Влияние миграционных процессов на культурную безопасность Московского мегаполиса



 

В XXI в. проблема миграции является одной из актуальнейших проблем мировой цивилизации нынешнего времени. Каждая страна сегодня сталкивается с данным процессом в качестве страны-донора или страны-реципиента. Современные миграционные потоки постоянно увеличиваются, всё больше людей стремятся покинуть бедный страны и отправиться в более развитые. В данной тенденции огромную роль играет глобализация, так как благодаря ей происходит перераспределение трудовых ресурсов, и вследствие этого увеличиваются миграционные потоки.

В странах Европейского Союза сегодня наблюдается миграционный кризис, который характеризуется огромными масштабами нелегальной миграции. Нелегальная миграция напрямую влияет на национальную безопасность европейских стран. Власти Европейского Союза разрабатывают государственные программы по вопросу регулирования миграционных процессов, также они стараются учитывать исторически сложившиеся факторы: социально-экономическое развитие, миграционное законодательство, отношение к мигрантам со стороны общества, которое их принимает, демографическую ситуацию и так далее. Отсюда происходит вырабатывание соответствующих программ по регулированию миграционных процессов, которые обладают собственными критериями приёма мигрантов.

Поэтому появляется национальная политика, которая строится на национальных интересах. И даже несмотря на наличие различий в подходе отдельных европейских государств к регулированию миграционных потоков, всё равно последствия подобных процессов для стран Европейского Союза общие. Ключевой проблемой является отсутствия общей, единой, продуманной политики в отношении мигрантов, а также унифицированной системы контроля миграционных потоков. По причине нахождения миграционной политики в руках национальных правительств, не все страны Европы готовы содействовать мигрантов и принимать их из стран Ближнего Востока и Африки. Именно поэтому вопросы разрешения миграционной кризиса, а также интеграции беженцев и переселенцев из различных стран в принимающие сообщества, борьба с терроризмом стали главными темами разных обсуждений.

На фоне проблем с миграционными процессами в Европе ситуация в Российской Федерации выглядит иначе. После развала Советского Союза появились независимые государства, которые провозгласили суверенитет, а также политику этнократии. Начался отток русскоязычного населения из образованных стран, который был вызван гонениями, гражданскими войнами, вооружёнными конфликтами, негативным отношением к русскоязычному населению. Именно поэтому миграционные потоки в 1990-е годы стали усиливаться, и тогда Россия стала восприниматься как общий дом для всех, независимо от языка и национальности, религии и других факторов. В то время миграция была вынужденной мерой, и она совпала с экономическим кризисом в данной сфере. В то время Российская Федерация и общество оказались совершенно не подготовлены к подобным переменам и к миграционным потокам, будь то юридическая, организационная, экономическая и психологическая составляющая.

Следующей волной стала трудовая. Хотя ситуацию в экономике российского государства того времени вряд ли можно назвать благоприятным, однако миграционные потоки только усилились. Главными причинами прибытия в страну были факторы экономические, социальные, а в некоторых случаях вооружённые конфликты и этническая дискриминация. Исходя из ситуации 1990-х годов, можно сделать вывод, что Россия стала одним из лидеров по количеству мигрантов, получив беспрецедентный миграционный прирост. С одной стороны Россия олицетворяла страну сблагополучной экономической ситуацией, с другой она стала местом работы для многих приезжих. Возможность, предоставленная мигрантам свободно въезжать и пребывать на территории государства до 90 дней, породила множество проблем. Подобная возможность облегчала передвижение и мобильность в каком-либо регионе, что давало шанс заработать приехавшим гражданам, однако появился теневой сектор, который увеличивал уровень нелегальной миграции.

Также постепенная стабилизация экономической ситуации, демографический спад и нежелание граждан России занимать непрестижные сферы труда поспособствовали миграционным потокам.

Отсюда встал вопрос о необходимости государственного регулирования миграционных процессов. Был позаимствован зарубежный опыт, однако он касался только проблем связанных с расселением и приёмом беженцев, и контроля за незаконной миграцией.

Стоит упомянуть конференцию Москва-Берлин, ключевым вопросом которой были проблемы трудовой миграции. Данное мероприятие состоялось 23 октября 2013г. в рамках сотрудничества Правительства Москвы и Сената Берлина. Целью данной конференции служил обмен опытом по ряду вопросов регулирования процессов трудовой миграции с учётом демографической ситуации, а также социльно-экономического состояния и внесённых изменений в законодательство. Особенно важным пунктом встречи было налаживание отношений и деловых связей по обсуждаемым вопросам с Сенатом Берлина и Германии. Москва и Берлин являются крупными мегаполисами, и большое внимание уделялось вопросам регулирования миграционных процессов в условиях федеративного государства и многоконфессионального, многонационального мегаполиса. Поиск путей регулирования, выявления и транслирования лучших практик социальной адаптации мигрантов в новой среде[56].

Касательно вопросов, стоит ли привлекать мигрантов к работе в столице, то некоторые эксперты высказали своё мнение. Координатор общественного мнения "Страна без расизма и ксенофобии" Б. Исмаилов заявил, что некоторые люди воспринимают мигрантов как необходимое зло, при этом упуская из виду, сколько общего между русским народом и мигрантами. Также он упомянул о роли средств массовой информации в подаче информационных материалов касательно мигрантов. «Не стоит обобщать, а необходимо помнить факт, что преступность национальности не имеет»[57].

Высказалась по этому поводу и руководитель Информационного Центра по контролю за нелегальной миграцией г. Москвы А. Дягилева. По её мнению москвичи имеют право выступать против мигрантов, потому что многие работают на нелегальной основе. Факт того, что мигрант решил приехать в Москву или в любой другой город именно таким образом может означать, что он и продолжит действовать подобным образом.

