Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении. 3 страница



1. Идея Первичности веры в Бога в христианском варианте над мышлением (разумом). "Верую, ибо абсурдно для разума." 2. Идея о троичности христианского Бога. (В Библии нет точных указаний, что Бог – Троица, но философы стали доказывать, что это так. ► Учение "отцов церкви" восточной патристики.Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и др. четко доказали троичность Бога и в 381 г. этот догмат был официально подтвержден. ► Учение Августина Аврелия Блаженного (354-430 гг.). Идеи: 1. Идея прогресса общества от "града земного" к "граду божьему". Град земной – люди, которые в суете, аморальны, вне истинной религии, живут физическими потребностями. Град божий – люди живут в истинной религии, абсолютно моральны и высокодуховны. 2. Идея абсолютности добра (оно от Бога) и относительности зла (оно от человека). Все виды зла есть нарушение христианских норм. 3. Августин Блаженный дал первое теоретическое доказательство первичности Бога в онтологии, гносеологии и аксиологии. ► Учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.). Фома Аквинский – гений католического варианта философии и всей христианской философии. 1. Дал завершенное философско-теоретическое обоснование католической веры. Это учение официально поддерживается католицизмом до сих пор. 2. Формулировка идеи о необходимости разума для понимания сущности Бога и веры в целом. Эта идея помогала мыслителям избегать преследования инквизиции. Разум помогает человеку познать могущество Бога, поэтому его можно использовать, а не отвергать ради веры. 3. Классификация христианских добродетелей: любовь, надежда, вера, мудрость, отвага, справедливость, умеренность. 4. Идея о бессмертии души как субстанции бытия в составе тела человека. Она [душа] абсолютно невещественна, вечна во времени, неуничтожима. 5. Сформулировал понимание иерархии общества и смысл государства, а именно, бóльшая часть общества – это люди, которые должны заниматься физическим трудом. Меньшая часть общества занимается умственным трудом. Священники и государство имеют смысл деятельности в том, чтобы помочь людям перейти в потусторонний мир с положительными эмоциями и верой. ► Учения прогрессивных философов: ü Бэкон Роджер (13 в.) впервые мысль "Знание – сила". ü Оккам Уильям (1390-1450 гг.). Идея: "Не умножай сущностей при объяснении" – стремись объяснить бытие конкретными реальными причинами минимального количества. В естествознании (и медицине) это идеал. ü Пьер Абеляр (1079 г. – 12 в.). Идея: "Общие понятия – это имена, а в реальности их не существует". Проблемы христианской философии 1. Теологические проблемы: Бог – персона (личность), которая обладает всевозможными совершенствами, находящимися за пределами физического мира, абсолютно идеальна и требует к себе особого почитания. Доказательства бытия Бога: 1) Онтологическое (Кентерберийский Ансельм): идея о том, что Бог существует, потому что люди мыслят о том, что он существует. 2) Доказательство по принципу "так должно быть": ü Если есть причины, то должна быть первая причина. ü Если есть движение, то должно быть начало движения. ü Если есть необходимость (случайность), то должна быть первая необходимость. ü Если есть совершенство и безобразие, то должно быть высшее совершенство. ü Если есть цель, то должна быть высшая цель бытия. Всё это есть Бог! 2. Проблема соотношения разума и веры. Варианты веры: ü абсолютное преобладание веры над разумом ü разум второстепенно помогает вере (блаженный). ü разум помогает вере при условии первичности веры (Фома Аквинский). 3. Проблема реальности существования общего и единичного 1) Общее – это звуки речи и понятия мышления, она существует идеально, равноценно номинализму (Абиляр). 2) Общее существует реально в мире идей, в сфере духа равноценно реализму (Фома Аквинский). 3) Общее и единичное существуют в вещах как их стороны (Р.Бэкон) и др. Арабская философия средневековья Учения мыслителей, появившиеся с 7 в. в рамках исламской традиции мировой культуры. Гении: Авиценна, Аверроэс. Авиценна (980-1037) Энциклопедист, врач. 1. Идея трех форм существования общих понятий: а) в Боге, б) в реальных вещах как их сущность, в) понятие. 2. Идея дуализма бытия: материя (вещество) и дух – начало разнообразия природы. 3. Идея атрибутов бытия: движение, пространство, время. 4. Идея приоритета науки в проблемах общественной жизни. Аверрок (1126-1196) Энциклопедист, врач, гений философии. 1. Идея двойственности истины: истина не одна (религиозная), а две – научная и религиозная. Каждая дает знания по предметам, существующим самостоятельно. 2. Идея деизма: мысль, что Бог, создал мир, но далее не вмешивался в него, и все развивалось по естественным законам. Индуизм ► Нагарджуна и его школа разрабатывали классические учения древнеиндийской философии: Санкхья, Вайшешика. В них доказывалось, что смысл жизни – спасение от физического мира путем развития духовности. В буддийской философии развивается онтологическое содержание (Васубандху и др.). В рамках буддизма возникает дзэн-буддизм, который принят в Японии и отличается высоким уровнем атеизма.   