А) Взаимодействие художественных приемов скульптуры и живописи классицизма в изоюискусстве Франции 19 века.



Сравнение «Апофеоза Гомера» Энгра и рельефа Пантеона в Париже д’Анжера «Великим людям. Благодарная родина». Оба произведения крупномасштабны. Оба предназначены для размещения в архитектурных формах. Отражена общая для эпохи тенденция к монументальности.

Рассматривая реализацию качества линейности, что в этих классицистических произведениях линейность выдержана со значительным присутствием ареаромантических тенденций. Таким образом, и художник, и скульптор выделяют не отдельных персонажей, а их группы, значит, им важно было показать живую общность граждан в одном случае, и деятелей культуры – в другом. Но, в дальнейшем, это работает на вполне классицистическую идею.

В обоих случаях, определяющим моментом композиции является архитектура классического ордера. Таким образом, люди соотносятся с элементами ордера, порядка. Каждый, в своей уникальности, является неотъемлемым элементом мироздания. Это обобщает два анализируемых произведения.

В случае рельефа, осевым персонажем является аллегория Родины – замковый камень фронтона. Она раздает награды, венчает своих сынов. Демонстрируются образцовые великие люди. Обращаясь к плоскостности, фризовости, автор придает образцам завершенность, максимальную представленности, демонстрирую завершенную проявленность абсолютного начала. Даже отмеченное неравновесие в группах гражданских и военных деятелей работает на идею типизации (проявленности всеобщего в единичном в виде родовой сущности) – государственные и церковные мужи спокойны, военные – воинственны или усталы.

В «Апофеозе Гомера» ось симметрии раздвоена – венчаемый сидит на троне – и это центральная ось, ось-проводник благодати, а венчающая и осеняющая сила являет собой второю ось, ось божественного начала, ось музы..

Если в «Великих людях» множественность являет собой уникальность исторических лиц, то присущая рельефу смутность показывает, что это не застылая кристаллизация явленного абсолюта, на эти лица больше аллегории. Потому что историческому деятелю свойственно меняться, изменять партиям и убеждениям, даже если деятель кристально честен, то всегда возможна историческая переоценка роли событий, в которых оно принимал участие.

Тогда как, в «Апофеозе Гомера» качества множественности и ясности более проявлены – ведь деятель культуры славен своими произведениями. Даже одной великой вещи достаточно, чтобы быть вписанным в историю. Здесь и представлены аллегории произведений.

За счет множественности проявляется такая черта времени, как учет, перечисление. Это проявлено и на уровне введения вербального текста в обоих произведениях. В одном случае – это История, записывающая имена, в другом – имена высечены в камне, на ступенях.

Для социоцентрической модели религиозности, явленной на фронтоне Пантеона, важно учесть все типы великих мужей, классифицируя их при этом по видам – военные и гражданские. Кроме того, происходит ранжирование – так Художник помещен дальше от Родины, чем Священник.

Для космоцентрической модели религиозности явленной в «Апофеозе Гомера» важно учесть все проявления божественного во все времена, вершиной которого является, конечно, Гомер. Здесь важен момент оценивания. Автор берет, по сути, на себя роль судьи, решая кого вообще и как именно поместить в картине. Здесь уже обожествляется не понятие Родины, а конкретный человек конкретной исторической эпохи. Но это обожествление происходит потому, что этот слепой человек (не воин, не жрец, не правитель, не ученый) вполне мужицкого вида с грязными ногами – великий провидец божественной сущности мироздания – он Поэт!