В особенности она упомянула определённый риск, который стоит как перед жителем Московского мегаполиса, так и перед мигрантом. Любой бизнес-проект может закрыться в любой момент, и тогда рабочие, присланные на стройку, могут быть выброшены на улицу.

Правительство Москвы круглосуточно следит за ситуацией миграционных процессов. Для наиболее удобного пребывания мигрантов на территории Московского мегаполиса Власти Москвы запустили онлайн-квест.

Изначально была выпущена брошюра в виде комиксов для мигрантов на русском языке, которую любой желающий мог скачать себе на телефон. Теперь Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы разработал онлайн-квест для мигрантов, пройдя который любой иностранец может проверить себя на знание правил пребывания в России.

Для прохождения квеста нужно указать цель визита, затем пройти все шаги по оформлению документов. Если мигрант не может ответить на какой-либо из вопросов, то квест начинается заново[58].

Сегодня на рассмотрении Госдумы России находятся несколько законопроектов, которые могут усовершенствовать миграционное законодательство. Один из них включает пункт обязательного снятия отпечатков пальцев.

По мнению Министра экономики Правительства Москвы рынок сформулировал места, на которые не хотят идти коренные жители Москвы и которые заполняются мигрантами, что является огромным преимуществом иблагом для московской экономики. Также демографическая ситуация указывает на то, что количество жителей в трудоспособном возрасте сокращается и их место занимают мигранты[59]. Однако стоит учесть тот факт, что демографическая ситуация в стране находится в крайне неудовлетворительном состоянии, и количество приезжих мигрантов, со времен, способно в корне изменить лицо Москвы.

Именно поэтому крайне важно ассимилировать мигрантов под условия жизни в новом обществе. Москва является многокультурным и многоконфессиональным городом, со своими давно установившимися ценностями, культурой, и привнесение изменений может сулить не только трансформации в обществе, но и напряжённые отношения с мигрантами, обострение межнациональных конфликтов внутри единого Московского мегаполиса.

Ранее уже упоминалось, что за границей Российской Федерацией оказалось значительное число русскоязычного населения. К ним стали употреблять термин "соотечественники", и, согласно Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина от 22 июня 2006 года «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом[60]» была принята Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Особенность данной программы заключается в том, что она предназначена для русскоязычного населения вне зависимости от национальности, и она осуществляется бессрочно. Помощь соотечественникам, которые проживают за рубежом, является одним изключевых направлений решения проблем, связанных с культурной безопасностью. В 1990-е годы граждане, рождённые на территории Советского Союза, воспитанные и получившие образование Советским государством, увезли с собой одну из важнейших частей, из которых состоит государство – культуру. Их возвращение послужит притоку ценностей, увезённых безвозвратно, в общий котёл.

Также сложная ситуация сложилась с трудовой миграцией. В 2012 году эксперты из Организации экономического сотрудничества и развития опубликовали "Доклад о международной миграции 2012", в котором говорилось, что Россия занимает первое место по количеству временных трудовых мигрантов[61].

Постоянно поднимаются вопросы миграции, и её контролирования в городе Москве. Противники приводят следующие аргументы: 1) трудовая миграция способствует экономическим проблемам, то есть мигранты не платят взносы в казну города. Чем больше мигрантов проживает в стране, тем больше отток капитала в другие страны; 2) растёт межнациональная напряжённость, то есть коренное население вытесняется приезжими. Они привозят с собой свои обычаи и традиции, при этом не желая адаптироваться под условия коренного населения; 3) социальная напряжённость. Очень сильно растёт нагрузка на объекты социальной сферы, то есть вытесняются местные с рабочих мест, так как труд мигрантов всегда оценивается значительно дешевле; 4) нелегальная миграция ведёт к распространению различных инфекций, так как могут отсутствовать нормальные жилищные условия и медицинское обслуживание; 5) формируются этнические группировки, из-за этого растёт уровень преступности.

В 2012 году Российская Федерация принимает Концепцию государственной миграционной политики, которая рассчитана до 2025 года. В ней разработан ряд мер по контролю в сфере трудовой миграции. Изначально планируется разработать и принять ряд нормативных актов, которые направлены на реализацию миграционной политики. Также планируется разработать и испытать программы, создать центры по содействию миграции, создать инфраструктуру по проживанию мигрантов на территории Российской Федерации. Создание центров информационной и правовой поддержки, курсов изучения русского языка, истории и культуры Российской Федерации должно помочь в интеграции и адаптации трудовых мигрантов[62].

Данные мероприятия помогают сократить количество трудовых мигрантов, однако Москва не может отгородиться от миграционных процессов. На фоне миграционного процесса и террористических актов на территории Европейского Союза и всего мира, которые были организованы как беженцами, так и бывшими трудовыми мигрантами, ныне натурализованными лицами, вопросы регулирования и контроля миграции, а также адаптации мигрантов остаются крайне актуальными для Московского мегаполиса.

С целью транзитного проезда в Москву приезжают мигранты из Сирии, а также из стран Азии и Африки. Государственные органы решают вопросы с мигрантами на правовом поле, удачным примером может служить приём и размещение беженцев с территории Юго-Восточной Украины. Политика Правительства Москвы заключается в том, чтобы как можно быстрее интегрировать беженцев, а также мигрантов в принимающее общество. Для этого необходимо предоставлять им социальный пакет, медицинское обслуживание, правовую защиту, а также содействовать им в трудоустройстве и вопросах с жильём.

Государственная миграционная политика является одной из ключевых частей как внутренней, так и внешней политики государства. От неё зависит, станет ли миграция фактором обострения ряда проблем, в том числе социально-экономической, демографической или межнациональной. Основная задача заключается в том, чтобы контролировать миграционные процессы для повышения привлекательности страны, а именно гарантировать права и свободы, обеспечить реальную защиту в принимающем обществе.

Это позволит принимать высококвалифицированных трудовых мигрантов без риска, что качественно изменит потоки миграции. Регулирование и контроль процессов миграции должно обеспечить социально-экономическое развитие города Москвы, а также сохранить национальную безопасность, частью которой является культурная безопасность.

