Оптико-геометрические иллюзии



Когда Компания Боинг представила реактивный самолёт 727 модели в середине 1960-х, это было самое последнее слово авиационной технологии. Самолет, хорошо показал себя в испытательных полетах, но четыре фатальные аварии вскоре после выпуска самолета подняли проблему, что есть некоторые серьезные недоработки в проекте. Анализ этих четырех и других несчастных случаев выявил общую тенденцию. Все они произошли в ночь при ясных погодных условиях, пилоты работали скорее ориентируясь на зрение, чем выполняли посадку автоматически. В каждом случае, самолет приближался к городским огням по темным областям воды или земли. Во всех случаях, города располагались на возвышенности. Наконец, все самолеты потерпели аварию за пределами взлетно-посадочной полосы.

Эти наблюдения провел психолог компании Боинг, Конрад Л. Крафт, подозревавший, что причиной аварий могла бы быть ошибка пилота, основанная на некотором виде зрительной иллюзии. Чтобы проверить эту возможность, компания Боинг построила прибор, моделирующий ночные приземления. Он состоял из кабины и миниатюрного освещенного "города". Город, двигался к кабине на управляемых компьютером колесах и мог быть перемещаться и моделировать различный наклон ландшафта. Пилот мог управлять моделируемой воздушной скоростью и углом подъема и спуска.

Крафт (1978) проверил 12 опытных пилотов Боинга. Результаты экспериментов подтвердили подозрение Крафта. Когда он дублировал условия фатальных аварий подвергая пилотов посадке к расположенному на возвышенности отдаленному городу вдоль темной области, пилоты были неспособны обнаружить влияние возвышенности и последовательно и хорошо оценить их высоту. Они предполагали, что город располагается на плоской территории и соответственно этому регулировали высоту. При нормальном приземлении, высота в 4.5 милях от взлетно-посадочной полосы - приблизительно равна 1240 футам. Пилоты приземлялись в пределах этой высоты, когда моделируемый город был в плоском положении. Но, когда он был расположен на возвышенности, 11 из 12 опытных пилотов, достигали нулевой высоты в приблизительно 4.5 милях от взлетно-посадочной полосы! Перцептивные гипотезы пилотов, подобные гипотезам пилотов, вовлеченных в реальные аварии, были трагически неправильны. На основе результатов Крафта, компания Боинг срочно рекомендовала пилотам тщательно следить за их инструментами при приземлении ночью, даже при идеальных погодных условиях. В этом случае, наблюдению нельзя верить.

Иллюзии, таким образом, являются неправильными восприятием. По другому, они являются ошибочными перцептивными гипотезами о характере стимула. Иллюзии часто представляют интригующие и иногда восхитительные зрительные переживания. Исследователи восприятия долго были заинтересованы ими, потому что они дают нам важную информацию о том, как наш перцептивные процессы работают при нормальных условиях. В частности анализ иллюзий послужил, что бы показать, что центральную роль в нашем восприятии играет константность восприятия.

Мы учимся, использовать подсказки расстояния, чтобы оценивать величину объектов. Но подсказки расстояния могут иногда обманывать нас. На рисунке железнодорожные рельсы служат подсказками расстояния, за счет них один брусок мы видим дальше другого.

Рисунок 25 -  Иллюзия Пуанзо

Брусок, который, на заднем плане выглядит больше чем тот, который на переднем плане. На самом деле длинна брусков равна. Изображение проецируемое брусками на сетчатку одинаковой величины, но наш мозг интерпретирует брусок, который на заднем плане как больший. Это названо иллюзией Пуанзо.

Изучение константности восприятия дает вполне достаточные доказательства того, что на наши перцептивные гипотезы сильно влияет контекст или среда, в которой происходит стимул. Рассмотрим, например, лунную иллюзию. Вы наверняка заворожено наблюдали насколько большой выглядит луна, когда она только поднимается чем, когда она высоко в небе. Очевидно, что луна не «усыхает» за ночь, что продемонстрировали исследователи, делая фотографии луны. Вид луны больше на горизонте, потому что мы используем объекты в поле нашего зрения видения, такие как земля, деревья и дома, что бы оценить расстояние. Лабораторные исследования показали, что объекты выглядят дальше, когда рассматривается через заполненное пространство, чем когда рассматривается через свободное пространство. Исследование также показало, что такие подсказки заставляют нас оценивать расстояние до луны на горизонте от двух с половиной до четырех раз дальше чем, когда она в небе над нами. Так как наше восприятие величины частично основано на подсказках расстояния, мы чувствуем "более отдаленную" луну на горизонте как большую.

