Этап творчества: Ранний римский период (до 1810 года).



В 1797 г. Торвальдсен прибыл в Рим. Датский мастер сумел почувствовать величие античной пластики. В этом убеждает статуя Ясона с золотым руном (1802—1803 гг.). Его фигура выполнена по античным канонам красоты. Скульптор ставил своей целью воплотить в этом образе идеал человека и гражданина своей эпохи. Все произведения мастера отличаются строгой гармоничной композицией, виртуозной обработкой мрамора, пластической завершенностью. Именно в данной работе гармонично синтезированы основные наработки Торвальдсен раннеримского периода творчества.

Этап творчества: Римский период (1811- 1820е года)

Первые годы XIX в. стали для Торвальдсена порой творческого рассвета; он работал в Риме (в 1808 г. его приняли в Академию Святого Луки) и Неаполе. «Венера с яблоком» (1813—1816 гг.). Композиция «Ганимед, кормящий Зевсова орла» (1817г.) выполнена с непревзойдённым изяществом и естественностью.

Для данного этапа творчества характерны многофигурные рельефные работы, скульптура, а также барельефы. Торвальдсен обращается к античным, мифологическим сюжеты, его работы наполнены аллегоричностью и символизмом. Образы самодостаточны, целостны, композиция симметрична и проста, характерно также созерцательность, процессуальность, повествовательность. На протяжении всего периода скульптор изучает природу и чистое античного искусства, с целью обновления устарелых условных форм современного искусства.

Этап творчества: Зрелый период (1820е годы- 1838год)

В 1819 г. Торвальдсен посетил Копенгаген, получив заказ на украшение церкви Богоматери (1811 — 1829 гг.), построенной в неоклассицистическом стиле. Скульптор украсил фронтон главного входа храма фигурой проповедующего Иоанна Крестителя, паперть — рельефом «Вход в Иерусалим», интерьер — статуями апостолов, алтарь — колоссальной фигурой Христа и рельефом «Шествие на Голгофу». Христианские сюжеты, портретные работы современников, аллегорические изображения также отличают данный период творчества скульптора. Автор обращается к изображению выдающихся современников, деятелей культуры и науки в поиске образа эталонного представителя современной эпохи.

Стилевая определенность творчества скульптора

Несмотря на романтическую склонность работ позднего этапа творчества, Торвальдсен считает, что лишь через античный образ можно визуализировать идеал современности. Излюбленным для автора, на протяжении всей жизни, остаются античный и мифологические сюжеты, героев которых он представляет по всем канонам классицизма, тщательно прорабатывая фигуру, идеализирует лица. Даже изображая своих современников, скульптор облачает их в античные одежды, насыщает складками. Герой Торвальдсена, это, в - первую очередь, эталонный человек, некий посланник божественного диктата, который предстает перед нами как идеальный образ, актуальный для современности.

Билет 26.

А) Характеристика графики направления реализм в изо.искусстве.

Графика пытается удержать динамичность объективной действительности. Демонстрация того, что идеал нельзя найти в социуме. Развивается метод «критического реализма». Философия критического реализма – Бодлер (относительность идеала. Индивидуализация, низводятся кумиры, не эталон, но тип).

Периоды: 1. 1830-35-каррикатуры политические (отрицательный персонаж буржуа, портреты, политические деятели, высшая власть).

2.1835-48-социально-бытовая карикатура.

Мастера: Соц-быт карикатура – Монье, Травес. Политическая – Гранвиль, Декан.

Характерные черты:

-сирийность (темы: добрые буржуа, большой город, улицы Парижа, представители правосудия, физиология, чиновника, лавочника, буржуа).

- ориентация на широкую массу

- сатирическая направленность

- проблемы соц.неравенства

- тема смеха ненастоящего

- тема праздного зеваки

- низменные чувства обывателей.

Домье:

-серийность (кадровость динамичной действительности, демонстрация многоаспектности общества – желание создать полную картину)

-Общество становится наиболее активным художественным материалом.

-Прием гротеска, преувеличения, искажения для выявления основной черты особо агрессивный способ высвечивания истины.

