Полемика о художественном методе «Недоросля « Д.И. Фонвизина
Д.Д. Благой: «... небывалая еще у нас дотоле художественная прозорливость Фонвизина, "потрясающая очевидность", с какой предстает в "Недоросле" крепостническая действительность, и сделала его, несмотря на наличие элементов и классицизма, и эстетики новой, "буржуазной" драматургии, первым замечательным образцом русского критического реализма, зачинателем, по слову Горького, "великолепнейшей и, может быть, наиболее социально-плодотворной линии русской литературы — линии обличительно-реалистической". Это же дало возможность Фонвизину поднять свою пьесу на уровень глубоко национально-самобытного произведения — "комедии народной"... Народность "Недоросля", органически связанная с его реализмом, и составляла в глазах Пушкина самую важную и значительную его черту» (Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. М., 1951. С. 366—367).
Г.П. Макогоненко: «... "Недоросль" — комедия реалистическая. Но мало констатировать этот факт. Необходимо тщательно изучить и определить конкретно-исторический характер фонвизиновского реализма. Все исследователи справедливо отмечают, что в пору, когда классицизм еще не сдал господствующих позиций, написание реалистического произведения связано с огромными трудностями. Власть традиции сказалась и в "Недоросле". Отсюда и значащие фамилии, и сохранение симметрии в распределении отрицательных и положительных персонажей, и условность некоторых действующих лиц, и, главное, недостаточная в ряде случаев индивидуализация их. В «Недoросле» не всегда тип, раскрываемый как социальное явление, показан как личность.
|
|
Это дань традиции, неравноценность художественных образов, иногда дает повод отрицать принципиальную победу реализма в "Недоросле" и объявлять его типичным произведением классицизма, в котором, правда, сильны «элементы» реализма. Именно так и расценивает "Недоросль" К.В. Пигарев...
Мне думается, нет оснований подвергать сомнению художественную зрелость фонвизиновской комедии, ее внутреннюю гармонию объявлять единством противоречивых тенденций, механическим соединением «элементов» классицизма и реализма.
Главное своеобразие состоит прежде всего в решении проблемы личности. Реализм предполагает раскрытие человека в единстве типического и личного, индивидуального. Типическое обобщение возникал о на основе понимания обусловленности человека его социальными и национальными обстоятельствами жизни, а понимание обусловленности рождалось в точно определенное историческое время. Исторически складывалось и понимание личности...
|
|
Формирование реализма и означало рождение такого искусства, которое бы познало человека в его реальной сложности и социальной обусловленности, заглянув ему в душу, раскрыв богатство личности... Но сразу, уже на первом этапе, возникли совершенно неожиданные трудности. Они были по меньшей мере трех родов.
Во-первых, еще не было достаточного опыта в художественном выражении новой задачи. Начинать — значило открывать. Открытие требует и таланта, и творческой смелости. Вот почему новое медленно пробивало себе дорогу.
Было и другое. Сатирическая традиция русской литературы, просветительские убеждения нацеливали внимание писателей к тем общественным типам, которые следовало обличать. Первые реалистические образы, сатирические, — это образы русских помещиков, дворян и чиновников. Когда же писатели смело заглядывали в душу своего обличаемого героя — бригадира или бригадирши, советника или советницы, Трифона Панкратьевича или Акулины Сидоровны, Скотинина или Простаковых, — они обнаруживали не богатство, а нищету, бесконечную бедность духа. А время поставило задачу раскрытия богатства личности. Надо было найти выход из этого положения.
На путях поисков этого выхода возникло новое препятствие, и положение осложнилось... Объявляя, что человек велик своим чувством,., писатели (стоявшие на платформе враждебного классицизму эстетического кодекса сентиментализма) увели своего героя из живого, исполненного грозными социальными противоречиями мира в мир души и частных чувств». (Макогоненко ГП. Денис Фонвизин: Творческий путь. М.; Л., 1961. С. 280—283).
|
|
В.И. Глухов: «Отмечая, что в русской литературе последней трети XVIII в. зарождается и набирает силу реалистическая тенденция, нам вместе с тем не следует забывать следующего обстоятельства: в истории России не было Ренессанса, а значит, и искусства ренессансного типа. Поэтому зарождающийся у нас реализм, формируясь, не мог вбирать опыта этого искусства, что имело место в западноевропейской литературе эпохи Просвещения. Он должен был по необходимости как-то опереться на ту литературную традицию, которая более или менее уже сложилась. Атакой в русской литературе была тогда классицистская традиция. Вследствие этого становящийся реализм, будучи качественно новым явлением, на первых порах в той или иной мере еще одевается, так сказать, в классицистские одежды. Именно это и происходит в деятельности Фонвизина-драматурга. Указанное обстоятельство и порождает в его изучении немалые трудности и разногласия, поскольку за внешними, зачастую не имеющими большого содержательного значения формами часть исследователей не видит принципиально нового художественного содержания...
