Глава I. Роман «Инок» - явление российского масштаба.



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»

Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций

 

Кафедра русской литературы

 

Направление 44.03.05 –

Педагогическое образование                                                                             

Профиль «Русский язык и литература»

Курс III (ОЗО)                                                                                    

                              

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

 

Женские образы в романе «Инок» уфимского писателя П.А.Храмова

 

Калимуллиной Эльвиры Валерьевны

 

Научный руководитель: ст.преп. кафедры русской литературы

 

Прокофьева Ирина Олеговна

                                         

 

Дата представления______________________________

 

Оценка_________________________________________

 

Регистрационный номер__________________________

 

УФА 2017

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

 

Глава I. Роман «Инок»- явление российского масштаба.

1.1. Истоки творчества Петра Алексеевича Храмова…………………………....5

1.2. Роман «Инок»- явление российского масштаба……………………………..9

1.3. Уфимские мозаики Петра Храмова………………………………………….11

 

Глава II. Женские образы в романе «Инок»

2.1 Образ матери и бабушки……………………………………………………..13

2.2 Образ Маши Мироновой……………………………………………………..16

 

Заключение……………………………………………………………………………19

 

Литература ……………………………………………………………………..……..20

 

 

Введение

Региональная литература, к которой мы относим уфимскую художественную прозу, воспроизводит в себе те процессы, которые свойственны современной русской литературе в целом. Одним из лучших произведений современной русскоязычной прозы Башкортостана является роман Петра Алексеевича Храмова «Инок», хотя, его можно отнести к так называемой «возвращенной литературе», поскольку при жизни писателя он не был опубликован.

  Роман уфимского писателя 2-й половины ХХ века Петра Алексеевича Храмова «Инок», является одним из лучших «возвращенных» произведений современной русскоязычной литературы Башкортостана.

Книга о детстве в Уфе в тяжелые военные и послевоенные годы пронизана такой силой любви к окружающим людям, не броской,но такой узнаваемой и близкой пророде, что становится новаторской на фоне холодного профессионализма, обличительного пафоса и пофигизма основного литературного потока.

 Современная уфимская литература – явление интересное и многомерное.

Опираясь на тематический принцип, в ней традиционно можно выделить

Следующие магистральные темы: военную, бытовую, молодежную, городскую, историческую, христианскую и многие другие.

В романе уфимского писателя талантливо запечатлена жизнь в военной и послевоенной Уфе с ее маленькими деревянными домиками на высоком берегу Белой, с многоязычным населением коммуналок и теплой семейной атмосферой городских дворов.

Реализация типологического подхода позволяет говорить об обращении уфимских писателей к разнообразным направлениям: реалистическому, постмодернистскому, фантастическому, детективному, автобиографическому, юмористическому и другим. Наблюдается в современной уфимской литературе и поиск новых стилевых форм.

«Жизнь –это война с забвением...». Эти слова из произведения

«Инок» уфимского художника П. Храмова как нельзя лучше подходят к

Роману.

  Публикация романа «Инок» в журнале «Бельские просторы» в 2008-2009 годах вполне сопоставима с легендарной публикацией романа М.Булгакова «Мастера и Маргарита» в журнале «Москва» в 1966-1967 годах. И в том, и в другом романе вечные христианские ценности поверяются советской действительностью.

Оба романа рассказывают о печальных,но чистых и высоких судьбах инакомыслящих (отсюда и заглавие романа Храмова) в тоталитарные эпохи, освященных трагической любовью. Но если Булгаков в своем произведении продолжает линии Гоголя и Гете с их фантастическими столконовениями со всевозможной чертовщиной; то в романе Храмова развиваются традиции Аксакова, Пушкина и Л. Толстого.

Особенно интересно в «Иноке» разработана тема пушкинской «Капитанской дочки». Маленькие герои Храмова словно сошли со страниц пушкинской повести и перенеслись через полтора века в послевоенную Уфу, чтобы на новом витке истории, в царстве победившего Пугачева еще раз испытать на себе устаревающую правоту вечных истин, таких, как «береги честь смолоду…».

