Природно-географические условия



Средняя Азия и Казахстан располагаются на обширной территории от Западно-Сибирской низменности на севере до Иранского нагорья на юге, от берегов Волги и Каспийского моря на западе и до Китая на востоке. Большую часть региона занимают степи и пустыни с жарким и сухим климатом, переходящие на юге и юго-востоке в горные массивы Памира, Тянь-Шаня и Копетдага. В долинах рек, крупнейшими из которых являются Сырдарья и Амударья, также в предгорных районах существуют оазисы с более мягким климатом.

 

26.Материальная культура.Материальная куль­тура народов Средней Азии и Казахстана е большей мере отражала хозяйственные заня­тия и региональные особенности, нежели эт­ническую специфику. Например, жилище, не­зависимо от национальной принадлежности делилось на оседлое и кочевое. В оседло-земледельческих оазисах жилище представ­ляло собой прямоугольный дом с плоской крышей, огороженный со всех сторон глино­битной стеной. Региональные различия заклю­чались во внутренней планировке, в приемах сооружения стен и в интерьере.

У кочевников основным жилищем была войлочная юрта.

Выделяются два типа юр­ты— монгольский и тюркский. Разница между ними заключается лишь в форме крыши. Первый имеет конусообразную крышу, вто­рой — куполообразную. У казахов, киргизов, керакалпаков и узбеков бытовали оба типа, у туркмен — тюркский тип. Региональные различия в кочевом жилище выражались в незначительных конструктивных особенностях и в убранстве юрты.

Основные элементы как мужского, так и женского костюма в большинстве случаев были одинаковы. Основу мужского костюма составляла рубашка туникообразного покроя и штаны с широким шагом. Верхней одеждой повсеместно был распашной халат с длинны­ми рукавами. Покрой и цвет халатов больше различались по областям, нежели по нацио­нальной принадлежности. В земледельческих районах преобладали ватные стеганые халаты, а у скотоводческого населения к ним добав­лялись халаты из шерстяных тканей.

По существу, отсутствовала национальная специфика в изделиях ремесленников. На­пример, керамической и металлической посу­дой, сделанной хорезмскими ремесленника­ми, с одинаковым успехом пользовались как оседлоземледельческие, так и кочевые ското­водческие группы узбеков, туркмен, каракал­паков и казахов. Одежду из тканей, вырабо­танных в Самарканде, носили таджики, коче­вые и оседлые узбеки. Аналогичная ситуация была и в других областях Средней Азии. Больше национальной специфики прослежива­ется в изделиях домашних промыслов, но и здесь преобладают областные или племенные традиции, что хорошо видно на примере ор­наментального искусства.

27.

 

В сфере духовной культуры этническая самобытность прослежи­вается полнее. Одновременно в ней с боль­шей четкостью проступают и общие, свой­ственные всем народам Средней Азии, куль­турные традиции. В частности, много общего в эпических сказаниях разных народов Сред­ней Азии

Героический эпос узбеков «Алпамыш» хорошо известен казахам и каракалпакам, «Героглы» («Кероглы») — таджикам и туркменам. До наших дней почти у всех среднеазиатских народов в эпических песнях и сказаниях сохранились сюжеты из сакского эпоса и Авесты («Ширин и Шакар») и т. п.

Большое влияние на духовную жизнь на­родов Средней Азии и Казахстана оказывал ислам, который после арабского завоевания страны распространился повсеместно.

Велико было значение неофициального духовенства — ишанов, ахунов, суфиев, смот­рителей «святых» могил — шейхов

С 1924 по 1926 г. в Средней Азии было проведено национальное разме­жевание и районирование. Впервые за свою .многовековую историю народы были объеди­нены по национальному признаку и получили свою государственность.

Огромное значение имела культурная ре­волюция.

