Методы этнологического исследования



Изучение письменных источников — один из самых важных методов этнологии, ценность которого связана с возможностью получения разнообразной и достоверной информации об изучаемых народах и культурах. В качестве письменных источников используются. обычно написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес нескольких поколений ученых-этнологов.

Для восстановления этнической истории и истории культуры в этнологии применяется метод изучения археологических материалов. В отличие от письменных источников и устных преданий археологические материалы самые надежные: они позволяют довольно точно определить время каких-то исторических событий или возраст предметов культуры. Высокая достоверность этого метода основывается на современных формах изучения и оценки археологических материалов.

Важным методом этнологических исследований является сравнительное языкознание, суть которого — в сравнении определенных слов из разных языков, что может показать точные границы соотношения близких языков и степень их родства

Становление этнологии как самостоятельной науки в значительной степени произошло благодаря непосредственному изучению жизни народов или, как это принято называть у этнологовполевым исследованиям.

Метод полевого исследования основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть не менее одного этнического года, который по своей продолжительности на два-три месяца превышает календарный. Два-три месяца требуется на первичное знакомство и адаптацию этнолога к новым условиям, после чего он наблюдает жизнь этнической общности или ее части во все временные периоды годичного цикла.

История этнологической науки. Выдающиеся этнологи прошлого и современности.

История любой области научного знания с большей или меньшей степенью убедительности свидетельствует, что ее возникновение всегда было обусловлено практическими потребностями людей. Не является исключением и становление этнологии как самостоятельной науки. Многочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Наличие их знаний позволяет сейчас легче ориентироваться в окружающем мире, надежней и уверенней чувствовать себя в нем. Несколько тысячелетий продолжается накопление сведений и данных различного рода о многих народах мира, при этом уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым изложением или описанием. Так, еще в античную эпоху некоторые авторы предпринимали попытки привести многочисленные эмпирические материалы в систему, классифицировать различные народы на основе их хозяйственных и культурных признаков. Однако эти попытки носили в основном умозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей.

Возникновение самостоятельной науки о народах относится к середине XIX в. и также связано со многими практическими потребностями того времени, в первую очередь со стремлением объяснить различия в культурном развитии народов, понять механизмы формирования и особенности этнической психологии, выяснить причины расовых различий народов, установить взаимосвязь этнических особенностей и общественного устройства, определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа. В ответ на эти проблемы и потребности стали возникать теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые постепенно трансформировались в единую науку о народах — этнологию.

Само название науки, «этнология», образовано из греческих слов — etnos (народ) и logos (слово, наука). В античные времена древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п.

Вплоть до XIX в. понятие «этнология» спорадически употреблялось при описании различных этнографических процессов, но не обозначало особую науку. Использовать это понятие в качестве наименования новой науки о народах и культурах предложил французский ученый Жан Жак Ампер, который в 1830 г. разработал общую классификацию «антропологических» (т.е. гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию.

Л. Г. Морган - выдающийся американский учёный, этнограф, социолог, историк. Внёс крупный вклад втеорию социальной эволюции, науки о родстве, семье. Создатель научной теории первобытного общества, один из основоположников эволюционизма в социальных науках.Известная работа - «Лига ирокезов»

 

Э.Б. Тайлор - Считается отцом эволюционной теории развития культуры. Тайлор был признанным лидером английской школы эволюционизма в этнографии и антропологии. В своих работах он стремился показать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд.

“Первобытная культура” – Основная работа.

 

Н.Н. Миклухо-Маклай,который стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Исследование материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений папуасов Новой Гвинеи и народов Океании позволили ученому обоснованно отрицать сущность расистских теорий.

Работа - “Путешествие на берег Маклая”

11,12,13,14 1. Этнические сообщества Австралии и Тасмании.

