Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
Изначально означала умение вести спор. Есть объективная и субъективная. Субъективная - это мир понятий, объективная – это материальный мир. Диалектика – это и теория и метод. Диалектика как теория – это учение о разв-и, о динамике. Диалектика как теория разв-я объясняет мир через 3 закона:
1.Закон противоречивостей.
2.Взаимный переход кол-ва в кач-во.
3.Закон отрицания.
Динамические закономерности — объективные, необходимые, существенные связи и зависимости, характеризующие Поведение относительно изолированных объектов (состоящих из небольшого числа элементов), при исследовании которых можно абстрагироваться от многих случайных факторов. Предсказания на основе динамических закономерностей имеют точно определенный, однозначный характер (например, в классической механике).
Статистические закономерности — форма проявления взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденции изменения. Необходимость, проявляющаяся в статистических законах, возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайностей (в математической статистике, статистической физике, квантовой механике, социологии и др.).
40) Понятие «материальное» отражает вещественность, зримость реальных объектов.
|
|
Идеальное — философская категория, противоположность материального. Идеальное в понимается как самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени (дух, идеи). Идеальное в материалистической традиции понимается как отражение в сознании внешнего мира, субъективный образ объективной реальности
Деятельностная интерпретация
"И. выступает как продукт и форма человеческого труда, целенаправленного преобразования природного материала и общественных отношений, совершаемого общественным человеком. И. есть только там, где есть индивид, совершающий свою деятельность в формах, заданных ему предшествующим развитием человечества" (Ильенков). Окружающий человека мир приобрел к 20 столетию совершенно иное, чем до данного этапа его деятельностной активности, состояние. Это уже не столько природная система, сколько пронизанная идеей, творчеством среда, в рамках которой И. играет существенную роль.
Отраж-е. Сознание как высшая форма отраж-я.
Отраж-е – это атрибут материи. Отраж-е – способность материальных систем изменяться под влиянием внешнего воздействия.
Формы отраж-я разные:
|
|
1) в нежив природе – пассивное отраж-е.
2) в живой природе – активное:
а) допсихическое
б) психич.
Активность в жив пр. наз-ся опережающим отр-ем – спос-ть жив систем реагировать на внеш воздействия с учетом будущих изменений на основе прошлого опыта, к-ый закодирован в генофонде.
Психич отраж-е:
1) ощущ, восприят, представл. На Ур-не животных психич отраж-е – осмысленность ощущ-й, способность принимать смысловые реш-я в тех или иных стндарт или нестандарт ситуациях.
2) рациональное – пон-е сужд-е, умозаключ-е. На ур-не чел-ка сознание – это ф-ция высокоорганизованной материи головного мозга чел-ка, к-ая заключ-ся в адекватном обобщенном, целенаправленном отраж-и мира и связанное с языком.
Психика и созн-е.
Психика и созн-е – не одно и то же. Психика включает в себя бессознательное и сознание. Бессознательные процессы – это те психич процессы, к-ые не контролируются сознанием.
1) Телесно-перцептивная система – ощущ, восприят, предст.
2) Логико-понятийная система – пон-е, сужд-е, умозакл-е.
3) Эмоционально-волевая сфера чел-ка – это аффекты, эмоцион повед-е, образно-визуальные компоненты. Цель этой сферы – получить удовольствие.
4) Ценностно смысловой аспект. Здесь запрограммированы высшие интеллект. формы чел-ка.
|
|
5) Надсознательные способности (сверхсознание). Контакт м/у чел-ком и смысловым полем Вселенной.
Генезис созн-я. антропосоциогенез.
Дарвин «происхожд-е чел-ка и половой отбор»
Энгельс «роль труда в процессе становл-я обезьяны чел-ком».
Биологические ф-ры: прямохожд-е, формиров-е руки, объем мозга не менее 1кг.
Социальный ф=р – это труд:
а)опосредованное отнош-е к миру.
б) изготовл-е орудий труда.
в) целеполагание – рез-т труда познается как цель.
г) объективация – опредмечивание созн-я.
д) труд – это ср-во общественного воздействия на индивидуальное..
е) труд -языковая квалификация мира. Язык – система знаков, к-ые вып-ют ф-цию общения, ф-цию познания и передачи опыта.
ж) В процессе трудовой деят-ти появл-ся новые формы брачных отн-й. Бр. отн-я стали социально регулируемыми. Чел-к развивается по 2-м программам:
- по генетической.
- по соц-ой программе.
Иные подходы антропогенеза:
* игровая теория Хейзинга. Игра – источник разв-я чел-ка.
* психосоматическая версия Фрейда. Сознание – это рез-т бессознательного начала.
Сознание и самосозн-е.
