Классификация ф-их учений. Осн напр-я в ф.



Пон-е и структура мировоззрения.

 Мировоззрение – система взглядов субъекта на природный и социальный мир, свое место в мире, ставшей основой убеждений и действий человека.

Это так же:

- система чувств и эмоциональных образов

- включает отношения «я» и «не я»

- основа наших убеждений и действий

- определяет практических хар-р

Мировоззрение включает в себя:

1.Миропонимание – система знаний, картина мира

а) религиозная.

б) научная к.м.

- механичесая

- квантово-механическая

- органическая          

в) органическая

2.Мировосприятие – эмоциональный настрой, ценностно-нормативные компоненты, идеалы.

3.Мироотношение - выявления и реализации скрытых свойств в вещах.

Исторические типы мировоззрения

1) Миф – комплекс сказаний, преданий, объясняющий мир в образно-фантазийной форме при помощи воображения.

-миф слит с миром

-образ и фантазия

-метаморфозы и ассоциации

-миф телеологичен (учение о целях)

-утилитарность

-синхронен – нет деления времени на прош., наст и буд.

2) Религия – внутренне интегрированная система верований, чувств и действий, напр. на связь со сверхъестественным

- система верований

- дуальное существование мира

3) Вера – принцип мышления, связанного со статусом доверия к Богу

3) Философское – рационально-теоретическое мировоззрение

 

2. Предмет и ф-ции ф-и.

Функции философии:

 1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

 2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

 3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

 4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

 5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.

 6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

 7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Предмет философии.

Поним-е предмета ф. сегодня рассматр-ся на пути разрешения дилеммы «философия – наука».

а) ф- это строгая наука (Платон, Аристотель, Кант, Маркс)

б) ф- это не наука (Сократ)

в) ф- это житейская мудрость, к-ая постигается людьми.

г) Понимание чел-ка как духовного сущ-ва. Сначала сущ-е , потом сущность.

д) ф- это история ф-и. Без истории нет и философии.

 Ф изучает всеобщее в системе мир-человек. Всеобщее – это всеобщее в самой действительности и в процессе позн-я. Философия изучает отнош-е субъекта к объекту. Ф – вид духовной деятельности. Ф изучает знание рациональное. Ф-ие знания – идеальные знания.Круг тех вопросов, которые нас интересуют. Ф. носит всеобщие знания.

 

Структура философии. Особ-ти ф-ого знания.

Онтология – учение о бытии

Гносеология – учение о познании

Методология – учение о методах познания

логика – наука о законах мышления

Соц.философия – учение об обществе

Философская антропология – учение о человеке

История философии.

Особенности ф-ого знания.

1) Всеобщее знание

2) Ф самосознания эпохи благодаря своей интегрирующей мощи

3) ф – открытая система; она всегда меняется

4) главный принцип – принципы сомнения

5) ф имеет дело с вечными проблемами

6) многогранность по толкованию ф-их проблем

7) рефлексия ф – самоанализ – ф – это знание о знании. Предмет ф-их размышлений достаточно широк, он не огранич-ся реал-ми вещами. Предметом ф-их размышлений м.б. любые потенциально возможные мысли.

8) Комплексный хар-р ф-их проблем.

Основной вопрос ф-и рассматр-ет соотн-е двух сфер – материи и сознания. Соотн-е предполагает несколько моментов понимания:

1) онтологическая сторона – что первично, а что вторично. Материалисты: материя первична.

По этой стороне выд след вар-ты ф:

1) ф-ий монизм – одно начало

2) дуализм – 2 начала – материя и соз-е

3) плюрализм - много начал.

2) гносеологическая сторона. Познаваем ли мир?

1) скептицизм – сомнение о возможности позн-я мира.

2) агностицизм – доказывает, что мир познать невозможно, по прич наших ограниченностей и по причине ограниченности мира.

3) гносеологический оптимизм – мир познать можно, но в относительных пределах.

Классификация ф-их учений. Осн напр-я в ф.

Идеализм - философское направление, утверждающее первичность сознания и вторичность материи.                                       

1) Объективный (Первичен мировой разум; Платон – сначала идея чел-ка, потом сам чел-к, Гегель, Юнг.)

2) Субъективный (Созн-е чел-ка опр-ет сущ-е мира; Мах, Авенариус, Беркли)

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания.

-стихийный наивный м. др греков 7в до н.э.

-натурфи-ий м. эпохи Возрожд-я 15в н.э.

-механический м. 17-18вв.

- диалектический материализм – 19-20вв. - сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно преобразовать ее

- вульгарный материализм – 19в (Бюхнер, Фагот) - отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей.          

Сенсуализм – чувство.

Рационализм – разум. (Декарт, Спиноза, Ницше, Шопенгауэр)

Иррационализм – в основе мира недоступное для человека начало.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!