Австралия вместе с островами, расположенным в южной области Тихого Океана, образуют особую часть света, которая делится на отличающиеся одна от другой половины: материк Австралия вместе с Тасманией и архипелаги Океании. Однако и в географическом, и в политическом, и в этнографическом отношениях вся эта часть мира составляет единство. Австралия – самая изолированная часть света, наиболее удалена от других материков. Маленькая по размерам (примерна, равна территории США), самый плоский и низкий из материков по рельефу. Здесь нет высоких гор, а большая часть поверхности представляет собой монотонную равнину, постепенно понижающуюся от краев к центру. Почти весь материк Австралии, кроме северной и восточной береговых полос обладает весьма засушливым климатом. На севере климат очень жаркий, чем южнее тем ниже средняя температура. Сухость, отсутствие дождей, резкие температурные колебания создают во внутренней Австралии типично пустынный климат. Ко всему прочему Австралия очень бедна реками. Зато Австралия богата подпочвенной водой, которая играет в стране огромную роль. Аборигены умеют находить и рыть колодцы, из которых вода иногда бьет фонтаном. Население Австралии распределено по материку весьма неравномерно: почти все сосредоточено в восточной и юго-восточной частях - в областях хорошо орошаемых, с благоприятным климатом и богатой растительностью. Весь остальной материк заселен чрезвычайно слабо. Современное население Австралии и Тасмании в подавляющем большинстве потомки переселенцев из Европы, главным образом из Англии. Остатки коренного населения, в большей своей части истребленного или вымершего под натиском колонизаторов, сейчас составляют лишь небольшую долю – менее одного процента. В Тасмании коренное население истреблено полностью.

Коренное население Австралии, прежде расселенное в пределах всего материка, кроме некоторых неблагоприятных по природным условиям областей, в настоящее время сосредоточено в северных, западных и центральных районах. Антропологически австралийские аборигены весьма специфичны и образуют особый тип австралоидной расы. Тип этот характеризуется темнокоричневой кожей, темными волнистыми волосами, обильной растительностью на лице, сильно выступающим надбровьем, широким носом и сравнительно толстыми губами. Рост средний или выше среднего, голова длинная, лицо прогнатное (т.е. с несколько выступающими вперед челюстями). Аборигены Австралии говорят более чем на 200 языках, относящихся к особой австралийской языковой группировке. Тасманийские языки (а всего их было 2) очень слабо изучены, они не были родственны австралийским языкам.

Основным занятием австралийцев и тасманийцев были охота и собирательство. Женщины и дети оказывали посильную помощь мужчинам во время охоты, а также собирали съедобные дикорастущие растения и ловили мелких животных. С раннего детства мальчики в своих играх под руководством взрослых и сами по себе приучались владеть оружием, применять различные охотничьи уловки, распознавать следы животных и птиц, узнавать их повадки. Они вырастали искусными и ловкими охотниками. Следует отметить особенности животного мира Австралии: он достаточно разнообразен и богат съедобными видами. Австралийцы употребляли в пищу не только крупную мясную дичь, но и мелких животных, не исключая змей и других пресмыкающихся, даже насекомых. Хищников и вообще опасных для людей животных, которых так много в Африке, Азии, Америке, в Австралии почти нет. Ядовитые змеи и крокодилы немногочисленны. Много разных насекомых, в том числе и виды, дающие человеку пищу (дикая пчела, медовый муравей) или съедобные (жуки, мясистые личинки). Зато нет и животных, пригодных для одомашнения, кроме собаки динго, которая попала в Австралию вместе с человеком. Эти особенности флоры и фауны Австралии весьма повлияли на ход культурного развития коренного населения.