 Следующие иллюзии показывает некоторые примеры того, как контекст может приводить к иллюзорному восприятию. Согласно Ричарду Грегори иллюзия Мюллера-Лайера связана с нашим восприятием внешних и внутренних углов, фигуру, которая нам кажется меньше мы воспринимаем, как внеший угол.

Рисунок 26 -  Иллюзия Мюллера-Лайера

Следующие иллюзии также показывают некоторые примеры того, как контекст может приводить к иллюзорному восприятию.

Рисунок 27 -  Иллюзия Зольнера

 

Рисунок 28 - Иллюзия Эббингауза

   

Рисунок 29 - Иллюзия Проггендорфа

 

 

Рисунок 30 -  Иллюзия Вундта

Иллюзии движения

Теперь мы обратимся к некоторым иллюзиям движения. Подобно другим иллюзиям, они имеют практическое значе­ние и могут приблизить нас к пониманию закономерностей процессов восприятия.

Эффект света, движущегося в темноте, известен как аутокинетический феномен. Ему посвящено множество дискус­сий и экспериментальных работ. Десятки теорий выдвигались для его объяснения, он использовался даже в качестве показа­теля внушаемости и группового взаимодействия: одни люди в большей мере обнаруживали тенденцию видеть движение све­та в одном и том же направлении, чем другие, хотя на самом деле он, разумеется, был неподвижен.

Для объяснения этого эффекта привлекались самые раз­личные теории. Утверждалось, что небольшие частицы, пла­вающие в глазной жидкости, которая находится в передней камере глаза, могут дрейфовать, становясь смутно видимыми в этих условиях. Предполагалось далее, что кажутся движущимися не частички, а пятно света, подобно тому как луна может казаться проносящейся по небу ночью, когда ветер быст­ро гонит облака. Этот эффект, известный под названием «ин­дуцированное движение», будет рассмотрен ниже. Имеется, од­нако, достаточно фактов, говорящих о том, что это явление не имеет отношения к аутокинетическому феномену, так как движение возникает в направлении, не связанном с направ­лением дрейфа частичек в глазу (они становятся более ясно видимыми при наклонном освещении глаза); то же имеет ме­сто и во всех других случаях, когда частицы обычно вообще не видны. Другая теория, которая в общем, несмотря на ее несо­стоятельность, принимается офтальмологами, состоит в том, Что глаза не могут сохранять фиксацию точно на источнике света, видимого в темноте, и что отклонение глаз является причиной блуждания изображения светового пятна по сетчат­ке, что и вызывает впечатление кажущегося движения света. Эта теория была полностью опровергнута в 1928 году Гилфордом и Далленбахом, которые фотографировали глаза в то вре­мя, когда субъект наблюдал за световым пятном и сообщал, видит ли он движение и в каком направлении. Движение све­тового пятна, о котором сообщал испытуемый, сопоставлялось с фотографией реальных движений глаз; при этом не было обнаружено никакого соответствия между этими двумя груп­пами данных. Более того, движения глаз в этих условиях были исключительно малы

Эффект водопада

Об «эффекте водопада» знал еще Аристотель. Это наглядный пример иллюзорного движения, возникающего вследствие адаптации системы изображение/сетчатка. Эта иллюзия легко возникает, если долго, примерно полминуты, смотреть на центральный стержень вращающейся граммофонной пластин­ки. Если вращение затем внезапно прекращается, будет ка­заться а течений нескольких секунд, что пластинка движется в обратном направлении. Тот же самый эффект возникает, если долго смотреть на движущуюся воду: если затем перевести гла­за на отмель или какой-либо .неподвижный объект, он будет казаться плывущим в направлении, противоположном тече­нию воды.

