Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении. 4 страница



  12. Рационалистская западноевропейская философия 17 – начала 18 века Рационализм – направление в философии, в котором все проблемы исследовались на основе идеи о том, что истинное знание возникает из мышления (разума). Мышление – это способ обработки информации в чувственно-наглядной форме понятия, суждения и умозаключения. Мышление – сложный вид познавательных способностей по сравнению с чувственным уровнем. Т.к. для науки мышление есть абсолютно необходимый фактор, то философы пытались понять сущность мышления и его роль в общей культуре личности и общества. ► Теоретик-пионер – Декарт (1596-1650): 1. Доказал решающую роль мышления в системе культуры: "Мыслю, следовательно, существую". Эта идея по-разному истолковывается, но суть в следующем: из всех познавательных способностей - чувственное познание (информация от органов чувств), аффективность (информация о полезности или вреде знания на уровне непосредственного решения), мышление, интеллект, интуиция (доступная только гениям возможность получения знания от Бога) – из всех них только мышление является центральной организующей способностью, потому что неопределенность чувств, субъективность аффектов и гениальное прозрение интуиции – все они проходят через мышление и становятся понятными другим людям. 2. Дуализм субстанций. Субстанция – это сущность, которая является причиной своего собственного существования. Понятие субстанции очень важно в онтологии и для определения предметов наук. Декарт занимался физикой, математикой, психологией и установил, что для успешного развития этих наук требуется четко понимать различия их и особенности методов познания. Он предложил считать, что природа, вещество, тело – это особая самодостаточная часть бытия, а психика (душа) – идеальное – это также особая самостоятельная часть бытия. Поэтому тело и душу надо изучать разными методами. Следуя этой мысли он совершил открытия: ü "декартова" система координат, ü диоптрика, ü гипотеза условного рефлекса в психологии – гипотеза психофизического взаимодействия и параллелизма (эта генетическая гипотеза разрабатывается до сих пор в нейрофизиологии). Дуализм – это двойственность, т.е. наличие двух автономных начал). Идея дуализма позволила Декарту ввести в науку понятие Бога как абсолютной субстанции, которая координирует природу и духовное (психику). 3. Разработал рациональный метод познания – правила мышления для достижения истины: 1) Организованный скептицизм – требования не доверять эмоциям, чувствам, мнениям, вере, а любую проблему исследовать разумом. 2) Норма аналитичности – сложную проблему надо разделять на части и изучать в отдельности. 3) Норма последовательности – двигаться от простого к сложному. 4) Норма полноты знания – стремиться к максимально полному, достоверному знанию. ► Спиноза (1632-1677) – создатель второго – монистического – варианта рационализма. 1. Обосновал монизм субстанций. Субстанция – причина самой себя. По Спинозе субстанция одна и называется "природобог", т.е. бытие, которое бесконечно, совершенно (как Бог) и одновременно доступно познанию человеком на уровне разума. В результате рассуждений Спиноза создал учение об атрибутах и модусах субстанций и ввел в науку идеал монизма в объяснении сложных процессов. Монизм – это наличие одного начала, причины в многообразии процессов в явлениях. Монизм обязателен для науки, потому что истина – одна. Эта идея господствует в науке нашего времени. 2. Идея пантеизма в завершенной рациональной форме: "Бог – это не личность, он конкретно представлен как сущность всех существующих предметов." Спиноза был последовательным рационалистом, отличающимся высоким уровнем доказательности своих идей. Свое стремление познавать разумом он реализовал и применительно к первоистокам Ветхого Завета. Изучив древнееврейский текст этой книги, он установил ошибки в текмте, неточности по хронологии и конкретно, без эмоций, сделал вывод, что тексты не боговдохновенны, а есть результат творчества заинтересованных мыслителей. За это он получил херем – высшее проклятие в иудаизме. 3. Формулировка понятия свобо­ды. Свобода – это познанная необходимость. Спиноза – символ абсолютного рационализма в философии, т.к. для него нет ничего выше разума. ► Лейбниц (1646-1716). Достижения: 1. Создал теорию плюрализма субстанций. Плюрализм – идея, что в бытии есть множество (т.е. более двух) самостоятельных начал. Эта идея работает в науке ХХ века, напр., в биологии. 2. Создал идею единства чувственного и рационального познания на том основании, что каждая из них дает истинное знание в пределах своих возможностей.   13. Немецкая классическая философия (НКФ) НКФ – это выдающийся этап мировой философии, существовавший со второй половины 18 по первую половину 19 века в Германии. Особенности НКФ: 1. Создание теоретически совершенных философских систем в рамках рационалистической традиции мировой культуры. Гении: Кант, Фихте, Гегель, Фейербах, Шеллинг. 