Основные виды нарушения ощущений



        Возможны количественные и качественные изменения ощущений. К основным видам нарушений ощущений относятся:

1.Анестезия (утрата чувствительности) – потеря способности ощущать различные виды ощущений.Она может захватывать как отдельные виды чувствительности (парциальная анестезия), так и все виды чувствительности (тотальная анестезия).Возможна диссоциированная анестезия (отсутствие болевой и температурной чувствительности при сохранении осязания, например - при лепре). Довольно часто встречается так называемаяистерическая анестезия –исчезновение чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами (например – истерическая глухота, анестезия кожи в виде «чулок» и «перчаток»).

2.Гипоестезия – снижение чувствительности к различным видам раздражителей. При гипоэстезии больной как бы нечётко воспринимает окружающий мир (например, при зрительной гипоестезии предметы для него лишены красок, выглядят бесформенно и расплывчато).

3.Гиперестезия – повышение чувствительности к различным видам раздражителей (часто признак астении). Онаобычно захватывает все сферы (наиболее часто встречается зрительная и слуховая). Например, такие больные не переносят звук обычной громкости или не очень яркий свет (например, при менингите).

4. Синестезия – возникновение ощущения в одном из анализаторов после раздражения другого анализатора (укол ощущается в симметричной уколу точке, цветовые зрительные ощущения при воздействии музыки).

5.Парестезия– появление неприятных ощущений (покалывания, онемения, жжения, ползания мурашек) в разных частях тела, с тенденцией к перемещению, гиперестезией при касании одежды, постельного белья при отсутствии раздражителей. При парестезии у больных отмечается тревожность и суетливость, а также повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с постельным бельём, одеждой и т. д.

Разновидностью парестезии является сенестопатия –появление довольно нелепых, неприятных ощущений в различных частях тела (например, чувство «переливания» внутри органов). Такие нарушения обычно возникают при психических нарушениях, например, при шизофрении. Парестезии же чаще встречаются при соматических и неврологических заболеваниях. Сенестопатии следует дифференцировать с парестезиями и галлюцинациями.Сенестопатии носят мигрирующий характер и сопровождаются трудностями их описания самим пациентом. Их, в отличие от парестезий, можно рассматривать в рамках не только расстройств восприятия, но и мыслительных нарушений.

Парестезии, в отличие от сенестопатий, возникают: 1) при органических поражениях головного мозга (ГМ); 2) их проекция всегда соответствует зонам иннервации.

Галлюцинации, в отличие от сенестопатий, имеют предметные галлюцинаторные образы (например, тактильные галлюцинации описываются больным как ползание червей или иных живых существ внутри кожи, в голове и т.д.). Сенестопатии аморфны, больной не может конкретно определить источник неприятных ощущений (например, в мозге переливается жидкость при наклонах).

6.Полиестезия– ощущение нескольких уколов в окружности той точки, где сделан укол.

        

Восприятие: определение, принципы, свойства и виды

Восприятие– это наглядно-образное отражение (субъективное отражение) действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов в целом, в совокупности, а не отдельных их свойств и признаков. При восприятии автомобиля – не отдельные ощущения, а целостные зрительные и слуховые образы машины: форма, величина, цвет, особенности движения, звучание…Если ощущение – это отражение отдельных предметов, восприятие всегда носит целостный характер, отражает свойства в совокупности. Это не сумма отдельных ощущений, а качественно новая ступень познания (есть уже локализация образа в пространстве, его осмысленный синтез).

           

Восприятие– связующее звено между биологической и психической жизнью человека. Это связано с тем, что оно – физиологический и психологический процесс одновременно. Как и память, восприятие одновременно подвержено влиянию психологических и нейрофизиологических закономерностей.

У человека оно неоднородно. Восприятие объекта более физиологично, чем восприятие речи (возможно только в содружестве с мышлением). Проще говоря, слова – это многие образы и их взаимодействие. Т. о. восприятие тесно связано с языком, со словесно выраженными понятиями и мышлением.

Сенсорный процесс восприятия внешних раздражителей зависит от силы раздражителя и фазовых состояний активности нейронов ГМ (последнее характерно и для воспроизведения запечатлённых образов).

Например, при астении могут восприниматься слабые раздражители, не воспринимаемые ранее, а сильные - могут восприниматься с трудом или не восприниматься вообще.

Важную роль в восприятии играет прошлый опыт человека: может узнавать предметы и явления, кроме того (целостность восприятия) может узнать если есть и некоторые отличия (узнавание собаки необычной формы и окраски).