Переезд на новое место жительства всегда проходит в напряжённой обстановке, постоянное присутствие состояния стресса. Процесс адаптации на новом месте, особенно для вынужденных переселенцев, всегда проходит очень болезненно. Мигранты являются одной из самых незащищённых групп населения. Поэтому, по причине нервного напряжения, у них появляется стремление к консолидации не только по этническим признакам, но также и по конфессиональным[63]. Именно в состоянии постоянной внутренней напряжённости, которые обусловлены социальными проблемами, человек ищет утешение в религии. Он всегда ощущает потребность в вере, особенно в критических ситуациях. Необходимость в безопасности находит своё выражение в необходимости веры во что-либо. Веруя, человек всегда чувствует себя защищённым от различных напастей, невзгод и несчастий[64].

Выход за рамки обыденного для человека всегда заставляет искать выходы и способы возвращения в обыденную среду. Повседневность является для человека комфортной и удобной нишей, так как всё доступно, понятно и знакомо, и самое главное, что результат всегда предопределён заранее. В первую очередь это относится к религиозным и культурным аспектам жизни. В связи с этим, при переезде, человек старается воссоздать ту атмосферу и ту среду существования, в которой они находились до переезда. Способствует в этом во многом религия.

Религия является многоаспектным и многогранным явлением, также как и культура. Поэтому существует много определений термина религия. Согласно одному из определений, религия – система взглядов и поступков, которые вдохновлены Высшим Существом. Если люди замечают какую-либо пропасть между надеждами и своей жизнью, то пытаются преодолеть её одним "прыжком веры"[65].

Также существует другое определение, которое даёт В.А. Тишков – религия является, прежде всего, фактом социальной жизни. Он опирается на систему символов, которые действуют с целью установления глубоких и убедительных настроений, мотиваций через формулирование представлений об общем порядке существования. Аура подлинности должна облекать эти представления, чтобы подобные настроения и мотивации выглядели как единственно реальные[66].

Попадая в другую культуру, конфессию и этнос, мигранты сами являются носителями своей культуры, языка и религии и привносят в заселяемую местность свои традиции и обычаи. Данные составляющие имеют существенную ценность во время процесса социально-психологической адаптации мигрантов и населения города Москвы друг к другу. Конфессиональный фактор приобретает наибольшее значение в период вхождения мигрантов в новое для них общество.

Данный фактор проявляется в следующих направлениях: 1) появление новых конфессий в Москве, а также религиозных направлений на фоне волны миграции; 2) изменение конфессиональной составляющей Московского общества как следствие первого пункта, то есть происходит изменение конфессионального баланса и распространение новых конфессий; 3) конфессиональная структура как фактор адаптации мигрантов: а) вливание мигрантов в конфессиональную среду; б) присоединение к единоверцам; в) внесение этнических различий в сложившиеся гомогенные конфессиональные структуры; г) конфессиональная идентичность как средство этнической консолидации и противостояния ассимиляции[67].

Можно сделать вывод, что религия для большинства вынужденных мигрантов является социальным инструментом, который позволяет людям решать тяжёлые вопросы адаптации на новом месте жительства в городе Москве, в отличие от политических институтов.

В связи с этим имеют место быть неоднократные конференции по решению проблем мигрантов. Так, в Москве прошёл круглый стол, на котором были обсуждены вопросы влияния религиозных факторов на деятельность и жизнь мигрантов. Также деятельность радикальных исламистов и их способы вербовки новых адептов среди мигрантов попали в поле зрения экспертов[68]. Были подчёркнуты такие факторы как религиозная неграмотность мигрантов, нехватка достоверной информации во время активной пропаганды со стороны радикалов. Эксперты пришли к выводу, что необходимо усилить профилактическую деятельность среди мигрантов, а также нужно тесное взаимодействие с религиозными институтами по вопросам просвещения приезжих.

В Москве прошла конференция "Религиозный фактор в социально-политической жизни России и стран Евросоюза"[69]. На ней рассказали о соглашении Русской православной церкви с Федеральной миграционной службой об открытии на базе епархий курсов русского языка для мигрантов. Также происходит обучение мигрантов русской культуре.

Стоит отметить, что мигрантов также водят по музеям изобразительных искусств, после посещения которых мигранты-мусульмане часто заявляют, что они не знали насколько ислам близок к христианству.

Мигранты являются носителями этнической культуры, которая воплощает в себе традиции и обычаи предков. Отсюда происходят характерные черты этнической культуры, то есть консерватизм, преемственность и ориентация на культурную традицию. Культурной традицией принято считать механизм по поддержанию и сохранению устойчивости культурных норм или ценностей, образов, традиций. Тем самым обеспечивается переход от поколения к поколению выработанных культурных форм.

Система этнических стереотипов является главным элементом национального самосознания, поэтому подробное изучение внутреннего содержания, а также процесса формирования этнических стереотипов может дать ответ Правительству Москвы на многие актуальные вопросы межэтнических вопросов, также выявить и вскрыть качество эмоциональных компонентов в области этнической идентичности и помочь в предотвращении политической, а также социальной напряжённости.

Сегодня Москва придаёт особое значение процессу аккультурации, который является важным фактором современного социума. Процесс взаимного влияния культур является непрерывным, и люди впитывают в той или иной мере навыки и представления других культур.

Под аккультурацией стоит понимать совокупность явлений, которые возникают из-за того, что группы, которые принадлежат разным культурам, вступают в продолжительный и непосредственный контакт, при котором происходят изменения в одной из первоначальных культурных составляющих. В этой связи разделяют модель на две группы, на группу-донора и группу-реципиента. Группа-донор претерпевает изменения, а из группы-реципиента черпают новые образцы и шаблоны для поведения.

