследить феномены бытия человека на примере его произведений.

Понятие феномен (от греч. – являющееся), означает явление предмета в сознании. Понятие феномен соотносительно с понятием сущности и противопоставляется ему. Феномен предполагает двойственное отношение к предмету: то, каким образом предмет является в сознание, и то, в чем усматривается сущность предмета. Явление предмета нетождественно сущности его [2, с. 956]. Феномен – это нечто переживаемое человеком; иначе говоря, то, что составляет содержание человеческого переживания [3, с. 8].

Согласно Эдмунду Гуссерлю – основателю феноменологии, возможность непосредственного доступа к миру, окружающей нас реальности покоится на тех характеристиках сознания, благодаря которым мы и воспринимаем этот мир. Таким образом, с точки зрения феноменологии – философского направления ХХ в., феноменом можно назвать любое описание вещей, какими они являются в сознании [2, с. 958]. Другими словами, феноменом можно называть все, что угодно, что бы ни «пришло в голову». Отсюда можно сделать вывод, что феноменов бесконечно много. Говоря о феноменах человеческого бытия, мы говорим о феноменах, включенных в контекст человеческих отношений [3, с. 10 – 11].

Следуя немецкому философу Ойгену Финку, существует пять основных феноменов человеческого бытия: смерть, труд, господство, любовь, игра. «Наш разум не безразличен по отношению к основным феноменам нашего существования, неизбежно он является разумом конечного человека, определенного и обусловленного в своем бытии смертью, трудом, гocподством и любовью… Игра столь же изначальна, как и эти феномены» [4, с. 358 — 360]. Исследуя творчество М. Богдановича, мы остановимся на центральной теме его лирики и проявившемся в ней одного из основных феноменов человеческого бытия – любви.

Богданович в любви видит прежде всего взаимопонимание, духовную близость душ, богатство и красоту внутреннего мира человека, «возможность познать себя в другом человеке». В любви поэта находим самые разные оттенки, цвета – от нежно-идиллических, самоотверженных до драматических и трагических. Три женские адресата лирики Богдановича известны. Знакомая по первой поездке в Крым Китицина (стихотворения «Темень», «Я, больной, бескрылый поэт»), Аня Гапонович, двоюродная сестра, и наконец, Анна Рафаиловна Кокуева, влюбленность в которую была у поэта сильнейшей.

Когда поэт говорит о своих собственных интимных чувствах, то нотки грусти, противоречия, боли и недоверия усиливаются. Да и в любви других людейБогданович видит немало печали, драматизма. Поэт слышит грустные песни родного края о несчастном, пагубном влиянии любви на вдовьего сына Янку («Край мой родной! Как заклятый богом…»), видит девушку в слезах, которая клонится к тыну («Вся в слезах, девушка»), еще одну влюбленную, что пришла к знахарю-мельнику за лекарством от сердечной скорби.  

Еще один феномен бытия человека — смерть — находит отражение в творчестве М. Богдановича. Мать поэта умерла от туберкулеза, оставив в душе поэта глубокий след. Может по этой причине тема женщины, дающая начало новой жизни, занимала особое место в творчестве поэта. Один из разделов сборника «Венок» носит название «Любовь и смерть». В раскрытии темы любви и смерти оказали влияние демократизм и гуманизм поэта, близость его к народным взглядам. Эти две «вечные» темы поставлены рядом. Наряду с радостью, словно ее двойник, идет трагизм. Но побеждает светлое начало – радость, воплощением которого является образ женщины-матери, величественной и беззаветной.

При раскрытии данной темы М. Богданович обращается к вечным образцам мирового искусства. Особенно ценил он ренессансное воплощение идеала красоты в знаменитой картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Исходя из ренессансной традиции, поэт открыл свой идеал женской красоты. Мадонна для Богдановича – это воплощение женской красоты и высокородного предназначения женщины-матери.

Феномены человеческого бытия – любовь и смерть – проявившиеся в творчестве М. Богдановича в сравнении, противопоставлении, еще раз указывают на глубокий философский смысл его поэзии, в которой поэт предлагает свое видение важнейших вопросов бытия человека.

 

Литература:

1. Багдановіч М. Вянок : кніжка выбраных вершаў / М. Багдановіч. – факсімільнае выд. – Мінск : Мастацкая літаратура, 1981. – 120 с.

2. Современный философский словарь / Под общей ред. В.Е. Кемерова. – Лондон – Минск: Панпринт, 1998. – 1064 с.

3. Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия: Пособие для студентов вузов. – Мн.: Бел. фонд Сороса: «Армита – Маркетинг, Менеджмент», 1997. – 192 с.

4. Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. – 552 с.

 

САЦЫЯЛЬНА-ЭКАНАМІЧНАЕ СТАНОВІШЧА БССР У ДРУГОЙ ПАЛОВЕ 80-х гг.:


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1038; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!