Для каждого народа была создана своя письмен­ность, вначале латинизированная, а с 1938— 1940 гг. переведенная на русский алфавит. В школах введено преподавание на родных языках народов. Открылись высшие и сред­ние учебные заведения, где наряду с мужчи­нами стали учиться и женщины. Во всех рес­публиках созданы академии наук, где рабо­тает национальная интеллигенция. В респуб­ликах Средней Азии ликвидирована негра­мотность.

Всестороннее развитие получили литера­тура и искусство. Во всех республиках откры­ты национальные театры, созданы кино- и те­лестудии, консерватории и т. д.

Широкое распространение русского язы­ка

сделало до­ступными для среднеазиатских народов до­стижения мировой культуры

Громадные изменения в хозяйственной и культурной жизни повлекли за собой и корен­ное изменение быта народов Средней Азии. Особенно хорошо это видно на положении женщины: она получила равные права с муж­чиной, перестав быть рабой своего отца и мужа. Создание детских учреждений, школ-интернатов, широкой сеги коммунального и бытового обслуживания позволило женщине принять активное участие в общественном производстве.

28. Монголы

Монголы разделяются на два крупных этнических подразделения: северных и западных. Северные монголы – это халха, западные – ойраты. Сюда же относятся буряты, баргуты и дариганга, говорящие на языках монгольской группы. Немонголы по происхождению – прежде тюркоязычные хотоны, дархаты, тувинцы (урянхайцы) и цаатаны, а также тунгусоязычные – хамниганы. Все они на сегодняшний день образуют этнографические группы в составе монголов и практически утратили свой язык и национальную специфику.

В этнической истории монголов играли роль татарские и монгольские племена. В XI–XII вв. наиболее крупными племенами были: меркиты, тайгидты, татары, найманы, кэриты и др. Ведя сходный образ жизни, эти племена были во многом похожи друг на друга. Во главе племен стояла аристократия – богатуры (богатыри) и нойоны (господа). Они правили кочевыми родами, члены которых делились на нокоров (нукеров), т.е. воинов, и рабов. Рабами были военнопленные и члены обедневших, обессилевших родов. Однако рабство было во многом условным, и, порою, раб почти не отличался от свободного бедняка. Рабы обычно были домашней прислугой, пастухами. Активная этническая консолидация монголов начинается с XIII в. (эпохи Чингисхана).

этнической истории монголов играли роль татарские и монгольские племена. В XI–XII вв. наиболее крупными племенами были: меркиты, тайгидты, татары, найманы, кэриты и др. Ведя сходный образ жизни, эти племена были во многом похожи друг на друга. Во главе племен стояла аристократия – богатуры (богатыри) и нойоны (господа). Они правили кочевыми родами, члены которых делились на нокоров (нукеров), т.е. воинов, и рабов. Рабами были военнопленные и члены обедневших, обессилевших родов. Однако рабство было во многом условным, и, порою, раб почти не отличался от свободного бедняка. Рабы обычно были домашней прислугой, пастухами. Активная этническая консолидация монголов начинается с XIII в. (эпохи Чингисхана).

Структура современного хозяйства Монголии во многом сохраняет основы традиционной культуры монголов. Основной отраслью экономики страны являются сельское хозяйство. Пастбища занимают до 80% территории, пашня – менее 1%. Продукция сельского хозяйства составляет 32,8% от общего валового продукта. Доминирующая роль в ней принадлежит скотоводству, общее поголовье скота – около 30 млн голов.

Монголы обладают уникальными этническими традициями скотоводства и системы жизнеобеспечения. Своеобразием отличаются пищевые традиции, основанные на использовании продуктов животноводства. Эксперименты с переходом в хозяйствовании к земледелию оказались неоправданными и даже в известной степени губительными для природы. В материальной культуре (особенно в таких сферах, как одежда, убранство жилищ, аксессуары, украшения) монголы испытали влияние соседних народов, преимущественно китайцев. Своеобразием отличаются их традиционное жилище (юрта), некоторые ремесла (в частности, выделка кож). Специфична их социальная структура, в которой немаловажная роль отведена женщине. В духовной культуре доминируют представления и установки основной местной религии – буддизма северного толка (махаяна), который пришел в Монголию через Тибет и Китай. Из традиционных мировоззренческих систем можно отмстить шаманизм, из пришлых – ислам.

