Малого круга (событие, действие),



Метод действенного анализа

(Проблемы терминологии и вопрос раскрытия события)

 

Метод действенного анализа — способ перевода образов одного вида искусства — литературы, драматургии — в другой, перевод на язык сценического творчества.

Задача режиссера здесь в том, чтобы обеспечить целостность действия, так как целостность сюжета обеспечивает драматург.

Именно в том значение метода действенного анализа, что он разделяет сюжет и действие, сделав наиболее значительным само действие, как способ передачи идеи (информации), заложенной в пьесу. Действие принципиально не может быть приравнено к сюжету уже потому, что сюжет — это набор фактов очевидных, а действие - невидимое зрительскому глазу развитие идеи, информации, которую закладывает автор в пьесу и постановщик в спектакль. Как раз задача постановщика и заключается в том, чтобы так выстроить действие, чтобы сделать эту информацию видимой, воспринимаемой зрительскими органами чувств.

Действие не может сосредотачиваться в развитии сюжета, оно развивается параллельно сюжету и посредством сюжета. Действие — это то, что находится под сюжетом и то, ради чего избирался тот или иной сюжет, то есть сюжет как раз есть лишь средство выявления действия.

 

Драматургическое событие – существенный для сюжета слом действия, ведущий к повороту в развитии основного конфликта драматургического действия и, следовательно, смене перипетии. Цепь событий и образует действенный ряд драматургии. Драматургическое событие – это всегда развивающийся во времени процесс.


       Построение сюжета на экране – всегда ход от события к событию. Событийное развитие — важнейшая часть режиссерского замысла. Событие — основная структурная единица сценической жизни, неделимый атом действенного процесса. Отобранная режиссером на этапе «разведка умом» цепь событий — путь к постановочному решению спектакля.

 

Понятие «событие» отчетливо относится к этапу «разведки умом». Это период как самостоятельной, индивидуальной работы режиссера над пьесой, сценарием, так и коллективного застольного периода, направленный на максимальное выявления всех предлагаемых обстоятельств пьесы. Именно «события» есть тот способ, который помогает реконструировать предлагаемые обстоятельства во всей их полноте, то есть определить, в каких отношениях находятся герои произведения друг с другом, каковы мотивировки их поступков и из чего вытекает их конфликтные противостояния.

К тому же, «на перегоне» от одного события до другого будет существовать некая цепочка конкретных раздражителей - конфликтных фактов, которая позволит актеру и постановщику сделать видимым, визуализировать свой замысел через расположение в пространстве и интонирование словом. Понятия «событие» и понятие «конфликтный факт» не могут существовать одно без другого. Они принадлежат как бы разным этапам — одно — этапу замысла. Второе - этапу воплощения, и как бы вложены одно в другое: в события вложена цепочка конфликтных фактов.
       Таким образом, двуединый процесс, лежащий в основе методики так называемой «разведки умом» и «разведки телом», — опирается на способность режиссеров событийно воспринимать действительность, на умение построить мост между началом истории и ее концом, продумать последовательность событий, которая объединяет замысел с идеей. На этапе «разведки умом» у режиссера формируется представление о том, как будет развиваться фильм, спектакль, — от исходного события, через основное, центральное, финальное — к главному событию.

       Станиславский предлагал выявить в анализе наиболее важные события, которые определяют процесс движения спектакля. Товстоногов считал, что пьеса в своем развитии опирается на пять таких событий:
1. Исходное событие — своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля, его камертон, оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; оно фокусирует, отражает в себе (как капля воды — океан) исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах.
2. Основное событие — здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.
3. Центральное событие — это в спектакле высший пик борьбы по сквозному действию.
4. В финальном событиикончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.
5. Главное событие — самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства — мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним.

 

Следует отметить, что название «разведка умом» — условно, поскольку оно не отражает всей полноты процесса, — не только логического, рационального, но в первую очередь эмоционального, чувственного постижения материала режиссером; точно также, говоря о «разведке телом», мы должны помнить, что анализ осуществляется всем психофизическим аппаратом актера — не только телом, но и умом, всем сердцем и душой художника.


       Подчеркнем ключевую роль события в методе. Интересна этимология слова «событие». Товстоногову было близко толкование В. И. Даля — «со-бытийность кого-то с кем-то». Мастер подчеркивал, что жизнь человеческая событийна по своей структуре, событийна и структура сценической жизни. Только сценическая жизнь всегда протекает в условиях обострения предлагаемых обстоятельств, поэтому в фильме, пьесе событие, общее и совместное бытие людей конфликтно — таков закон драмы.

Любое событие — это конфликт, то есть конфликтный действенный факт (как называл его Станиславский). Действие — это борьба. Очень важно, что событие — действенный, конфликтный факт, происходящий «здесь, сейчас, на моих глазах».


     Только предлагаемые обстоятельства большого круга могут быть за рамками пьесы. Именно чтобы разобраться в «ворохе» предлагаемых обстоятельств, мы разделяем их на предлагаемые обстоятельства:

малого круга (событие, действие),


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!