       Люди воспринимают по-разному: опыт, возраст, образование, профессия, особенности личности… Каждый выделяет важные для него свойства в объекте восприятия. Ощущение и восприятие – субъективный образ объективного мира. Критерий правильности ощущений и восприятия – практическая деятельность.

    Ощущение и восприятие тесно связаны с эмоциями. Пример: страх при ощущении боли. Сильная эмоциональная окраска у людей часто сопровождает  созерцание вида крови, даже на рисунке. Характер восприятия может вызывать различные эмоции: хороший свет в комнате – радует, очень яркий – неприятен. Сила впечатления зависит от характера объекта и свойств личности. Выраженная склонность к глубоко эмоциональным впечатлениям – впечатлительность.

Восприятие основывается на ощущениях, возникает из них, но обладает определёнными особенностями. Общим для ощущений и восприятия является то, что они начинают функционировать только при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств. Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, является качественно новой ступенью познания.

    Основными принципами восприятияпредметов, обнаруженные М. Вертгеймероми описанные в гештальт-психологии, считаются следующие:

 

1. Принцип близости (чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ).

2. Принцип сходства (похожие элементы стремятся к объединению).

3. Принцип «естественного продолжения» (элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, контуры и формы).

4. Принцип замкнутости (элементы зрительного поля имеют тенденцию к созданию замкнутого, целостного изображения).

Вышеперечисленными принципами обусловлены основные свойствавосприятия (способность воспринимать):

 

· предметность -способность воспринимать мир в виде отделённых предметов, обладающих определёнными свойствами, вызывающими данные ощущения;

· целостность - способность мысленно достраивать воспринимаемый предмет до целостной формы, если он представлен неполным набором элементов;

· константность - способность воспринимать предметы постоянными по форме, цвету, консистенции и величине независимо от меняющихся условий восприятия (например, трёхугольник узнаётся вне зависимости от угла зрения: снизу, сверху, сбоку, при слабом освещении, сильном; величина объекта определяется при небольшой удалённости от глаза как одинаковая величина; цвет распознаётся в определённых пределах (вижу белый цвет бумаги при естественном и искусственном освещении, хотя он содержит много красных и жёлтых лучей и мало синих);

· категориальность - способность обобщать и относить воспринимаемый предмет к определённому классу.

Основные видывосприятия (их 5) выделяются в зависимости от органа чувств (как и ощущения): зрительные; слуховые; вкусовые; осязательные; обонятельные.

Одним из наиболее значимых видов восприятия в клинической психологии является восприятие человеком времени (оно может значительно изменяться под влиянием различных заболеваний). Большое значение придаётся также правильному восприятию собственного тела и его частей.

Физиологическая основа ощущения и восприятия –это нервные процессы, происходящие в анализаторах. Периферический и центральный отделы. Ощущение > нервное возбуждение. Первый этап – рецепторы, воспринимают раздражитель: зрительный раздражитель – палочки и колбочки сетчатки, слуховой – кортиев орган улитки внутреннего уха, осязательный – пачиниевы тельца, клетки Мейснера. Проводящие отделы анализаторов: рецептор – спинной, продолговатый, средний мозг > таламус (зрительный бугор) > КГМ. Рецепторы образуют рецептивные поля, которые перекрываются, что компенсирует функцию в случае очагового поражения. Анализаторы взаимодействуют, образуются временные связи и предметы, явления окружающего мира воспринимаются по совокупности зрительных, слуховых, обонятельных… ощущений: цветок узнаём не только по форме, но и по запаху, цвету; летящий самолёт не только по форме, но и по характерным зрительным (величина, цвет), слуховым признакам (типичный звук моторов, возникающий при преодолении сопротивления воздуха).

    Речь организует наглядно-образное, «первосигнальное» восприятие предмета, явления. Нервные возбуждения, возникающие при обозначении предмета словом, обеспечивают лёгкое узнавание сходных предметов данного вида.

Важным свойством чувствительности анализаторов является адаптация.Адаптация - это понижение чувствительности при длительном действии сильных раздражителей или повышение чувствительности при действии слабых раздражителей. Более сильная адаптация – у зрительных, тактильных, температурных, вкусовых и обонятельных ощущений; более слабая – у слуховых и болевых ощущений. Пример: темновая адаптация глаз.

    Расстройства ощущений возможно при поражении периферических отделов анализаторов: 1) кортиев орган > глухота, надо «кричать на ухо», слуховые нервы. 2) глаукома, повышение внутриглазного давления > поражение сетчатки – снижение остроты зрения, светоощущения; нарушение полей зрения (опухоль, рубец) перед хиазмой > битемпоральная гемианапсия – выпадение височных половин полей зрения. 3) Кожная чувствительность (тактильная, болевая, температурная) может снижаться (гипоестезия), исчезать (анестезия), повышаться (гиперестезия) при радикулитах. Сирингомиелия – пропадает температурная чувствительность на руках, в верхней части туловища > тяжёлые ожоги. Снижение тактильной чувствительности – при отморожениях.