Главными объектами охоты были кенгуру и другие сумчатые животные, птицы. Использовали в охоте на кенгуру и собаку динго. В промысле на опоссума особенно проявлялось необычное искусство, с каким австралиец взбирался на дерево. В этом деле австралийцы едва ли имеют себе равных среди других народов. Для австралийского охотника не существует дерева, на которое он не вскарабкался бы в самое короткое время. Особенно также интересны способы охоты на Эму (огромная птица, напоминающая африканского страуса). Охотились с помощью копий (иногда составленных из нескольких частей), а также различных метательных палиц, в частности бумеранга. Бумерангами охотились на птиц, которых убивали несколькими одним ударом. Некоторые бумеранги обладали способностью возвращаться описав круг или петлю к метателю. При ловле птиц сетями, силками применяли подманивание птиц голосом и приманками. Водоплавающую дичь ловили приближаясь к ней под водой за лапы. Для увеличения дальности полета применялась особая дощечка с упором конце – копьеметалка. Тасманийцы бумерангов и копьеметалок не знали. Лук и стрелы встречались в Австралии только на полуострове Йорк, где они были заимствованы у папуасов Новой Гвинеи. Из способов охоты более характерные были активные: преследования животного, облавы. Австралийцы применяли также при охоте сети, силки, разные ловушки. Выкапывали съедобные растения при помощи заостренной палки. Ею разрывали норы мелких животных. Рыболовство было менее распространено, чем охота и собирательство. Это объясняется бедностью гидрографической сети на большей части австралийской территории. Рыбу ловили с помощью крючковой снасти, сетями, корзинами, руками, копьем, острогой и гарпуном. Иногда реки перегораживались заколами, практиковалось и отравление водоемов растительными ядами. Ловили черепах. Пловец нападал на животное, садился на него верхом и направлял к берегу, где его и убивали. Иногда подкарауливали черепаху на берегу, отрезали ей путь к воде, а затем перевалив на спину, убивали. Более опасна была охота на крокодилов, которую устраивали коллективно. Тасманийцы рыболовства не знали. Мясо и рыбу австралийцы никогда не ели в сыром виде. Приготовление пищи не отличалось особой сложностью. Варка пищи в воде австралийцам была незнакома. Они жарили мясо и рыбу на огне, на горячих углях или камнях, в горячей золе или песке. Продукты собирательства употреблялись в пищу и в сыром виде, но чаще их приготовляли на огне. Мелких животных, ящериц, улиток, червей, насекомых, гусениц обычно просто поджаривали или пекли в золе. До прихода европейцев аборигены не знали ни земледелия, ни скотоводства. Орудия производства, охотничье и боевое оружие, домашняя утварь изготовлялись из камня, кости, раковин, дерева, растительных волокон и т.д. Металл населению Австралии и Тасмании был незнаком, не умели аборигены изготавливать и гончарные изделия. Уровень обработки камня у тасманийцев был ниже, они не знали техники шлифовки камня, не имели зернотерок. Как австралийцы так и тасманийцы вели бродячий образ жизни, не создавали постоянных поселений, а жили стойбищами. Жилищем служили шалаши, примитивные хижины, иногда ветровые заслоны. Тасманийцы жили также в дуплах больших деревьев. Тасманийцы, как и многие австралийские племена не знали никакой одежды и ходили совсем нагими. В некоторых районах Австралии все же были известны набедренные повязки, пояса с передниками, плащи.

