Сакские племена (тиграхауда, парадарайя, хаомаварга).



Ученые установили места расселения древних жителей Казахстана. Одна группа жила в Жетысу (Семиречье), в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи. Их персы называли саками-тиграхауда, подчеркивая, что они носили остроконечные шапки. Другая группа племен населяла Приаралье и низовья Сырдарьи. Персы называли их саки-парадарайа – заморские саки. Южнее них расселялись саки-хаумаварга. Ученые предполагают, что такое название им дано из-за напитка хаома, который они умели готовить. Греки называют их массагетами, даями.Саки"тиграхауда расселялись в районе современного Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и Жетысу. Последнее является местом наибольшего скопления саков с «остроконечными шапками».

Социальные проблемы советского общества в 1954-1965 годы.

В первые годы после смерти Сталина во внутренней политике правительства наметилась тенденция поворота к потребностям людей. В марте 1953 года, когда Г.М. Маленков заявил о том, что законом для партии и правительства является обязанность добиваться улучшения материального благосостояния рабочих, колхозников, интеллигенции. В 50-е гг. увеличилось финансирование социальной сферы: выплачивали пособия многодетным и одиноким матерям; оказана помощь инвалидам войны и семьям, потерявшим кормильца на войне. Была ликвидирована сверхурочная работа на производстве: установлен нормальный режим дня; восстановлен оплачиваемый отпуск. С 1958 г. в некоторых городах в квартиры начали подавать газ. 1950-1965 гг. количество медицинских учреждений возросло в 2,4 раза, количество коек и врачей в больницах – в 3,5 раза. С 1956 г. для работающих женщин оплачиваемый отпуск по рождению ребенка был увеличен до 112 дней.

В 1965 г. в республике насчитывалось 79 санаториев и 23 дома отдыха.

Но не все новые перспективные политические решения были осуществлены. Трудящихся заставляли ежегодно в размере месячной заработной платы покупать государственные облигации. Центральные ведомства, союзные министерства, сооружая новые промышленные гиганты на территории республики, не заботились о развитии ее социальной базы и сохранении экологического баланса. Особенно крупный взрыв недовольства произошеллетом 1959 года. Строящийся в Темиртау металлургический комбинат был объявлен ударной комсомольской стройкой, сюда приехало много людей. Для вновь прибывших строились дома, но ввиду их недостатка рабочих приходилось размещать в палатках. Трудности акклиматизации, недостаток питьевой воды, плохо налаженное питание вызывали у людей законное недовольство. Нередки были простои. Поводом для началаволнений в Темиртау послужи ли события 1 августа, когда группамолодежи напала на объекты общепита. Недовольством рабочих воспользовались уголовные элементы. Толпа грабила магазины, рынок, универмаг, столовые, осадила горотдел милиции. Беспорядки продолжались около трех дней. Для пресечения бесчинств были привлечены войска, применено оружие. Над зачинщиками беспорядков состоялся суд. События в Темиртау не заставили руководство республики пересмотреть свои взгляды на дальнейшее развитие общества.

 

3. Объясните цитату М.Магауина «…повысилась гражданскаяактивность поэзии, она стала душевной, человечной, обозначилось ееличностное свойство» на примере казахских акынов первой половиныXIX века.

В первой половине XIX в. по силе таланта на первом месте среди казахских поэтов стоит имя Махамбета Утемисулы(1803—1846 гг.), поэта-воина, яркого выразителя народных чаяний.

Махамбет Утемисулы родился в 1803 г. в нынешнем Урдинском районе Ураль­ской области. В 1829 г. за причастность к выступлениям шаруа Махамбета заключают в Калмыковскую крепость, где он некоторое время находится под следствием.

Позже он принял активнейшее участие в восстании Исатая Тайманулы, будучи одним из вождей повстан­цев. Пламенными стихами Махамбет вдохновляет вос­ставших и призывает к продолжению восстания. Орга­низаторские способности Махамбета вместе с его поэти­ческим талантом служат делу восстания. Защищая ин­тересы народа, Махамбет в то же время преследовал гуманные цели по отношению к русским. Так, он помог поручику Айтову освободить русских солдат, взятых в плен батыром Есетом. Во время повторной встречи с русским офицером Махамбет говорил ему, что не явля­ется врагом России, хочет дружбы с русским народом, мирной жизни в родном ауле среди родных и близких.

После поражения восстания и гибели Исатая на поле боя Махамбет призывает народ к продолжению борьбы. Исполнители воли царского правительства — привер­женцы султана Баймагамбета — старались избавиться от него. 20 октября 1846 г. по их воле Махамбет был предательски убит. Поэтические произведения Махамбе­та тесно связаны с жизнью народа, борьбой против несправедливости и прежде всего с восстанием 1836— 1838 гг. Стихи Махамбета являются своеобразной летописью восстания, помогают увидеть причины и цели народного движения. Махамбет горячо любил свой народ и роди­ну, обличал политику угнетения как со стороны цариз­ма, так и со стороны ханского окружения. В стихах, обращенных к султану Баймагамбету, он не скрывает своей неприязни к угнетателям, мечтает о наделении народа землей, устранении власти аристократов:

 

Билет  10


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 5009; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!