Политико-правовые взгляды Августина



Официальный представитель идеологии раннего христианства Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354 - 430 г.г.) жил на рубеже 2-х эпох – рабовладельческой и феодализма. Он родился в семье крупного негоцианта – отдал всё имущество бедным, принял сан и стал праведником.

Его учение сводится к теологическому обоснованию государственной власти. Основные идеи: 1)единство; 2) подчинение низших высшим.

Он обращался к толкованию Библии о создании мира. Мир создан единым актом за 6 дней, на 7-й день –отдых.

Божество – источник истории, её движения, теория предопределения – всё заранее предопределено богом. На вопрос: «Откуда взялось зло?» отвечал: «Зло является результатом свободы человека. Бог дал свободу выбора между добром и злом, Адам согрешил, мир стал грешен, все бедствия – возмездие за грехи». Все гос. и прав. учреждения – результат греховности человека

Учение о государстве – «О граде божьем». История человечества – развитие 2-х противоположных государств:

· земного, греховного, царства дьявола;

· божьего, состоящего из избранников божьих.

Эти два города созданы 2-мя видами любви: 1) земной град – любовь к самому себе; 2) божий град – любовь к богу и пренебрежение к себе он вечный, бессмертный. На земле он учреждается через католическую церковь (не точно, т.к. на земле его быть не может). Град божий развивается параллельно градам земным. После страшного суда они сольются, когда отделятся праведники от грешников.

А. выделял 3 периода развития государства: 1)от Адама до потопа; 2) от Ноя до Авраама; 3)от Христа до страшного суда.

После будет единое государство.

Государство – множество людей, объединённых общественной связью. Государство, которое ставит целью удовлетворение земных потребностей – государство, лишённое правды, и только в государстве божьем существует истинная правда. Государство земное, которое вне церкви – шайка разбойников и только в церкви оно считается подлинным, и только в том случае, если светская власть подчиняется духовенству.

Государство божье объединяет всё сущее. Люди и ангелы – в нескончаемом блаженстве и любви, в вечном досуге, все желания осуществляются, достоинство – святость, мир – блаженство, жизнь – вечность.

 

Учение Фомы Аквинского о праве и государстве (период феодализма)

Фома Аквинский (1224 - 1274). Родился в семье графа, юношей вступил в доминиканский орден, изучал богословие, философию, потом преподавал в Риме.

Труды – «Высшее богословие», «О правлении властителей».

Учение о двух истинах – богословие и философия. Предмет философии – истины разума, богословия – истина откровения. Эти истины разные, но источник один – Бог. Единство источника предопределяет единство истины. Но истина разума – истина человеческая, истина откровения – истина сверхчеловека, сверхразума философия – служанка богословия.

В XIII веке величайший авторитет имеет философия Аристотеля. А. пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католич. церкви и т.о. ещё более укрепить её позиции.

Форма есть божественный разум, универсальный интеллект. В мире существует божественная иерархия форм. Во главе иерархии стоит Бог, высшая форма, дающая жизнь низшим. Низшие должны повиноваться высшим. Высшей целью человеческой деятельности является блаженство, счастье. Блаженство – удовлетворение всех стремлений человека. Но, возможен ли такой путь? К блаженству ведёт удовлетворение не всяких стремлений, блага земные, внешние, душевные человека – всё это привходящее, непостоянное, несовершенное. Совершенным благом является созерцание божества, но на земле его достичь нельзя, только в потустороннем мире.

Правовое учение – О законе законов, об их иерархии. Ф.А. утверждает, что в мире и обществе существует 2 большие группы законов: божественные и человеческие. Каждая из этих групп подразделяется ещё на две: естественные и положительные (позитивные).

Божественные естественные законны – это универсальные, вечные, абсолютные законы, который царствует во всей природе и обществе, это божественный разум. Человеческий закон – это отражение человеческим разумом божественного, вечного, абсолютного закона. Человеческий естественный закон – осуществляется общение полов, продолжение и самосохранение рода человеческого, воспитание детей, определение общежития.

Естественному человеческому закону должны соответствовать человеческие положительные законы, т.е. законы, установленные людьми, государством. Это закон, действующий в обществе, установленный людьми, отражающий требования естественных человеческих законов. Ф.А. иллюстрирует это отражение следующим: нормы человеческого закона устанавливают наказание за убийство, следовательно в этом усматривается требование естественного закона наказывать за убийство.

Но, человеческие положительные законы могут расходиться с естественными, когда устанавливаются несправедливые законы. Это такие законы, когда преследуются частные, а не общие цели. В случае их издания им не следует подчиняться, такие законы не подлежат исполнению. В таком случае следует руководствоваться божественным положительным законом – Священным Писанием, содержащимся в Библии.

В своём политическом учении он исходит из того, что власть дана от бога. Государство имеет божественное происхождение, и в мире существует божественная иерархия норм во главе с Богом. Сущность установленной власти заключается в обеспечении порядка господства и подчинения. Цель государственности – установление общего блага, обеспечении условий для достойной, разумной жизни. Для достижения этой цели необходимо повиновение, иерархия.

Выделял 3 элемента государственной власти: сущность, форма, использование. Сущность – порядок отношения господства и подчинения. Форма – происхождение от Бога. Существуют: монархия, аристократия, олигархия, демократия, смешанная форма (сочетание аристократии и демократии). Лучшая форма – монархия. Обоснование: существует мировой порядок, в котором властвует одно лицо – Бог, человеческий организм – движение всех органов, но главный – сердце. В монархии 2 разновидности: абсолютная и политическая. Политическая основывается на законе, в отличиие от абсолютной.

Оговорка – власть может быть от Бога, а может быть и от дьявола, если возникает в результате злодеяния, обмана, насилия, подкупа.

Государственная власть как светская должна подчиняться духовной. Богу надлежит повиноваться больше, чем человеку.

Папа Лев XIII объявил учение Ф.А. учение всей философии, богословия, сокрушившим ошибки греков. (Сейчас – неотомисты).


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!