2. Создание диалектики как философской науки о развитии и методе познания. 3. Обоснование общечеловеческих идеалов: совершенствование, свобода, разум, гуманность. Философия Эммануила Канта Эммануил Кант (1724-1804) – гений немецкой и мировой философии (труды опубликованы в восьми томах). Основные труды: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения", "Метафизика нравов", "Антропология с прагматической точки зрения" Достижения: 1. Создание гносеологии – философской науки о познавательных способностях человека. По Канту, прежде чем действовать, нужно знать о своих способностях, а способность к познанию – главная из всех других способностей (к общению, к труду, к предметной деятельности). "Коперниканский переворот в философии" – описание процесса познания. 1) Познание начинается с чувственного уровня, но информация от органов чувств – это не знания о началах познания, потому что она неопределенная, а определенность вносят понятия разума (пространство, время, и 12 категорий – качество, количество, отношения и модальности [необходимость, случайность, соотносительность]). Все понятия разума априорны, т.е. независимы от чувственного опыта. Рассудок – второй этап познания. В нем первичны правила логики, но их недостаточно для человека с точки зрения полноты знания. Разум – третий уровень познания. Это высшая познавательная способность, где объект познан в истинности и значимости для человека. Разум вырабатывает принципы рассудка, а также принципы поведения человека, особенно на уровне морали, права и науки. Три главных принципа разума – душа, мир, бог – не могут быть однозначно определены и поэтому все знание человека ограничено. 2) Доказательство ограниченности познавательных способностей человека. Во-первых, человек ограничен в познании, т.к. в принципе не может знать свойства объекта самого по себе, т.к., познавая его, человек привносит свои особенности и неизбежно искажает самостоятельные свойства объекта. В этом агностицизм Канта. Во-вторых, человек ограничен тем, что на уровне разума или рассудка и, тем более, чувственности нельзя однозначно установить, что такое мир, бог и душа. потому что эти формы бытия экспериментально не проявляются. Если мир можно наблюдать в эксперименте только ограничено, то душа его вообще непроверяема. Человек вынужден верить, бездоказательно принимать за истину предлагаемую точку зрения. Вера и разум содействуют друг другу, но разум первичен, потому что его информация максимально проверяется и более истинная, а то, что было верой, постепенно переходит в разряд разума. 3) Открытие антиномий разума – таких систем знаний об объекте, которые содержат одинаково доказуемые противоположные утверждения о свойствах объекта. Четыре антиномии о мире: ü Мир ограничен в пространстве и времени. – Мир неограничен, бесконечен в пространстве и времени. ü Мир состоит из простого. – Нет простого, все очень сложно. ü В мире преобладает свобода. – В мире нет свободы, все необходимо. ü Мир имеет абсолютную сущность (порядок). – В мире нет абсолютной сущности. Значение антиномий: - для четкого понимания достигнутого знания - для организации новых исследований, нового знания. 2. Создание этики как философски точно науки о добродетельном поведении на основе долга гуманности. Моральный долг – волевое действие свободного и разумного человека, которое преодолевает личный эгоизм для исполнения общественно полезных норм жизни. Закон долга – категорический императив. Категорический императив – это правило, не имеющее исключений и требующее от человека в любых условиях оценивать другого человека не как средство исполнения своих желаний, а как высшую ценность ("цель"), с которой нужно согласовывать свои притязания, чтобы иметь общий успех. Признаки этики Канта: 1. Ригористичность, т.е. отсутствие любых исключений при исполнении долга. 2. Гетерономность – независимость от других форм культуры: от религии, от права, от политики, от искусства. 3. Основана на свободном выборе человека, т.к. невозможно заставить человек без его согласия. 4. Рационалистичность – только разум может заставить человека следовать долгу, а сенсорность – нет, т.к. сенсорность основана на чувстве удовольствия. 5. Абсолютно идеалистична (трансцендентна), т.к. призывает к идеалам, которые невозможно сразу реализовать. Философия Фихте Фихте (1767-1814) – теоретик субъективно- идеалистического варианта философии, т.к. первичным признавал разум человека, а не разум бога или мировой разум. 1. Доказал, что деятельность человека – главная, первичная способность в системе человеческих возможностей. Деятельность – это предметная и духовная (идеальна) активность. Духовность – это и есть разумная деятельность (в отличие от философии средних веков, где духовность – вера в Бога, в ее догматическом варианте). 2. Создал субъективную диалектику, в которой развивается разум человека, обозначенный понятием "Я", из которого формируется объект "не-Я", т.