 

 

Китайцы.

Ханьцы. В стране зарегистрированы 56 народов, но около 92% населения страны составляют этнические ханьцы, ядром формирования которых, как этноса, была долина Хуанхэ. Постепенно наблюдалось распространение ханьцев за пределы исторической родины на север, запад, восток. Ханьцы ассимилировали завоеванных соседей и даже завоевателей, не раз захватывавших их земли. Ханьцы, как и многие другие жители Китая, говорят на языке, относящемся к сино-тибетской семье языков. Среди них заметно преобладание восточномонголоидной малой расы, на юге страны заметны варианты южномонголоидной. Различны пути формирования этнической карты Китая. Это и продвижение ханьцев на юг, и ассимиляция аборигенных народов в процессе присоединения китайскими империями огромных территорий Тибета, Внутренней Монголии, Синьцзяна и Маньчжурии – в ходе кровопролитных сражений после XVI в. В последние десятилетия проводится государственная политика по расселению ханьцев по всем районам страны, так что сейчас только в Синьцзяне и Тибете они не составляют большинства.

Главное занятие ханьцев – земледелие. Существуют очень давние традиции рисоводства. Рис выращивается к югу от Хуанхэ, севернее преобладают пшеница, просо, сорго (гаолян) и другие культуры. Высока доля орошаемой земли в пахотном фонде. Часть территории Восточного и Южного Китая включена Н. И. Вавиловым в качестве одного из центров происхождения культурных растений (соя, чай, просо, отдельные виды риса, овощных и прочих культур). Особо развито огородничество (свыше 130 видов овощных культур), садоводство. Выработаны символы, восходящие к культурным растениям: персик – символ долголетия, гранат – многочисленного мужского потомства. Китай – родина шелководства.

Материальная культура ханьцев. Многочисленны города, деревни, села. Старейшие поселения – патронимические, их названия напоминают о легендарном предке-основателе. В селах и деревнях преобладают два основных типа жилища – на севере – "фанза" с утепленной лежанкой-каном, на юге – "уцза". Традиционное жилище ханьцев, как правило, наземное, четырехугольное в плане. Имеется хозяйственный двор. Интерьер прост, это немногочисленная низкая мебель и спальные принадлежности. Утварь медная, бамбуковая, глиняная – котлы, пароварки. Чайники и чашки – из фарфора. На почетном месте в доме – алтарь предков.

Одежда китайцев в деревнях – традиционная, в городах, особенно на рабочем месте, многие китайцы носят европейские костюмы или их элементы – брюки, пиджаки, рубашки. В сельской местности мужчины и женщины по-прежнему носят распашные халаты, куртки и кофты левопольного покроя с запахом направо и штаны с широким шагом. Одежда, как правило, имеет более теплые и холодные варианты для ношения в разные сезоны. Туфли – матерчатые или плетеные. Многочисленны женские украшения из драгоценных и иных металлов, различных непрозрачных самоцветов, коралла, жемчуга, птичьих перьев.

У ханьцев почти нет пищевых запретов, хотя молоко и молокопродукты до недавнего времени мало употреблялись в пищу. При обилии разных экзотических кушаний, таких как "суп из ласточкиных гнезд", консервированные утиные яйца и мясное блюдо "битва тигра и дракона", на обеденном столе преобладают более простые крупяные и мучные блюда, мясо, особенно свинина, рыба, подаваемые с различными пряными и острыми приправами. Существуют определенные нормы приготовления пищи, так каши и рис варятся без соли, но зато подаются со сладкими или солеными, часто острыми соусами. Велико разнообразие блюд из теста, таких как лапша, пампушки, пельмени.