Архаичны были и формы социальной организации. Наиболее крупным объединением было племя. Оно не имело постоянной организации и не возглавлялось вождем. От 100 до 3 тысяч человек состояло. Каждое из австралийских племен обычно делилось на две экзогамные (запрещение вступать в брак внутри своей группы) половины – фратрии. Фратрии в свою очередь подразделялись на роды. Чаще всего принадлежность к фратрии и роду передавалась по отцовской линии, но бывали случаи и по материнской. Помимо деления на роды каждая фратрия распадалась еще на 2 или 4 брачных класса. Брачные классы как бы вели счет поколениям внутри фратрий и регулировали брачные связи между представителями этих поколений. Брак у австралийцев был парным. Австралийская семья состояла из живших в одной хижине мужа, его жены (иногда двух-трех жен) и его детей. Группы в австралийском обществе не знали ни экономического расслоения, ни социальной дифференциации. Существовали лишь половозрастные группы (группы взрослых мужчин – охотников, группа женщин и подростков). По достижению определенного возраста мальчики, пройдя обряд инициации (приучавшие обычно к перенесению физической боли и других невзгод и целью которых была подготовка к будущей трудовой жизни и воспитание выносливости), переходили в группу взрослых мужчин. Это могло быть обрезание, выбивание зубов, шрамирование, сверлили перегородку носа. Только пройдя этот обряд юноша мог жениться и заводить семью. Распределение охотничьей добычи было всегда равнообеспечивающим. Для общественных отношений австралийцев очень характерно влиятельное положение пожилых мужчин. Наиболее авторитетный из них избирался главой локальной группы. Отношения между локальными группами и племенами носили обычно мирный характер, они вели натуральный обмен. Иногда случались конфликты, но они не носили затяжной характер и не были кровопролитными. Общественные отношения тасманийцев изучены плохо, организация власти и брачные отношения напоминали австралийские.

Очень мало известно о верованиях тасманийцев. У них существовали какие-то примитивные формы верований, в которых переплетались элементы тотемизма, магии, анимизма, вера в загробную жизнь и т.д. Преобладающей формой верований у австралийцев был тотемизм (вера в сверхъестественное родство между группой людей и определенным видом животных или растений, минералов, явлений природы). Весьма характерны и вера в магию (вера о возможности человека сверхъестественным путем влиять на других людей и природу). Аборигены Австралии не имели храмов и жрецов, хотя были уже колдуны и знахари. Народное творчество австралийцев весьма оригинально. Фольклор пестрит тотемическими мифами, сказками. Очень характерны для австралийцев пляски, которые сопровождались вокальной музыкой. В изобразительном искусстве широко практиковалась резьба, выжигание, раскраска, орнаментация птичьим пухом. Тасманийцам также были известны некоторые виды искусства. Пляски жителей Тасмании напоминали австралийские.

 

2 Этнические сообщества Меланезии.

Народы Меланезии Острова Меланезия – это группа островов юго-западной части Тихого океана. Наиболее близко прилегают к Австралии. Острова находятся достаточно близко друг к другу. Нередко ближние острова видны с берега простым взглядом. Природа меланезийских островов богата. Расположена целиком в тропическом поясе. Обладает жарким и влажным климатом. Большинство островов гористы, они густо покрыты девственным тропическим лесом. Иногда совершенно непроходимым. Животный мир относительно беден, высших млекопитающих очень мало, встречаются разные сумчатые. Пернатое царство очень богато, велики и рыбные богатства морей.

Имеет весьма сложный этнический состав, хотя уступает в этом отношении Папуасии. В Меланезии проживает более 200 этносов. Народы Меланезии невелики. Самый крупный из них – толаи (90 тыс.). Среди коренного населения Меланезии преобладает меланезийский антропологический тип, для которого характерны темная кожа, толстые губы, широкий нос, умеренно курчавые волосы, среднеширокое лицо.

Основное занятие – ручное земледелие. Важнейшие из возделываемых культур- ямс, таро, кокосовая пальма, хлебное дерево, банан, саговая пальма. Распространена подсечно-огневая система земледелия. Рыболовство стоит на втором месте по значению в экономике меланезийцев. Рыболовство исключительно морское, так как рек очень мало. Поразительно разнообразие приемов в рыболовной технике. Они применяют едва ли не все существующие методы ловли рыбы, из которых на одних островах преобладают одни, на других – другие. Распространены травление рыб ядом, ночной лов с факелами, охота на крупных хищников (с трещоткой на акул), коллективная охота на морских черепах. Черепахи ценятся как из-за мяса, так и ради щита, идущего на разные поделки. Рыболовство считается исключительно мужским занятием. Охота никогда не имела существенного значения. Главным объектом являлись птицы. Животноводство в настоящем смысле слова не знали, но у них были известны три вида домашних животных: свинья, собака, курица.