Сегодня, процессу аккультурации подвергается большинство мигрантов долговременного пребывания, независимо от их языковых или этнических принадлежностей.

Во время процесса аккультурации мигрант старается решить две проблемы – стремится создать культурную идентичность и включиться в иностранную культуру. Отсюда появляются четыре формы аккультурации: 1) ассимиляция – члены одной этнической группы полностью утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают культуру инородную; 2) сепарация – полное отрицание группой или индивидом чужой культуры при сохранении идентификации со своей. Предпочитают ограждение и изоляцию от доминантной культуры; 3) маргинализация – с одной стороны потеря идентичности со своей культурой, но в то же время с другой стороны отсутствие идентификации себя с другой культурой. Возникает вследствие невозможности поддержать свою идентичность и нежелания получения новой идентичности; 4) интеграция – идентификация, как со старой, так и с новой культурой. В результате данного процесса происходит сочетание этнических культур на одной территории. Сближение культур происходит и в принятии образцов коренной культуры мигрантами, и в усвоении местным населением отдельных элементов, привнесённых мигрантами.

Адаптация выступает важным результатом процесса аккультурации мигрантов в Московское общество. Культурная адаптация является одним из основных факторов культурогенеза, исторической изменчивости культуры, появления новых инноваций и других процессов социокультурной трансформации московского общества. В широком смысле слова, культурная адаптация является процессом активного приспособления общества к условиям новой социо-культурной среды. Процесс погружения индивида или группы в новую культуру и постепенное освоение новых ценностей, норм поведения Московского мегаполиса.

Критерием успешности культурной адаптации является не отказ от собственных ценностей в угоду новой культуре, а наоборот, способность соединить разные ценностные системы, при этом освоив новые культурные нормы и ценности.

Сегодня идеалом является ситуация когда, если этнические меньшинства не желают ассимилироваться в принимающем обществе, они должны интегрироваться под новую культуру. Однако наблюдается противоположная тенденция – мигранты отказываются ассимилироваться или интегрироваться. Дело в том, что мигранты являются носителями определённой культуры, которая отличается от культуры принимающего общества.

Однако чем больше родная культура похожа на новую, тем менее травмирующим оказывается процесс адаптации. Также, помимо объективной культурной дистанции, на него влияют следующие факторы – отсутствие конфликтов в истории отношений между этническими группами, степень знакомства с особенностями культуры принимающего народа, хорошее знание языка, равенство или неравенство статусов, а также наличие или отсутствие общих целей при межкультурных контактах.

Все перечисленные факторы связаны с этнокультурными особенностями, как мигрантов, так и Москвы, в роли принимающей стороны. Они обусловливают характер их взаимодействия. Основным показателем успешной адаптации является высокий уровень приживаемости в принимающей среде, а также психологическая удовлетворённость мигрантов. Негативными показателями могут быть маргинализация, разные виды нарушений в ценностно-нормативной среде этнической культуры. Однако адаптация обычно требует длительного времени, так как человек постепенно приспосабливается к новым условиям жизни.

Таким образом, глобализация миграции сегодня осложняет взаимодействие между цивилизациями. Напряжённость между коренным населением города Москвы и мигрантами создаётся нежеланием этнических мигрантов к адаптации к окружающей среде. Поэтому межкультурный, межэтнический диалог крайне важен в нынешнее время.

Вывод по Главе 3: миграция играет особую роль в процессе межкультурного взаимодействия внутри Московского общества. Его итогимогут разниться – взаимопроникновение культур, которое способствует межкультурному взаимообогащению или взаимоотторжение культур, которое ведёт к межкультурным конфликтам. Мигранты являются носителями определённых ценностей и норм, и, проникая в новую среду и социокультурную систему города Москвы, они либо отказываются от прежних культурных ценностей, то есть полностью ассимилируясь, либо образуют собственные общности, сохраняя приверженность старым, традиционным ценностям. Москва играет ключевую роль в регулировании процессов аккультурации мигрантов в новое общество, находит пути сближения между мигрантами и коренным населением для дальнейшего позитивного развития Московского мегаполиса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная ситуация в международных отношениях является ярким примером и олицетворением угрозы международной безопасности. Международная безопасность является состоянием отношений двух или более государств, когда им не угрожает опасность военной, экономической или любой другой экспансии, посягательство извне на существование и суверенное, независимое, а также прогрессивное развитие.

Москва является субъектом Российской Федерации и играет ключевую роль в качестве политического, экономического и культурного центра многонационального федеративного государства.

Москва как столица определяет направления в обеспечении безопасности страны от иноземных культурно-гуманитарных интервенций, в контроле миграционных процессов, а также в предотвращении террористических актов на территории страны.

В эпоху глобализации процессы миграции и культурно-гуманитарного интервенционизма усиливаются, поэтому возрастающее влияние на международные отношения оказывают внутригосударственные социальные процессы.

Культурная безопасность является защитой общественного развития от несущих разрушение тенденций, которые могут вызвать крушение традиционных общностей.

Современные процессы глобализации подвергают общество риску, ему постоянно приходится меняться и развиваться в условиях постоянных трансформаций, и именно Мегаполисы, такие как Москва, становятся эпицентрами зарождения опасностей в сфере духовной культуры, они подвержены культурным и антикультурным течениям и влияниям, новомодным культурным виткам развития, которые часто чужды и противопоставлены традиционным национальным культурным ценностям.

Культурная безопасность города Москвы базируется на неприятии пошлости и разврата, которые часто появляются в некоторых средствах массовой информации, а также на воспитании в духе традиционных ценностей, а именно любви к человеку, дружбе народов, трудолюбии и патриотизме, коллективизме и прочности семейных устоев.

Культурная безопасность Московского мегаполиса тесно связана с информационной безопасностью, так как именно информация формулирует и формирует смысловые пространства, влияет на взгляды людей, меняет ценностные ориентации и определяет приоритетные направления развития общества.