    В неврологии часто нарушается глубокое, мышечно-суставное чувство, что приводит к затруднениям для больного определить при закрытых глазах изменения положения отдельных частей своих конечностей.

Восприятие имеетизбирательный характер.Интересующий объект для восприятия выбирается как основной. Другие - мы не замечаем, это – фон. Процесс восприятия – это выделение объекта из фона. Пример типового высказывания: «Вижу знакомого на улице, сразу не вижу других людей, машин, кроме того могу не видеть и некоторых деталей знакомого – галстука, форму причёски». Избирательность восприятия связана с прежним опытом, интересами, знаниями, мотивами, потребностями, особенностями личности (например, врач видит внешние детали болезни у больного; художник – детали картины, незамеченные для большинства). Эта зависимость восприятия – апперцепция.

    Восприятию мешают помехи (сходство с шумом при радиотрансляции).  Примером могут быть: 1) Фигура Поппельрейтера (наложение контуров зрительных предметов: молоток, утюг, кувшин и нож) или 2) Пересечение квадрата рядом линий, расположенных под разными углами к линиям, образующим стороны квадрата.

       Узнавание может быть обобщённое (относим к общей категории: стол > мебель) и индивидуализированное (объект отождествляем с конкретным единичным объектом, воспринимавшимся ранее: узнавание знакомого, стола, виденного ранее). Важно для узнавания и слово. Узнаю, значит отношу к словесно обозначаемой категории предметов (слово придаёт восприятию осмысленный характер), помогает объединять воспринимаемые предметы в смысловые группы (обобщённое восприятие). Для узнавания «стол» используют обобщённые данные о столах.

Восприятие боли – актуальный вопрос прошлого и сегодняшнего дня. П.К. Анохин «Боль – своеобразное психическое состояние человека, обусловленное совокупностью физиологических процессов ЦНС, вызванных к жизни каким-либо сверхсильным или разрушительным раздражением. Боль – это сигнал к возможному разрушению». Восприятие боли по словам Лериша различно: «Мы не равны перед болью». Многое зависит от эмоциональной реакции человека на боль и это следует учитывать. Ещё Н.И. Пирогов писал:

 

«На перевязочных пунктах, где скапляется столько страждущих разного рода, врач должен уметь различать истинно страждущего от кажущегося. Он должен знать, что те ранение, которые сильнее других кричат и вопят, не всегда самые трудные и не всегда им первым должно оказывать неотлагательное пособие».

    Многое зависит от фактора боли, его длительности, интенсивности, порога болевой чувствительности больного, его отношения к боли, эмоций, особенностей личности. Отвлечение внимания больного – облегчение боли, напряжённое ожидание повышает болевую чувствительность.

        Большое значение имеет вопрос о так называемых психалгиях или психических болях. Это частный случай боли вообще и имеющий под собой материальную основу.

    Основные виды нарушения восприятия.

К основным нарушениям восприятия относят: 1) иллюзии; 2) галлюцинации; 3) эйдетизм; 4) деперсонализацию (деперсонализационные нарушения восприятия); 5) дереализацию (дереализационные нарушения восприятия); 6) агнозии.

I) Иллюзии – это искажённое восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д. По характеру возникновения выделяют 3 вида иллюзий:

1. Физические (мираж).

2. Физиологические (ощущение движения в поезде у пассажира, когда мимо проходит другой поезд, хотя поезд пассажира не движется).

3. Психические (парейдолические иллюзии – образование и восприятие причудливых зрительных образов на основе слияния воспринимаемых особенностей объекта: трещины или рисунок на стене воспринимаются как образы животного; крик на улице – как оклик по имени; шум за дверью - как звонок в дверь; рисунки на обоях – как страшные рожи, движущиеся предметы).

Первые два вида возникают и у здоровых людей. Иллюзии также делят на зрительные (искажение зрительного образа – «пальто, висящее в шкафу, больной воспринимает как реального человека на основании схожести контуров»), вкусовые (видоизменение вкуса, появление «привкуса»), обонятельные (видоизменение запаха) и слуховые.

           Выделяют также особый вид зрительных иллюзий, при которых существенно изменяется восприятие объектов. Это так называемые дереализационные нарушения, к которым относятся:

· Метаморфопсии:

· макропсия – расстройство восприятия, которое характеризуется увеличением размеров окружающих предметов;

· микропсия – расстройство восприятия, которое характеризуется уменьшением размеров окружающих предметов;

Иллюзия контраста: 2 кружка одинаковых, вокруг одного малые (вроде больше), второго – большие (вроде меньше). Иллюзия непараллельности: при пересечении параллельных линий другими. Палуба большего корабля кажется длиннее.