Из отраслей ремесла известны меланезийцам плетение из растительных волокон циновок, корзин, сумок. Ткачество большинству меланезийцев было неизвестно и вместо тканей часть меланезийцев изготовляла из отбитой колотушками древесной коры особую материю – тапу. Слабое развитие получило и гончарство, на некоторых островах оно отсутствовало вовсе. Гончарством занимались только женщины. Не знали металла. Традиционные дома прямоугольные в плане. Крыша массивная и нависает над стенами, стены из плетня, циновок, травы, досок, бамбука, тростника. Иногда стен нет вовсе и жилище состоит из крыши на столбах. Реже, чем прямоугольные встречаются овальные и круглые в плане дома (Новая Британия, Новая Ирландия). Из средств передвижения важнейшими были лодки. Одежда была минимальной. Ею служили набедренные повязки, пояса с пучком травы спереди, юбочки. Они изготавливались из тапы, травы, листьев. Традиционные украшения – гребни, серьги, ожерелья, браслеты, которые носят преимущественно мужчины. В пищу мясо употребляют редко, зато довольно часто едят рыбу. Мясо и рыба обычно готовились в земляной печи. Также могли печь или поджаривать. Рыбу заворачивали в банановые листья и пекли. Добывают огонь трением палочки о дощечку. Крепких напитков до прихода колонизаторов не знали, но у них были своеобразные наркотики. Например, кава в юго-восточной Меланезии. Корень определенного растения жевали и смешивали с водой, давали некоторое время перебродить, после чего напиток был готов. Обладал опьяняющими свойствами, но если его выпить больше, чем положено для организма, то человек впадал в состояние отупения. Пьют каву только взрослые мужчины.

По уровню общественного развития меланезийцы превзошли папуасов, но уступали своим восточным соседям полинезийцам. Наиболее характерной общественной организацией является сельская община. Род на большинстве островов – материнский. Повсюду строго соблюдается обычай экзогамии. Жена обычно поселяется в общине мужа. Существовало уже здесь имущественное и социальное неравенство. Выделились “большие люди” (часто вожди), скопившие немалые материальные ценности, был широко развит обмен. Роль всеобщего эквивалента при обмене на некоторых островах связки отшлифованных раковин, циновки. Сейчас меланезийцы в основной своей массе христианизированы. Наиболее традиционным верованием для Меланезии является вера в некую безличную силу “мана”. Она присуща разным предметам и явлениям природы, отдельным могущественным людям и их душам после смерти. Также распространения получили анимистические верования, культ предков, разные формы магии. Им не были известны великие боги, культы отправляли колдуны, гадатели. Очень разнообразен фольклор. Он представлен мифологическим эпосом, сказками, анекдотами, историческими преданиями. Не связан с религиозными представлениями. Искусство носит прикладной характер. Орнаментируются предметы утвари, лодки, оружие. Орнамент может наносится красками или резьбой. Из дерева вырезают статуи, головы, а также маски. Музыка всегда сопровождалась плясками (имитируют трудовые операции, военные действия). Из музыкальных инструментов представлены ударные – барабаны, гонги, и духовые – рог из раковины, разного рода флейты.

 

3 Этнические сообщества Полинезии.

Острова Гавайские, Самоа, Таити, Тонго, Кука, Пасхи. Расовый тип весьма специфичен. Для него характерны темно-смуглая кожа, высокий рост, широковолнистые волосы, средняя степень развития третичного волосяного покрова, слегка прогнатное лицо и средневыступающий, довольно широкий нос. По мнению ученых полинезийцы в антропологическом отношении представляет собой контактный тип между монголоидной и австралоидной расами. Их около 40 народов. Самые крупные маори, самоа, тонга, гавайцы, таитяне.