Отсюда появляются угроза терроризма и культурно-гуманитарный интервенционизм, а также вследствие миграции, формируются новые ценности, наносящие вред уже привычным, базисным ценностям города Москвы.

Сегодня терроризм превратился в серьёзную проблему для культурных процессов по всему миру. Он способен подорвать систему моральных и нравственных ценностей, обострить международные отношения и губительно воздействовать на национальное самосознание общества, материальное, а также духовное достояние народа. Актуализируется задача усиления противодействия объединённого общества против подобного негативного влияния. Москва уделяет особое внимание вопросам предотвращения кризисных явлений в духовно-нравственной сфере, а также созданию условий в обществе для положительного формирования культуры взаимного доверия и любви, в том числе процессов взаимовыгодного культурного диалога.

На современном этапе процесс обесценивания национальных основ и национальной культуры Московского общества зашёл достаточно далеко. Основным условием для сохранения безопасности города Москвы является сохранение национально-культурных корней посредством обеспечения возможностей для культурного развития, освоения мировых культурных ценностей. Ценностями, которые выступают способом укрепления и развития культурной безопасности Московского мегаполиса, являются историческая память и патриотизм.

Историческая память является основой человеческой деятельности по воспроизводству своей культуры и своих отношений с другими людьми. Она является личной технологией по организации, сохранению и осмыслению исторически приобретаемого опыта человеком. Освоенная культура превращается во внутреннее содержание сознания субъекта, а также в практику его деятельности во времени и масштабе всей его жизни.

Патриотизм сплачивает соотечественников перед лицом внешних угроз. Он является мощным фактором мобилизации и организации их единых сил в защиту суверенитета и территориальной целостности страны.

Общество, которое обладает системой механизмов культурной безопасности, не страшится столкновения с ценностями различных структур. Инокультурная экспансия и культурно-гуманитарный интервенционизм носит менее травмирующий характер, и происходит стимулирование культурного развития, добавления и обмена новыми культурными элементами.

Миграционные процессы, в свою очередь, могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Могут оказывать значительное воздействие на социально-экономическое развитие города Москвы.

Глобализационные процессы миграции осложняют взаимодействие между цивилизациями. Напряжённость между коренным населением и мигрантами создаётся нежеланием этнических мигрантов ассимилироваться к новой окружающей среде Московского мегаполиса. Межкультурный, межэтнический диалог крайне важен. Миграция играет важную роль в процессе межкультурного взаимодействия, итоги которого разняться – взаимопроникновение культур, способствующее межкультурному взаимообогащению или взаимоотторжение культур, которое ведёт к межкультурным конфликтам.

Мигранты являются носителями определённых ценностей и норм и, проникая в новую среду и социокультурную систему города Москвы, они либо отказываются от прежних культурных ценностей, полностью ассимилируясь, либо образуют собственные общности, сохраняя приверженность старым, традиционным ценностям.

Подобные составляющие, такие как терроризм, культурно-гуманитарный интервенционизм и миграционные процессы, являются лишь частью огромной системы факторов культурной безопасности, и должное внимание истокам и дальнейшему развитию этих факторов со стороны Московского Мегаполиса способно укрепить и поднять на новый уровень национальную безопасность Российской Федерации.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. Нормативно-правовые акты

1) Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2013. – 63 с.

2) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html

3) Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248

4) Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131046/

5) Военная доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html

6) Устав ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.un.org/ru/charter-united-nations/

7) Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N3612-ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/

8) Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/

9) Федеральный закон от 25 июня 2002 года N73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/

10) Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/

11) Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/

12) Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/

13) Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих зарубежом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61111/

14) Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162185/

15) Закон города Москвы «Устав города Москвы» от 28 июня 1995 года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=155693#0

16) Закон города Москвы «О молодёжи» от 30 сентября 2009 года N 39[Электронный ресурс]. –Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=131739#0

17) Постановление Правительства города Москвы от 20 сентября 2011 года N431-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы «Культура Москвы»» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=177710#0

18) Постановление Правительства города Москвы от 26 апреля 2011 года N154-ПП «Об утверждении положения о Департаменте культурного наследия города Москвы» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=173745#0

19) Постановление Правительства города Москвы от 7 октября 2011 года N 476-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы «Развитие городской среды»» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=177761#0

20) Постановление Правительства города Москвы от 26 ноября 2015 года N 807-ПП «О мерах, направленных на реализацию государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы»» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=174544#0

21) Постановление Правительства города Москвы от 23 июля 2013 года N484-ПП «Об утверждении положения о Департаменте культуры города Москвы» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=177575#0

22) Приказ Департамента культуры города Москвы от 21 февраля 2014 года N 163 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=152740#0

23) Стратегия национальной безопасности США [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://inosmi.ru/op_ed/20150213/226255885.html

II.Научные публикации

24) Ачкасов В.А., Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения: Учебник – М.: Аспект-Пресс, 2011. – 480 с.

25) Ахмедова С.Н.к. Семантическое пространство концепта «терроризм» в русской и английской языковых картинах мира. // Филология и литературоведение. 2014. № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://philology.snauka.ru/2014/02/680

26) Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: Словарь-Справочник / Автор-сост. проф. В.Ф. Пилипенко. 2-е изд. доп. и перераб. М.: ПЕРСЭ Пресс, 2005. – 192 с.

27) Багдасарян В.Э., Абдулаев Э.Н., Клычников В.М., Ларконов А.Э., Морозов А.Ю., Орлов И.Б., Строганова С.М. Школьный учебник истории и государственная политика. – М.: Научный эксперт, 2009. – 376 с.

28) Багдасарян В.Э. История и государственная политика. О необходимости реформирования государственной исторической политики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusrand.ru/docconf/istorija-i-gosudarstvennaja-politika

29) Бек У. Что такое глобализация? – М.: Прогресс-Традиция, 2001. –
304 с.

