ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 5 страница



ЗАНЯТИЕ 8

1 РИСОВАНИЕ. «НАРИСУЙ, ЧТО ХОЧЕШЬ, ПРО ОСЕНЬ»

1 Программные задачи.

* Развивать творческие способности детей (использование Полученных представлений, изобразительных и технических

41


умений для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы); развивать умение строить ху­дожественный замысел (до начала рисования намечать со­держание, композицию и колорит рисунка).

Материал.

У воспитателя несколько репродукций осенних пейзажей. У детей заранее тонированные акварельными красками листы бумаги для сюжетных рисунков, мягкие и жесткие кисточки, краски гуашь, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия.

Поместить перед детьми несколько осенних пейзажей и ска­зать: «Посмотрите, какие разные картины создали художники про осень». Кратко описать некоторые из них. Спросить, как называются картины, на которых изображена природа. Расска­зать, как художники работают над своими картинами:

— Художники-пейзажисты очень любят природу и любуются ею в разное время года и разную погоду. Они не просто срисовы­вают то, что им понравилось в лесу, поле, парке, а делают снача­ла небольшие зарисовки, наброски — то хоровод тоненьких бе­лоствольных березок, то толстое дерево с искривленным стволом. И пока художник ясно не представит себе, какой будет его кар­тина, пока у него не созреет творческий замысел, он не присту­пит к работе. Вы заранее знали, что будете рисовать про осень то, что захотите. И у вас, наверное, тоже есть замысел своего рисун­ка. Скажите, кто из вас решил изобразить начало осени, когда только начинает расцвечиваться листва на деревьях, когда стоят еще теплые ясные дни? А кто из вас задумал нарисовать листо­пад в середине осени? А кто изобразит конец осени, хмурую по­году, когда почти голые деревья склоняются под порывами силь­ного ветра и струй дождя? И, наверное, вы уже подумали, как расположите на листе бумаги все предметы и какие краски вам потребуются для воплощения задуманного. Кто хочет поделить­ся своим замыслом? У кого другой замысел рисунка про осень?

Выслушать нескольких детей и предложить приступить к рисованию задуманного. Сказать, что воплощенные замыслы других детей все увидят в конце занятия.

В ходе занятия оказывать только косвенное воздействие на процесс рисования. Например, если у ребенка фон подготовлен для изображения пасмурной погоды, а он рисует солнце, белые облака, то можно выразить восхищение одной из картин, де­монстрировавшихся в начале занятия, и заметить: «Как верно подобрал этот художник краски для пасмурного дня. Больше всего серого и коричневого цвета...»

42


В конце занятия предложить детям разместить их работы, сгруппировав по периодам осени. Спросить у нескольких детей, сумели ли они нарисовать осенний пейзаж, как задумывали, или во время рисования изменили свои замыслы. Предложить детям найти работы, отличающиеся от тех, которые рисовали на пред­шествующих занятиях цикла. Одобрить детей, которые соста­вили другую композицию рисунка, внесли в сюжет интересные дополнения и т.п. Отметить и тех, кто использовал при рисова­нии разные кисти: мягкие и щетинные, карандаши для рисова­ния мелких деталей и др. Затем, советуясь с детьми, отобрать рисунки для выставки под названием «Какая бывает осень».


III ЦИКЛ

птицы

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ

1. Лепка. «Калининские птички».

2. Рисование. «Воробышек».

3. Рисование. «Стайка воробьев».

4. Рисование. «Сорокаоглянулась».

5. Рисование. «Ворона летит».

6. Аппликация. «Синички на ветках».

7. Аппликация. «Снегири на ветке рябины».

8. Аппликация. «Изготовим лото "Птицы"».

9. Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию». Ри­
сование. «Нарисуй птицу, которую еще не рисовали».

10. Аппликация. «Новогодняя поздравительная открытка»
(дополнительное занятие).

В цикле:

5 занятий по рисованию,

3 занятия по аппликации,

1 занятие по лепке,

1 занятие — дидактическая игра.

ЗАНЯТИЕ 1

ЛЕПКА. «КАЛИНИНСКИЕ ПТИЧКИ»

Программные задачи.

Формировать умения передавать выразительные особеннос­ти калининских декоративных птиц в их форме, позе и укра­шениях двухцветными налепами; слепить птицу из целого кус­ка, вытягивая части тела птицы из исходной формы — овоида.

Материал.