-Одна из главных тем – несоответствие того, что декларируется, и того, что в действительности происходит. «Мы все честные люди, обнимемся» - а люди обкрадывают друг друга. Тематика неисправимости человеческой.

Большую роль в его творчестве играла тема свободы (ситуация в которой человек оказывается судим, лично зависим от человека, который не имеет морального права на это. По мнению Домье именно это и приводит к гибели человеческой).

«Этого можно освободить, он больше не опасен» (Лазарет тюрьмы, умерший заключённый. Человек представляется государству неопасным только когда он мёртв).

- смех на грани с ужасом, смех в ситуации вопроса жизни и смерти – «Смейся, а то упадёшь». Это последняя возможность развернуться и увидеть суть происходящего. Не все произведения Домье имеют суть сатиры и смеха.

В контексте реализма злободневность становится вписанной во всеобщий контекст вопросов человеческой смерти и жизни.

-приподнять злободневные моменты до качества эпичности.

-Характерна фрагментарность композиции – изображается лишь часть глобальной системы (ситуация тем самым распространяется на весь мир).

Б) Творчество Уильяма Блейка

(28.11.1757 г. – 12.08.1827 г.), английский поэт, живописец, гравер. Как художник учился в Лондоне у гравера Дж. Безайра (с 1771), посещал Академию художеств (1778), испытал влияние Дж. Флаксмена. В творчестве Блейка, иллюстрировавшего акварелями и гравюрами собственные стихи («Песни неведения» 1789, «Песни познания» 1794, «Книгу Иова» 1818–1825, «Божественную комедию» Данте 1825–1827 и др.), ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII – I-й четверти XIX века.

В целом, его творческие труды (литературные и живописные) являют собой вполне определенную завершенность, они представляют собой результат долгого и глубокого искания романтической души. У. Блейк писал литературные произведения (в стихах и прозе), дополняя их для зрительской заразительности многочисленными иллюстрациями. Такой литературный прием, объединяющий в себе философию, литературу и живопись, ранее никогда не встречался.

Блейк никогда не работал маслом, несмотря на популярность этой техники в XIX в., предпочитая темперу и акварель. Он писал картины на сюжеты из Библии (например, «Сон Иакова», 1800-1805 гг.), из сочинений английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона, выбирая нетрадиционные для изображения эпизоды и образы. Блейка на протяжении его творческого пути интересовали в искусстве эффекты фантастического, сверхъестественного, божественного. Стремясь к необычности, внезапности и силе воздействия этих эффектов, художник избирает, например, в литературе ситуации, которые уже на уровне темы исполнены духовных переживаний, явления божественных существ в мирское пространство, внезапные видения и сны.

Блейк в своем творчестве понимал миссию художника как некое пророчество, мистическое изречение божественных предписаний в конкретную литературную или живописную форму. Поэтому художник отказывается от рисования с натуры и обращается к миру фантазии, где человеческому началу открывается божественное пространство.

В зрелый период творчества, в 1800-1805 гг Уильям Блейк пишет произведение «Сон Иакова» (бумага, карандаш, акварель, 39,88 x 30,73, Британский музей, Лондон). Рассмотрим данное произведение, с одной стороны, как репрезентант творчества Уильяма Блейка, с другой – как репрезентант энтузиазной живописи романтизма в Англии XIX века.

Своеобразный романтический стиль Блейка возник из слияния философии, мистицизма, экспрессивности и глубокого религиозного подтекста его произведений. Оставаясь в рамках академической живописной системы (ясность, строгость композиции), Блейк обогащает ее, прибегая к экспрессивной деформации фигур, вытянутым пропорциям, световым эффектам свечения и контраста, дематериализации, фантазийности пространства, усиливая до предела эмоциональную остроту самого сюжета – темы противостояния в человеке плоти и души, добродетелей и пороков. Духовный мир представляется ему более важным, чем мир материальный, именно душа, а не плоть становится точкой роста к Духу, а истинный художник видится ему пророком, наделенным божественным даром проникновения в сущность вещей. Таким образом, творчество Уильяма Блейка репрезентирует собой мироощущения английской живописной школы романтизма XIX века.

Билет 28.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 422; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!