Политическое учение Ибн Халдуна (ППУ Арабского Востока)



Ибн Халдун. – видный политический мыслитель востока. Его задача – выявить естественные законы: становление, развитие и падение государства. Для своих выводов И.Х. исследовал реально существовавшие мусульманские государства. Он проследил эволюцию халифата и разработал оригинальную классификацию форм правления.

Любое общество в силу человеческой природы нуждается в сдерживающем начале с целью предотвращения стремления людей к агрессии. Им является государство. Государство специфично как власть в том отношении, что эта власть отличается от простого предводительства, которое имело место в племенах, и по сравнению с племенным предводительством власть государства является показателем более высокого уровня цивилизации. Государство подавляет членов общества, объединяет племена, осуществляет власть внутри и вовне. Внутренняя сторона власти – всевластие правителя, который способен силой управлять подданными, осуществлять законы, обеспечивать порядок внутри страны, собирать налоги, формировать армию. Вовне – неподчинение государственной власти какой-либо иной власти или принуждению. В осуществлении государственной власти, которая выражается соответственно политике, участвуют все подданные -> все изменения в государстве сопряжены с изменением не только положения главы государства, но и с изменениями общества в целом.

Время существования государства ограничено 3-мя поколениями. В течение этого срока государство проходит:

1.возникновение новой принудительной власти взамен старой;

2.сосредоточение верховной власти в одних руках, после того как главный расправляется со своими сподвижниками, которые помогли прийти ему к власти;

3.расцвет государства – господство порядка, спокойствие, уверенность;

4.переход к насилию, к деспотичным методам правления для подавления оппозиции;

5.упадок и гибель государства.

И.Х. анализирует и мусульманское государство в целом. В мусульманском государстве 4 этапа развития:

1.полный (чистый, праведный) халифат

2.постепенный переход к монархии при сохранении внешних атрибутов халифата. Вера постепенно заменяется силой. Договор уступает силе меча и деспотичным методам правления.

3.превращение государства в монархию с сохранением лишь названия «халифат».

4.распад единого мусульманского государства и завоевание его другими народами. Уже нет и названия «халифат». Глава его перестаёт быть мудштахидом.

И.Х. выделял 3 формы правления: естественная монархия; политическая монархия; халифат.

Естественная монархия – управление подданными осуществляется исходя из корыстных, личных побуждений правителя, его субъективных побуждений, его прихотей - деспотичный режим в личных интересах властвующего.

Политическая монархия – правление основанное на рациональных идеях - защита государственных интересов, противодействие всему тому, что наносит вред подданным. Положительная сторона – рациональная справедливость. Недостаток – правители не связаны религиозными ценностями.

Халифат – этот недостаток устраняется. Власть халифа опирается на мусульманские правовые основы и в то же время направлена на защиту веры и вершение земных дел. Т.о. халифат идеально учитывал интересы подданных, даже такие, которые не могли быть поняты рационально. Сочетание как религиозных, так и земных ценностей.

Если суверенитет монархии в принудительной силе, то суверенитет халифата – в мусульманском праве, олицетворяющем высшую справедливость. Монарх – чужой глава государства для подданных, т.к. правит опираясь исключительно на принудительную силу, а халиф – свой глава, опирается на всеобщее убеждение справедливости мусульманского права.

ППИ Иллариона в трактате «Слово о законе и благодати»

Митрополит Илларион. 11 в н.э. – религ-социолог концепция

«Слово о законе и благодати». Затронуты вопросы соотношения закона и благодати, значения крещения, проблемы развития государства.

- постижение истины связано с учением Христа

- не дана классификация законов, нет деления на законы человеческие и божие

- закон для Иллариона – внешнее предписание, регулирующее поведение человека посредством запретов. Постижение истины указывает на высокий нравственный статус человека, потому закон определяет поступки человека на той ступени, когда люди еще не достигли совершенства. Закон – это ступень на пути к достижению истины

- подчинение законам выводит чела из дикого взаимоистребляющего состояния

- закон и истина противопоставляются, потому истина воспринимается благодаря закону

- народы равноправны

- сущность гос-ва – божественна, т.к. создание гос-ва – реализация воли Бога, а носитель верховной власти – наследник царства небесного

- Илларион – сторонник наследования власти, уделяет внимание вопросам воспитания правителя и подготовки к занятию полит деят-ю. Будущий правитель должен воспитываться с чувством долга по отн к своему народу

- власть д употребляться праведно, т.е. не произвольно, поскольку это – могущество, и д.б. основано на законе.

- идеальный правитель д.б. милосердным. «Мало казни, много милуй»


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!