Этот эффект возникает только тогда, когда наблюдатель смотрит на движение ленты неподвижным взглядом, не прослеживая полоски. Это, должно быть, приводит к адаптации лишь одной системы изображение/сетчатка

Своеобразная особенность «эффекта водопада» заключается в том, что он вовсе не возникает, если движущийся объект закрывает целиком всю сетчатку и движется в виде оплошного поля. Эффект возникает лишь при относительном движении, то есть при движении изображения лишь в одних частях сет­чатки относительно других. Причина этого явления еще пол­ностью не изучена.

Кажущееся движение

Как мы уже знаем, все сенсорные системы могут быть об­мануты, однако наиболее устойчивый обман чувств возникает во время просмотра кинофильма. Хотя в кино нам предъявля­ется серия неподвижных картин, мы видим непрерывное действие. Это связано с двумя довольно различными зрительными явления­ми. Первое состоит в инерции зрения, второе—в так называе­мом фи-феномене.

Инерция зрения представляет собою просто неспособность сетчатки отвечать ни частые колебания яркости света и сигна­лизировать о них. Если свет включается и выключается снача­ла медленно, а затем все чаще, мы будем видеть мелькание света до тех пор, стока его частота не достилает приблизитель­но 30 вспышек в секунду, после чего он будет казаться непре­рывным.

Другое важное зрительное явление, на котором основано кино,—это кажущееся движение, известное как фи-феномен. Имеется обширная литература, посвященная эксперименталь­ному исследованию этого явления. Обычно оно изучается в лабораторных условиях с помощью очень простого приспо­собления — двух источников света, выключение одного из ко­торых автоматически вызывает включение другого. При точ­ном соблюдении определенного расстояния между источни­ками света и определенного временного интервала между вклю­чением одного и другого можно видеть, как единое световое пятно движется от места первого источника света к месту вто­рого. Гештальтпсихологи считали, что это кажущееся движе­ние света, пробегающего через промежуток, разделяющий два источника света, возникает вследствие электрического разря­да (или электрического поля) в мозгу, проносящегося через зрительную проекционную область и заполняющего этот про­межуток. Фи-феномен интенсивно изучался в те времена, ког­да считалось, что он выявляет процессы, происходящие не­посредственно в самом мозге. В настоящее время большинство авторов считают точку зрения гештальтпсихологов ошибоч­ной

Относительность движения

До сих пор мы рассматривали основные механизмы вос­приятия, движения — при стимуляции сетчатки движущимся изображением или при слежении глазами за объектом. Суще­ствуют, однако, иные механизмы, также имеющие отношение к восприятию движения. Всякий раз, когда мы видим дви­жение, мозг должен решить, что именно движется и что не­подвижно относительно некоторой системы отсчета. Хотя, как мы уже видели, ошибочно думать, что иллюзорное движение обязательно предполагает какое-либо реальное движение, по-прежнему справедливо положение, что любое реальное дви­жение относительно и всякий раз требует решения. Наглядные примеры тому возникают всякий раз, когда мы изменяем свое положение — при ходьбе, езде на машине, в полете. Как пра­вило, мы знаем, что это движение обусловлено нашим соб­ственным перемещением среди окружающих объектов, а не является результатом движения этих объектов, однако это тре­буется решить. Как и следовало ожидать, иногда это решение ложно, и тогда у нас возникают ошибки восприятия и иллю­зии, которые могут быть очень серьезны, потому что воспри­ятие движения биологически важно для сохранения жизни. Это верно применительно к человеку, живущему как в условиях современной цивилизации, так и в первобытном обществе. Нельзя игнорировать ошибки восприятия движения при поле­те или вождении машины.

Феномен, известный под названием «индуцированное дви­жение», очень основательно изучался гештальтпсихологом Дункером. Он является автором нескольких красивых опытов, ко­торые показывают, что в тех случаях, когда мы судим о дви­жении только на основании зрительной информации, мы склонны воспринимать большие предметы как неподвижные, а меньшие — как движущиеся. Также этот феномен можно продемонстрировать ситуацией, когда мы ошибочно считаем, что перемещается луна на фоне облаков, а не сами облака.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 476; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!