У воспитателя несколько калининских птиц и их изображе­ния, дымковские птицы (2—3);'исходная форма — овоид и два тонких цилиндра разного цвета из пластилина, стека. У детей пластилин коричневого, светло-коричневого цветов и кусочки пластилина разного цвета, стеки.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей к столу, где под салфеткой стоят дымковские и калининские птицы.

44


—Под салфеткой находятся глиняные расписные птички,
которых изготовляют в разных местах нашей страны. Одних
птиц вы сразу узнаете и назовете (снимает салфетку). Это...
(дымковские птицы). А эти светло-коричневые птички назы­
ваются калининскими. Их изготовляют в городе Торжке Ка­
лининской области. Давайте сравним их с дымковскими пти­
цами и определим, чем же они отличаются от дымковских.

—Калининские мастера после обжига в печах не закраши­
вают птичек, а дымковские? (Закрашивают белой краской.)

—Дымковские мастера расписывают своих птиц узором из
кружков, точек, овалов, различных линий, а калининские? На­
зовите элементы, из которых составляют узоры калининские ма­
стера (кружки, овалы). Погладьте пальцем дымковскую птицу и
калининскую. Что вы заметили? (Элементы узоров у калининс­
ких птичек выпуклые.) Главная особенность в украшении кали­
нинских птиц — то, что элементы узора вылеплены отдельно и
прикреплены к игрушкам. Такие украшения называются нале-
пами. Особенно красивы двухцветные овалы. С одной стороны
они плотно примазаны, а с другой выступают над поверхностью
игрушки. Некоторые части птичек: клювы, хохолки, гребни у пе­
тухов, подставки окрашивают блестящими эмалевыми красками.

Затем обращается внимание детей на позы птиц:

— А теперь давайте рассмотрим позы птиц. Все ли птички вы­
леплены в спокойной позе? (Нет, они стоят, плывут.) Расскажите
о позе петуха (вытянул шею — поет)... о позе лебедя (оглянулся).
Сегодня каждый из вас вылепит какую захочет птицу, похожую
на калининскую. Лепить птицу будете из целого куска.

Педагог показывает исходную форму — овоид, объясняет, как можно вытянуть шею с головой при лепке утки (лебедя). Под­черкивает, что у большинства птиц тело заканчивается свистуль­кой, а не заостренным хвостиком. Только у петушка хвост длин­ный, до самой земли. Подсказывает, что хохолки, клювы мож­но вылепить из пластилина другого цвета. Показывает, как вылепить и прикрепить к игрушке двухцветные овальные нале-пы. Надо расплющить два тонких цилиндрика разного цвета. Разрезать их на равные прямоугольники: один на длинные, дру­гой на короткие. Каждый прямоугольник заострить с одной сто­роны и закруглить с другой. Затем наложить маленькие овалы на большие и примазать их с узкой стороны к телу птички.

Воспитатель предлагает детям приступить к лепке выбран­ной птички. В ходе занятия побуждает детей постараться пе­редать какую-нибудь позу птички, это сделает игрушку более выразительной; самим определить, где расположить на игруш-

45


ке узор из налепов (двухцветные налепы могут быть и круг­лой формы).

В конце занятия педагог просит детей поместить на верх­нюю полочку птиц, изображенных в каком-либо движении. Спрашивает авторов работ, что делают их птички.

Затем на другую полочку помещают остальных птиц. Все смот­рят, как они украшены узорами из налепов, определяют, где рас­положены узоры. Отмечаются наиболее красивые сочетания фона с цветом узоров. Педагог говорит, что сегодня дети лепили деко­ративных птичек, а начиная со следующего занятия они будут учиться изображать настоящих птиц, которых много раз видели на улицах, в садах, парках. Спрашивает: «Как вы думаете, каких птиц мы будем учиться изображать на следующем занятии?»

ЗАНЯТИЕ 2

РИСОВАНИЕ. «ВОРОБЫШЕК»

Программные задачи.

Формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению; по­знакомить со штриховыми рисунками птиц; учить передавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; развивать умения применять при закрашивании изображения разные приемы рисования карандашом: тушевку и штриховку, разный нажим. Материал.

У воспитателя несколько цветных изображений птиц: воробья, сороки, вороны, синицы и др. (иллюстрации, художественные от­крытки), штриховые изображения из книжек-раскрасок, силуэт птицы, черный фломастер. У детей квадратные листы бумаги (при­мерно 12x12 см), простой и цветные карандаши. Ход занятия.