10. Философия эпохи Возрождения Философия эпохи Возрождения (ФЭВ) – исторический тип философии, существовавший с середины 14 в. по середину17 в. в Западной Европе. Специфика ФЭВ 1. Антропоцентричность содержания философских идей исследователей – всех философских проблем на основе идеи первичности человека. 2. Принципиальная антирелигиозная и антидогматическая направленность. Официальная догматика и схоластика полностью отрицались и утверждалось свободомыслие в противовес веры. 3. Восстановление идеалов античной культуры: гармония тела, разума и моральности, идеал реализма, идеал красоты в реалистичном понимании, идеал гармонично развитого человека (интеллектуал со здоровым телом и высоко развитой духовностью). 4. Эстетизм – исследование проблем с использованием художественно-образной речи, обращение к персонажам искусства и литературы светской культуры. 5. Наличие многообразных направлений, которые исследовали реальные проблемы своего времени. (Направления: гуманистическая Ф., натурфилософия, социально-политическая Ф., религиозная Ф.) Гуманистическая философия Гуманистическая философия – это направление в философии эпохи Возрождения, в котором теоретически доказывалось, что человек – высшая ценность бытия и равен ценности Бога. ► Петрарка – "отец гуманизма". Впервые в художественно-публицистической форме доказал, что человек, его свобода, разум превосходят по ценности схоластику и официальную догматику. ► Пико делла Мирандола – гений гуманизма. 1. Человек – это микрокосм бытия, т.е. живое существо, в котором в концентрированном виде представлено все многообразие окружающего мира (земли, космоса и духовность Бога). 2. Свобода – это первичное качество человека. 3. Смысл жизни – постоянное совершенствование в форме стремления к божественному, которое традиционно является символом высшего совершенства, придуманного человеческой культурой. Помпонацци Врач, философ. Его идеи: 1. Идея независимости философии от теологии. Религия нужна для воспитания людей, а философия – для развития науки. 2. Идея естественной сущности души: душа материальна, поэтому смертна, однако, человек разумом способен создать идею бессмертия души и реализовать эту идею в своем творчестве, поэтому в культуре общества бессмертие означает память в текстах культуры. Индекс запрещенных книг: за период 1048-1058 гг. появилось 40 тыс. экземпляров новых книг и их сожгли. 3. Смысл жизни – счастье, достигнутое на основе рациональной деятельности и рационального познания. Гуманисты поддерживали в культуре Европы новые прогрессивные идеи, противоречащие официальной католической религии и утверждающие новые формы светской культуры (светская мораль, нерелигиозное искусство, живопись, архитектура). Натурфилософия ФЭВ (Эразм Роттердамский, Мишель Монтень) Натурфилософия – это учение мыслителей о сущности и качествах природы на основе достижений естествознания и логических рассуждений. В сравнении с античной натурфилософией она более совершенна, потому что европейские ученые-одиночки достигли более высоких результатов в астрономии, математике, алхимии, частично в медицине. ► Николай Кузанский – гений натурфилософии. Идеи: 1. Ввел идею пантеизма в сложной теоретически оформленной терминологии, благодаря чему он не был обвинен инквизицией в ереси. Пантеизм – система знаний, в которой доказывается, что Бог – не персона догматической религии, а всеобщее состояние бытия, в результате чего: "Бог во всем" (в камне, в комаре и т.д.). Эта идея очень сложна и на обыденном уровне не имеет особого значения, но очень важна для науки: в условиях подавления науки, когда доказывается, что Бог создал всё, а познавать это не нужно (ибо грешно), идея пантеизма дает теоретическое обоснование для творчества ученых по принципу "Если Бог во всем, а Бог совершенен, то мы, познавая мир, познаем совершенство Бога". Социальные основы пантеизма – становление капитализма в Европе, для которой проповеди религией не дают экономического эффекта, прибыль возможна только через торговлю, производство, технику, а они невозможны без точного знания. 2. Идея гелиоцентрического понимания мира. Эту идею он обосновал теоретически в понятиях: шар, круг, многоугольник. 3. Познание реализуется в единстве рационального и чувственного. Первично рационально познание, а чувственный уровень лишь дополняет разум. 4. Диалектическая идея о единстве конечного и бесконечного. ► Джордано Бруно – символ бескорыстной науки в его крайнем выражении (самоотверженность: за свои идеи он после восьми лет в инквизиции был сожжен в 1600 г. так и не раскаявшись). Идеи: 1. Идея пантеизма в четкой формулировке "Бог – мировой разум (душа), поэтому он во всем и познать его можно человеческим разумом, потому что подобное познается подобным." 2. Идея бесконечности миров: т.