30) Вайсеро К.И. Пути реализации Государственной целевой программы «Культура Москвы» (2012-2016 гг.): ценностно-правовой аспект. // Право и культура. Материалы международной научной конференции. Московский городской университет управления Правительства Москвы. Институт государства и права РАН, Ассоциация юридических вузов; под общ.ред. Т.А. Сошниковой, 2012. – С. 75-79.

31) Вайсеро К.И. Социально-гуманитарные аспекты развития сферы культуры города Москвы. Вестник МГУУ, 2016. – 64 с.

32) Вечканов Г.С. Миграция трудовых ресурсов в СССР. Л.: ЛГУ, 1981. – 143 с.

33) Волков Ю.Г. Социология: учеб.для вузов; под ред. Добренькова В.И. – М.: Дашков и К*, 2007. – 384 с.

34) Гроций Г. О праве войны и мира. – М.: Ладомир, 1994. – 868 с.

35) Даль В.И. Толковый словарь. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: www.slovardalja.net

36) Кибовский А.В. Культура города Москвы: проекты, события, итоги 2015 года. Вестник МГУУ, 2016. – 64 с.

37) Кобызов Р.А. Религиозный фактор в этнических стереотипах. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://gf.nsu.ru/rizhsky/kobyzov/

38)Копосов Н.Е. Как реформировать историческое образование в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/node/2806

39) Назарова Е.А. Внешние мигранты в Москве и их влияние на современные социальные процессы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vneshnie-migranty-v-moskve-i-ikh-vliyanie-na-sovremennye-sotsialnye-protsessy

40) Стоун Оливер, Кузник Питер. Нерассказанная история США: пер. с англ. А. Оржицкого, В. Полякова. – М.: Колибри, Азбука – Аттикус, 2015. – 928 с.

41) Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. – М.: Наука, 1975. – 281 с.

42) Перемолов Л.С. Шанцзюнь шу (Книга правителя области Шан) – М.: Ладомир, 1993. – 392 с.

43) Петровский В. Россия и безопасность в Евразии (региональные режимы безопасности в Центральной Евразии на рубеже веков) // Проблемы Дальнего Востока, 2001. №2. – С. 31-32.

44) Поздняков А.И. Белозёров В.К., Васильева М.М. Современные международные отношения. – М.: Юрайт, 2017. – 339 с.

45) Попов В.И. Современная дипломатия – Теория и практика. – М.: Научная книга, 2000. – 573 с.

46) Попович А. Определение понятия терроризм. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://fmp-gugn.narod.ru/pop3.html

47) Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграций. – М.: Статистика, 1973. – 159 с.

48) Тарасова С.В. Международные отношения и международная деятельность российских регионов (на примере города Москвы): вопросы теории и практики. – М.: МГУУ, 2010.

49) Тарасова С.В., Тымчик В.И. Международные связи как фактор социально-экономического развития города Москвы: проблемы истории, теории практики. – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2014. – 108 с.

50) Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. – М.: Наука, 2003. – 544 с.

51) Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994. №1. –
С. 34.

52) Целинский Б.П. Международно-правовое регулирование в сфере культуры // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник), 2012. №3. – С. 36-37.

53) Цыганков П.А. Международные отношения и мировая политика. – М.: Юрайт, 2016. – 290 с.

54) Чёрный В.В. О влиянии культуры на развитие регионов России // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник), 2013. №5. – С. 84-91.

55) Berger P.L., Luckmann T. The Social Construction of Reality.A Treatise on Sociology of Knowledge. 1966.

56) Crosier M. L’enteprise a l’ecoute .Apprendre le management postindustriale. Paris. 1991.

57) Douglas M., Wildavsky A. Risk and Culture: An Essay on the Selection of Technological and Environmental Dangers. Berkeley and Los Angeles: Univ. of California Press. 1982.

58) Feuer L.S. The Conflict of Generations // The Character and Significance of Student Movement. N.Y. 1969.

59) Giddens, Anthony (Ed.) (2001) The Global Third Way Debate. Cambridge: Polity Press.

60) Herdtle C. Leeh Th. Toleranz. TextezurTheorie und politischen Praxis. Stuttgart. 1987. 

61) Huntington S.P. The Lonely Super-Power // Foreign Affairs. 1999. March-April. Vol. 78.№2.

62) Merton R.K. Social Structure and Anomie. // American Sociological Review. 1938. V.3.

63) MorgenthauH.J. Politics among Nations. The Struggle for Power and Peace. 1965.

64) Shaw M. Theory of Global State. Cambridge: University Press.2002. XIV.

65) Thomson J.B. The Media and Modernity.A Social Theory of the Media. Stanford. 1995.

III. Интернет-источники

66) http://www.magister.msk.ru/library/history/ - Материалы русской истории.

67) http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

68) http://dkn.mos.ru/ - Департамент культурного наследия города Москвы.

69) http://kultura.mos.ru/ - Департамент культуры города Москвы.

70) http://dvms.mos.ru/ - Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы.

71) https://rg.ru/ - Российская газета.

72) http://www.consultant.ru/ - Консультант-Плюс.

73) http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

74) http://www.mid.ru/ru/home – Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации.

75) https://www.mos.ru/ - Официальный сайт Мэра города Москвы.

76) http://incocentre.mos.ru/ - Официальный сайт Информационно-консультационного центра Департамента культуры города Москвы.

77) http://www.mcms.ru/ - Официальный сайт Московского центра международного сотрудничества.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диаграмма 1. – Прибывшие в Москву мигранты.

Источник: авторский анализ.

 

Выпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно. Использованные в работе материалы и концепция из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них. Библиография содержит 77 наименований.

 

Дипломная работа сдана на кафедру в одном экземпляре.

 

 

«____» ____________________ 2017 г.

