Вольная русская пресса за границей. «Полярная звезда» и «Колокол»



Русская пресса за рубежом всегда отличалась стремлением не только рассказать европейцам о русской жизни, но и привлечь русских к активным действиям. Она была более свободна и оппозиционна, чем в России. Одним из видных деятелей вольной русской прессы был Александр Иванович Герцен.

В самой России создание вольной печати было невозможно. Поэтому Герцен, покинувший отечество в самом начале 1847 г., задумал начать «заграничную русскую литературу».

21 февраля 1853 года вышло обращение «Вольное русское книгопечатание в Лондоне. Братьям на Руси», в котором он оповещал «всех свободолюбивых русских» о предстоящем открытии 1 мая русской типографии. Первоначально Герцен решил ознакомить Европу с положением дел в царской России, показать и нелепость крепостнических отношений, и наличие революционных сил, традиций в русском народе. В первые годы жизни за границей Герцен писал о России для Европы, – публиковал брошюры «Россия», «Русский народ и социализм», большую книгу на французском «О развитии революционных идей в России». Теперь же «охота говорить с чужими проходит». Герцен поворачивается к русскому читателю. «Я первый снимаю с себя вериги чужого языка и снова принимаюсь за родную речь».

Вольная типография была создана 22 июня 1853 г. Через несколько дней появилось первое издание – брошюра «Юрьев день! Русскому дворянству». 20 июля вышла вторая брошюра – «Поляки прощают нас». Здесь речь шла о законности борьбы польского народа против царизма, об общности революционного дела польского и русского народов. Русские революционеры, заявляет Герцен, будут бороться за польскую свободу вместе с поляками. Третья брошюра – «Крещеная собственность».

Положение Вольной русской типографии было в то время очень тяжелым. Начавшаяся Крымская война почти полностью разорвала слабые связи типографии Герцена с Россией.

«Полярная звезда» – литературный и общественно-политический альманах, издававшийся Герценом и Николаем Платоновичем Огарёвым в Вольной русской типографии в 1855-1868 гг. Всего вышло семь номеров «Полярной звезды». Выходило без цензуры, было посвящено вопросу русского освобождения и распространению в России свободного образа мыслей.

Отдавая дань уважения декабристам, он называет журнал в честь литературного альманаха «Полярная звезда», издававшегося А. А. Бестужевым-Марлинским и К. Ф. Рылеевым в 1823-1825 годах. В содержании номеров Герцен подчеркивал связь своего революционного издания с декабристами.

По просьбе Герцена для обложки и титульного листа нового издания английский рабочий-гравер и литератор, участник движения чартистов Вильям Линтон создал изображение профилей пяти казненных декабристов – Рылеева, Бестужева-Рюмина, Муравьева-Апостола, Пестеля и Каховского.

В первом номере «Полярной звезды» были опубликованы «Письмо Белинского к Гоголю», запрещенные стихи Пушкина «Вольность», «Деревня», стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», стихи и воспоминания декабристов, произведения самого издателя. «Полярной звезде» была предпослана программа. Главным в программе было «Распространение в России свободного образа мыслей». Эта программа должна была объединить вокруг Герцена все передовое общество в стране.

В качестве эпиграфа к изданию были выбраны слова из «Вакхической песни» Пушкина: «Да здравствует разум!». В открытом письме Александру II, опубликованном в первом выпуске, Герцен обозначает первоочередные цели издания: освобождение крестьян от крепостного состояния, освобождение слова от цензуры.

О том, какой он видит концепцию издания, сам Герцен писал в первом номере: «Мы желали бы иметь в каждой части одну общую статью (философия революции, социализм), одну историческую или статистическую статью о России или о мире славянском; разбор какого-нибудь замечательного сочинения и одну оригинальную литературную статью; далее идет смесь, письма, хроника и пр. «Полярная звезда» должна быть – и это одно из самых горячих желаний наших – убежищем всех рукописей, тонущих в императорской ценсуре, всех изувеченных ею…»

Не имея возможности угадать успех «Полярной звезды», Герцен не открывает подписку на журнал, не дает обязательств насчёт его периодичности, хотя надеется выпускать три-четыре номера в год. Уже на втором номере ожидаемая периодичность снизилась до двух книжек в год, а фактически «Звезда» выходила в режиме ежегодного альманаха.

За исключением прозы Герцена и стихотворений Огарёва, современный литературный процесс почти не был представлен в альманахе. Печатать литературные обзоры по образцу обзоров Бестужева в старой «Полярной звезде» Герцен не хотел.