е. внешняя среда, в которой живет человек. Она противостоит разуму и принимает определенные формы благодаря разуму человека. 3. Обосновал идеалы: ü совершенствование (бесконечное развитие морали и разума в индивидуальной жизни и жизни в обществе), ü разум, ü свобода. Философия Гегеля Гегель (1770-1831) – выдающийся философ всей мировой культуры. Его труды содержатся в 19 томах. Основные труды: "Наука логики", "Феноменология духа", "Философия религии", "Философия права", "Философия эстетики" и др. Достижения: 1. Создал рационализм в классической образцовой завершенной форме. Псоле Гегеля рационалисты только уточняли некоторые его неточные формулировки, а также развивали иррационализм – новое направление. Т.к. Гегель дал исчерпывающее объяснение всех достижений культуры. 2. Создал диалектику как науку о развитии на основе идеализма в объективном варианте, т.к., по Гегелю, развивается мировой разум, который проходит низшие и высшие ступени. Низшие ступени: неорганическая природа, органическая природа (жизнь), общество. На уровне общества – высшее состояние разума человека. У человека есть разные способности: низшие (чувствительность), средние (вера, воля), высшие (философское мышление). Используя идею развития, Гегель доказал, что в культуре общества высшая форма культуры – философия, ниже – религия, искусство, государство, право, мораль, психика человека, физические качества человека. 3. Создал рационалистическую модель истории человечества. Такие признаки: 1) Сущность истории общества – это прогресс в осознании народами с помощью разума своей веры, свободы. 2) Кумулятивность – накопление от прошлого только позитивного содержания в настоящем. 3) Провиденциальность – наличие конечной цели общества, которой подчинены все исторические события. 4) Неравномерность развития народов в осознании своей свободы. Лидеры истории: народы Др. Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) → греческий народ → римский народ → германский народ → ? [продолжая мысль Гегеля, в ХХ в. лидерами являются народы СССР – США – еврейский народ]. Философия Фейербаха Фейербах (1804-1872) – представитель материализма в немецкой классической философии (НКФ). Достижения: 1. Создал антропологический вариант материализма, в котором первичной признается телесность человека (природные качества человека). 2. Объяснил сущность человека в таких качествах: 1) Разум, воля, страсти (чувства), сознание, родовой существование. Т.к. половая любовь определяет рождение человека и не одно из качеств сущностей человека генетически без любви невозможно, то половая любовь становится у Фейербаха главной причиной развития и индивида, и культуры. Все качества человека выводятся из полового общения мужчины и женщины. Эту мысль поддерживал Фрейд в ХХ веке. 3. Доказал, что ценностью человеческой жизни является счастье, достигаемое генетически на основании половой любви и её трансформаций в культуре общества. 4. Трактовал Бога как отчужденную сущность человека: Бог – персона, на которую человек переносит свои желания о совершенстве, могуществе, добре – того, чего нет в полной мере в обыденной жизни.   14. Неклассическая философия 19 в. Неклассическая философия – исторический тип философии, возникший со второй трети 19 века на основе идеи первичности нерациональных форм освоения мира человеком. Особенности неклассической философии: 1. Последовательная критика традиционной философии, в которой разуму, рассудку, абстрактному мышлению в целом придавалось решающее значение в понимании сущности бытия, особенно критикуются учения Гегеля и Канта, т.к. критерии разума у них – абсолютный, а у Гегеля разум и вовсе – сущность бытия, природы, человека, Бога. 2. Утверждение и доказательство идеи, что первичны неразумные состояния человеческой жизни, а именно: инстинкты, эмоции, воля, любовь, бессознательное; практика как материальная деятельность; нечто мистическое; жизнь как поток психических качеств человека, которые стихийны, по этому признаку философы принадлежат к различным направления неклассической философии. 3. Многообразие направлений: 1) Диалектический материализм – философское учение о первичности практики в познании бытия и понимании сущности общества, культуры, природы. 2) Мистическая философия – учение о первичности идеальных сущностей бессознательного типа, познать которые способны только посвященные (с помощью интуиции). Теоретики: Гартман, Блаватская, Гурджиев. 3) Философия иррационализма – учения, согласно которым бессознательные инстинкты, эмоции, волевые состояния психологии являются первичными состояниями жизни человека, культуры общества и бытия в целом. В рамках иррационализма существуют течения: 3.1) Философия жизни – учение о том, что жизнь как поток стихии, инстинктов – это первичное состояние человеческой культуры. Теоретики: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Зиммель. 3.2) Философия бессознательного – учение о том, что инстинкты природы человека (биологической) являются первичными в культуре общества. Начинает эту традицию Гартман, а классически развивает Фрейд. 