Занятие №2. Основные этапы лирического творчества            А.С. Пушкина – 2ч.



Учебно-методические материалы практических занятий

Основной целью практических занятий является углубление культурологических и историко-литературных знаний студентов. На занятиях отрабатываются навыки целостного анализа художественного произведения; осваивается критическое осмысление основных оценок произведений классиков традиционным и современным литературоведением; вырабатывается умение аргументировать самостоятельные суждения. Студенты должны знать наизусть стихотворения автора, изучаемого на занятии, в указанном объеме.  

На практических занятиях применяются современные образовательные технологии: ролевая игра, метод проектной деятельности с последующей презентацией и защитой проекта, метод мозгового штурма и др.

 

Занятие №1. Идейно-художественное своеобразие комедии

 А.С. Грибоедова "Горе от ума" – 2ч.

Цель: Определить новаторский характер и идейно-художественное своеобразие бессмертного произведения Грибоедова.

Задачи: 1. Рассмотреть образную структуру комедии "Горе от ума". 2. Охарактеризовать сюжетно-композиционную организацию комедии. 3. Раскрыть речевое мастерство Грибоедова и его новаторство в области стиховой формы.

План к обсуждению

1. Образная структура комедии «Горе от ума».

· Чацкий – качественно-новый тип в русской драматургии. Социально-психологическая характеристика образа Чацкого. Его отношение к важнейшим социально-политическим вопросам времени (отношение к крепостному праву, к политической власти, к службе, понимание гражданского долга, чести, критика космополитизма, моральные нормы жизненного поведения). Ум в понимании Чацкого. Декабристская ориентация общественных взглядов и нравственных норм жизни Чацкого. Психологический облик личности Чацкого. Раскройте подробно его отношение к Софье. Чем близок Вам Чацкий?

· Принципы типизации образа Чацкого: типичность характера, социальная обусловленность его, психологический универсализм. Сопоставьте Чацкого с героем комедии Фонвизина «Недоросль» Стародумом (в чем их общность и различия?). Как проявился в воспроизведении Чацкого принцип его типичности? Ваше мнение о художественной полнокровности образа Чацкого. Согласны ли Вы с пушкинской оценкой его?

· В чем сущность конфликта Чацкого с Молчалиным? Ваше отношение к идеалу умеренности и аккуратности, исповедуемому Молчалиным. Какова общественная основа этого идеала?

· Социально-психологическая характеристика Софьи. Ее связь с фамусовской средой. Софьино понимание ума. Есть ли в Софье черты, сближающие ее с Чацким? В чем вы видите источник полемических толкований образа Софьи? Чья характеристика Софьи, на Ваш взгляд ближе к истине: И.А. Гончарова или М.В. Нечкиной? Ваше отношение к жизненной позиции Софьи?

· Фамусов как олицетворение «века минувшего». Фамусовщина как социально-политическое явление. Как проявилось новаторство Грибоедова-драматурга в изображении Фамусова?

· Какова функциональная роль в комедии Скалозуба? Горича? Репетилова: Что понимаете Вы под репетиловщиной как общественным явлением?

· Внесценические образы. Выпишите их. Проанализируйте их социальную (сословную) принадлежность. Определите важнейшие эстетические функции внесценических образов.

2. Сюжетно-композиционное и жанровое своеобразие комедии «Горе от ума».

· В чем своеобразие сюжетного развития комедии двух интриг?

· Как отражается в композиции иллюзия естественного течения жизни?

· Как проявляется в композиции закон художественной симметрии?

·  «Рудименты» классицистской комедиографии в «Горе от ума»

· К какой жанровой разновидности можно отнести комедию Грибоедова и почему (портретная комедия, легкая салонная комедия нравов, водевиль, любовно-бытовая комедия, социально-политическая комедия)?

3. Речевое мастерство Грибоедова. Выпишите из комедии примеры афоризмов и крылатых выражений.

4. Что вы знаете о дальнейшей литературной жизни грибоедовских образов?

Литература

1. А.С. Грибоедов в русской критике. - М.: Гослитиздат, 1958.

2. Гончаров И.А. "Мильон терзаний" (люб. изд.) .

3. Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. 3-е изд. - М.: Худож. лит., 1977.

4. Орлов Вл. Грибоедов. Очерк жизни и творчества. - М.: Гослитиздат, 1954 (раздел о "Горе от ума")

5. Омаров Д.А. План комедии Грибоедова // А.С. Грибоедов. Творчество. Биография. Трагедии. - Л.: Наука, 1977.

6. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума". Комментарий. - М.: Просвещение, 1983.

Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод мозгового штурма, ролевая игра.

Занятие №2. Основные этапы лирического творчества            А.С. Пушкина – 2ч.

Цель: Показать эволюцию пушкинского творчества, тематическое разнообразие и художественное совершенство стихотворных текстов великого поэта России. 

Задачи: 1. Рассмотреть вопрос периодизации творческого пути Пушкина. 2. Выделить этапы лирического творчества Пушкина с учетом ведущего критерия в решении данного вопроса. 3. Охарактеризовать основные периоды лирики Пушкина.

План к обсуждению

1. История вопроса о периодизации творческого пути Пушкина.

2. Проблема эволюции пушкинского творчества в современном литературоведении.

3. Основные критерии дифференциации лирического творчества Пушкина / биографический, процесс внутреннего развития, эволюция лирических жанров и др. /.

4. Характеристика основных этапов лирического творчества поэта.

            

Литература

1. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. - М., 1999.

2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М., 1988.

3. Непомнящий В. Лирика Пушкина. // Литература в школе. 1994. №№ 4-6.

4. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. - М., 1990 / гл. «Современные проблемы историко-литературного изучения» /.

5. Сидяков Л.С. Проблемы периодизации творчества Пушкина // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1982. Т. 41. № 3. 

6. Скатов Н.Н. «Это русский человек в его развитии» // Скатов Н.Н. Далекое и близкое. - М., 1981.

7. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986. (консп.)

Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод проектной деятельности.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 461; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!