к. Бог – всемогущий разум, то он создал не один мир, как считается в католицизме, а множество разных миров. 3. Идея гелиоцентризма: Земля не центр мира, а одна из частей, входящих в состав Солнечной системы – мир, в центре которого Солнце. 4. Открытая критика католических догм о непорочном зачатии, о богоподобности Папы Римского (он лишь наместник Бога, ибо он непогрешим), догм об аде и рае, о бессмертии души и др. 5. Идея создания религии разума вместо религии веры. Религия веры – это религиозное знание, в котором излагаются сведения, не соответст-вующие реальности, но необразованными людьми они воспринимаются за истинные ("чудеса"). Религия разума – вера в способность разума человека познать высший разум бытия – Бога (эта идея распространена среди ученых ХХ в.) ► Парацельс – основатель мистической натурфилософии. Он обосновал идеи единства медицины, философии, алхимии и астрологии. Развил идею жизненной силы, которая имеется в вещах и может быть использована человеком по своим потребностям, особенно для лечения. Он был талантливым врачом, сам изготавливал лекарства из растений и минералов и достиг совершенства в этом.   Натурфилософы поддерживали идеи ученых: Коперника, Кеплера, Галилея, Браге, Торничелли и др. А ученые использовали мысли натурфилософов для обоснования своих идей и защиты от инквизиции. Социально-политические учения Первые произведения социально-философской проблематики в европейской культуре, которая отличалась реалистич-ностью понимания сущности политики, права и моделей будущего справедливого общества. ► Макиавелли – теоретик политики. Написал легендарный труд "Государь". Идеи: 1. Указал, что политика – особый вид деятельности по достижению, сохранению или преодолению власти в ее основной форме – государственной власти. Особенность политики в том, что для достижения власти приемлемы любые средства: истина и ложь, правда и заблуждения, коварство и открытая демократическая деятельность и т.д. Так как преимущественно человек, занятый политикой, отличается тщеславием, завистью, то основные средства у него – аморальные и даже уголовно наказуемые (обман избирателей, борьба с политическими противниками, вплоть до убийства, ибо "Цель оправдывает средства") – такова основа политики. В современной культуре эта идея практически полностью реализуется, но теоретически (с точки зрения гуманности) осуждается как неправильная. Учение Макиавелли обозначает политику, в которой игнорируются нормы морали – гуманность, справедливость, добро. 2. Идея фортуны или ответственности человека за свои действия. Фортуна – период жизни человека, когда есть возможность резко изменить условия жизни с точки зрения материальной выгоды. Человек может отказаться от нее, но тот, кто решился действовать, обязан знать, что есть ответственность перед совестью, законами общества, близкими людьми и Богом. ► Гроций – теоретик права, доказал, что существует два вида законов – божественные и человеческие. Божественные законы создаются от имени Бога, а человеческие – от имени государства и не должны противоречить друг другу. Человеческие законы делятся на гражданские и естественные. Это права человека от природы на труд и частную собственность, на личную безопасность, право на свободу мысли, веры, действий в рамках государства. Эти естественные права должны соблюдаться гражданским правом, т.е. законами, создаваемыми теоретиками государства. Эта мысль подтвердилась после буржуазной революции. ► Учения Мора, Кампанеллы, Мюнцера о моделях будущего справедливого общества. Томас Мор. Справедливое общество – такое, где: 1) все трудятся не больше 6 часов в день, а остальное время занимаются отдыхом и совершенствованием; 2) нет частной собственности – все производится обществом и потребляется людьми совместно; 3) люди духовно развиты, признают любой вариант религии и отрицают атеизм (потому что тот отказывает Богу в существовании). Томас Кампанелла. Справедливое общество: 1) есть единство религии, частной собственности и нравственных качеств, высшее из которых – любовь; 2) управляют обществом представители мировой религии. Томас Мюнцер. Справедливое общество – где реализуются заповеди Христа. Религиозная философия ФЭВ Религиозная философия – философские учения мыслителей в рамках религиозных традиций культуры. Она сохранилась в культуре, но не была главной. Варианты: ► Философия протестантизма (Лютер, Кальвин, Цвингли). Идеи: 1. Возможность индивидуального обращения к Богу, минуя священников и сложную обрядность. 2. Физический труд – это богоугодное дело, он полезен для спасения души человека. 3. Грамотность и знание Евангелия – обязательное условие спасения души человека. 4. Подчинение законам государства – правильное поведение человека в миру, потому что без государства будет анархия. ► Мистическая философия. Яков Бёмэ создал очень сложную систему знаний, доступных посвященным.   