Рекомендации по развитию связной речи детей 3–4 лет по результатам исследования



Развитие связной речи является центральной задачей дошкольного образования. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.). Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Целенаправленное развитие связной речи должно начинаться как можно раньше: в раннем и младшем дошкольном возрасте. В исследованиях Л.В.Ворошиной, А.В.Зрожевской, Г.Я.Кудриной, Е.А.Смирновой, Н.Г.Смольниковой, О.С.Ушаковой, Л.Г.Шадриной, Г.М.Юртайкиной и др. доказано, что путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное и развернутое высказывание (текст), ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка. В своих исследованиях авторы стремились найти наиболее четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность и последовательность. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Важным условием становления связной речи дошкольника является выбор эффективных средств, целесообразных форм и методов осуществления данной работы педагогами. Творческая группа ГБОУ СОШ №10 СПДС «Аленушка» г. Жигулевск выделили в качестве средства развития связной речи дошкольников режиссерские игры. При этом мы руководствовались тем, что использование игровой ситуации в работе с дошкольниками повышает интерес детей к родному языку, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала. Центральной задачей использования игровых ситуаций является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.

Однако, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил нам сделать вывод: несмотря на то, что использование игровых приемов хотя и является традиционным методом развития речи, но требует творческого подхода, обновления методики их применения в разных возрастных группах за счет поиска эффективных приемов мотивации и руководства речевой активностью детей.

Исследователи детской игры (Е.М.Гаспарова, Е.Е.Кравцова, С.Л.Новоселова) в своих работах отмечают, что с младшего дошкольного возраста развивается особый вид сюжетной игры – режиссерская игра.

Режиссерская игра появляется раньше совместной сюжетно-ролевой, так как для ее осуществления не требуется высокого уровня развития игрового общения. Однако такие ее особенности, как наличие воображаемой ситуации, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных отношений в игровой форме, и дают возможность отнести игру к сюжетной. В дальнейшем режиссерская игра и совместная сюжетно-ролевая развиваются параллельно, обогащая и дополняя друг друга.

Режиссерская игра имеет ярко выраженный творческий характер. Она не требует от ребенка координации игровых действий с партнерами. В индивидуальной игре дети меньше подвергаются влиянию сложившихся в коллективе игровых стереотипов, что позволяет им по-своему развивать сюжет, использовать любые игрушки и предметы-заместители, пользоваться речью. Речь является главным компонентом режиссерской игры. Ребенок называет свои действия, действия игрушек, нередко дает им оценку, комментирует. На фоне описательных высказываний появляются ролевые и оценочные. Данные особенности режиссерской игры позволяют рассматривать ее в качестве средства развития связной речи детей дошкольников.

Режиссерская игра – это вид творческих игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической литературе сравнительно недавно. Интерес к ней возник в последние десятилетия. Режиссерская игра индивидуальна. Видимо этим, можно объяснить невнимание ученых к этому виду игр. Все дело в том, что режиссерскую игру трудно увидеть со стороны: во-первых, она практически всегда индивидуальна; во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается; в-третьих, играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться. Все это и увело внимание педагогов от режиссерской игры, и долгое время она не только не развивалась, но и не приветствовалась, как любая индивидуальная деятельность.

В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни, а именно: режиссерская игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купание, осмотр доктором и т. п.). С помощью взрослых ребенок овладевает простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Таким образом, создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. Но ребенок еще не полностью «созрел» для такой деятельности, поскольку у него недостаточно развиты навыки общения. Он не умеет договариваться о содержании игры, распределять роли, учитывая желания и интересы других детей; вступать в ролевые отношения и т. п. В значительной степени причина кроется в том, что дети в три года жизни еще не видят всю картину игры, не могут соединять ее отдельные части, выполнять игровые действия, определяемые ролями. Потому и возникают режиссерские игры, в которых ребенок от действия с отдельной игрушкой переходит к игре по своему замыслу, включая в его канву несколько персонажей, связанных определенными отношениями.

Первоначально в такой игре преобладает интерес к событийной стороне: действуя с игрушкой, малыш создает какую-нибудь ситуацию, за которой скрывается его личный опыт. Таким образом, в режиссерской игре, как позже и в сюжетно-ролевой, ребенок начинает использовать приобретенный ранее социальный опыт, привлекает партнеров.

В режиссерской игре ребенок сам не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования воображения. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разнообразные средства вербальной выразительности, тем самым развивается речевое общение. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Главным компонентом является речь. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном», помимо описательных высказываний используются и оценочные. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний.