«Инок» — единственная книга Петра Храмова. Прожив достаточно короткую, но яркую жизнь автор своим творчеством доказал, что был не только талантливым художником.

Роман заключает в себе целый пласт жизни людей после войны.

Роман «Инок» действительно отличается глубокой укоренностью в классической традиции отечественной словесности, связанной, во-первых, э изображением русской интеллигенции и народа, во-вторых, э развитием приемов автобиографического повествования,сопрягающего детское восприятие мира э его ретроспективным осмыслением.

  В автобиографическом произведении писателя легко и виртуозно соединяются оценки этого мира главным героем, который предстает то шестилетним мальчиком, то подростком, то двадцатишестилетним молодым человеком, то зрелым и мудрым мужчиной.

  Каждый читатель найдет в романе П. Храмова «Инок» созвучное своей душе. Он написан пером талантливого человека, чей внутренний мир так многогранен, многоцветен и ярок, что вбирает в себя всё многообразие окружающей действительности. В романе П. Храмова мы встречаем ряд философских и нравственных категорий, которым автор дает тонкие и точные характеристики. Когда писатель рассуждает об этих понятиях, его высказывания в тексте произведения звучат емко и афористично: «Была у меня примета: дабы весь день был удачным, я должен был с утра посмотреть в детские глаза –глаза Бога»; «Талант в России воспринимается как покушение на естественный ход вещей»;  «Ржавеет золото, и истлевает сталь, крошится мрамор –к смерти всё готово. Всего прочнее на земле –печаль, и долговечней –царственное слово. Печаль. Слово. А меж ними–жизнь. Или то, что вместо нее».

С жаноровой точки зрения произведение Петра Храмова можно отнести к роману-воспоминанию, автобиографическому по фабуле становления личности и многоплановому повествованию о жизни героя-рассказчика в родном доме, который в детстве казался ему сказочным теремом царя Салтана, в отрочестве обнаружил «привлекательную чуждость вальтерскоттовских замков», а в юности- черты «совестливой и смирной интеллигентности чеховского дома с мезонином».

Имя П. Храмова стоит особняком в уфимской литературе. Его исповедально - биографический роман несколько десятилетий шел к своему читателю.

На всем произведении очевидна печать «места», в нем ярко отражены уфимские реалии, соответственно выделяются этнокультурные и национальные особенности геопанорамы и геопоэтики: образ ролного сказочного дома на берегу реки Белой, другие многочисленные конкретные топонимы ( речка Сутолока, Монумент дружбы, Сергиевская церковь, Курочкина гора, Цыганская поляна, деревня Турбаслы и т.п.), образы башкир Афзала Гимаевича, Нагимы асхатовны и др., колоритная двуязычная речь жителей Уфы, исторические и социальные подробности их жизни в 1940-1960 годы.

Тем не менее, благодаря обильным авторским комментариям и публицистическим обобщениям региональная картина мира расширяется до полотна общероссийского бытия.

Исходя из этого, региональное изменение в художественной оценке романа «Инок» предполагает обращение и к внерегиональному, общероссийскому контексту. В данном случае этот контекст русской классической литературы, «родной» и близкий для автора. В его семье, царил культ искусства и литературы, была большая библиотека. Произведения писателей-классиков Петр Алексеевич любил и ценил. Потрясающая эрудиция и начитанность, прекрасное чувство слова, приверженность традиции христианского реализма помогли ему вписаться в магистральное русло отечественной литературы.

Актуальность темы: обусловлена обращением к региональной литературе как части современного литературного процесса.

Цель: показать глубокую укорененность романа в классической литературе.

Задачи: - проанализировать литературу по избранной теме, обозначить ее значимость;

- проследить описание женских образов в романе и отношение автора к ним.

В работе используются различные методы исследования:научно- познавательный, практическо- рекомендательный и анализ.

Объект исследования: роман П.А. Храмова «Инок».

Предмет исследования: женские образы в романе.

 

Глава I. Роман «Инок» - явление российского масштаба.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 828; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!