Тема школы и школьного учителя в немецкой лит-ре (роман Манна «Учитель Гнус»).



"Учитель Гнус, или Конец одного тирана" (1905). Юношеские впечатления автора от учебы в гимназии далеко не исчерпывают содержания книги, хотя и сыграли решающую роль в обращении писателя к теме школы. Известно, как презирали братья школу с ее духом пруссачества, с ее, по выражению Т. Манна, "методами дрессировки". Герой этого романа - учитель Нусс, прозванный учениками Гнусом (в оригинале роман называется "Professor Unrat"; настоящая фамилия учителя - Rat. Unrat - по-немецки - нечистоты, отбросы); вокруг него и строится все повествование. Г. Манн показывает тирана, трусливого и мстительного, видящего в каждом ученике лишь "серое, забитое, коварное существо", "мятежника" и "тираноубийцу". Все помыслы Гнуса сводятся к маниакальной страсти "поймать с поличным", во что бы то ни стало испортить карьеру тому, кто осмелился назвать его "этим именем". А поскольку Гнус подвизается в местной гимназии более четверти века, то для него "школа не заканчивалась дворовой оградой; она распространялась на все дома в городе и в пригороде, на жителей всех возрастов", в конечном счете - на все человечество. Запоздалая страсть к "артистке Фрелих" и союз с нею довершают деградацию Гнуса: он превращается сначала в завсегдатая, а затем и в содержателя грязного притона. Даже самые респектабельные и благонамеренные бюргеры со своими судьбами и кошельками оказываются у ног Гнуса. Такая трансформация воспринимается как вполне закономерное явление: Гнус, и прежде развращавший души своих учеников, в новых обстоятельствах лишь прибегает к новым средствам растления.

Г. Манн был не первым немецким писателем, выведшим на страницах своего романа образ школьного тирана, поставщика "верноподданных". Подобный тип учителя встречается у Я.М.Р. Ленца и Ж.-П. Рихтера, К.Л. Иммермана и В. Раабе, Ф. Ведекинда и др. За этой темой стоит нечто большее, нежели простой интерес к одной из сторон общественной жизни. Школьная система, сложившаяся в Германии, издавна служила воспитанию юношества в духе верноподданничества. Не случайно после побед Германии в ряде захватнических войн во второй половине XIX в. широкое распространение получило выражение "войну выиграл прусский школьный учитель".

Школа, которая порождена соответствующей государственной политикой и олицетворением которой является Гнус, была в буквальном смысле преддверием прусской казармы. Гимназический класс, а затем притон в доме учителя - это кайзеровская империя в миниатюре, империя, в которой гнусы носят свое имя "как венок победителя", творят преступления во имя того, чтобы действительно можно было сказать: "Ни одного, ни одного человека!" Позднее краткую, но выразительную характеристику "тому неумолимому, попирающему человеческое достоинство, автоматически действующему организму, каким была гимназия", эта страшная сила, "живьем и без остатка проглатывающая человека", Г. Манн даст и на страницах "Верноподданного". В обеих книгах из всех изобразительных средств доминируют гипербола и гротеск. Гротескны не только персонажи, в том числе многие эпизодические (не случайно роман "Верноподданный" оставляет впечатление массовости типа, определенного в названии произведения), но и ситуации, побуждающие читательское восприятие работать в предусмотренном автором направлении.

Большое место в палитре сатирических красок занимают речевые характеристики персонажей, "говорящие" имена. Основные формы повествования в романе - диалог и монолог, причем последний представлен самыми различными видами публичных выступлений, приобретающих пародийный характер.

 

32. Немецкая новеллистика во второй половине 20в. и тв-во Шторма. Теодор Шторм (1817-1888). По образованию юрист. Родился и жил в г. Гузун в Шлезвиге (север Германии, в то время - под властью сначала Дании, потом - Пруссии). Действие всех его новелл происходит там. Вошел в литературу как поэт (1843 г. - «Книга песен трех друзей»). Сам говорил, что его новеллистика выросла из его лирики. В первых прозаических вещах лирическое начало преобладает над эпическим (сб. «Сказки лета и песни» 1851 г.). Ранние новеллы Шторма неотделимы от его лирики: в стихах и прозе - те же чувства и настроения. Отдельные поэтические мотивы вырастают в новеллы, а потом на эти же темы снова пишутся стихи. В прозе и лирике - одинаковые художественные приемы, сюжетные мотивы, психологические коллизии и настроения.