Здесь часто используют много персонажей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе), но «активно действующих», т. е. тех, которых ребенок переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех. Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного-двух персонажей.

При проведении работы с детьми необходимо учитывать следующие условия:

– постоянное, систематическое включение режиссерских игр во все формы организации образовательного процесса;

– содержательность и разнообразие тематики игр;

– максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

– воспитание интереса к режиссерским играм, с этой целью – создание ситуаций, в которых персонажи вступают с детьми в диалог;

– участие детей в подготовке к игре (изготовление персонажей, декораций);

– совместное участие в данном процессе детей и взрослых.

Работу необходимо осуществлять поэтапно.

I этап – подготовительный. Игры этого этапа направлены на формирование доброжелательного отношения к коллективным видам деятельности, посредством которых развивается потребность в речевой коммуникации; на активизацию вербальных и невербальных средств общения; обучение элементарным имитационным действиям, развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Используются игры и упражнения на развитие группового взаимодействия и общения, где дети ставятся в ситуации, в которых невозможно действовать одному. Широко используются музыкальные средства: дети поют песни, водят хороводы и т. д. Для овладения невербальными средствами общения детей знакомят с тем, какими средствами можно изъясняться с другими людьми: что кроме речи, можно объясняться с помощью жестов, мимики, по выражению лица человека можно узнать его настроение. В содержание игр по развитию выразительности движений включаются игры на действие с воображаемым предметом, игры-превращения, пантомимы. Вначале детям предлагается действовать с реальными предметами, а затем повторить то же самое действие с воображаемым. Для воспитания умения общаться с людьми в различных ситуациях используются этюды-ситуации «вежливое поведение» («Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста» и др.). Исполняя этюд, дети должны дать ответы на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, зачем? Также дети обыгрывают игрушечные поделки, выполняя имитационные действия.

II этап – основной – направлен на формирование у детей навыков речевого общения в процессе режиссерских игр. Дети не только разыгрывают сюжет знакомой сказки, а также импровизируют. Сначала используются хорошо знакомые детям сюжеты произведений («Колобок», «Теремок», «Три поросенка» и др.). Постепенно вводятся готовые тексты, запоминание и воспроизведение которых значительно труднее. Детей знакомят с литературными произведениями, побуждают отвечать на вопросы по их содержанию, различать состояния действующих лиц, определяемых словами, изготавливать оборудование и поделки для настольного и стендового театра.

В ходе работы над сказкой необходимо использовать подготовительную беседу. Основное ее значение – помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети в большинстве случаев не понимают идею произведения. В беседе помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, используются различные приемы привлечения внимания детей к языку произведения. Большое место в беседе занимает подготовка детей к выразительному пересказу: определяется общий тон пересказа, интонационная выразительность в передаче отдельных фрагментов, диалогов, персонажей. Дети учатся говорить за разных героев отдельные значимые фразы. Широко применяется план пересказа. В качестве плана пересказа можно использовать картинный план.

Для запоминания детьми текста используется прием прочтения отдельных отрывков, выбранных в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обращается внимание на отдельные слова и выражения.

Детям нравятся предложенные сказки. Трудности возникают в разыгрывании сюжета. Это обусловлено нарушениями памяти, речи, моторной неловкостью. Но постепенно дети начинают привносить в игру новые эпизоды, изменять ее конец. Постепенно количество участников игры нужно сокращать, что ставит ребенка в ситуацию необходимости руководить не одной, а несколькими игрушками, а следовательно, повышает его речевую активность и способствует формированию интонационной выразительности речи.

Таким образом, использование режиссерских игр создает дополнительные возможности обучения дошкольников речевому общению, формирует у детей необходимые коммуникативные навыки, активизирует речевую деятельность, является фактором развития психических функций, способствует установлению межличностных отношений.

Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре при одновременном выполнении разных ролей от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на формирование таких же качеств у ребенка.

 

 

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

В современной методике развития речи связная речь рассматривается как центральная задача речевого развития детей. Большинство исследований посвящено проблемам развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Недостаточно изученными остаются вопросы развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Важным условием становления связной речи детей младшего дошкольного возраста является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Одним из таких признанных в педагогической науке и практике эффективных методов развития связной речи детей младшего дошкольного возраста является игровая ситуация.