 

________________________                                               Мотявин М.М.

(подпись)                                                                   (инициалы, фамилия студента)

 


[1] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. – М.: Канон, 1996. – 512 с.; Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.; Сорокин П.А. Система социологии. В 2 т. – М.: Наука, 1993.; Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 270 с. 

[2]Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS, 1994; Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-Традиция,2000. – 383 с.; ЛуманН. Понятиериска. // THESIS.1994. №5.; Ohman S. Risk Perception and Risk Behavior: The Impact of Gender and Sexual Orientation and the Mediating Role of Values and Experiences of Vulnerability // The 8th European Sociological Association Conference.

[3]Ачкасов В.А., Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения: Учебник – М.: Аспект-Пресс, 2011. – 480 с.; Багдасарян В.Э., Абдулаев Э.Н., Клычников В.М., Ларконов А.Э., Морозов А.Ю., Орлов И.Б., Строганова С.М. Школьный учебник истории и государственная политика. – М.: Научный эксперт, 2009. – 376 с.; Вайсеро К.И. Социально-гуманитарные аспекты развития сферы культуры города Москвы. Вестник МГУУ, 2016. – 64 с.; Волков Ю.Г. Социология: учеб.для вузов; под ред. Добренькова В.И. – М.: Дашков и К*, 2007. – 384 с.; Поздняков А.И., Белозёров В.К., Васильева М.М. Современные международные отношения. – М.: Юрайт, 2017. – 339 с.; Тарасова С.В., Тымчик В.И. Международные связи как фактор социально-экономического развития города Москвы: проблемы истории, теории, практики. – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2014. – 108 с. 

[4] Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: Словарь-справочник / Автор-сост. проф. В.Ф. Пилипенко. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ПЕРСЭ-Пресс, 2005. – С.34

[5]Ачкасов В.А., Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения. М.: Аспект Пресс, 2011. – С. 222

[6]Ачкасов В.А., Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения. М.: Аспект Пресс, 2011. – С. 223

[7]Петровский В. Россия и безопасность в Евразии (региональные режимы безопасности в Центральной Евразии на рубеже веков) // Проблемы Дальнего Востока, 2001. № 2. – С. 31-32.

[8] Концепция реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант плюс (дата обращения 08.03.17).

[9] Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mid.ru(дата обращения 08.03.17).

[10] Закон города Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант плюс (дата обращения 08.03.17)

[11] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rg.ru (дата обращения 08.03.2017).

[12] Стратегия национальной безопасности Соединённых Штатов Америки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.inosmi.ru (дата обращения 08.03.17).

[13]Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994. № 1. – С. 34.

[14] Постановление Правительства г. Москвы от 20.09.2011 № 431-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы «Культура Москвы на 2012-2018 годы» (с изменениями от 18.07.2014 № 408-ПП). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/397755 (дата обращения 08.03.2017).

[15] Кибовский А.В. Культура города Москвы: проекты, события, итоги 2015 года. Вестник МГУУ, 2016. №1. – С. 2.

[16]Вайсеро К.И. Социально-гуманитарные аспекты развития сферы культуры города Москвы. Вестник МГУУ, 2016. №1. – С. 7.

[17]Вайсеро К.И. Пути реализации Государственной целевой программы «Культура Москвы (2012-2016 гг.): ценностно-правовой аспект // Право и культура. Материалы международной научной конференции. Московский городской университет управление Правительства Москвы. Институт государства и права РАН, Ассоциация юридических вузов; под общ.ред. Т.А. Сошниковой, 2012. – С. 75-79.

[18] Постановление Правительства г. Москвы от 20.09.2011 № 431-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы «Культура Москвы на 2012-2018 годы» (с изменениями от 18.07.2014 № 408-ПП). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/397775 (дата обращения 08.03.2017).

[19] Информационно-консультационный центр Департамента культуры города Москвы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://incocentre.mos.ru/about/missiya/ . (дата обращения 20.03.2017).

[20] Даль В.И. Толковый словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.slovardalja.net (дата обращения 20.03.2017).

[21] Военная доктрина Российской Федерации от 30.12.2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html (дата обращения 23.03.2017).

[22] Багдасарян В.Э., Абдулаев Э.Н., Клычников В.М., Ларионов А.Э., Морозов А.Ю., Орлов И.Б., Строганова С.М. Школьный учебник истории и государственная политика. М.: Научный эксперт, 2009. – С. 322

[23] Багдасарян В. История и государственная политика. О необходимости реформирования государственной исторической политики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusrand.ru/docconf/istorija-i-gosudarstvennaja-politika (дата обращения 23.03.2017).

[24] Копосов Н.Е. Как реформировать историческое образование в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/node/2806. (дата обращения 23.03.2017).

[25] Багдасарян В.Э., Абдулаев Э.Н., Клычников В.М., Ларионов А.Э., Морозов А.Ю., Орлов И.Б., Строганова С.М. Школьный учебник истории и государственная политика. М.: Научный эксперт, 2009. – С. 336-337.

[26] В 2016 году количество детских суицидов выросло на 60 процентов. Российская газета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2017/03/20/v-2016-godu-kolichestvo-detskih-suicidov-vyroslo-na-60-procentov.html (дата обращения 23.03.2017).

[27] Путин призвал ужесточить наказание за склонение к суициду. Российская газета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2017/03/09/putin-prizval-uzhestochit-otvetstvennost-za-sklonenie-detej-k-suicidu.html (дата обращения 23.03.2017).

[28] Что стоит за волной детских и подростковых самоубийств. Российская газета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2017/03/22/chto-stoit-za-volnoj-detskih-i-podrostkovyh-suicidov.html (дата обращения 23.03.2017).

[29] Даль В.И. Толковый словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovardalja.net/word.php?wordid=40157 (дата обращения 25.03.2017).

[30] Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm.html (дата обращения 25.03.2017).