11. Эмпирическая западноевропейская философия 17 – начала 18 века В XVII веке в Западной Европе утверждается политически и экономически новый тип общества – капитализм. Для него первична прибыль, поэтому религия и абстрактная гуманность не имеют значения. Первично производство, техника, а они без науки ничто, поэтому развивается естествознание и первые философы поддерживают его в своих трудах. Первая буржуазная республика – Голландия (1609), вторая – Англия (1640 –1688). Эмпиризм как направление в философии возник в Англии. Эмпиризм – философское направление, которое исследовало все проблемы на основе идеи, что истинное знание возникает только из наблюдений и экспериментов (опытов). Теоретики: Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк). ► Френсис Бэкон (1561-1626). 1. Впервые теоретически доказал, что наука – это основа общества, т.к. ее знания, воплощаясь в технике и производстве, создают богатство, комфорт жизни индивида и государства. Следуя этой мысли, он конкретно сделал такие предложения: 1) государству поддерживать ученых, 2) ученым развивать не схоластическую науку, а практически значимую, 3) "Наука и производство – едины!" Все это полностью реализуется в наше время. 2. Признание природы как основного объекта научного познания. При этом он не противоречил и мнению религии, что она имеет право на познание, но доказал, что религия защищается своими догматами и не должна препятствовать философии и ученым изучать природу. 3. Создание индуктивного метода познания, т.е. способа получения нового знания, при котором общие знания формулируются только на основе конкретного знания, полученного из опыта. Этот метод стал основой научной медицины, экспериментальных разделов химии, физики, биологии, современной криминалистики. 4. Создание первой классификации заблуждений разума. Мышление, основанное на экспериментах и индукции, всегда истинно, но если ученый не учитывает результаты опытов, то рискует сделать ошибки, т.к. в науке есть четыре типа заблуждений (по Бэкону – "идолов"): 1) философские заблуждения – следование неправильной философской идее (напр., идее геоцентризма); 2) общечеловеческие заблуждения ("идолы рода") – идея, что человек – царь природы и может делать с ней все, что захочет; 3) индивидуальные ошибки ученых, связанные с особым самомнением; 4) идеологические влияния ("идолы рынка") – воздействие политики, коммерции на труд ученых. Френсис Бэкон вошел в историю как создатель эмпиризма в европейской философии и как создатель экспериментально индуктивного естествознания. ► Томас Гоббс (1588-1679). 1. Конкретизировал выводы Бэкона относительно особенностей чувственного уровня познания. При этом доказал, что чувственное познание создает образы объекта, а они с помощью языка систематизируются мышлением. 2. Распространил идеи эмпиризма на познание общества: 1) создал теорию договорного происхождения государства. Суть её: Государство – орган управления людьми с помощью насилия и убеждения. До государства люди были в естественном состоянии, т.е. были свободны, каждый делал все, что хотелось. Но условия жизни не даны природой, их нужно создавать трудом. Труд – одно из неприятнейших действий человека, поэтому свободный человек идет по пути наименьшего сопротивления – он использует насилие лично для улучшения своей жизни. В результате формируется три состояния человека: а – война всех против всех, б – человек человеку воин (ЧЧВ ® чечевизм), в – побеждает сильнейший. В результате общество деградирует к животному стаду. У людей состояние страха, невозможность трудиться. Выход находят отдельные личности на основе разума, который обобщил методом индукции негативность такой жизни и предложил людям избавиться от свободы, ограничив ее установлением власти, которой разрешается использовать насилие, а другим – нет. Так появляется государство и оно полезно людям, т.к. а) гарантирует личную безопасность и б) гарантирует труд человеку и частную собственность. 3. Создал идею социального прагматизма. Государство поддерживает только те формы культуры, которые поддерживают его. Т.к. в годы Гражданской войны (1640-1680) церковь поддерживала феодалов, то Гоббс предложил правителям отделить церковь от государства. ► Джон Локк (1632-1704). 1. Идея сенсуализма. Сенсуализм – направление в философии, доказывающее, что истинное знание возникает из чувственных (сенсорных) способностей человека. Эту мысль частично поддержали психологи, но она требует уточнения. 2. Критика "врожденного знания" – идеи, возникшей в рамках рационализма, о том, что знание дается человеку богом начиная с рождения. Локк был врачом, поэтому дал аргументацию против этого мнения. В частности, если идея Бога – врожденная, то и дикарь Африки, и европейцы должны знать о Боге с рождения, однако опыт свидетельствует, что знание о Боге люди получают в процессе воспитания в обществе. 3. Формулировка классического тезиса сенсуализма: "Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах."

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!