Кандинский В. Точка и лилия на плоскости. - СПб.: Азбука, 2003. - 240 с.



Лекция № 16

ТЕОРИИ ЦВЕТА У ЖИВОПИСЦЕВ

Вопросы:

1. «Динамическая теория цветов» В. Кандинского.

2. Исследование Л. Матиссом цвета и его взаимодействий.

3. Цвет в теории супрематизма К.Малевича.

 

Динамическая теория цветов» В. Кандинского.

Многих известных художников также интересовала проблема воздействия цвета. Они исследовали свои собственные ощущения. В. Кандинский исследовал ощущения, которые в нем рождал цвет, рассматривая его как вне, так и в контексте общего картины. Результаты своих наблюдений и размышлений он представил в книге «О духовном в искусстве» Кандинский В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992.- 109 с.

Произведение искусства является неким целым, в котором художник должен выразить, согласно Кандинскому, то, что ему лично свойственно (индивидуальный элемент), что присуще его эпохе (т.е. стиль как синтез ф) языка эпохи и языка национальности автора), а так же дать нечто,свойственное искусству вообще, а именно, вечно живой художественный элемент. Преобладание в произведении искусства последнего элемента над двумя первыми является признаком гениальности художника.

Художествеипый элемент произведения воспринимается зрителем любой эпохи, его ценность стоит вне времени, отражая нечто большее, чем «главное звучание эпохи». Именно он и является предметом эстетического анализа, и как составляющую этого элемента, можно рассматривать цвет.

Кандинский исследует взаимоотношение в живописи цвета и формы.

Форма, по словам художника, может существовать самостоятельно, а цветнет. Цветовое поле не распространяется бесконечно (только в воображении это возможно), в живописи мы сталкиваемся с неизбежными взаимоотношениями формы и краски, с воздействием формы на краску. Художник должен выбрать цветовой тон, то есть субъективно охарактеризовать цвет, затем он должен ограничить его от других цветов, что меняет субъективный характер цвета, добавляя к нему объективную оболочку. Цвет, таким образом, предстает в форме некоегохудожественного объекта, «существа», вступающего во взаимоотношения с другими «существами» картины, находящихся с ним в живом диалоге. Так форма может подчеркивать значение цвета, а может, наоборот, притуплять его. Желтому цвету, согласно Кандинскому, наиболее подходит треугольная форма, усиливающая его резкое воздействие. Желтый круг будет восприниматься совсем иначе, более мягко.

Несоответствие формы и цвета вовсе не является недопустимым, напротив,оно таит в себе множество новых возможностей.

Форма, таким образом, это не просто разграничение плоскостей, а одна из основ, дающих жизнь новым образным единицам картины,выражение се внутреннего содержания. Гармония форм и цветов должна основываться, и это центральный тезис Кандинского, на принципе внутренней необходимости, то есть целесообразного прикосновения к человеческой душе. Как видно, все элементы картины подчиняются общей цели воздействия на зрителя. Высоко чувствительный человек, согласно Кандинскому, может воспринимать визуальное воздействие картины и на уровне других органов чувств. Особенно это касается цвета. Желтый на картине можно услышать как резкий звук высокой трубы, почувствовать как нечто колючее, он даже способен вызвать у кого-то ощущение кислоты во рту. Это мнение находит подтверждение и сейчас, когда «живопись хочется намазать на хлеб», как сказала одна критик по поводу картин современного колориста Л.Буха. Общей характеристикой, отражающей такое разноплановое воздействие на органы чувств зрителя, можно считать динамику этого воздействия. Действительно, общим между чувством кислого, колючего, резкого может быть только скорость достижения максимального эффекта от воздействия, в данном случае, цвета.

Выделение динамического элемента, как определяющего, в изучении восприятия произведения искусства, является, наиболее важным открытием В.Кандинского, и поэтому результат его работы в области воздействия цвета можно назвать «динамической теорией цветов».

Каждая краска на картине, по мнению художника, вызывает у зрителя сначала чисто физическое ощущение: она либо нравится, либо нет. У людей с не очень высокой душевной восприимчивостью цвет ограничивается этим поверхностным воздействием. Известно, что светлые и теплые тона более привлекательны, а синие и зеленые вызывают чувство углубления и покоя. Однако далее краска должна оказать, более или менее успешно, прямое воздействие на психику человека

Согласно Кандинскому, она вызывает душевную вибрацию, вызванную как прямым воздействием краски (уровень физических ощущений), так и возникшими у зрителя с ее помощью образами и ассоциациями.

Сам же художник, давая анализ воздействия основных красок, раскрывает все эти аспекты восприятия с помощью динамической теории цветов. Краски могут обладать несколькими видами разнонаправленного движения, и условно соотносятся по четырем парам контрастов:

синий - желтый,

белый - черный,

красный - зеленый,

оранжевый – фиолетовый

 

Основные типа движения, которыми может обладать краска.

Первый тип - движение к зрителюили от него - определяется теплотой краски, то есть насколько данный цвет тяготеет к ф-красному или синему. Этот тип движения во многом определяетсяконкретным цветовым окружением краски, поскольку ее «теплота» или «холодность» относительна. Так, салатовый цвет будет более теплым в соседстве с зеленым (движение салатового к зрителю) и более холодным рядом с желтым цветом (движение салатового от зрителя).