Основными занятиями полинезийцев являлись ручное земледелие и рыболовство. Главные возделываемые культуры – кокосовая пальма, хлебное дерево, банан, таро, ямс, тыква, кабачки. Традиционным земледельческим орудие был деревянный кол. В отличие от Меланезии в Полинезии земледелием занимаются и мужчины, и женщины, а на Тонга – даже только мужчины. Из домашних животных были известны нелающая собака местной породы (разводили ее только для мяса), свиньи и куры. Рыболовство в Полинезии повсюду играет весьма важную роль. Орудиями лова служат крючки, сети, устраивают запруды, бьют рыбу копьем, стреляют из лука. Охота же в этом регионе играет еще меньшее значение, чем в Меланезии.

Эти народы искусные ремесленники. Изготовляют различные изделия из дерева, плетут циновки, сумки. Ткачество же совершенно отсутствует. Не получило развитие и гончарство. Не знали и металла. Они прекрасные мореплаватели.

Традиционное полинезийское жилье имеет столбовую конструкцию, в плане прямоугольную или овальную. Стены обычно плетут из листьев, травы, а иногда они отсутствуют вовсе.

Одежда состояла из набедренной повязки или передника у мужчин и юбочки или передника у женщин. Материалом служила тапа или трава, циновки, иногда птичьи шкурки и перья. Очень распространены различные украшения, причем их носят и мужчины, и женщины. Одно из самых излюбленных украшений – цветы.

Социальное расслоение зашло далеко, везде выделились наследственные вожди и элита. Были также свободные общинники и рабы. Было характерно слабое развитие обмена, в отличие от Меланезии. Значительно развита религия, существовала иерархия в пантеоне. Культ отправляли жрецы. Знания были очень широки. Различали звезды и планеты, имели верные представления об окружающих их водных пространствах, соседних архипелагах, составляли примитивные карты из палочек. Все это помогало совершать отдаленные путешествия. В них они брали значительный запас воды в бамбуковых стволах, в тыквах и сосудах из кокосовых орехов. Устраивали посреди лодки очаг и брали обычно в путешествия домашних животных, а также большой запас плодов и овощей. Имели даже своеобразные школы. Изобразительное искусство представлено резьбой по камню, дереву и кости. Жители острова Пасхи прежде вытесывали огромные статуи из мягкого камня. Широкое развитие получило и музыкальное искусство. Музыкальные инструменты ударные (гонг, барабан, погремушки, трещотки) и духовые (трубы, флейты), есть и струнные – “музыкальный лук”. Очень любят песни и танцы. Известны космогонические мифы, сказания о героях, сказки о животных, пословицы и поговорки.

 

4 Этнические сообщества Микронезии.

Микронезия в этническом составе проще не только Папуасии и Меланезии, но и Полинезии. Здесь живет лишь полтора десятка народов. Жители Западной и Восточной Микронезии существенно отличаются друг от друга в культурном отношении. Различаются они и по своему расовому облику. На архипелагах Восточной Микронезии можно наблюдать смешение полинезийского и меланезийского расовых типов, то в Западной Микронезии прослеживается южноазиатский расовый элемент.     Микронезийцы занимались земледелием и рыболовством. Земледелие получило наиболее распространении в Западной Микронезии. Чамморо- единственный народ Океании, возделывающий рис, белау же было известно искусственное орошение. В зап. Микронезии выращивались также ямс, таро, бананы, кокосовая пальма, хлебное дерево, сахарный тростник. Земля обрабатывалась палкой с заостренным концом или каменной мотыгой. В Восточной Микронезии земледелие уступало рыболовству. Из сельскохозяйственных культур особое широкое распространение получили плодовые деревья (кокосовое пальма, хлебное дерево, бананы) меньшее значение имело возделывание клубнеплодов (таро, ямса, батата). Рыболовство достигло высокой степени совершенства. Сети достигли 30-40 м в длину и снабжались поплавками из колен бамбука. Охота в Микронезии в Микронезии была развита слабо. Ее объектами были птицы, летучие мыши, черепахи. Охотились островитяне с помощью копья и пращи. Из домашних животных были известны лишь куры и собаки. Западная и Восточная Микронезия существенно отличались по характеру ремесленного производства. На Западе было известно гончарство, которое отсутствовало на Востоке. Зато в Восточной Микронезии (на Каролинских островах) знали горизонтальный ткацкий станок. Дома возводили на каменных столбах и сваях. Крыши и стены делали из пальмовых листьев (Марианских островах, Палау и Яп). На Каролинских, Маршалловых и Гилберта островах жилище представляло собой четырехугольное строение с двускатной крышей и без стен. В качестве средств передвижения использовали лодки.

