Исследования смещенных изображений



Исследования инвертированного зрения активно велось Стрэттоном, который  показал, что при длительной инвер­сии сетчаточных изображений к испытуемому по­степенно возвращается способность видеть мир в пра­вильной ориентации (Stratton, 1896; 1897). Однако, спустя тридцать лет, американский психолог Иверт, повторив эксперимент Стрэттона, не наблюдал адап­тации ни у одного из своих испытуемых (одним из испытуемых был сам Иверт). И это несмотря на то, что его эксперимент длился около двух недель, т. е. в полтора раза больше, чем у Стрэттона (Ewert, 1930). Так возникла проблема адаптации к инвертирован­ному зрению. Последующие попытки внести ясность в эту проблему не принесли ничего нового. Прове­денные в американских университетах два длитель­ных эксперимента по адаптации к инверсии укрепи­ли скепсис бихевиорально ориентированных психо­логов относительно возможности перцептивной адаптации к инверсии (Petterson, Petterson, 1938; Snyder, Pronko, 1952). В то же время австрийский психолог Колер, имевший гештальтистскую ориентацию, ра­ботая с инвертированным зрением, полностью под­твердил выводы Стрэттона о возможности перцеп­тивной адаптации (Kohler, 1964). Более подробно предлагается познакомиться с проблемой самостоятельно (см. статью Логвиненко в дополнительных материалах).

Выводы по теме – итак, мы рассмотрели основные виды перцептивных искажений и более подробно остановились на таких разновидностях как оптико-геометрические иллюзии восприятия и иллюзии движения. Также мы познакомились с классическими исследованиями инвертированного зрения.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите ситуативные и патологические искажения восприятия.

2. Дайте определение апперцепции. Приведите примеры.

3. К каким выводам приходят исследователи, занимающиеся проблемой инвертированного зрения?

Список литературы

  1. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов: В 3 кн. М., 1998. Кн.1. Общие основы психологии
  2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  3. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
  4. Логвиненко, А.Д (см. дополнительные материалы)
  5. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу Ощущение и восприятие/ Под ред. С.А.Капустина, А.Н.Гусева. М., 1999.( Грегори Р.Л. Иллюзии движения )

Тема 7. Представление как психологическая категория (2 ч.)

Цели –познакомить студентов с сущностью категории представление в психологии

Задачи –дать общее видение роли образов представления в системе познания и в жизни человека, провести сравнительную характеристику образа восприятия и образа представления, описать виды представлений

Вопросы –

  1. Представление как психологическая категория
  2. Характеристики представлений
  3. Виды представлений

Представление как психологическая категория

Представление – это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти "первые сигналы". Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится "портрет класса объектов", и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса.

Представления позволяют видеть не только "лицо", но и "спину" объектов во время их отсутствия. Причем, объектов, не только когда-то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении.

Исследование представлений сталкивается с рядом трудностей.

Во-первых, эти трудности связаны с отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя, с которым можно было бы сравнить содержание представления. Во-вторых, из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию "летучей структурой".

Характеристики представлений

· Панорамность – выход за пределы перцептивного поля.

· Взаимообособление фигуры от фона.

· Выпадение абсолютных величин (несохранение числа однородных элементов; нарушение воспроизведения абсолютных размеров).

· Преобразование геометрической формы в топологическую схему; схематизация образа.

· Превращение последовательного образа в одновременную структуру.

· Сдвиги в воспроизведении длительности. Это свойство обобщено С. Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.

· Большая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью.

· В зрительных представлениях происходят сдвиги образа в сторону основных цветов спектра; отдельные конкретные оттенки выпадают.

· Вторичные образы являются менее яркими, более бледными по сравнению с первичными образами. На это свойство представлений указывал еще Г. Эббингауз.

· Неустойчивость представлений, хорошо известная каждому по собственному опыту. Она выражается в колеблемости, текучести вторичных образов. Можно назвать это свойство дефицитом константности представлений.

· Фрагментарность представлений – непредставленность отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого дан в представлении (выражение дефицита целостности по сравнению с образами восприятия).

· Обобщенность представлений имеет свою специфику – это обобщенность не только единичного предмета, но и класса или категории аналогичных предметов.

 

Виды представлений

Представления можно разбить на виды по модальности, по степени обобщения, по произвольности-непроизвольности, по информированности.

По модальности – зрительные, слуховые, тактильные и другие виды представлений.

По степени обобщения – частные и общие представления. Но даже в частных представлениях содержится элемент обобщения.

По информированности – представления памяти (т.е. возникающие на основе следов памяти) и представления воображения (преимущественно связанные с процессом воображения).

Выводы по теме – таким образом, представление это важный познавательный процесс, занимающий важное место в ряду познавательных процессов. Выделяются разные виды представлений, но все они имеют специфические характеристики и отличаются от других познавательных процессов.

Вопросы для самопроверки

1. Сущность представления как познавательного процесса.

2. Основные характеристики представлений.

3. Основные виды представлений.

Список литературы

1. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов: В 3 кн. М., 1998. Кн.1. Общие основы психологии

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!