· дисмегалопсия – расстройство восприятия, которое характеризуется расширением, удлинением или перекрученностью вокруг собственной оси окружающих предметов;

· порропсия – расстройство восприятия, которое характеризуется изменением расстояния (предмет как бы отдаляется от больного при неизменных размерах самого объекта).

Наряду со зрительными особо выделяют слуховые иллюзии, которые характеризуются нарушением восприятия реальных шумов, звуков (например, нейтральный разговор может восприниматься человеком как враждебный или оскорбительный).

II) Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

    Зрительные и слуховые галлюцинации обычно делят на две группы: простые и сложные.

    Простые: а) фотопсии – восприятие ярких вспышек света, кругов, звёздочек; б) акоазмы– восприятие звуков, шума, треска, свиста, плача.

    Сложные галлюцинации– например, к ним относятся слуховые галлюцинации, которые имеют вид членораздельной фразовой речи и носят, как правило, приказывающий или угрожающий характер. Также возможны обонятельные и тактильные галлюцинации.

    Кроме того, по механизму протекания галлюцинации делят на 2 группы: истинные и псевдогаллюцинации (можно дифференцировать только при зрительных и слуховых обманах восприятия):

· истинные галлюцинации (образы проецируются вовне; они яркие, громкие, интенсивные, звучные);

· ложные галлюцинации или псевдогаллюцинации (образы находятся «внутри головы больного»; они «сделанные», навязанные, тусклые, размытые, приглушённые; можно на время от них «заслониться»; образ имеет императивный или комментирующий характер; больные сознают их ложный характер, они в представлениях самих больных). Пример: Шизофрения – больной может испытывать звучание собственных мыслей.

Галлюцинации могут быть нейтральными и устрашающими. Могут быть источником положительных эмоций, при этом больные убеждены в истинности своего воспритятия: М.С. Лебединский описал мать, потерявшую сына, с тяжёлой реакцией на его смерть, в галлюцинациях она видела сына и радовалась этим встречам.

    Причина галлюцинаций – патологическая, повышенная возбудимость определённых областей КГМ (подтверждается опытами В. Пенфилда по электростимуляции КГМ, что вызывало галлюцинации). Современная наука даёт более точные данные о природе галлюцинаций, что объединяет их, в этом плане, с бредом:

Как же формируются галлюцинации и бред? Когда человек психически здоров закономерности психической деятельности в основном осознаются. Например, различаются восприятие и мышление, собственное желание от внешнего требования, собственные мысли от чужих, индивидуально-волевой мотив поведения от внешнего императива.

По мере снижения энергетической обеспеченности либо при утомляемости нейронов ГМ психические закономерности (процессы) угнетаются. Это, прежде всего, касается воли: концентрация и направленность внимания истощаются, целенаправленная деятельность сменяется рассеянностью и несобранностью, выбор целевого приоритета утрачивается. При прогрессировании процесса стираются различия между восприятием и мышлением, внешней и внутренней информацией, своим и чужим. «Всё, что остаётся от психической деятельности» переподчиняется нейрофизиологическим и психофизиологическим закономерностям > синдром психического автоматизма (ни воля, ни сознание не властны над ходом психической жизни). Собственные чувства, мысли и действия кажутся чужими, привнесенными извне, открытыми, не подвластными собственному «Я». Почему? Это связано с фазовыми состояниями мозга: слабые, ранее рефлексивно сформированные понятия «моё чувство может быть привнесенным», «мои мысли кем-то навязаны извне и открыты для всех», «мои действия мотивированы извне» достигают пороговой величины в системе внутринейронной сенсорики. Внешний сенсорный поток блокируется, а сниженный порог внутринейронной сенсорики создаёт приоритет в оживлении (репродукции) образов памяти со слабой сигнальной силой. Так формируются бред и галлюцинации.

Чем глубже нарушено сознание, тем ярче, красочнее и динамичнее галлюцинации, а бред абсурднее и нелепее. Коррекция расстройств с позиции рассудка невозможна, его просто нет. Внешние аргументы и доводы ничто в сравнении с бредовой убеждённостью.

III) Эйдетизм (от греч. еidos, образ, внешний вид) – расстройство восприятия, при котором «след» только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остаётся в форме чёткого и яркого образа. Это воспроизведение во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на анализаторы (человек продолжает воспринимать предмет в его отсутствие). С точки зрения физиологии – это остаточное возбуждение анализатора.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 2831; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!