Сюжеты ранних новелл просты и повторяются в разных вариантах. Любовь и брак, семейные отношения, противоречия между отцами и сыновьями, выбор призвания, разложение патриархальных устоев - к этому сводится проблематика ранних новелл. Главное значение придается не изображению внешних событий, а созданию лирического настроения и внутренним переживаниям героев.

Особую роль в новеллах играют описания природы. Все, что происходит в природе, соотносится с человеческими чувствами.

Лирический герой новелл воспринимает действительность, как правило, сквозь призму воспоминаний, соединяющих прошедшее с настоящим.

Можно сказать, что ранние новеллы Шторма - это зарисовки быта в элегических тонах. Ритмизованная проза. Время не движется. Характеры едва намечены.

Популярность пришла к Шторму после новеллы «Иммензее» (1849).  Написана в традиционно для штормовской новеллы форме «картины воспоминаний или настроений». Разрозненные эпизоды (главки, каждой их которых дано название) восстанавливают историю целой жизни. Композиция - обрамленная: в первой главке «Старик» показан одинокий старик, возвращающийся с прогулки домой и погружающийся в воспоминания. Следующие главки - эпизоды из его жизни, связанные с любовью к Элизабет, подруге детства, ее замужеством (по велению матери) и их последней встречей в имении Иммензее, принадлежащем ее мужу Эриху. Последняя главка называется снова «Старик» - и опять изображен тот же старик, погруженный в воспоминания - действие возвращается к исходному моменту.

Главный герой Рейнгард - поэт и собиратель народных песен, что задает лирический тон новеллы. В новеллу органически вплетены стихотворные тексты (стихотворения Рейнгарда и собранные им народные песни), играющие роль лейтмотивов. Особенно важную роль играет стихотворение в духе народной песни «Мне приказала мать», которое Рейнгард и Элизабет читают в Иммензее - это фактически основной конфликт новеллы перееденный в стихотворной форме.

Разрозненные сцены новеллы выдержаны в одной тональности, и всю новеллу можно сравнить со стихотворением в прозе. В новелле важен не сюжет, а художественные средства, не продвижение действия, а лирическое настроение. Общий меланхолический тон гармонирует с игрой нюансами цвета, света, мелодии.

Центральный эпизод - в Иммензее Рейнгард видит белую лилию в пруду, хочет сорвать ее, плывет, но запутывается в водорослях и еле выбирается на берег, так и не достав лилии. Белая лилия - организующий центр новеллы, поэтический символ, но без мистического значения.

В конце 50-х - начале 60-х гг. обострение внутреннего конфликта в произведениях Шторма. конфликты придают повествованию динамичность, форма приближается к драматически сжатой, трагедийно-завершенной. В этот период творчества Шторма особенно интересует проблема трагической вины, вины врожденной, унаследованной о предков. Важной темой поздних произведений становится безнадежная борьба личности против укоренившихся сословных предрассудков, господствующих суеверий и слепой силы унаследованной крови.

Вершиной позднего творчества Шторма считается новелла «Всадник на белом коне» (1888) Новелла близка к символистской эстетике, Ибсену. В основу ее положено народное сказание (северонемецкая легенда) о белом коне - вестнике несчастья. Тройное обрамление (композиционная рамка - рассказчик когда-то давно прочел в журнале рассказ человека, которому старый школьный учитель рассказал эту легенду) усиливает ощущение временной дистанции, и способствует «поэтизации» действительности, ее идеализации. Важную роль играют в новелле этнографические подробности: обычаи (принесение человеческой жертвы при строительстве дамбы), народные игры (состязание, в котором участвует главный герой), диалектная окрашенность речи. В центре новеллы - конфликт личности и общества, деятельного человека и старого жизненного уклада. Хауке Хайен строит новую дамбу, которая защитила бы людей от частых штормов и наводнений. Он не находит поддержки односельчан, все против него никто не слушает, когда он говорит, что старую дамбу надо укрепить. Во время сильнейшего шторма люди в страхе пытаются сломать новую дамбу, чтобы не прорвало старую. Он мешает им. Старую дамбу прорывает, новую - нет. При этом погибают жена и дочь Хайена. Хайен чувствует свою вину - он не сумел настоять на укреплении старой дамбы - он погибает, но с тех пор является в виде всадника на белом коне во время больших испытаний. Зыбкая неоднозначность открытого финала и амбивалентность смысла новеллы показывают, что вопрос не разрешен для самого автора, что прошлое таит в себе те же противоречия, что и настоящее.

