Антропогенез та складання етносів. Концепція антропогенезу Л. М. Гумільова.



Антропогенез - процесс историко-эволюционного формирования ч.с.ф.т., первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. В период плейстоцена (2 млн. -20 тис. лет до н. э) и голоцена (20 тыс. - 3 тыс. лет до н. э). происходили процессы антропогенеза. Самые древние представители чел. сакелянтроп и ардипитек. Около 300 тыс. л. н. появился австралопитек. Первыми людьми считаются homohabilis, homoergasrer, потом питекантроп. Наш вид сформ. в районе о. Чад 100-80 тыс. л.н. В самом начале истории малое человечество представляло собой группу людей, но при увеличении населения люди расширяли территорию и пребывали в разных географических средах, и чем дальше они уходили, тем больше изменялись. На процесс этногенеза влияли массовые переселения. Массовые миграции значительно ускорили процесс замены одной народности другой. Абсолютно все этносы переживали процессы завоевания и смешения. Одним из результатов было смешение народов и языков.

«Пассионарность» возникает в следствии пассионарного толчка и образует внутри популяции людей, которые обладают тягой к действию, изменение внутреннего мира. Средняя продолжительность от толчка и до конца этноса – 1,5 тысячи лет. Теория пассионарности Л.Н. Гумилёва (кон. 20 в.) закл. в том, что Земля подвергается раз в тысячу лет какому-то космическому излучению, что заставляет нас мутировать. Несколько фаз пассионарности и развития этноса: фаза пассионарного подъема (создается спаренная пассионарная мировая целостность); аксиоматическая фаза (фаза пассионарного перегрева, заряд достигает своего пика); фаза надлома (огромное рассеяние энергии, заряд идёт на спад); инерционная фаза (постепенно пассионарность иссякает, и лидирующее положение занимают субпассионали); субскурация (люди растрачивают все накопленное); мемориальная фаза (остаётся только память о прошлом); гомеостаз (жизнь возле природы пока не происходит следующий толчок и, все начинается заново).

 

Культура та її етнічні функції. Сучасна світова культура та етнічні культури.

В этнологии культура рассматривается как система символов и значений, которые требуют своей интерпретации и объяснений. Это объяснение происходит через наличие основных этнических функций культуры: инструментальные (осязание); создание и преобразование самого человека; нормативные (система средств организации коллективной жизни); знаковая (формирование имен и названий), познавательная (дает человеку возможность создать картину мира); коммуникативная (обеспечивает передачу этнокультурной информации). Все они предназначены для психологической защиты индивида.

Этническая культура существует для того, чтобы индивид включился и адаптировался в этносе. Исходная точка и признак - это появление общих интересов у людей. Индивид не может освоить весь культурный опыт общества, возникает понятие ценностных ориентаций, что выделяет конкретную этническую культуру из общества. Этн. к-ра имеет как горизонтальное (то что определяет культуру того или иного населения: природные условия, язык, психический склад этноса) так и вертикальное членение (традиционно бытовая, профессиональная). Этн. культ. имеет специфические механизмы (направлены на удаление угрозы извне), неспецифич. механизмы (сама к-ра как упорядоченный образ мира).

Современная мировая культура: материалистична; фрагментарна; природа воспринимается как машина, состоящая из механизмов; возводит эконом. рост в вершины чел. прогресса; антропоцентрична (человек – глава мира); европо- и американоцентрична; глобализация религий; возникновение нового этапа - информ. общества (инфосферы).

Етнічні контакти та їх наслідки. Теорії етнокультурної взаємодії.

Этносы зависимы от отношений между собой. М. о. в широком смысле — взаимодействие народов в разных сферах, для достижения и реализации своих интересов. М. о. в узко смысле - межличностное представление представителей разных национальностей. Виды м.о.: личностный, групповой. Субъектом может быть как большой, так и малый этнос. Характер м.о.: дружественный, нейтральный, конфликтный. Он складывается в зависимости от факторов: историческое прошлое; социально политическая обстановка в стране; культурно-бытовых и экономические условия жизни; в зависимости от заинтересованности в общении и от конкретной ситуации (часто заключается в стечении экономической и политической сферы), от физиологических качеств людей. Результаты взаимодействия народов будут разные. Основной характер этого решения - это степень реализации права на самоопределение. Формы м. о.: геноцид (стремление доминирующей этнической общности уничтожить полностью или частично какую то конкретную этническую расовую или религиозную группу); апартеид (форма этнического господства одной расовой группы над другой с целью этнического угнетения); сегрегация (независимое существование или стремление этнических групп к этнокультурной изоляции друг от друга); дискриминация (ограничение или лишения прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, пола, религиозным, политическим или сексуальным убеждениям). Также кроме основных форм могут существовать два типа таких м.о. как толерантный и интолерантный.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!