В издании много публицистики, посвящённой актуальным проблемам и недавнему прошлому. Большинство сочинений живых авторов публиковались анонимно или под псевдонимами. Многие материалы присылались Герцену и Огарёву третьими лицами, не бывшими их авторами. Некоторые произведения сопровождают извинения перед неизвестными авторами за публикацию без их явного согласия. Иногда такое извинение является просто приёмом, помогающим сохранить инкогнито корреспондента.

Осенью 1855 года первая книжка «Полярной звезды» появилась в западноевропейских книжных лавках и сквозь морскую и сухопутную границу начала контрабандно ввозиться в Россию – в Москву, Санкт-Петербург и даже Сибирь. Журнал читают и во дворце.

В апреле 1856 года в Лондон приезжает Огарёв и присоединяется к Герцену в руководстве типографией. После выхода второй книжки альманаха, наконец, произошел долгожданный прорыв во взаимодействии с авторами из России. Рукописей поступает много, и у издателей даже появляется выбор. При этом часть авторов, преимущественно либеральных взглядов, идейно расходится с линией «Полярной звезды» и не желает в ней печататься.

«Полярная звезда» успешно выходила вплоть до 1862 года. Затем, когда Вольная русская типография стала быстро терять читателей и корреспондентов, выпуски альманаха приостановились на несколько лет.

В 1856 г. в Лондон приезжает друг Герцена Огарев, чтобы принять участие в деятельности Вольной русской типографии. Учитывая оживление демократического движения после окончания Крымской войны, они вдвоем принимают решение издавать периодический орган, который будет выходить значительно чаще «Полярной звезды», и дают ему название «Колокол».

«Колокол» – бесцензурная русская газета, издававшаяся Герценом и Огаревым в Лондоне с 1857 по 1867 годы. Выходил от 1 до 4 раз в месяц; всего вышло 245 номеров. Возникнув как «прибавочные листы» к «Полярной звезде»«Колокол» быстро превратился в самостоятельное издание, воплотив насущные потребности русского революционного движения.

Выходя с эпиграфами«Vivos voco», т.е. «Зову живых», «Колокол» стал голосом и совестью эпохи, сплотив вокруг себя передовые общественные силы в России и в эмиграции на почве широкой программы социально-политических преобразований. Позднее к нему присоединился еще один: «Земля и воля», что выражало главное требование «Колокола» по крестьянскому вопросу.

Лицо газеты определяли выступления Герцена и Огарева, а также статьи, заметки и письма из России, программные документы подпольных революционных организаций («Земли и воли»), материалы по истории освободительной борьбы, секретные правительственные постановления, проникавшие в «Колокол» через широкую сеть тайных корреспондентов.

В программе издания выдвигались три основных требования:

«Освобождения слова от цензуры!

Освобождение крестьян от помещиков!

Освобождение податного сословия <т.е. крестьян> – от побоев!»

Герцен с первых же номеров развернул в «Колоколе» критику крепостников-помещиков, всего государственного строя царской России. Особенно остро критикует он помещиков, их жестокое отношение к крестьянам, царских сановников-казнокрадов, глухих к страданиям народных масс. Вместе с тем Герцен еще надеется в среде передового дворянства найти по примеру декабристов людей, способных заставить правительство отказаться от своей жестокой политики по отношению к собственному народу.

Первые восемь номеров «Колокола» выходили раз в месяц, но, с ростом популярности, 15 февраля 1858 года издание перешло на двухразовый выпуск. В дальнейшем, в зависимости от количества корреспонденции и важности событий, периодичность колебалась от еженедельной до ежемесячной. С ноября 1861 по июнь 1863 года газета издавалась 3-4 раза в месяц. Объём газеты составлял 8 (иногда 10) страниц.

Издание было немедленно запрещено в России, а в первой половине 1858 г. царскому правительству удалось добиться официального запрещения «Колокола» в Пруссии, Саксонии, в Риме, Неаполе, Франкфурте-на-Майне. Тем не менее Герцену удается создать пути для сравнительно безопасной доставки корреспонденции из России через ряд надежных адресов: Ротшильда, книготорговцев Трюбнера, Франка, друга семьи Марию Рейхель и других. Впоследствии многие приёмы распространения газеты, переправки её через границу были взяты за образец издателями других нелегальных и революционных изданий. Время от времени в «Колоколе» появляются советы по использованию наиболее надежных каналов и подтверждения о получении той или иной корреспонденции. Письма и статьи публикуются большей частью под псевдонимами или анонимно.