новеллистика Шторма изображение социальных проблем, понимаемых как проблемы общечеловеческие, и своей формой - игрой лейтмотивов, смещением временных пластов повествования, символикой и звучащей в ней пессимистической нотой.

 

 

33. Повествовательное мастерство, Шницлера, Фрейда. Новатором в прозе и драматургии стал Артур Шницлер (1862 - 1931). Его художественный метод не поддается однозначной трактовке. Например, некоторые немецкие литературоведы относят Шницлера к реалистам, замечая, однако, что он был одним из зачинателей того "нового направления", в русле которого творили Г. Бар, П. Альтенберг, Г. фон Гофмансталь. Наряду с Достоевским на него оказали влияние Флобер и Мопассан, многое почерпнул он из трудов Зигмунда Фрейда. Сам Шницлер тоже не только практиковал, но и занимался научными изысканиями в своей области медицины. Закономерно поэтому, что в его произведениях преобладает именно психологическое препарирование действительности, нередко переводимое им в сферу подсознательного.

В основе пьес Шницлера часто оказывается любовная фабула, они изящны, критицизм в изображении венского общества в них, как правило, уравновешивается соответствующей долей сентиментального и эротического. Есть пьесы, в которых отчетливо прослеживается внимание автора именно к социальной проблематике ("Зеленый попугай", 1898; "Профессор Бернарди", 1912, и др.).

Особое место в психологической прозе писателя занимает новелла "Лейтенант Густль" (1900), представляющая собой удачную попытку воспроизвести события и душевную реакцию на них главного персонажа, лейтенанта Густая. Случай, поставивший его в ситуацию выбора между смертью и изменой офицерскому кодексу чести, обнаружил всю никчемность и лицемерие Густая.

В Австрии, в Вене, прошла большая часть жизни знаменитого невропатолога и психиатра, автора теории и метода психоанализа Зигмунда Фрейда (1856 - 1939). Убедившись в несостоятельности вульгарно-материалистического толкования происходящих в человеческой психике изменений, в недостаточности знания анатомии и физиологии для лечения неврозов, Фрейд создает совершенно новую психотерапевтическую технику. Одно из первых ее описаний дано в работе "Исследования по истерии" (1895), опубликованной Фрейдом совместно с венским врачом И. Брейером.В рассматриваемый период Фрейд успел издать свои фундаментальные труды "Толкование сновидений" (1899), "Тотем и табу" (1913), другие книги и статьи с изложением психоаналитической теории, которая, несмотря на резкую критику многими психиатрами, получает широкое распространение в ученой среде (в 1908 г. оформилось "Венское психоаналитическое общество", прошел 1 Международный психоаналитический конгресс, в 1910 г. образована поныне действующая Международная психоаналитическая ассоциация) и начинает оказывать огромное воздействие на творческую интеллигенцию. Фрейд и сам интересовался вопросами искусства, прежде всего - его ролью в психической деятельности как создающего, так и воспринимающего художественное произведение. Для того и другого искусство является своего рода катарсисом, помогая первому освободиться от неудовлетворенных желаний посредством их воплощения в своих произведениях, а второму через наслаждение этими произведениями прийти к душевной разрядке; в обоих случаях происходит самоисцеление.

Однако гораздо большее значение для культуры, включая литературу, имели различные аспекты собственно психоанализа (роль инстинктов, бессознательного' в "индивидуальной жизни души", функция сновидений и т.п.). Причина притягательности идей Фрейда стала понятной уже в начале столетия: он повернул психологию в сторону личности, неизведанных глубин ее внутренней деятельности, показал неповторимость и ценность каждого человека. Говоря словами С. Цвейга, Фрейд [203] приступил к исцелению "не только несчетного числа отдельных лиц, но и всей морально нездоровой эпохи", "дал другое направление всем основным вопросам культуры".


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!