Одежда повсюду была минимальной. Мужчины носили набедренные повязки, женщины – юбочки из травы или разрезанных листьев. Кое-где одежда отсутствовала вовсе.

В пищу шли рыба, плоды выращиваемых растений, реже – куры и собаки, а также летучие мыши, птицы и черепахи.

В обществе существовало уже социальное расслоение. Употреблялись распространенные по всей западной Микронезии украшения из черепаховых подвесок и раковин. Татуировка отсутствовала, зубы, и это характерно для всей Западной Микронезии красили в черный цвет. На большинстве архипелагов сохранялся материнский род. Брак был преимущественно парным, женщина занимала в семье и обществе высокое положение (это было очень характерно). Рождение девочки встречалось с куда большей радостью, чем мальчика. Между отдельными островами наблюдался оживленный обмен, что привело к появлению своеобразных денег - раковин, бус, а также огромные каменные диски с просверленными отверстиями на островах Яп.

Традиционная религия плохо изучена. Здесь были отмечены культ предков и культ мертвых, вера в душу и духов, некоторые элементы шаманизма. Фольклор представлен сказания о мифических героях, сказки о злых духах и глупых великанах. Населения островов Палау создало своеобразную пиктографическую письменность.

15.Полагают, что предки индейцев и эскимосов переселились в Америку 30-20 тыс. лет назад из Северо-Восточной Азиичерез область Берингова моря и пролива. Уровень культуры первых переселенцев соответствовалпозднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.

Известно порядка 296 индейских языков Северной Америки, живых и вымерших. Они объединяются в 34 языковые семьи и 27 изолированных языков. Некоторые из этих семей, как, например, алгская, сиуанская и на-дене, состоят из большого числа отдельных языков; другие ограничены несколькими или всего одним языком.

Американоидная или красная раса — раса, распространённая в Северной и Южной Америке[1]. Американоиды характеризуются прямыми чёрными волосами, смуглой или даже тёмной кожей, часто «орлиным» (особенно атлантическая раса) или прямым носом. Глаза чёрные, шире, чем у азиатских монголоидов, но уже, чем у европеоидов. Эпикантуссравнительно редок у взрослых, хотя довольно част у детей. Рост американоидов различный.(антропологич.характер)

 

Арктические охотники (эскимосы). Лесные индейцы (алгонкины , атапаски). Хозяйственная деятельность и материальная культура (охота рыболовство, собирательство). Жилища и средства передвижения. Общественная организация (род, фратрия, племя). Охотники прерий. Особенности материальной культуры и общественной организации (военная демократия). Индейцы северо-западного побережья и Алеутских островов (вакаши, тлинкиты, хайда, алеуты). Охота и рыболовство. Собирательство. Зачатки обмена. Эволюция родовых отношений. Патриархальное рабство. Хозяйственно-культурные типы индейцев Калифорнии. Земледельцы восточной части Северной Америки (ирокезы). Материальная культура. Одежда и утварь. Общественный строй (племя, род, фратрия). Брак и семья. Хозяйственно-культурный тип индейцев юго-запада США и севера Мексики (ацтекосаноанские племена и индейцы пуэбло).


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 550; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!