Обилие обличительного материала привело к выпуску с 1859 года особого приложения к «Колоколу» – «Под суд!». «Колокол» читался по всей России: в царском дворце и среди студенчества, в министерствах и крестьянских избах. В годы революционной ситуации 1859-1861 годов тираж достигал 2000-2500 экземпляров. Спад революционного подъема проявился в резком снижении общественного влияния «Колокола».

С 1862 года интерес к «Колоколу» начинает падать. В России уже появляются более радикальные движения, для которых «Колокол»«совсем становится конституционным». По их мнению, «Колокол» должен «благовестить не к молебну, а звонить в набат», «звать Русь к топору».После принятого редакторами решения поддержать польское восстание 1863 года, большая часть либеральных читателей отворачивается от газеты.

Надеясь восстановить авторитет «Колокола», Герцен в 1865 году переносит издание в Женеву. Но разногласия с женевской «молодой эмиграцией», ослабление живых контактов с Россией, усиление политической реакции и другие причины вынудили прекратить издание. Попытка возобновить «Колокол» на французском языке (1868) не нашла поддержки среди французской буржуазной демократии.

В 1867 году Герцен и Огарёв прекращают издавать русский «Колокол». Чтобы поддержать знамя вольной печати, в 1868 году выходит новая книжка «Звезды». В этом выпуске больше нет материалов из России. Все её содержание составляют работы Герцена и Огарёва. Издатели анонсировали выпуск следующего номера на июнь 1869 года, однако он не появился в объявленный срок, а смерть Герцена в январе 1870 года навсегда завершила историю издания.

 

Русская журналистика второй половины XIX в. Позиция «Современника» в начале 1850-х гг. Приход в «Современник» Н. Чернышевского. Приход в журнал Н. Добролюбова. Добролюбов – литературный критик

В 1859-1861 гг. Россия пережила первую революционную ситуацию, т.е. такое время, когда революционный взрыв был вполне возможным.

Поражение в Крымской войне заметно сказалось на общественной жизни и журналистике.

Все общественные деятели высказывали в журналистике свою точку зрения на условия освобождения крепостных крестьян, что обострило идеологические разногласия, сделало более очевидными коассовые пристрастия той или иной группы журналистов.

В 1857 г. правительство приступило к подготовке нового закона о печати, который обещал некоторое послабление журнально-газетному предпринимательству. Это привело к ослаблению цензурного режима. Стали возникать новые журналы и газеты общественно-политического, политико-экономического, отраслевого характера и назначения. прежде всего это коснулось либеральных и либерально-консервативных изданий.

Журнал «Русский вестник», журнал «Русская беседа»

В конце 50-х годов появились откровенно монархические помещичьи органы печати, посвященные главным образом обсуждению условий отмены крепостного права. К ним относится «Журнал землевладельцев» (1858-1859). Подобные издания давали богатый материал Чернышевскому для критики «алчного эгоизма» большинства русских помещиков.

Таким образом, круг антидемократической журналистики был достаточно широк и передовым органам печати надо было много сил и мужества, чтобы привлечь на свою сторону читателя, противопоставить влиянию либеральной и монархической прессы свои идеалы и ценности.

«Мрачное семилетие»«Современник» пережил с большими потерями. Прежде всего ощущалось отсутствие Белинского. Цензура сурово давила на журнал.

В журнале публиковались случайные, подчас бедные по содержанию произведения А. В. Дружинина, М. В. Авлеева,

Некрасов, стремясь сохранить журнал для лучших времен, шел на некоторые уступки либеральным сотрудникам, но в то же время использовал всякую возможность, чтобы поддержать авторитет журнала.

Многочисленность дворянских либералов в «Современнике» заставила Н. А. Некрасова стремиться к обновлению состава сотрудников. В 1853 г. он познакомился с Н. Г. Чернышевским и пригласил его сотрудничать в журнале.

Осенью 1853 г. Чернышевский начинает работу в некрасовском «Современнике».Некрасов поручает Чернышевскому два важнейших отдела «Современника»: политический и критический. Чернышевский сделался в сущности фактическим редактором журнала. Под его руководством «Современник» стал трибуной, проводником взглядов революционной демократии. Чернышевский, Добролюбов и Некрасов выступали от имени и в защиту интересов многомиллионного крестьянства.