Как показали результаты констатирующего этапа эксперимента, связная речь детей четвертого года жизни не достаточно развита: наблюдаются неправильное построение простых и сложных предложений, частые замены существительных местоимениями, в монологах большинства детей отсутствует четкая структура построения связного высказывания. Диагностика особенностей связной речи у дошкольников показала наличие следующих типичных ошибок для детей данного возраста:

– в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения;

– использование однообразных способов связи предложений в тексте;

– нарушение последовательности изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание;

– преимущественное присутствие в рассказах элементов повествования и описания;

– частое обращение к помощи взрослого, неспособность справиться с заданием самостоятельно и др.

Все это указывает на необходимость проведения специального обучения с целью усвоения активного словаря, формированию звуковой культуры речи, построения связного монологического высказывания.

В качестве эффективного средства развития связной речи детей 3–4 лет мы рекомендуем режиссерские игры. Процесс развития связной речи детей 3–4 лет посредством режиссерских игр будет эффективен, если организовать игры как совместную деятельность воспитателя и детей;включить организованные режиссерские игры в организованную образовательную деятельность по образовательной области «Речевое развитие»;обогатить развивающую предметно-пространственную среду материалами и оборудованием для совместных и индивидуальных режиссерских игр.

 

Список используемой литературы

1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 1999. – 159 с.

2. Бахарева, К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста [Текст] / К.С. Бахарева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 200 с.

3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 2004. – 255 с.

4. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6 т. Т 2 [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982. – 361 с.

5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев [и др.]. – М. : Просвещение, 1991. – 246 с.

6. Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами [Текст] / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 18-23.

7. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов [Текст] / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 9. – С. 28-34.

8. Глухов, В.П. Основы психолингвистики : Учеб. пособие для студентов пед. вузов [Текст] / В.П. Глухов. – М. : Астрель, 2005. – 351 с.

9. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. – 1989. – № 1. – С.69-76.

10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] // Сборник методических рекомендаций. – СПб. : Детство-пресс, 2001. – 240 с.

11. Ельцова, О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду [Текст] / О.М. Ельцова [и др.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2005. – 146 с.

12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] /Л.Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1991. – 112 с.

13. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] / Н.И. Жинкин // Советская педагогика. – 1954. – № 6. – С 13-19.

14. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана [Текст] / Н.Н. Капышева // Логопедия. – 2004. – № 2. – 45 с.

15. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст] / М.Н. Кольцова, М.С.Рузина. – М. : У-Фактория, 2006. – 177 с.

16. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П. Короткова. – М. : Просвещение, 1992. – 128 с.

17. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи [Текст] / Т.А. Ладыженская. – М., 1995. – 75 с.

18. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина. – М. : Владос, 2000. – 414 с.

19. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка [Текст] / А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович. – М. : Академия, 1996. – 96 с.

20. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. – М. : Педагогика, 1999. – 319 с.

21. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] / М. Р. Львов. – М. : Академия, 2000. – 304 с.

22. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста : Методическое пособие [ Текст] / Г.М. Лямина. – М. : Айрис-Пресс, 2006. – 96 с.

23. Максаков, А.Н. Учите, играя : Игры и упражнения со звучащим словом [Текст] / А.Н. Максаков, Г.А. Тумакова. – М. : Просвещение, 1999. – 160 с.

24. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Т 1. – 688 с.

25. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новотворцева. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 240 с.

26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 712 с.

27. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников [Текст] / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – М. : Литера, 2004. – 59 с.

28. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О.И. Соловьева. – М. : Просвещение, 1996. – 176 с.

29. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1984. – 223 с.

30. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / под ред. Ф.А. Сохина. – М. : Просвещение, 2005. – 159 с.

31. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М. : Эксмо, 2005. – 134 с.

32. Ткаченко, Т.А. Логические упражнения для развития речи [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М. : Литера, 2007. – 34 с.

33. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

34. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М. : Институт Психотерапии, 2001. – 256 с.

35. Ушакова, О.С. Речевые игры и упражнения для дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.

36. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л.П. Федоренко [и др.]. – М. : Просвещение, 1997. – 239 с.

37. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] /        Г.С. Швайко. – М. : Академия, 2008. – 64 с.

38. Эльконин, Д.Б. Детская психология : развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2000. – 348 с.

39. Золотова, Г.А. К вопросу о структуре текстов разного коммуникативного назначения [Электронный ресурс] / Г.А. Золотова // Режим доступа: http://danefae.org

 

 

Приложение А


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 692; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!