Стоит отметить, что в обоих случаях сказались традиции скульптурного оформления фронтонов. Если в первом случае это влияние было прямым, то во втором – опосредованным. Обратимся к данным принципам:

Можно сказать, что некоторым приемом скульптурности будет являться и особое применение света и тени, которые дают персонажам впечатление объемности, тем самым, делая живопись более материальной. Если скульптура объемна и располагается в трехмерном пространстве, то есть она в меньшей степени, чем живопись обладает качеством иллюзорности, Также связь со скульптурой можно проследить в живописи в изображении персонажей. Так как в скульптуре увековечивали и изображали людей идеальных, призванных стать эталоном для последующих поколений, то и в «Апофеозе Гомера», мы можем видеть этот принцип. Изображены выдающиеся личности прошлого, главным из которых, наподобие божества выделяется Гомер как «первоисточник и образец всего прекрасного как в искусстве, так и литературе». На мировоззренческом уровне, живописное полотно и скульптура фронтона также схожи. Это, во-первых, следует из самих принципов классицизма, строящихся на идее эманации единого во многое, бесконечного в конечные формы. А во-вторых, проявлено в самой форме фронтона и изображенного храма, имеющего покатые стороны крыши и ионический ордер. Также момент эманации выражаются в таких понятиях как «монументальность», «ясность», «замкнутость» и т.д., свойственных данному произведению.

Б) Творчество Иоганна Генриха Фюсли.(1742 - 1825)

швейц.худ., рисовальщик, гравер, поэт и литер. критик конца у истоков з.евр. романтизма. Ученическими- швейцарский и первый лондонский периоды- до 1760 года.:

•     барочные традиции Германии и творчество Микел-ло. Несам-сть;

•     преимущественно над иллюстрациями к книгам («Тиль Уленшпигель»), техника – графика и акварель.

•     Обращение к литературным (Шекспир) и философским источникам (Берк). - изображение фантастических и ужасных моментов, через переживание которых человек должен был испытать «катарсис»;

•     Гротескность, карикатурное преувеличение лиц и ужимок;

•     Контраст ярких световых пятен и глубоких теней;

•     Беспокойность сюжетов;

•     Использование фантастических форм;

Пи: Серия иллюстраций к книге «Тиль Уленшпигель»;«Гарик и миссис Причард».

проживанием в Италии с 1770 по 1779 годы. – собст. Ориг. манера письма + самостоят.:

•     Сочетание барочных, маньеристических и классицистических традиций. Особ. внимание -Микеланджело («Страшный Суд») и Веронезе –изображение преувеличенно деформированных пропорций тел, вытянутых и скрученных, а также преувеличенная мускулатура фигур, как идеал совершенства;

•     Обращение к философии Лафотера, - типизация образов в их гротескности - максимально точно отразить и обнажить чувства человека (страх, ненависть и т.д.);

•     Аллегоричность и символичность изображаемых фигур;

•     Преувеличения трагического и пессимистического настроения;

•     Обращение к общечеловеческим образам. Истор.- не интересовали; сознательно не признавал работы с натуры, так как максимально обобщенно явить сущность человеческих страстей, посредством человеческих образов, как модель.

•     Сюжеты из литер. Пр. Шекспира (весь спектр человеческих страстей от трагических до комических состояний), Мильтона и Данте;

•     Динамичность композиции как передача телесных и душевных движений;

 

- Сосуществования двух миров внутри героя, один из которых - мир действительности (реальный), второй же - мир душевного состояния, который существует в подсознании и достижим в бессознательном, пограничном состоянии (например, состояния сна),

- Использование религиозных и мистических сюжетов, способных раскрыть двуемирие.

- Герой физически бездейственен, находится в состоянии сна

- Типизированность персонажа, т.е. произведение представляет не конкретного персонажа, а человека в общем .

Национальный характер: использование национальных черт (портретные характеристики, национальная природа, актуально-исторические моменты) как протест против академической, классицистической живописия

- темы: 1.      Граница: пограничное состояние между сном и явью, миром реальным и идеальным, человек в состоянии выбора (действовать или бездействовать, Граница между сном и явью, сознанием и подсознанием, для осознание существования двуемирия, исцеление посредством вытягивания грехов наружу).

2.    Национальный характер: использование национальных черт (портретные характеристики, национальная природа, актуально-исторические моменты) как протест против академической, классицистической живописи (Традиция мистической живописи конца 18 века, использование портретных черт)

- Человек вмещает в себя два мира, он способен постичь эти миры посредством сна, отрешенности, через бессознательное.

Билет 30.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 406; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!