Воспитатель показывает пять-шесть иллю­страций с изображениями.

— Этих птиц нарисовали художники. Преж­де чем нарисовать птиц, художники долго на­блюдали за ними. Рассматривали оперение, фор­му головы, клюва, чтобы на рисунках птицы по­лучились похожими на настоящих. Узнали ли вы, дети, каких птиц изобразили художники на этих картинках? Назовите их. Как вы узнали, что это воробей, это ворона, а это сорока?

46


— Да, птиц вы узнали прежде всего по цвету перьев. Воро­
бей серый с коричневой головкой и крыльями, ворона серая с
черной головой, крыльями и хвостом. Но птицы еще различа­
ются величиной, длиной клюва и хвостов. Вот вы сразу заме­
тили, чем птицы отличаются друг от друга. А чем они похожи?

Если дети затрудняются с ответом, воспитатель ставит рядом с картинками изображение любого четвероногого животного.

— А это птица? Почему вы сказали, что это зверь, а не
птица? Так что у всех птиц одинаковое, общее?

Дети перечисляют общие признаки птиц: тело покрыто пе­рьями, есть два крыла, клюв, две ноги, которые расположены ближе к хвосту.

Воспитатель ставит рядом с цветными изображениями птиц штриховые рисунки и рассказывает, что художники не всегда рисуют красками. Многие из них любят рисовать пером, чер­ной тушью и черным карандашом.

— Посмотрите, как интересно художники изображают опере­
ние птиц разными черточками-штрихами: короткими, длинны­
ми, прямыми, наклонными, закругленными и др. Они рисуют пе­
рышки на голове, грудке, крыльях и хвосте птиц по-разному.

Раздает детям штриховые рисунки с изображениями птиц и предлагает поиграть.

— Я буду раскрашивать силуэт этой птицы штрихами (при­
крепляет к мольберту) и называть их, а вы будете находить та­
кие же штрихи у птиц на своих картинках. Перышки на голо­
ве птицы я рисую короткими штрихами. Вот так. У кого есть
такие штрихи на картинке? Покажите.

Далее педагог рисует закругленными штрихами перья на грудке птицы, разными по характеру штрихами (короткими, густыми неотрывными, а на конце длинными прямыми) перья на крыле и т.д. Каждый раз дети ищут такие же штрихи на сво­их иллюстрациях.

Затем педагог убирает все картинки, кроме цветного изобра­жения воробья, сороки и силуэта птицы, закрашенного штри­хами. Говорит, что сейчас дети будут рисовать маленького воро­бышка, которого видят каждый день и зимой, и летом на улице.

— Каким же нам надо нарисовать воробья, чтобы все, кто
увидит наши рисунки, могли сказать, что это воробей, а не
другая птица? Воробей небольшая птичка. Цвет оперения —
серый и коричневый. Если сравнить пропорции воробья и со­
роки, то будет сразу заметно, что голова у воробья по отноше­
нию к телу большая, клюв короткий, а хвост по длине пример­
но такой же, как тело. Посмотрите, как можно изобразить во-

47


робья. Чтобы правильно передать позу стоящего воробья, нуж­но нарисовать простым карандашом слабым нажимом вспомо­гательную наклонную линию. Потом закругленной линией на­рисовать тело, впереди головку, сзади хвост. Крыло начинает­ся от головы и доходит до хвоста. Все остальные части нарисуете сами. Больше простым карандашом ничего рисовать не нужно. Он нужен только для вспомогательного рисунка.

Затем нужно спросить детей, как получить серый цвет для закрашивания тела воробья, если нет такого карандаша. Подтвердить, что серый цвет получится, если при закраши­вании черным карандашом слабо нажимать на него. Сказать, что когда дети закрасят воробья, то более сильным нажимом нарисуют разными штрихами перья на крыле и хвосте.

В процессе работы надо напоминать детям, что вспомогатель­ный рисунок должен быть выполнен очень слабым нажимом про­стого карандаша, чтобы, если потребуется, исправить его и чтобы его линии не просвечивали сквозь цветную поверхность. Тем, кто будет испытывать затруднения при изображении оперения штри­хами, следует снова показать силуэт птицы, раскрашенный штри­хами. Посоветовать ребенку сравнить свой рисунок с образцом.

Чтобы воробей не получился состоящим из отдельных ча­стей, как игрушечный, посоветовать передать пластичность птицы (плавный переход от головы к телу и т.д.) штрихами.