Чернышевский начал свою журналистскую деятельность в «Современнике» как литературный критик. Он как бы возродил дух Белинского и вновь вернул критике то значение, которое она имела при Белинском. С приходом Чернышевского начинается новый, весьма содержательный период «Современника». Чернышевский был непримиримым врагом крепостничества, бюрократии, политического гнета и любой эксплуатации человека.

Беспощадную борьбу ведёт Чернышевский с либеральными болтунами, во всех своих статьях неизменно отстаивает интересы народа, сплачивает и организует революционные силы, способные к самоотверженной борьбе с самодержавным правительством.

Чернышевский клеймил либералов за их безмерную фальшь и подлость, за их лицемерие и краснобайство, за их стремление упрочить самодержавно-крепостническую систему.

Уже первые его выступления в «Современнике» обратили на себя внимание определенностью и резкостью суждений. Например, рецензии на произведения М.А. Авдеева, роман Евг. Тур «Три поры жизни» и на пьесу А.Н. Островского «Бедность не порок» вызвали протест в литературных кругах. Говоря об Авдееве, Чернышевский писал, что его произведения «написаны хорошо, но в романе нет свежести, он сшит из поношенных лоскутов, а повести не приходятся по мерке нашего века, готового примириться скорее с недостатками формы, нежели с недостатками содержания, с отсутствием мысли». Еще более суров отзыв Чернышевского о «Трех порах жизни» Евг. Тур, где он не находит «ни мысли, ни правдоподобия в характерах, ни вероятности в ходе событий, над всем владычествует неизмеримая пустота содержания». Резко отрицательной была и оценка Чернышевским новой комедии Островского «Бедность не порок», в которой критик обнаруживает «фальшивость и слабость», видит «апофеоз старинного быта».

Журнальную работу Чернышевский соединял с нелегальной революционной деятельностью. Ещё до опубликования манифеста об «освобождении» крестьян Чернышевский, называвший реформу «мерзостью», написал прокламацию «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Прокламация эта замечательна своей революционной страстностью, простотой, ясностью, в ней были высказаны сокровенные мысли и желания ограбленного реформой крестьянства.

В 1856 г. в журнал пришел Добролюбов. С этого времени Чернышевский постепенно отошел от литературной критики и стал писать статьи, посвященные самому важному в то время вопросу — освобождению крестьян от крепостной зависимости.

Революционер-демократ, Чернышевский доказывал, что крестьяне должны быть освобождены без выкупа, им нужно передать бесплатно всю землю, которую они из поколения в поколение обрабатывают в течение веков. Чернышевский думал, что народ будет владеть землей общиной, т. е. коллективно, и таким образом крестьянство постепенно придет к социалистическому землепользованию. Чернышевский надеялся, что, если старой общине дать передовую сельскохозяйственную технику, все крестьяне будут достаточно и равномерно обеспечены. В общине они смогут избежать нищеты и страданий, расслоения на богатых и бедных, которые приносит с собой капитализм. Эта мысль была ошибочной: в освобожденной от гнета помещика крестьянской общине расслоение на богатых и бедных произошло бы еще скорее. Самое главное и ценное в предложениях Чернышевского — это стремление обеспечить крестьян землей и личной свободой.

В своих литературно-критических статьях Добролюбов доказывал, что литература должна служить передовым стремлениям общества. Разбирая произведения лучших писателей того времени, он раскрывал социальную сущность явлений, показанных в художественных образах. Так, в образе Обломова, выведенного в романе Гончарова, Добролюбов увидел не просто неспособного к полезной деятельности, лишнего человека, а широкое обобщение, типичное явление русской жизни — «обломовщину», которую порождала вся отсталая и косная крепостническая система. Добролюбов привел читателя к выводу, что самоубийство Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза» — это протест угнетенного человека против деспотизма и жестокости «темного царства».

Статьи Добролюбова будили сознание читателей, звали к борьбе. Человеку нужно счастье, он должен добиться его во что бы то ни стало. Но достичь этого счастья можно только революционной борьбой — вот основной вывод, который делали современники из всего, что писал Добролюбов.

 

Журнал «Русское слово»

«Русское слово»– петербургский ежемесячный журнал, издававшийся с 1859 по 1866 год графом Григорием Александровичем Кушелевым-Безбородко.В первые полтора года – умеренно-либеральный «литературно-ученый журнал». Редакторы – поэт Я. П. Полонский, критик А. А. Григорьев, с июля 1859 года управляющий редакцией – А. И. Хмельницкий.