4. Преобладание аксиологического содержания исследуемых проблем: вопросы ценности и оценки являются главными и все гносеологические, онтологические и социологические проблемы, а также теологические проблемы исследовались строго на основе ценностных качеств, которые мыслитель признавал в своей системе главными. 5. Отсутствие однозначно определенных понятий - господство инстинктивно определяемых смыслов традиционных понятий. Напр.: "Человек – грязный потомок аффектов; человек – это канат над пропастью между животным и сверхчеловеком." Диалектический материализм Диалектический материализм (ДМ) – это относительно четко оформленная система неклассической философии о том, что первична практика, а не психика, бессознательное и разум. ДМ относится к неклассической философии, т.к. практика в своей основе – это сложная система предметной деятельности человека, а в этой деятельности могут не преобладать разумные начала, а господствовать ценностные ориентации, напр.: идеал справедливости, идеал равенства, идеал коммунизма. Реально ДМ и создавался для теоретического обоснования идеала коммунизма – такого общества, в котором нет частной собственности, но есть материальное изобилие, моральное совершенство человека, равенство людей в общественном смысле, высокоразвитые производство и техника. Особенности ДМ: 1. Обоснование идеала коммунизма. Эта особенность в социалистических странах превратилась в догму (знание, которое не критикуется, но постоянно доказывается, что оно существует). 2. Последовательный материализм в понимании природы, общества, сознания, человека. 3. Последовательный атеизм, т.е. доказательство отсутствия сверхестественных сил в бытии и негативной роли религии в современной жизни техногенного общества и в культуре вообще. 4. Разработка идеи развития всех состояний бытия по законам диалектики. 5. Превращение философии в массовую форму культуры благодаря массовым многотиражным изданиям литературы, подготовке специалистов и пропаганде философии в СМИ. 6. Установление непосредственной связи философии с естествознанием и общественными науками. 7. Выделение особой роли критической функции философии: критиковались все идеи, в которых идея коммунизма не разрабатывалась – идеализм, религия и идеология капитализма. Современное значение ДМ: позитивно относительно диалектики, материализма, проблемы гуманности и принципа реализма понимания бытия и негативно в плане идеологизации общества, догматизма. Теоретики: Дицген, Маркс, Энгельс, Бернштейн, Меринг; в России – Плеханов, Богданов; в СССР – Лосев, Каган, Лекторский. Философия жизни в XIX веке Представлена учениями А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. ► Шопенгауэр (1788-1860) – теоретик волюнтаризма – направления в философии, согласно которому первична в бытии и жизни человека – Воля. Воля в традиционной культуре – психическое качество человека, связанное с активностью по преодолению препятствий внутренних и внешних. У Шопенгауэра Воля – это абсолютное бессознательное, бесконечное стремление к существованию, которое представлено во всех состояниях природы, общества и жизни человека как сущность, основа. Он абсолютизировал Волю и создал оригинальное философское учение (труд "Мир как воля и представление"). Достижения Шопенгауэра: 1. Теоретически доказал первичность воли. 2. Создал модель человека как совершенного воплощения воли и обладающего поэтому такими всеобщими качествами: ü постоянное стремление к удовлетворению потребностей, которое никогда не реализуется (нуждизм); ü страдание в зависимости от возраста и обстоятельств – психическое ощущение неудовлетворенности жизнью (особенно относительно полового чувства, честолюбия, страстной любви, ревности, болезни); ü абсолютный эгоизм, т.к. реализовать свои потребности человек должен сам в условиях, когда каждый хочет реализовать свои; ü злобность (жестокость) – качество, свойственное всем, но не проявляемое во всех обстоятельствах, т.к. злобность – это стремление ослабить собственные страдания, заставляя страдать других и наслаждаясь этим. 3. Создание этики сострадания – системы знаний по преодолению и облегчению страданий людей ("Никому не вреди и помогай другим, сколько можешь"). Шопенгауэр считал, что люди обречены на страдания. Всё, что ни происходит, всегда заканчивается негативно и человек ничего не может сделать в принципе, а только в частностях может изменить к лучшему. Для этого он предложил 10 правил жизни – "Афоризмы житейской мудрости": 1) Не стремись к удовольствиям, а стремись к избавлению от страданий. 2) Принцип абсолютной изоляции человека от окружающих: Не любить, не ненавидеть, ничего не высказывать, ничему не верить, 3) Не оспаривай мнения других людей. 4) Не занимайся самовосхвалением. 5) Сохраняй тайну о собственной жизни: чего не должен знать враг – не говори другу.

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!