Система образов-персонажей художественного произведения.



При анализе эпических и драматических произведений много внимания уделяется композиции системы персонажей, то есть действующих лиц произведения (подчеркнем – анализу на самих персонажей, а их взаимных связей и отношений, то есть композиции).

Всех персонажей традиционно принято традиционно разделять на главных (они находятся в центре сюжета, обладают самостоятельными характерами и прямо связаны со всеми уровнями содержания произведения), второстепенных (они также довольно активно участвуют в событиях, имеют более или менее четко обрисованные характеры, но оказывающихся несколько обделенным авторским вниманием; в ряде случаев их функция – помогать раскрытию образов главных героев) и эпизодических (появляющихся в одном-двух эпизодах сюжета, зачастую не имеющих собственного характера; их основная функция – давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные черты персонажей главных).

Категорию персонажа (главный, второстепенный или эпизодический) можно определять по двум различным параметрам. Первый – степень участия в сюжете и, соответственно, объем текста, который этому персонажу отводится. Второй – степень важности данного персонажа для раскрытия художественного содержания.  

 Бывает так, что параметры персонажа не совпадают между собой; чаще всего в том случае, если второстепенное или эпизодическое с точки зрения сюжета лицо несет на себе большую содержательную нагрузку. Так, например, в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» императрица Екатерина II – персонаж вроде бы эпизодический; ее образ, кажется, существует лишь для того, чтобы привести историю главного героя к благополучной развязке. Но для проблематики и идеи повести это образ первостепенного значения, потому что без него не получила бы смыслового и композиционного завершения важнейшая идея повести – идея милосердия. Не будь в системе персонажей повести образа императрицы, не прозвучала бы и художественно убедительно идея связи всех людей, без различия сословий и положений, мысль о том, что прочное основание человеческого общежития – не жестокость и насилие, а добро и сострадание.

В некоторых произведениях система персонажей организована таким образом, что вопрос об их разделении на главных, второстепенных и эпизодических теряет всякий смысл, хотя в ряде случаев и сохраняются различия между отдельными действующими лицами с точки зрения сюжета и объема текста. Не случайно Н.В. Гоголь писал о комедии «Ревизор»: «Тут всякий герой; течение и ход пьесы производит потрясение всей машины: ни одно колесо не должно оставаться как ржавое и не входящее в дело».  

Между персонажами произведения могут возникать довольно сложные композиционные и смысловые взаимоотношения. Наиболее простой и часто встречающийся случай – противопоставление двух образов друг другу (Татьяна и Ольга в «Евгении Онегине», Печорин и Грушницкий в «Герое нашего времени»). Несколько более сложный случай, когда один персонаж противопоставлен всем другим, как, например, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», где важны даже количественные соотношения: не случайно автор писал, что в его произведении «двадцать пять глупцов на одного умного человека».

Сложные композиционные взаимоотношения персонажей особенно интересно и полезно анализировать тогда, когда они не получают выражения в сюжете; тогда между образами устанавливаются скрытые на первый взгляд, но очень значимые композиционные связи. Так, в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» персонажи из разных сюжетных линий никогда не пересекаются. В то же время разные, казалось бы, обособленные линии повествования, сцеплены авторской идеей, размышлениями о том, в чем должен состоять смысл человеческой жизни.

Таким образом, композиционные отношения между персонажами произведений могут быть достаточно сложными. Обычно их расстановка обусловливается стремлением писателя поставить в произведении сложные социальные или нравственно-философские проблемы.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 483; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!