До XX в. у ханьцев доминировала патронимическая община цзун-цзу, объединявшая несколько семей, ведущих происхождение от одного предка. В настоящее время в Китае многочисленны нуклеарные семьи, состоящие из родителей и одного ребенка, но в сельской местности по-прежнему встречаются большие патриархальные семьи, состоящие из пожилых домохозяев, из детей с невестками, незамужних дочерей и внуков. В таких семьях заметнее патриархальный характер традиционных семейных отношений. Популярное в Китае конфуцианское учение в качестве основы государства видит такую патриархальную семью и распространяет модель патриархальных взаимоотношений на общение государства со своими подданными (гражданами).

Конфуцианство наряду с даосизмом и буддизмом, так называемые сань цзяо – "три учения", считается национальной религией ханьцев, хотя это скорее философская система или государственная идеология, слившаяся с народными верованиями и культами. Издревле китайцы почитали силы природы и драконов, как персонификацию этих сил. Китайцы почитали священные небо, светила, деревья, скалы, ручьи, долины. К культам предков в централизованном государстве прибавился культ императора – "Владыки Поднебесной Империи". В учении Конфуция (Кун Фу-цзы (551 – 479 гг. до н.э.), философ из княжества Лу) были разработаны принципы поведения человека в обществе. В книге поучений "Луныой" ("Суждения и беседы"), записанных со слов учителя учениками Конфуция, сформулированы понятия, составившие ядро духовной культуры восточноазиатской цивилизации ("жень" – человеколюбие, гуманизм, "сяо" – сыновняя почтительность, "и" – справедливость, мораль, долг, "ли" – церемония, ритуал, обряд). Учение Конфуция было направлено на создание "идеальных людей" и правильное управление государством. При жизни Конфуция его идеи оспаривались оппонентами, так называемыми "легистами" – фацзя, ставившими людей под контроль системы законов. Со временем эти две системы, взаимно дополняя друг друга, сложились в единую китайскую государственную идеологию, обычно называемую конфуцианством. Учение другого философа, Лао-цзы сформировалось в своеобразную религию и исповедуется или с уважением принимается многими китайцами. Принесенная из Индии религия Будды также нашла почитателей в Китае и своеобразным образом ужилась в умах и сердцах китайцев с культом предков и сил природы, конфуцианством или даосизмом. Некоторые исследователи условно разграничивают сферы "трех учений", определяя, что конфуцианство регулирует сферу морали, этики, семейных и государственных отношений, даосизм – область наук и искусства, буддизм – область представлений и загробной жизни и спасении души.

Японцы.

Оно населено преимущественно японцами, хотя на северном острове Хоккайдо еще встречаются его коренные жители айны, на южных – Рюкюских о-вах (Окинава и др.) сохранилась этнографическая группа рюкюсцев, а в больших городах есть иммигранты из Кореи, Бангладеш, Индонезии. Японцы составляют 99% населения страны. Подавляющее большинство их проживает в городах, хотя в сельской местности существуют поселки и деревни, жители которых заняты рыболовством и высоко-интенсифицированным трудом в сельском хозяйстве.

Главное занятие японских крестьян – земледелие. Рис высаживают на террасных полях, из-за маломерности участков распространено огородничество (батат, редька, картофель). Также получило развитие шелководство, грибоводство, выращивание искусственного жемчуга. К традиционным ремеслам относится шелкоткачество, плетение, покрытие изделий лаком. Современное высокотехнологичное производство в городах позволило Японии достичь первых мест по масштабам и качеству производства, уровню жизни населения, однако традиционные ремесла, жилище, образ жизни за пределами крупных городов сохраняются, пользуются популярностью и считаются образцовыми для всего населения, что способствует сохранению традиционной материальной и духовной культуры японцев.

