Общая характеристика литературоведческих подходов М.М.Бахтина в аспекте идеи Диалога (культур, субъектов). Центральные идеи труда «О форме времени и хронотопа в романе»



 

Диалогичность — это открытость сознания и поведения человека окружающей реальности, его готовность к общению «на равных», дар живого отклика на позиции, суждения, мнения других людей, а также способность вызывать отклик на собственные высказывания и действия.

 

Доминирующим началом человеческого существования, полагал Бахтин, является межличностная коммуникация («Быть — значит общаться»), между отдельными людьми и их сообществами, народами, культурными эпохами устанавливаются постоянно видоизменяющиеся и обогащающиеся «диалогические отношения», в мир которых вовлекаются высказывания и тексты: «Нет границ диалогическому контексту (он уходит в безграничное прошлое и безграничное будущее)». Диалогическое общение может быть непосредственным (как правило, оказываясь при этом двусторонним) и опосредованным текстами (часто являясь односторонним, каков контакт читателя с автором).

 

Диалогические отношения знаменуют возникновение (рождение) новых смыслов, которые «не остаются стабильными (раз и навсегда завершенными)» и «всегда будут меняться (обновляясь)». Бахтин подчеркивает, что диалогические отношения неправомерно сводить к противоречию и спору, что это — прежде всего сфера духовного обогащения людей и их единения: «Согласие—одна из важнейших форм диалогических отношений. Согласие очень богато разновидностями и оттенками». В диалоге (духовной встрече) с автором читатель, по Бахтину, преодолевает «чуждость чужого», стремится «добраться, углубиться до творческого ядра личности» создателя произведения и одновременно проявляет способность духовно обогатиться опытом другого человека и умение выразить себя.

 

Характеризуя науку и искусство в аспекте теории общения, Бахтин утверждал, что диалогичность составляет основу гуманитарных дисциплин и художественного творчества. Здесь высказывания (тексты, произведения) направлены на другое полноправное сознание и имеет место «активность вопрошающая, провоцирующая, отвечающая, соглашающаяся, возражающая и т. п.». В гуманитарной сфере постигается «говорящее бытие», имеющее личностный характер.

 

Иное дело, утверждает Бахтин, — науки естественные и математические, где

постигаются «безгласные вещи (предметы, явления, сущности, закономерности). Здесь важна не «глубина проникновения» призвание гуманитарной деятельности), а точность знания. Такое отношение к реальности ученый называет монологическим. Монологическая активность характеризуется им как «завершающая, овеществляющая, каузальная) объясняющая и умертвляющая». Вторгаясь в гуманитарную сферу, особенно в искусство, монологизм, считает Бахтин, приносит не самые лучшие плоды, ибо заглушает голос другого человека.

 

С бахтинской концепцией диалогических отношений во многом сходны одновременно разрабатывавшиеся идеи западноевропейских «диалогистов» (М. Бубер и др.), а также учение А.А. Ухтомского о собеседовании как высокой ценности.

 

Центральные идеи труда «О форме времени и хронотопа в романе»:

Временные и пространственные представления, запечатлеваемые в литературе, составляют некое единство, которое вслед за М.М. Бахтиным принято называть хронотопом (от др. — гр. chronos — время и topos — место, пространство).

«Хронотоп, — утверждал ученый, — определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности , временно-пространственные определения в искусстве и литературе, всегда эмоционально-ценностно окрашены».

Бахтин рассматривает хронотопы идиллические, мистериальные, карнавальные, а также хронотопы дороги (пути), порога (сфера кризисов и переломов), замка, гостиной, салона, провинциального городка (с его монотонным бытом).

Ученый говорит о хронотопических ценностях, сюжетообразующей роли хронотопа и называет его категорией формально-содержательной. Он подчеркивает, что художественно-смысловые (собственно содержательные) моменты не поддаются пространственно-временным определениям, но вместе с тем «всякое вступление в сферу смыслов свершается только через ворота хронотопов».

Хронотопическое начало литературных произведений способно придавать им философический характер, «выводить» словесную ткань на образ бытия как целого, на картину мира — даже если герои и повествователи не склонны к философствованию.

Время и пространство запечатлеваются в литературных произведениях двояко. Во-первых, в виде мотивов и лейтмотивов (преимущественно в лирике), которые нередко приобретают символический характер и обозначают ту или иную картину мира. Во-вторых, они составляют основу сюжетов.