Второй тип движения— эксцентрическое и концентрическое (изогнутые стрелки на рис.2 будут направлены к центру круга). Эксцентрическим движением обладают желтая и белая (в меньшейстепени) краски. При восприятии этих красок создается впечатлениеизлучения, приближения цвета к человеку. Синяя и черная краски, напротив, удаляются от зрителя, стремясь к центру своего объема.

Рисунок1

Рисунок 2 ‑ Красный ‑движение в себе

Третий тип движения, согласно Кандинскому, это горение в себе, свойственное красному цвету. Она характеризуется энергией и интенсивностью, которая кипит внутри себя, мало разбрасываясь во вне.

Еще один тип движения, характеризует взаимодействие белого и черного цветов и назван движением сопротивления. По Кандинскому, в белом заключено вечное сопротивление, как потенциальная возможность рождения (изменения), тогда как в черном сопротивление отсутствует совсем, подобно смерти. Существует еще одна динамическая характеристика - отсутствие движения, то есть покой. Он характерен для зеленой и серой красок. В случае зеленого цвета, заключающего в себе равновесие двух разнонаправленных движений активных цветов: желтого и синего. Этопокой, обладающий потенциалом к движению. Покой же серого цвета этобезнадежная неподвижность.

Как видно, Кандинский оценивает не только явное движение краски, но и ее потенциал. Таким образом, цветовой оттенок может заключать в себе очень много разных возможностей воздействия. Оранжевый цвет, например, обладает, от желтой составляющей, эксцентрическим движением, от красной - движением в себе, и при добавлении к нему некоторого количества белого цвета, может приобрести потенциальное движение сопротивления и усилить свое эксцентрическое вращение. Далее, в зависимости от соседних цветов на картине, оранжевый может получить движение к зрителю, обусловленное теплотой этой краски в данном цветовом контексте. Такой глубокий анализ краски позволяет получить ее развернутую характеристику, что может помочь оценить в полной мере степень ее воздействия на зрителя.

Любой графичекий объект, будь то точка или линия на плоскости, так же обладают определенной динамической характеристикой. На основе этого Кандинский связывает цвета с разными геометрическими формами по сходству их внутренних напряжений[1]. Так, насыщенные желтый и синий цвета имеют родство со свободными нецентрированными прямыми (рис.З). Эти прямые мало сливаются с плоскостью, скорее, пронизывают ее, вызывая ощущение беспокойства. Белый и черный — это «молчащие» цвета (то есть почти статичные), которые близки по своему внутреннему смыслу к горизонталям и вертикалям, «немым», схематичным линиям. Горизонталь у Кандинского является символом смерти и соотносится с черным цветом, тогда как вертикаль, как символ рождения подобен белому, имеющему потенциал сопротивления, как было сказано выше.

Кандинский В. Точка и лилия на плоскости. - СПб.: Азбука, 2003. - 240 с.

Рис.3 Соответствие цвета и линии на плоскости

Красный цвет имеет движение в себе, и не стремиться к эффекту углубления или активного излучения своей энергии во вне. Он плотно прилегает к плоскости картины, подобно диагонали, которая так же, обладая большим внутренним напряжением, остается как бы жестко закрепленной па изображении (визуальный эффект устойчивости этого графического объекта). Подобной устойчивостью обладают зеленый и серый цвета, которые являются равновесной точкой между желтым и синим, белым и черным цветами соответственно. Таким образом, серый и зеленый цвета также родственны по своим динамическим свойствам диагонали.

Далее Кандинский исследует визуальный эффект напряжения других графических объектов - углов. По его мнению, острый угол 30 обладает остротой, агрессией подобно желтому цвету. Красный цвет по своимдинамическим свойствам близок к прямому углу, который переходным от острого угла к тупому. Тупой угол 150° выражает отсутствие агрессии, остроты, свойственное синему цвету. Угол является как бы предчувствием кривой, имеющей своей конечной целью круг. Можно предположить, что круг для Кандинского означает пассивность, к которой стремиться и синий цвет. Эти соответствия между угловой мерой и цветом представлены ниже:

Желтый 30°
Оранжевый 60°
Красный 90°
Фиолетовый 120°
Синий 150°
Черный  

 

Интересно, что углу 180° , то есть прямой, соответствует черный цвет. Это означает, что цветовая последовательность Кандинского отлична от традиционной последовательности цветового круга, где синий цвет закономерно переходит в красный или зелеттый. Здесь видно, что синий, динамически развиваясь, переходит в красный или черный.

Исходяиз соответствия угловых мер и цветов, Кандинскийпереходит к простым геометрическим фигурам. Желтый цвет, согласно своей динамике, близок равностороннему треугольнику (все углы по 60° ), красный - квадрату (все углы по 90°). Синий цвет подобен, по своим динамическим свойствам, кругу. Так, желтый треугольник, синий круг и красный квадрат должны, по всей вероятности, быть примером устойчивых, гармоничных фигур, в которых цвет приходит в полноесоответствие с формой, ограничивающей его. Согласно логике данныхсоответствий, форма, заполненная цветом с иными динамическими характеристиками, ослабляет воздействие этого цвета. Что же касается белого цвета, ему, видимо, соответствует угол 0°, а эго означает, что форма не оказывает никакого влияния на восприятие динамики чистой белой краски. Черный цвет, таким образом, должен приобретать свое наибольшее воздействие в прямой линии, и именно это свойство черного взяли на вооружение создатели графики.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!