В сельской местности, в местах исторической застройки и в малых городах сохранились традиционные японские жилища – легкие каркасные сооружения, невысокие скрытые столбы на базах, тяжелая соломенная или черепичная крыша, подвижные (и внешние и внутренние) стены. Для японского жилища характерен лаконизм внутреннего убранства (мало мебели, стенные ниши), тонкая эстетика домашней утвари, стремление сохранить гармонию с природой, создание садиков при домах, подбор колорита стен под окружающее природное окружение.

Традиционная одежда японцев – кимоно (халат прямого покроя), при различии в деталях заметно сходство мужского и женского костюмов. Она в основном носится дома, в неформальной обстановке, либо, наоборот, в дни праздников и семейных торжеств, а на рабочем месте обычно заменяется формой европейского образца.

Японская традиционная пища сохранила свои ключевые позиции в жизни японцев, и не была потеснена, считающимися экзотическими, блюдами европейской, китайской, корейской кухни. Главная пища японцев – рис, который варят без соли, но подают к столу со сладкими, острыми или солеными соусами. В ходу также овощи с острыми маринадами, грибы, дикорастущие травы. Обязательной частью японской диеты считается рыба (сырая, вареная, жареная, подаваемая с соусами из редьки, хрена, зелени). К пище по особым случаям подаются традиционные алкогольные напитки – рисовое вино "сакэ", рисовая водка. Трапезу всегда завершают зеленый чай и фрукты. Как и во всем, японцы уделяют большое внимание эстетике пищи, ее внешнему виду, характеру смены блюд. Во всем мире известна японская чайная церемония, длящаяся много часов и имеющая скорее эстетическое, чем кулинарное значение.

Как и в материальной культуре японцев, в их духовной культуре заметно китайское влияние, значительно, однако, трансформировавшееся под влиянием островного характера Японии, специфики ее природы и длительного периода культурной изоляции. Считается, что в Японии в два раза больше верующих, чем жителей, ибо каждый японец – одновременно является и последователем японской традиционной религии "синто" и буддистом. На японский национальный характер и систему их социальной организации оказал влияние буддизм, но сформировавшийся под его влиянием японский дзен-буддизм очень своеобразен, а кодекс чести японского дворянина – самурая, так называемый "бусидо", уникален. Уникальны для Японии декоративное садоводство, искусство икебаны, чайная церемония, институт гейш, виды военного искусства и боевых единоборств. Под влиянием китайского конфуцианства сформировался культ императора, однако патриархальный характер традиционный семьи и патриархальность отношений, перенесенная и в область социальных отношений, в том числе, производственных может восходить и к собственной древней традиции.

Как уже было сказано, для японцев характерен религиозный синкретизм, т.е. слияние и совмещение буддизма, синтоизма, конфуцианства, даосского дуализма, культа предков и других традиционных верований. Сложилось своеобразное разделение сфер влияния между буддизмом (сфера похоронной обрядности) и синтоизмом (государственный культ императора, обряды жизненного цикла). Синтоистская богиня солнца Аматэрасу считается прародительницей японского народа и самого обожествленного императора. Культ императора отражает идею патриархальности японского общества, в котором старшие мужчины занимают привилегированное положение.

Корейцы.

Проживающие на Корейском п-ове корейцы (самоназвание – чосон сарам, хангук сэрам), называющие свою страну Чосон, в настоящее время разделены в рамках двух государств – Республики Корея и Корейской Народно-Демократической Республики, хотя граждане обоих республик подчеркивают единство народов. В этих странах проживает более 75 млн корейцев, и еще несколько миллионов их соотечественников рассеяны по миру. Наиболее крупные общины корейцев в диаспоре – китайская, американская, японская. Болес 500 тыс. корейцев проживает на территории бывших республик СССР.

