Роман «Инок» - явление российского масштаба.



Роман «Инок» – явление российского масштаба потому, что он талантливо, красиво и душевно показал и доказал факт существования совершенно иной реальности, которую, казалось бы, навсегда уничтожила, замуровала «савецка власть», реальности благородных и верных человеческих душ, реальности той живой, красивой, одухотворенной России, о которой мы уже и не мечтаем ныне.

В душах людей всегда, при любом самом жестоком и гнетущем строе, продолжала и продолжает существовать другая, иноческая жизнь, с другими ценностями и ориентирами, с естественной любовью ко всему живому, к миру, к природе. Недаром автор повествования говорил не раз о том, что его любимая девушка, по какой-то иронии судьбы получившая имя Маши Мироновой, героини пушкинской «Капитанской дочки», чем-то была похожа на староверку, стойкую и непоколебимую в своей силе духа. Мать же его, из дворянских кровей, как пишет автор, даже на линованном листке всегда писала поперек линеек. А бабушка, ростовская дворянка, и вовсе продолжала всю оставшуюся жизнь реально жить в той, утраченной и растоптанной России, напитывая внука своими понятиями о красоте, о доброте, о добре, вере и человечности…

По своей основной профессии Петр Храмов был художником-монументалистом, хотя, судя по высказываниям в его книге, работа эта радости особой ему не приносила и была нужна лишь для зарабатывания денег. Однако парадокс судьбы в том, что именно эта немилая и нелюбимая работа так же, как и его роман «Инок», вписала навеки имя Петра Храмова в историю Уфы, в культурно-исторический контекст города. Монументальные художественные работы Петра Храмова украшают Уфимский железнодорожный вокзал, Дворец культуры УЗЭМИК, здание архитектурного факультета УГНТУ. На стене детского сада Уфимского завода, Петр Храмов, как явствует из его книги, изобразил героиню своего романа, свою любимую женщину Марию Миронову.

Книга о детстве в Уфе в тяжёлые военные и послевоенные годы пронизана такой силой любви к окружающим людям, не броской, но такой узнаваемой и близкой природе, что становится новаторской на фоне холодного профессионализма, обличительного пафоса основного литературного потока. Публикация романа «Инок» в журнале «Бельские просторы» в 2008-2009 годах вполне сопоставима с легендарной публикацией романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в журнале «Москва» в 1966-1967 годах. И в том, и в другом романе вечные христианские ценности проверяются суровой советской действительностью. В одном случае Москвы 20-30-х годов, а в другом – Уфы военного и послевоенного времени. Оба романа рассказывают о печальных, но чистых и высоких судьбах инакомыслящих (отсюда и заглавие романа Храмова) в тоталитарные эпохи, освещённых трагической любовью. Но если Булгаков в своём произведении продолжает линии Гоголя и Гёте с их фантастическими столкновениями со всевозможной чертовщиной, то в романе Храмова развиваются традиции Аксакова, Пушкина и Л. Толстого. Особенно интересно в «Иноке» разработана тема пушкинской «Капитанской дочки». Маленькие герои Храмова словно сошли со страниц пушкинской повести и перенеслись через полтора века в послевоенную Уфу, чтобы на новом витке истории, в царстве победившего Пугачёва ещё раз испытать на себе не устаревающую правоту вечных истин, таких, как «Береги честь смолоду…».

Интересны простаранственно-временные особенности романа. Произведение состоит из трех частей: в первой четырнадцать, во второй двенадцать, в третьей шестнадцать глав. В центре художественного текста- развитие и взросление светлой, божьей, детской души мальчика, чью ощущения и оценки жизни не кажутся наивными или незрелыми.

В начале романа герою пять-шесть лет,затем он уже первоклассник, достигает отроческого возраста, дальше перед читателем юноша, закончивший школу,и, наконец двадцатишестилетний мужчина. Но эти «возрастные состояния» души героя даны в повети не линейно, а зачастую параллельно.

Приведем только один пример. Встретились два друга, мальчик и Степа, они ждут девочек Машу и Агарь, за которыми трогательно ухаживают. И вдруг, глядя на них, Степан говорит о том, что это идут их будущие вдовы. Эти слова оказались пророческими: через много лет, замечает герой-повествователь, Агарь получит похоронку на своего мужа, боевого летчика Степана Курпея. И такие переходы от начтоящего к прошлому растворены в тексте произведения.

Писатель нечасто, но прибегает к приему ретроспективы. Читатель узнает об истории семей мальчика и его школьных друзей, правда, такие сведения фрагментальны,но это в свою очередь не мешает П.А.Храмову дать глубокую характеристику репрессированному русскому дворянству. О своих корнях, о своих бабушке и дедушке , о силе, стойкости, верности своим убеждениям и благородстве русской интеллигенции мальчик будет помнить всегда.

Временная категория сопряжена в тексте романа э категориями, понятиями и именами общественно-политической жизни: тоталитарная система, классовая вражда, вожди советского государства, культ личности и т.п. даже дети вовлечены во взрослые политические игры: они рассуждают, спорят, высказывают свое отношение к поверженному кумиру Сталину и новому «пророку» Хрущеву.

И все же центром автобиографического романа П.А.Храмова являются не политические события, историческое прошлое и настоящее России, а люди э живыми и мерьтвыми душами. И те, и другие поражают своей полнотой и точностью изображения. Великая литература XIX века подарила миру женские образы, в каждом из которых воплотилось представление русского художника об истинной красоте жеснкой души. П.А.Храмову удалось внести свой неповторимый вклад в создание вечных женских образов.

Отметим также образ героя-повествователя, который выступает в тексте то тонким, внимательным созерцателем природы, то философом, чьи размышления о жизни опираются на вечные христианские истины, то безжалостным критиком уродливых явлений действительности. Более всего поражает в храмовском герое твердая гражданская позиция, его убеждения, которым может позавидовать современный бесхребетный человек- человек безвременья.

«Инок»- одно из лучших автобиографических произведений, котрое можно смело поставить в один ряд э автобиографической прозой, ставшей классикой: повестью С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука», трилогией Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность», трилогией А.М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты», повестью М.Карима «Долгое-долгое детство».

П.А.Храмов создает роман, который одновременно вбирает в себя черты исповеди, автобиографического произведения. Уфимский писатель является прототипом своего героя, сохраняющего мировосприятие и маленького, и взрослого человека; героя, который не только рассакзывает историю своей жизни, но и дает оценку своим действиям и поступкам,раскрывая глубину своего внутреннего мира.

Поэтому связь «автор-читатель» в романе «Инок» не так прямолинейна, как в строго документальной автобиографии,а становится более сложной «автор-образ-читатель», особенно по мере роста и развития центрального персонажа романа.

На протяжении всего произведения,сохраняя исповедательный тон повествования, писатель не разрывает «ленту» воспоминаний, все события плавно вливаются в русло творческой задачи автора, служат естественным подтверждением его взглядов на жизнь, на судьбы мыслящей не так, как все, личности в трудное для России военное и послевоенное время, время сталинских репрессий и хрущевской оттепели.

Именно поэтому в центральных образах, создаваемых автором, совмещено два плана: сюжетно-конкретный и символико- философский. Символико-филосовский подтекст расширяет хронологические границы романа «Инок», позволяя оперировать автору такими временными категориями,как прошлое,настоящее, будущее и вечное.

 

 

Вывод по I главе:

 

Роман П. Храмова «Инок», демонстрируя высокий художественный уровень региональной литературы, подтверждает его обусловленность глубинным соответствием произведения регионально- нравственным традициям русской классики, связями с ними как в собственно литературном, так и в этнокультурном и национальном аспектах.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!