Дифузіонізм та соціологічний напрямок в етнології. Характеристика наукових шкіл, відмінне та спільне.



Характеристика джерел для вивчення етнологічних проблем.

Этнографический источник — всякое явление, что может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах.

• письменный (главный)

• устный (предания выражения исторического сознания)... Грамотность уничтожает устный источник.

• изобразительные материалы (рисунки, скульптуры, древние письменности)

• музейное собрание (предметы быта и культуры)

• фольклористика

• Языковеденье и лингвистика (родство языков)... сведение с экспедиций полевой материал

• археология

• антропология (вскрывает пути перемещения селений)

• Генетика (исследование ДНК помогает увидеть конкретную картину перемещение народов).

Зв'язок етнології з другими науками.

Этнология компилирует со многими науками: антропология, социология, политология, культурология, этнография

В антропологии масса вопросов для изучений схожи. Социальная Антропология — изучение групповых отношений и социальных процессов (изучение особенности социума разных народов мира).Культурная Антропология — изучает взаимоотношения человека и культуры (выступала как изучение человеческой культуры), использовала полевые материалы для обобщения. Клод Леви Стросс — предложил 3-ох ступенчатую модель: Этнография, Этнология, Культурная Антропология и Социальная Антропология.

Этнология и Социология. Этнология и социология имеют одни корни. Только социология стремиться к изучению всего общества как системы. А этнология изучает мелкие общества в разных этнических средах. Социология работает с письменными источниками, а этнология с устными и невербальными

Культурология и Этнография. Прекрасно дополняют друг друга

Этнология и Психология. Связь имеет важные значения. Психология изучает типичные характеры личности. Этнологический подход важен понимании социал культурной природе меж этнических отношений.

Методи етнологічного та етнографічного досліджень.

Практическая и теоретическая направленность. Практическая:

• метод сбора и поиска информации (экспедиции маршрутные и стационарные)

• рассылка стандартных анкет (соц анкеты по телефону)

• перепись населения

• переработка, группировка выделение типов или комплексов

• картографирование

• интерпретация (переваривание полученной информации)

Теоретическая:

• исторический (рассматривать в процессе по жизни объекты или же их перспективы)

• сравнительно исторический (для реконструкции прошлых исторических эпох используют материалы с нашего времени)

• структурно-функциональный (выявляет значение функционирования того или иного культурного момента в жизни этноса)

• системный подход (компилирует понятием сложности и комплексности внутреннего строения)

Виникнення етнології як науки. Еволюційний напрямок етнології.

Зарождение этнологии как науки начинается в Новое Время (связано с Великими Географическими открытиями). В 1533 г. появл. труд Г. Капелло об антропологии, в 1594 г. книга Кассмана об антропологии. Нем. уч. К. Линней создал систематику жив. и раст. мира, внёс в неё род homo. Ж. Бюффон внёс в научн. оборот термин «раса». Ч. Дарвин создал теорию естественного отбора, вывел человека из обезьяньих предков. Офиц. фактом утвержд. этнологии как науки стало утвержд. в 1839 г. Парижского общ-ва этнологии.

Эволюционизм ( попытка открыть универсальные законы развития человеческих культур). Человеческий род един, в человеческом обществе беспрерывный процесс от простого до более сложного, разв. любого элемента культуры предопределено изначально, культ. различия народов вызваны различными ступ. развития, общественное развитие идет по законам эволюции, но при этом все элементы связаны. Формир. этого направл. было в сред. 19 в. Основоположник - Эдуард Тайлор в 1865 году опубликовал труд, касающийся древней истории человечества, но главной его книгой считается «первобытная культура». Он считал, что люди равны по психологическим и умственным задаткам. Герберт Спенсер проводил параллель между развитием общества и развитием организма. Адольф Бастиан предполагал, что человечество идет по пути усовершенствования, Г. Л. Морган предлагал разделить историю на 3 этапа (дикость, варварство, цивилизация).

 

Дифузіонізм та соціологічний напрямок в етнології. Характеристика наукових шкіл, відмінне та спільне.

Диффузионизм. Стало обозначать распространением культурных явлений, контакты, войны, переселение, торговые отношения (заимствование, перенос, взаимодействие культур). Культура является живим организмом, который рождается в определенных географических условиях. Основными факторами разв. культ. являются переносы или смешение культ. элементов. У каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения. Методом исследования культур является изучение культурных кругов распостранения культ. элементов. Каждый элемент культуры возникает только однажды. Основатель - Фридрих Раццель (изложил идеи на исследованиях народоведения). Лео Фробениус стал основоположником идеи культурных кругов. Фриц Гребнер утверждал, что ему удалось объед. культуру народов всей Земли.

Социологическая школа. Выделяет предмет этнологии в человеческом обществе. Рассматривали общество как систему нравственных связей среди людей. Функция культур состоит в том, чтобы сделать общество солидарным. Каждое общество имеет свою мораль (непостоянную и динамичную (подвергается влиянию)) Переход одного общества к другому идет не плавно, а рывками (революция, бунты). Основоположник –фр. Эмиль Дюркгейм считал, что сознание человека существует как индивидуально, так и коллективно. Представители: Люсьен Лэви-Брюль (приверженец учений коллективного представления).


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 282; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!