Корейцы принадлежат к восточно-азиатской ветви монголоидной расы, говорят на диалектах корейского языка, относящегося к алтайской семье. В настоящее время корейцы пользуются особым алфавитом, но до недавнего времени в Корее была распространена иероглифическая система на основе китайской.

Традиционное занятие корейцев – земледелие. Основной земледельческой культурой является рис. Наряду с рисом культивируются просо, овес, пшеница, ячмень, рожь, кукуруза. Благоприятный климат позволяет собрать несколько урожаев в год. Животноводство развито в меньшей степени. Крупный рогатый скот использовался до недавнего времени в основном как тягловая сила. В приусадебных хозяйствах разводят свиней и кур. Для прибрежных жителей большое значение имеет рыболовство.

Корея – центр древней культуры. Здесь начиная со II в. н.э. производились изделия из серо-голубого фарфора, так называемые селадоны. Корейцы также славятся изделиями из перламутра, лаковыми изделиями, бронзовой посудой, плетением.

Если в городах жизнь корейцев в значительной степени унифицирована и вестернизирована (по советскому образцу на севере, американскому – на юге), в сельской местности сохраняются традиционные жилища, утварь, пища, одежда. Традиционное корейское жилище – одно- или двухэтажные дома, деревянные, стены которых обмазаны глиной или обложены камнем, с крышами, крытыми соломой или черепицей. Пол в доме выстлан циновками, центральное место в нем занимает очаг, над которым проведен дымоход. Основная пища – рис, мясо, в меньшей степени – рыба.

Традиционная одежда используется дома, также носится в неформальной обстановке, либо, наоборот, ее праздничный вариант надевается по случаю особых торжеств. Мужскую одежду шьют из белой ткани. Это куртка и широкие штаны. Женская одежда состоит из широкой красочной кофты с длинными рукавами, штанов и широкой юбки. В отдельных деревнях в ходу традиционные плетеные соломенные или веревочные сандалии, во время дождей – деревянная обувь на подставках.

В последние десятилетия в северной Корее было велико политическое и идеологическое влияние социалистических идей в их китайском варианте, а на юге Кореи американское культурное влияние сказалось в росте популярности различных христианских учений и сект. Буддизм уступает позиции атеизму и христианству, оставаясь религией традиционной культуры, наряду с сохранившимися элементами шаманизма. Корейское общество сохранило элементы патриархальности, но официально мужчины и женщины наделены равными правами.

Языки народов Сибири

Миграции народов напрямую оказывают воздействие на языковое наполнение региона, объекта переселения или транзита. Через Сибирь, начиная с древнейшего каменного века, народы двигались, заселяя пустующие территории или вытесняя (будучи вытесняемы) менее приспособленных и сильных. Первое глобальное движение народов по Сибири связывают с заселением Америки, которое происходило через сухопутный Беренгов «пролив» (Берингию). Этот период миграции разделяют на три волны: первая продолжалась с 54 по 45

тыс. тому назад, вторая - с 35 по 28 тыс. тому назад, третья - с 26 по 11 тыс. тому назад. Начиная с промежутка, датируемого около 12 тыс. лет назад в движениях народов по планете происходили процессы, которые уже можно небезосновательно подкладывать под теорию о нынешнем составе языков Сибири. Разделительные процессы, происходящее в районе среднего Междуречия, послужили для выделения отдельных ветвей миграции, одна из которых была саориентирована в северном направлении (миграция палеоевразийцев). Около 12 тыс. лет назад в этой ветви произошло очередное дробление, выявившее (не одновременно) следующие группы – таймырская, пиктская, буршаски, нагали, кусунда, баскская, тирренийская и сибирская.