|
|
Здесь уместно возразить тем из исследователей, кто не видит существенных различий между образами Правдина, Милона, Стародума и положительными героями комедий классицизма. Этих действующих лиц нередко сравнивают, отвлекаясь от образной системы произведения, органическим звеном которой они являются. Нужно помнить, что упомянутые герои Фонвизина во всем соотнесены с типами помещичьей среды. Структура их образов в значительной степени определяется тем обстоятельством, что в них нет того, что есть в помещичьих типах, и, наоборот, есть то, чего нет в тех. Действующие лица выступают здесь как отрицательные социальные типы и их антиподы, как неумные крепостники и их умные гуманные противники. В произведениях классицизма иной принцип соотнесенности положительных и отрицательных персонажей: они противостоят друг другу как порочные и добродетельные (к примеру, Праволов и Прямиков в капнистовой «Ябеде»). Положительные герои такого рода, как в комедии Фонвизина, могли появиться только в произведениях возникающего реализма Просвещения» (Глухов В.И. Метод и образный строй комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (К спорам о художественной природе пьесы) // Взаимодействие жанров, художественных направлений и традиций в русской драматургии XVIII—XIX веков. Куйбышев, 1988. С. 21, 24—25).
В.А. Западов: «... как наименовать тот этап русского реализма, который представлен Фонвизиным, Радищевым, Державиным? Конечно, все эти писатели были просветителями (впрочем, из просветительских представлений исходили и Грибоедов и Пушкин), поэтому ничего криминального в названии «просветительский реализм» нет. Но дело в том, что сам термин «просветительский реализм» уже имеет ряд противоречивых (и к тому же весьма расширительных) истолкований и в достаточной мере скомпрометирован. Поэтому полагаю, что наиболее точно назвать это явление «ранний русский реализм». Этот термин отражает как то обстоятельство, что реализм XVIII в. — ранняя стадия развития русского реализма, так и то, что в самих основах художественного метода это именно реализм» (Западов В.А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века. Статья 2: Ранний русский реализм // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1978. С. 99—100).
Занятие 6
Стихотворение Г.Р. Державина «Властителям и судиям»
План:
1. История создания произведения и его автобиографический характер. Первые публикации стихотворения. Обвинение поэта в «якобинстве». Трудный путь сочинения Державина к читателю.
2. Существование нескольких редакций произведения — отражение движения замысла автора, эволюции взглядов Г.Р. Державина на сущность власти земной и небесной. Поиск наиболее удачного художественного воплощения авторской идеи. Поэтика названия: от «Псалма 81», «Оды. Переложения псалма 81», «Оды. Извлечения из псалма 81» — к «Властителям и судиям». Библейский псалом как источник создания нового текста.
3. Воплощение в произведении социально-этической программы Г.Р. Державина (идей о долге сильных мира перед Отечеством и народом, о необходимости соблюдения законов, о жизни по совести и т.п.). Бог как высшая нравственная инстанция. Устойчивые для поэзии Державина образы и мотивы. Различные уровни использования библейской традиции.
4. Жанрово-стилевое своеобразие произведения: соединение ораторского одического и личностного элегического начал.
5. Особенности композиционного решения темы «властителей и судий».
6. Художественная специфика категории пространства и времени в стихотворении Державина. Утверждение единой для всех вневременной системы ценностей.
7. «Властителям и судиям» в контексте духовной поэзии Г.Р. Державина. Развитие темы Божественного и земного в одах «Бог» и «Христос».
8. Псалом 81 в переложении русских поэтов XVIII—XIX вв.
Задания
1. Сравните произведение Г.Р.Державина и псалом 81. Найдите отступления от текста первоисточника и объясните их появление.
2. Начертите в тетради композиционную схему стихотворения. Покажите, как из отдельных частей текста образуется "смысловое единство".
Литература
Тексты
Державин Г.Р. Властителям и судиям // Державин Г.Р. Духовные оды. М., 1993. С. 64 (или любое другое издание стихотворения). Для сравнения: с. 66, 230 (оды «Бог» и «Христос»).
Исследования
Трофимова Н.В. «За правду ж чтить меня ты будешь...»: О стихотворении Г.Р.Державина «Властителям и судиям» // Русская речь. 1989. № 5. С. 121– 126.
Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988. С. 120—122.
Романов Б.Н. Духовные стихотворения Державина //Державин Г.Р. Духовные оды. М., 1993. С. 5–40.
Луцевич Л.Ф. Псалтырь в русской поэзии. СПб., 2002. Гл. 10.
Занятие 7
Новаторский характер оды Г.Р. Державина «Фелица»
План:
1. Жанровое своеобразие произведения — синтез «высокого» (одического) и «низкого» (сатирического). «Первичные» жанровые образования в составе оды (натюрморт, пейзаж, портрет, эпиграмма, стихотворная сатира, идиллия и др.). Мастерство «словесной живописи» Державина-поэта (соотношение реального и символического, бытового и бытийного в оде, особенности цветописи и звукописи). Нравственно-психологический характер литературного портрета императрицы. Собирательный образ екатерининского вельможи и его исторические прототипы. Эволюция сатиры Державина (от «Фелицы» к «Вельможе»).