К лету 1860 года тираж составлял всего 1200 экземпляров. С июля 1860 редакцию возглавил Благосветлов. Его подход к руководству изданием был противоположен Кушелевскому. Он стремился сформировать новый круг публицистов и критиков, близких ему по убеждениям, способных донести до читателя демократические идеи. Уже с 1862 г. противоречивость и непоследовательность материалов уступают место единому цельному направлению, представлявшему радикально-демократические и материалистические взгляды.

«Русское слово» становится остро злободневным литературно-политическим изданием, трибуной демократических идей, соратником «Современника». Направление и популярность журнала определяли статьи Д. И. Писарева, а также выступления демократических критиков и публицистов В. А. Зайцева, Шелгунова, Эли Реклю, Н. В. Соколова, Д. Д. Минаева, а также самого Благосветлова.

Талантливые статьи Писарева принесли журналу широкую известность в кругах демократических читателей и ненависть реакционеров.

«Русское слово» было как бы дополнением к «Современнику». Разногласия, возникавшие иногда между этими журналами, отражали разногласия внутри одного, хотя и не единого, демократического лагеря. «Русское слово» до конца разделило судьбу «Современника»: в 1866 г. оба журнала были навсегда запрещены.

Журнал наполнялся специальными исследованиями, часто весьма почтенными (Фёдора Буслаева, Николая Костомарова и других), но малоинтересными для большой публики.

Дмитрий Иванович Писарев пришел в «Русское слово» молодым и еще незрелым человеком. Опыт его литературной работы ограничивался сотрудничеством в «Рассвете»– ежемесячном журнале «наук, искусств и литературы для взрослых девиц». Первые статьи Писарева несут на себе отпечаток влияния эстетической критики. Однако за полтора года в мировоззрении Писарева свершается переворот эстетических и политических представлений.

Идея эмансипации человеческой личности, провозглашенная Благосветловым со страниц «Русского слова», была заявлена и развита уже в первых выступлениях Писарева –«Идеализм Платона» и «Схоластика XIX века». Задачу освобождения личности он связывает с борьбой против идеалистической философии, видя в ней теоретическое оправдание правительственного и политического закабаления. Свою борьбу с идеализмом он воспринимал как борьбу с теми путами, которые накладывают на человека религия и официальная идеология.

За статью Писарева «Бедная русская мысль» в 1862 году «Русское слово» было приостановлено. Собственнику журнала дали понять, что он компрометирует себя изданием такого журнала. Ему к тому времени надоела возня с литераторами, и он подарил журнал Благосветлову. В возникшей через несколько лет полемике с «Современником» бесплатное приобретение журнала упоминалось чрезвычайно часто и Благосветлову постоянно бросали в лицо графский подарок, будто бы заслуженный в графских «передних» спаньем на «графских ливреях». На самом деле, однако, Благосветлов всецело создал успех журнала. Он же сообщил ему тот особый тип радикализма, которым «Русское слово» отличалось от «Современника».

Радикальное направление «Русского слова» всегда привлекало к нему пристальное внимание цензурных органов. Однако положение журнала стало особенно затруднительным после того, как с сентября 1865 г. вступил в действие новый закон о печати, но которому министру внутренних дел предоставлялось право выносить журналу три предостережения, приостанавливая издание вместе с третьим предостережением на срок до шести месяцев.

Сразу после введения новых правил цензура начала буквально душить «Русское слово».

За декабрьскую книжку, где цензор обнаружил «прежнее отрицание нравственности, юридических и имущественных начал», «Русское слово» получило третье предостережение с одновременной приостановкой издания на пять месяцев.

В 1863 году «Русское слово» вступило в полемику с «Современником», известную в журналистике под названием «раскол в нигилистах». Со стороны «Русское слово» в полемике участвовали Зайцев, Благосветов, Писарев, Соколов; со стороны «Современника» - Салтыков-Щедрин, М. А. Антонович, Ю. Г. Жуковский. В основе полемики лежали разные взгляды на тактику борьбы демократических сил в новых условиях – спада крестьянских волнений, наступления реакции. Журнал и многие его сотрудники подвергались преследованиям. В июне 1862 года издание «Русское слово», как и «Современника», было приостановлено на 8 месяцев. Вторично приостановлено в 1866 году на 5 месяцев. В мае 1866 года (после выстрела Д. В. Каракозова) «по высочайшему повелению» журнал «вследствие доказанного с давних времен вредного … направления» был окончательно запрещен.

 


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 1239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!