Отголоски влияния таймырской группы (или языка) можно проследить в языке нганасанов. Миграция таймырцев имело северо-восточное направление, некоторый промежуток времени они занимали территорию в районе Урала и немного восточнее. Их переселение на Таймыр, отдельным этносом или уже слившись с нганасаноами, было вызвано приходом народов, которых принято называть «современными» (самодийцев, тунгусов и енисейцев). Сибирская группа после разделения с палеоевразийцами продолжила движение в северном направлении. Около 12 тыс. лет до н.э. северная группа разветвилась по групповым напрвлениям. Процесс происходил в районе южной Сибири и послужил появлению: енисеской, северокавказской, сино-тибетской и на-дене – групп. Енисейская группы далее вплоть до наших времен оставалась статичной в пермещениях, но склонной к сокращению ареала, и послужила рождению современных языков Сибири: кетский, югский. Так же южной Сибирью, как транзитным маршрутом пользовались народы, начиная с 12 тыс. лет до нашей эры, продвигаясь в обход Гималаев через Монголию в Китай и далее – на юг. Эскимосо-алеутская, нивхская и чукотско-камчатские группы так же оказали свое воздействие на языковую культуры Сибири, мигрируя к нынешнему месту своего пребывания. В 11 тыс. лет до н.э.произошло разделение ностратической общности на два этногеографических ареала – западноностратический и восточноностратический. Из восточной группы проявилась уральско-юкагирская, эламско-дравидийская и алтайская группы. Распад алтайской общности относят к 4-му тыс. летию до н.э. (район Алтая). Таким образом началась история тунгусо-манджюров, прамонголов и тюрков. В настоящее время прямое влияние алтайской общности прослеживается в следующих народах Сибири: якуты, долгане, эвенки. Таким образом до наших дней сохранились следующие, так сказать «коренные» языки и диалекты, народов и этносов, представителей которых можно встретить в Сибири. Представители уральской семьи, к ним относятся: мансийский (редкий), хантынский (мало разговорный) языки из фино-угорской ветви; юрацкий (уже умерший), энецкий (вымирающий), нганасанский (редкий), ненецкий (мало разговорный), камасинский (уже умерший), матарско-тайгийско-карагасский (почти исчезнувший), селькупский (редкий) языки самодийскрй ветви. Алтайская ветвь более насыщена языками, их всего в ней насчитывается более сорока языков и диалектов; здесь приводится классификация не по ветвям а по степени применяемости. Итак, к почти исчезнувшим относятся: негидальский язык, орокский язык (ульта), удэгейский язык, орочский язык. К очень редким: ульчский язык, уйгурский язык, челканское наречие (куу). К редким: эвенский язык, эвенкийский язык, нанайский язык, долганский язык, шорский язык, кумандинское наречие, убаларское наречие, телеутское наречие, теленгитское наречие. К мало разговорным: хакасский язык. К разговорным: бурятский язык, тувинский язык, якутский язык. Из енисеской семьи до наших дней сохранился только кетский язык; югский язык уже считается умершим.

Как видно из вышенаписанного коренные языки постепенно исчезают; аборигены Севера не бегут от более распространенных языков, они просто забывают свои. Первичные переселения славянских народов оставили после себя сибирские старожильческие говоры, и их тоже можно редко встретить, хотя именно с проникновением старорусского языка можно связать начало исчезновения коренных наречий и диалектов. В современное время в городах Сибири довольно часто можно услышать китайский язык. Переселения людей не прекращались и не будут прекращаться, и, что вполне возможно «языки-агрессоры» через какое-то время ждет та же участь "наречия, на котором говорит один единственный житель деревни". Вопросом сохранения исчезающих языков в рамках программы помощи культурам малых народов занимается ЮНЕСКО. Организовываются конференции, выпускаются тематические информационные материалы на различного рода носителях. В учебных заведениях, начиная с младших классов проводятся доходчивые занятия. Ведь в языке народа заложен некий информационный код, несущий в себе ценнейшие данные о нашем прошлом. Разучившись разговаривать с прошлым, человечество вряд ли найдет общий язык с будущим, а многообразие языков Сибири дает нам повод задуматься, насколько велик потенциал этого края.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 512; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!