[31] Ахмедова С.Н.к. Семантическое пространство концепта «терроризм» в русской и английской языковых картинах мира. // Филология и литературоведение, 2014. № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://philology.snauka.ru/2014/02/680 (дата обращения 25.03.2017).

[32] Программа сотрудничества между городом Москвой (Российская Федерация) и городом Лондоном (Великобритания) на 2005 – 2007гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moscow.jurbase.ru/city/sector12/txt12760.htm(дата обращения 25.03.2017).

[33] Роль России в мобилизации отпора вызову международного терроризма и экстремизма, в противодействии другим новым вызовам и угрозам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mid.ru/rol-rossii-v-mobilizacii-otpora-vyzovu-mezdunarodnogo-terrorizma-i-ekstremizma-v-protivodejstvii-drugim-novym-vyzovam-i-ugrozam (дата обращения 25.03.2017).

[34] Попович А. Определение понятия терроризм. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fmp-gugn.narod.ru/pop3.html (дата обращения 25.03.2017).

[35] Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm.html (дата обращения 25.03.2017). 

[36] Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант плюс. (дата обращения 02.04.2017).

[37] Чёрный В.В. О влиянии культуры на развитие регионов России // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник), 2013. № 5. – С. 84-91.

[38]Целинский Б.П. Международно-правовое регулирование в сфере культуры // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник), 2012. № 3. – С. 36-37.

[39] Постановление Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года № 154-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/296910/ (дата обращения 04.04.2017).

[40] Международный совет по вопросам культурного наследия открылся в Москве. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dvms.mos.ru/presscenter/news/detail/2221356.html (дата обращения 04.04.2017).

[41] Департамент культурного наследия города Москвы поздравляет коллег с днём дипломатического работника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dkn.mos.ru/presscenter/news/detail/4916226.html (дата обращения 06.04.2017).

[42] Подписана программа сотрудничества Москвы и Любляны на период с 2015 по 2017 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/mayor/themes/11299/2706050/ (дата обращения 06.04.2017).

[43] Москва и Мехико укрепляют культурные связи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dvms.mos.ru/presscenter/news/detail/4475118.html (дата обращения 06.04.2017).

[44] Фотовыставка «Современная Москва и памятники культурного наследия» открылась в мексиканской столице [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rs.gov.ru/ru/news/5455 (дата обращения 06.04.2017).

[45] Москва и Генуя подписали соглашение о сотрудничестве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dvms.mos.ru/presscenter/news/detail/3498899.html (дата обращения 06.04.2017).

[46] Во Франции завершились Дни Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcms.ru/news/1103.html (дата обращения 06.04.2017).

[47] Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. М.: Наука, 1975. – С. 227. 

[48] Вечканов Г.С. Миграция трудовых ресурсов в СССР. Л.: ЛГУ, 1981. – С. 73.

[49]Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграций. М.: Статистика, 1973. – С.5.

[50] Миграция в XXI веке. Международная организация по миграции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moscow.iom.int/russian/raboutmigration_facts.html (дата обращения 29.03.2017).

[51] Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-февраль 2017 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/9677570/ (дата обращения 29.03.2017). 

[52] Назарова Е.А. Внешние мигранты в Москве и их влияние на современные социальные процессы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vneshnie-migranty-v-moskve-i-ikh-vliyanie-na-sovremennye-sotsialnye-protsessy (дата обращения 29.03.2017). 

[53] Бек У. Что такое глобализация?. М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С. 89-93.

[54]ShawM. TheoryoftheGlobalState.Cambridge: UniversityPress, 2002. XIV. P. 11-12.

[55] Россия заняла третье место в мире по числу мигрантов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/news/2016/04/19/n_8528747.shtml (дата обращения 09.04.2017).

[56] Москва-Берлин конференция по проблемам трудовой миграции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekogradmoscow.ru/novosti/9190-moskva-berlin-konferentsija-po-problemam-trudovoj-migratsii (дата обращения 10.04.2017).

[57] Эксперты поделились мнениями о том, стоит ли мигрантам работать в столице. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekogradmoscow.ru/novosti/9190-moskva-berlin-konferentsija-po-problemam-trudovoj-migratsii (10.04.2017).

[58] Власти Москвы запустили онлайн-квест для мигрантов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mc.mos.ru/press-center/news-migration-policy/detail/5624073.html (дата обращения 14.04.2017).

[59] Сколько нужно городу мигрантов? Как благоустройство столицы превратилось из затратной статьи в крупный и прибыльный проект? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mc.mos.ru/press-center/news-migration-policy/detail/4557557.html (дата обращения 14.04.2017).

[60] Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 г. Москва "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2006/06/28/ukaz-pereselenie.html (дата обращения 10.04.2017).  

[61] Доклад о международной миграции 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oecdru.org/publics12.html (дата обращения 10.04.2017).

[62] Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pvsfms.ru/?q=node/92 (дата обращения 10.04.2017).

[63]Кобызов Р.А. Религиозный фактор в этнических стереотипах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gf.nsu.ru/rizhsky/kobyzov/ (дата обращения 11.04.2017).

[64] Христианство и религии мира. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.klikovo.ru/books/45077 (дата обращения 11.04.2017).

[65] Волков Ю.Г. Социология: учеб. для вузов.; под.ред. Добренькова В.И. М.: Дашков и К*, 2007. – С. 17.

[66] Тишков В.А. Реквием по этносу. М.: Наука, 2003. – С. 88.

[67] Юнг К. Психология и религия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Yung/psih_rel.php (дата обращения 11.04.2017).

[68] Влияние религиозного фактора на жизнь мигрантов обсудили в Москве. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.sputnik.kg/migration/20141205/1013606953.html (дата обращения 11.04.2017).

[69] В Москве прошла конференция "Религиозный фактор в социально-политической жизни России и стран Евросоюза. [Электронный доступ]. – Режим доступа: http://www.sova-center.ru/religion/publications/2016/06/d34710/ (дата обращения 11.04.2017).


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 2442; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!