Сознание - форма отражения объективной действительности. Оно нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входит непосредственно в круг предметов индивидуального сознательного опыта. Самосознание выражается “неявным способом”, отражает самого себя и является своего рода личностной интроспекцией. Самосознание – это процесс, предполагающий выделение своего сознания в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру.
|
|
3 ур-ня самосозн-я:
- самочувствие – элементарное осознание своего тела и его вписанность в мир окружающих вещей (это уровень восприятия);
- осознание себя в качестве приобщенного к человеческому сообществу, культуре, социальной группе;
- сознание «я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, несущего ответственность за каждый свой поступок.
Механизмы самосознания:
– идентификация как отождествление себя с некоторым существом по внешним и внутренним признакам, сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я»;
– атрибуция – раскрывается в феномене проекции мира на себя;
– рефлексия – размышление, самонаблюдение, анализ собственных мыслей и переживаний.
Язык – система знаков, к-ые вып-ют ф-цию общения, ф-цию познания и передачи опыта.
Ф-ции языка:
1) Язык является внешним выражением сознания, т.е. первейшее значение в языке имеет его форма (качество формы). 2) Язык является средством передачи сознания, т.е. определенной информационной оболочкой. 3) Язык фиксирует, закрепляет и увековечивает сознание. 4) Язык систематизирует, организует и классифицирует сознание. 5) Язык выполняет ф-ию общения между людьми. Сознание и язык неразрывно связаны друг с другом и вместе выражают одну материально-идеальную систему. Существуют 2 основных типа языков: естественный язык, выраженный в устной речи и в форме письма и искусственный язык, символический и технический.
Общес. и индивид сознание.
Индивидуальное сознание - сознание отдельного индивида, формируется под влиянием индив. бытия, образа жизни и общественного сознания.
2 ур-ня индив. созн-я:
1. Начальный «пассивный». Формируется под воздействием на человека внеш. среды, внеш. сознания. Гл. формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования инд. созн-я: воспит. деятельность окр. среды, образовательная деят-ть об-ва, познават. деят-ть человека.
2. Вторичный «активный». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление.
Сознание является не только индивидуальным, но и включ. в себя общ. ф-цию. Структура общ. созн-я сложна и многопланова.
2 ур-ня общ созн-я:
1) Теор. созн-е – образует общ. психологию. Отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.
2) Обыденное знание – образует идеологию. Форм-ся в повсед. жизни людей.
Общ. и индив. созн-е нах-ся в тесном единстве. Общ. созн-е носит межиндивидуальный хар-р и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно. Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления.
Гносеология.
Г исследует субъект.-объектные отн-я, к-ые опр-ся онтологией. Позн-е процесс приобщения к знанию. Позн-е заним-ся анализом мыслит-ого материала, к-ому предшествует объективное бытие или самоданность вещей.
Проблемы Г:
1. Отн-я м/у суб и объек.
2. Достоверно ли наше знание.
3. Каковы механизмы формиров-я понятий.
1. Отнош-е субъекта и объекта.
а) Гнос-ий идеализм. Объект зависит от субъекта. Мир зависит от субъекта, а сам субъект зависит от мирового разума.
+ мир познаваем, т.к. в его основе то же самое начало, что и в нашем созн-и.
– наши мысли о мире и мир – одно и то же.
б) Матеарилистическая Г: вещь – это не наше сознание, существует объективно; сущность вещи должна предшествовать и предшедствует нашему позн-ю.
Сенсуализм. Критический реализм.
Диалектический материализм – в его рамках отн-я субъекта и объекта рассматр. ч/з отраж-е. Диал. мат. – особый процесс взаим-я лб. и суб., при котором св-ва объекта передаются в субъекты в идеальном виде. В Диал. мат. познание – субъективный образ объективного мира.
Сильные стороны:объект предшествует субъекту.
в) Агностицизм – агностики рассматривают процесс познания на пути от реализма, истина дана для опыта, опыту даём истину.
2. Достоверно ли наше знание:а) прагматизм – ведущее направление, особенно в 60-е гг, основоположники – Пире, Джемс, Дьюн.. Критерий истины связан с пользой. Позн-е – средство перевода в удовлетворительную для меня ситуацию. Согласно прагматизму: объекты от нас не зависят, но объект, кот-рый мы вибираем в познании, уже зависит от нас самих; объект имеет множ-во св-в и измерений, кач-во, которое мы выбираем, зависит от нас.
3. Каковы механизмы форм-я понятий. Феноненология – основатель Гуссерль. «Я мыслю, следоват-но сущ-вую». Задачи: 1) выяснить смысловое поле сознания и его хар-ки. Путь решения – а)процесс познания априорный( объект, истина), б) интенция –св-ва нашего сознания, интенциальность – способность нашего сознания привязываться к миру.
Главн. понятие – феноменологический объект, существует не в мире, а только в сознании. Двуединая связь – назначение этого объекта закл. в том, чтобы разбудить познавательную активность в созн-ии. Способ получения объекта – это феноменологическая редукция( освобождение нашего инд. сознания от эмпирич. содержания и добиться чистых мыслей).
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!