Фигуры поэтического синтаксиса



 

Инверсия– нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок: «Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням» (А. Пушкин).

 

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-эмоциональное значение: Знаете ли вы украинскую ночь?... Гоголь)

Риторическое восклицание: Какое лето, что за лето! (Ф. Тютчев)

Риторическое обращение:Татьяна! Милая Татьяна!/С тобой теперь я слезы лью... (А. С. Пушкин)

 

Бессоюзие (асиндетон) – построение предложения, при ко­тором однородные члены или части сложного предложения свя­зываются без помощи союзов:

Швед, русский колет, рубит, режет. / Бой барабанный, клики, скрежет (А.С. Пушкин)

 

Повтор (рефрен) – повторение композиционных элементов, слов, словосочетаний и других фрагментов текста в художественном произведении, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их роль в тексте.

 

Разновидности:

*Анафора (гр. ana – вновь, phoros - несущий) – или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид...(А. Пушкин)

 

*Эпифора (гр. epi – после, phoros - несущий) - фигура речи, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце нескольких стихотворений, строф или фраз:

Степям и дорогам

Не кончен счет;

Камням и порогам

Не найден счет... (Э. Багрицкий)

 

*Кольцо - повторение в конце стихотворной строки (строфы или всего произведения) начальных слов или отдельных звуков:

Мы любим шумные пиры,
Вино и радости мы любим. (Н. Языков)

 

*Эпанафора - повторение одного и того же слова в начале смежных стихов или предложений:

О, весна без конца и без краю,

Без конца и без краю мечта!" (А. Блок)

 

Градация- расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей смысловой или эмоциональной значимости:

Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.... Волошин)

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым... (С. Есенин)

 

Синтаксический параллелизм (греч. parallelismos - идущий рядом) - сходное синтаксическое построение двух (и более) предложений или других фрагментов текста.

В синем море волны плещут,

В синем небе звезды блещут... (А. Пушкин)

Симплока ( гр. - сплетение) – фигура синтаксического параллелизма в смежных стихах, у которых а) одинаковые начало и конец при разной середине и б) наоборот, — разные начало и конец при одинаковой середине.

Лукавый гуманист, гуманный ловелас (И. Северянин)

Хиазм(греч. chiasmos — крестообразный) — вид параллелизма, своеобразное построение предложения, когда в первой его половине слова расположены в одной последовательности, а во второй — в обратной: Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть (Сократ)

 

Эллипсис (греч. ellipsis — выпадание, опущение) — пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Используется для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи.

Мы села — в пепел, грады — в прах,

В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский)

 

Силлепс - объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении:

У кумушки глаза и зубы разгорелись (И.Крылов)

 

Анаколуф ( гр. - неверный, непоследовательный) – синтаксическая несогласованность членов предложения, умышленно допущенная автором для придания фразе характерной остроты или для создания комического эффекта:

Поэтому было не надо .. ни встреч.. ни вообще продолжать ( С. Есенин)

Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа (А. Чехов)


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 803; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!