3. Традиционное и новое в структуре произведения. Причины двучастного вступления. Принцип членения «средника» оды. Екатерина II как человек, императрица и богиня. Основные приемы создания образа (прямая авторская характеристика, «народная молва», поэтический комментарий законодательной деятельности Екатерины II, использование элементов литературной полемики, нетрадиционных сравнений и т.п.). Роль антитезы в построении произведения и раскрытии образа главной героини (скромность и трудолюбие императрицы — привычка к роскоши и праздность вельможи; невежество и самодурство Анны Иоанновны — просвещенность и гуманность Екатерины II). Сюжетно организованные фрагменты и их значение в оде. Типы связей между отдельными структурными единицами художественного целого. «Внутреннее единство мысли» (В.Г. Белинский) державинской оды.
4. Вопрос об авторе-повествователе в лирическом произведении и основные формы выражения авторского «я» в оде. Образ автора в «Фелице» и его развитие (вельможа — гражданин — поэт). Автобиографическая основа лирики Державина. Стиль жанра и индивидуально-авторский стиль в оде «Фелица». Взаимодействие различных стилевых пластов в произведении. «Забавный русский слог» державинской оды.
Задания
1. Выпишите из оды Ломоносова 1747 г. и оды Державина «Фелица» эпитеты и сравнения, характеризующие государя, образцы пейзажных зарисовок, элементы автобиографического плана. Что нового внес в поэтику оды Державин по сравнению с Ломоносовым?
2. Изобразите графически композицию оды «Фелица». Выделите элементы традиционного и нового в структуре произведения.
3. Выполните сопоставительный анализ стихотворений Державина «Фелица» и «Вельможа». Покажите на конкретных примерах развитие сатирического начала в творчестве поэта.
Литература
Тексты
Державин Г.Р. Фелица // Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 561—564; для сравнения С. 93—95 (Ломоносов М.В. Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года), с. 572—574 (Державин Г.Р. Вельможа).
Критическая литература
Белинский В.Г. Сочинения Державина. Сочинения Александра Пушкина // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1979. Т. 5. С. 360—361; М., 1981. Т. 6. С. 90—91.
Исследования
Серман И.З. Державин. Л., 1967. С. 52—69.
Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р.Державин: Литературные очерки. М., 1979. С. 190—199.
Занятие 8
Целостный анализ. Повесть Карамзина «Бедная Лиза»
План:
1. Этико-эстетическая программа писателя и ее преломление в повести. Смысл названия. Философский, нравственный и социальный аспекты осмысления истории «бедной Лизы». Основная идея произведения.
2. Структура повести. Внешний и внутренний конфликты, особенности их разрешения. Телеологическое и амбивалентное начала в сюжете «Бедной Лизы». Причины самоубийства героини. Кто виноват в ее гибели? Проблема соотношения сентиментального и предромантического в повести Карамзина.
3. Система образов произведения. Место и значение образа Повествователя в ней. Отношение Повествователя к героям. Основные способы и приемы создания художественного образа. Внимание к «внутреннему человеку», изображение сложного и изменчивого мира чувств. Портрет героя, особенности эпитетики и системы сравнений. Роль речевой характеристики, интонации, мимики, жеста, художественной детали в создании образа. Традиционное и новое в поэтике «говорящего имени» у Карамзина.
4. Функции пейзажа в повести «Бедная Лиза». Природа как фон. действующее лицо произведения и его «нравственный камертон». Типология пейзажных зарисовок: пейзаж сентиментальный и предромантический; пейзаж сельский и урбанистический. Основные приемы изображения пространства (панорамность, фокусация и пр.). Поэтика образа воды (река — пруд). Новаторство Карамзина в области «словесной пейзажной живописи»: взаимодействие исторического и природного, реального и символического контекстов.
5. «Бедная Лиза» Карамзина как образец нового стиля в литературе. Простота и изящество слога, забота писателя о его «благозвучии», сближение языка прозы и поэзии. Эстетизация крестьянского труда и быта, духовной и речевой культуры народа.
Задания
1. Изобразите графически систему образов повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Выделите в тексте повести отрывки, позволяющие судить об отношении Повествователя к героям.
2. Найдите в тексте произведения образы-символы, определите их роль в раскрытии авторского замысла.
3. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» как «прогноз сюжетных перипетий» в русской литературе XIX в. Сопоставьте «Бедную Лизу» Карамзина с «Барышней-крестьянкой» Пушкина. Определите отношение Пушкина к карамзинской традиции в русской повести.
Литература
Тексты
Карамзин Н.М. Бедная Лиза // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 1.С. 605—621 (или другое издание).
Пушкин А.С. Барышня-крестьянка // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 1964. Т. 6. С. 145—170.
Критическая литература
Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья II // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1981. Т. 6. С. 103—110.
Исследования
Пиксанов Н.К. «Бедная Анюта» и «Бедная Лиза» // XVIII век. Сб. 3. М.; Л., 1958. С. 309—325.
Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть. М., 1979. С. 5—32.
Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Карамзина: К 200-летию со дня выхода в свет // Славяноведение. 1992. № 5. С. 3—35 или Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995. С. 80—151.
По разделу 5–6.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 3738; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!