Бахтин занимался теорией романа, общеэстетическими проблемами. Он дал и прекрасные образцы оригинального анализа, в котором совмещены и культурно-историчекий, и сравнительно-исторический, и мифологический подходы. Из общенаучных Бахтин прежде во главу угла ставил типологический и генетический методы.

 

Билет 11

Анализ произведения/текста с учетом эстетической функции словесного искусства как ведущей. Художественное отражение (моделирование) реальности и ее эстетическое пересоздание благодаря словесному образу. Художественность и учет степени художественности при выборе произведения для школьного и вузовского анализа.

 

Искусство — это прежде всего явление эстетическое. Его сфера — созданные творческим усилием человека произведения, предназначенные для эстетического восприятия.

 

Эстетическое имеет два аспекта, которые нераздельны: объективный. (предметный) и субъективный (эмоциональный). Оно осуществляет себя как взаимодействие свойств воспринимаемых предметов и черт воспринимающего сознания. В сфере эстетического, иначе говоря, наличествует как особого рода переживания, так и их объективные предпосылки, определенные свойства предметов.

А. Баумгартен охарактеризовал эстетику как учение о совершенстве чувственного познания, противостоящего логическому. И определил ее как науку о прекрасном.

 

Теория прекрасного была основательно разработана и во многом обновлена в Германии на рубеже XVIII–XIX вв. Проблема соотнесенности прекрасного с содержанием и формой предмета приобрела особую остроту. Выявились две тенденции ее разрешения. Гегель, следуя традиции древней и средневековой эстетики, утверждал, что «красота и истина» — это «одно и то же», что прекрасное — это «чувственная видимость идеи», т. е. некой духовной

сущности: «чувственное наличие бытия» здесь «проникнуто духовным».

 

Эстетизм ярко выражен у Ф. Ницше, который утверждал, что «существование мира может быть оправдано лишь как эстетический феномен», и провозглашал идеал человека, упоенного своей силой и ни с какими ограничениями не считающегося. Яркое художественное освещение (притом весьма критическое) подобного рода эстетизм получил в повести О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».

 

Эстетическое - сфера субъект-объектных отношений (например, читатель –стихотворение, зритель – прекрасный закат солнца в природе или на картине художника), при этом обязательно восприятие объекта человеком (мысленное представление, воспоминание о нем) сопровождается незаинтересованным удовольствием. «Эстетическое» дословно – чувственно воспринимаемое.

Но ведь в литературе мы имеем дело с образом-знаком, где же здесь чувственно воспринимаемое (за исключением зрения). Да, но словесный образ как представление способен восприниматься внутренним «зрением», «слухом», «осязанием», получается целостная «живая» картина, или представление (науный термин в эстетике и психологии)

 Эстетическое в литературе - это восприятие (и производство – если ты – автор) прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, гармоничного и дисгармоничного в их словесно-образной целостности, дающее духовное наслаждение.

 

Анализируя произведение, не забывать, что произведение – это целостное явление, где есть и СОДЕРЖАНИЕ,и ФОРМА, где композиция и языковые приемы к создает внутреннюю гармонию, своеобразный «ритм» или даже «симметрию» произведения.

 

Художественное – созданное художником, т.е.творцом, автором. Специфическая ОБРАЗНАЯ особенность отражения действительности в искусстве, отличающая его от других форм общественного сознания (науки, религии и т. д.) в литературе создается СЛОВОМ.

В произведении (вернее - в акте творения и восприятия) происходит художественное отражение (моделирование) реальности и ее эстетическое пересоздание благодаря словесному образу. Художественность - категория качества произведения искусства, полноты внутреннего смысла и воплотившей его адекватной формы. Поэтому выбор произведения для анализа в вузе и школе –вещь ответсвенная.

 

12 Билет.

 

Литература, как и все др. виды искусства, есть специфическая, художественно-образная форма отражения, воспроизведения объективной действительности, род практически-духовного освоения мира.

 

 Литература [лат. lit(t)eratura, буквально — написанное, от lit(t)era — буква] , один из основных видов искусства — искусство слова. Термином «Литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением.

 

 В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца и др.) , обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или действия (движение тела, звучание струны) , Литература создаёт свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно — в буквах) , действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.

 

Литература работает со словом - главное её отличие от других искусств.

 

Т. о. , форма Литература включает в себя предметно-чувственную сторону — определённые комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причём, эти моменты воспринимаются в той или иной мере и при чтении «про себя») ; но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в её соотношении и взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи. Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия) . Духовность, насквозь проникающая Литература, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

 

«Поэзия есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется.. . Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определённое, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств» (Белинский В. Г.)

 

13.  Билет


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1316; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!