Исследование Л. Матиссом цвета и его взаимодействий.



Другие известные художники также интересуются воздействием цвета. Анри Матисс сформулировал основную задачу цвета в живописи: он должен служить выразительности. Выразительность - центральный термин практически всех теоретически работ художника об изобразительном искусстве. Это не страсть, а некое продуманноеуравновешенное целое произведения. В картине - это согласованные между собой формат листа, положения изображенных предметов, пространство между ними, линии, окрашенные поверхности. Матисс, активно работавший с цветом и отводивший ему важную роль, отмечает, что живописное произведение должно восприниматься зрителем именно как целое. Отсюда следует, что цвет в картинах Матисса является одним из элементов выразительности, наряду с многими другими. И все женельзя не заметить, что живопись этого художника отличаетсяиспользованием больших ярких цветовых пятен. Цвет здесь как бы выходит за ограничивающие его рамки, чтобы заявить о себе вне предметной стороны картины. Сам художник признает такое воздействие цвета: «Картины импрессионистов, построенные на чистых цветах,показали новому поколению, что эти цвета, хотя и служат изображениюпредметов или явлений природы, могут сами, независимо от изображаемых ими предметов, оказывать воздействие на чувствазрителя»[2]. О таком, можно сказать, независимом воздействии конкретных цветов Матисс пишет немного. Он отмечает только, что краски в живописи тогда сильны и выразительны, когда не замутнены и не задавлены смешениями, противоречащими их природе.

Матисс рассматривает цветовое пятно не изолировано, а в окружении соседних цветов. Каждый мазок на картине, по мнению художника, меняет свое значение от соседства, то есть частично утрачивает его. Правильно выбранное соотношение цветов может заставить художника изменить форму, перестроить всю композицию картины. Чтобы выбрать правильное цветовое соотношение Матисс предлагает руководствоваться не научной теорией, а чувством, интуицией Ф и опытом. Теория дополнительных цветов несовершенна, как считаетхудожник, и можно уточнить ее законы, расширить границы, если изучать произведения художников, следующих своему инстинкту.

Важно отметить, что когда творит дух, по мнению Матисса, он должен оберегать девственность своих впечатлений и отбрасывать все, что идет от рассудка. Здесь видно, что творчество Матисса базируется в первую очередь на инстинкте, области бессознательного, где, по всей видимости, и берет начало выбор художником цвета.

Таким образом, в живописи художник, прислушиваясь к своему инстинкту, все же пытается организовать свои ощущения и чувства так, чтобы они могли быть понятны зрителю. Из этого следует, что каждый творец должен изобрести свой творческий язык, который должен быть способен отразить бессознательные и осознанные импульсы своего создателя и быть понятным зрителю.

Пикассо также сравнивал искусство с языком.П. Пикассо. - М.:Издатсльство ЭКСМО-Пресс, 2002.- 184 с.

Он считал, что непонимание зрителем языка искусства вовсе не означает отсутствие в произведении смысла. Цвет в картинах этого художника так же имеет глубокое значение. То, что целые периоды творчества Пикассо обозначены как «голубой» и «розовый» означает соотнесение зрителем содержания работ того времени с их основной цветовой гаммой. Сам художник так объясняет это цветовое доминирование: «Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв»[3]. Синий, по всей видимости, стал для художника способом выразить опустошение после смерти близкого друга. Персонажи картин «голубого» периода Пикассо не смотрят друг на друга, их взоры обращены в пустоту, уже не надеясь обрести счастье и замкнувшись в своей скорби. Синий, таким образом, выступает как цвет духовного одиночества человека, отрешенного от реальной жизни с ее радостями. Как это было показано ранее, в творчестве Метерлинка синий цвет также символизировал выход за пределы реальности, ведь Синюю Птицу Счастья так и не удалось поймать, как недостижимый идеал.

Однако там эта нереальность была позитивной. Рембо так же вывел синий цвет в некое высшее безмолвное пространство.

Таким образом, синий цвет выражает постижение истины во всей ее глубине, стоящей вне реальной жизни и доступной лишь духу.«Розовый» период, возможно, явился для Пикассо возвращением к обычной человеческой жизни, с ее радостями и трудностями.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!