В конце занятия все вместе рассматривают готовые рисунки. Воспитатель спрашивает, что больше всего затрудняло детей при изображении воробья. Говорит, что на следующем занятии дети снова будут рисовать воробья, но не одного, а целую стайку, и предлагает по дороге домой понаблюдать за этими птицами, об­ратить внимание на положение тела у клюющего воробья.

ЗАНЯТИЕ 3^

РИСОВАНИЕ. «СТАЙКА ВОРОБЬЕВ»

Программные задачи.

Учить передавать в рисунке позу клюющего воробья; разме­щать на листе бумаги несколько птиц, самостоятельно опреде­лять их величину; закрепить навыки рисования и раскраши­вания слабым нажимом карандаша и штрихами разного харак­тера при изображении оперения птиц; побуждать детей обогащать содержание рисунка, внося в него дополнения.        

Материал.

У воспитателя иллюстрация с изображением клюющего вот робья, лист бумаги или мел для частичного показа способов,48


изображения; образец с предыдущего занятия; фишки по чис­лу детей. У детей листы бумаги величиной с альбомный лист или немного меньше, цветные карандаши, простой карандаш.

Ход занятия.

Воспитатель рассказывает:

— Дети, когда вы бываете на улице, то обычно видите не од­ного воробья, а целую стайку. Если воробей найдет корм, он гром­ким чириканьем созывает других воробьев. Они слетаются на его призыв и дружно начинают клевать. А если вдруг услышат ка­кой-то шум, то все вместе взлетают и садятся на ближайший куст. Когда опасность минует — проедет машина, пройдет чело­век или убежит кошка, воробышки снова летят к корму.

Сегодня я предлагаю вам нарисовать стайку воробышков, клюющих корм. Но если вы нарисуете воробьев в такой же позе, в какой рисовали на прошлом занятии, то сможет ли кто-ни­будь, глядя на ваши рисунки, понять, что делают воробьи? Как же надо изменить позу воробья, чтобы было видно, что он клю­ет? Посмотрите на эту картинку и найдите на ней клюющего воробья. Чем же его поза отличается от позы воробья, который просто стоит?

Выслушав ответы детей, педагог подтверждает, что у клю­ющего воробья голова опущена вниз, а хвостик поднят вверх. Ноги согнуты, а клюв может быть открыт. Предлагает посмот­реть, как рисовать клюющего воробья. Сначала, слабо нажи­мая на карандаш, рисуют вспомогательную линию снизу вверх. Затем рисуют тело птицы, внизу голову, вверху хвост, ножку, расположенную ближе к зрителю, можно согнуть. Предупреж­дает, что, прежде чем приступить к рисованию, надо опреде­лить, какой величины должны быть воробьи, чтобы три-пять птиц уместилось на листе бумаги; воробьев можно рисовать ближе и дальше, т.е. ниже и выше на листе.

В процессе работы следует посоветовать детям сначала на­рисовать всех воробьев простым карандашом, но только их кон­тур, а все, что внутри контура (глаз, крыло), рисовать и рас­крашивать цветными карандашами.

Воспитатель спрашивает детей, как они изобразят перья во­робышков (разными штрихами). Побуждает рисовать клюющих воробьев, стоящих напротив друг друга, а не направленных все в одну сторону. Хвалит тех, кто вносит в рисунок интересные дополнения, обогащающие его содержание.

В конце занятия раздает всем по одной фишке и предлага­ет отметить ею того воробья, у которого самая удачная поза — поза клюющей птицы.

49


ЗАНЯТИЕ 4

РИСОВАНИЕ. «СОРОКА ОГЛЯНУЛАСЬ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей определять по изображению птицы ее характерные особенности; видеть различия в форме частей тела и в пропорциях сороки и воробья; учить изображать новую позу птицы — птица, сидящая на ветке с повернутой головой назад (птица оглянулась); упражнять в произвольном нажиме карандаша для получения нужной интенсивности цвета.

Материал.

У воспитателя две иллюстрации с изображениями сороки и воробья (для сравнения); лист бумаги для показа приемов изоб­ражения. У детей листы бумаги (18x15 см), цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображени­ем сороки и спрашивает, какую птицу изобразил художник, почему ее называют сорокой-белобокой?

У сороки в оперении два цвета, резко отличающиеся друг от друга, — черный и белый. Надо спросить у детей, какие части тела у сороки черные, а какие белые (белые бока и верхние части кры­льев). Предложить сравнить сороку и воробья не по цвету перьев, а по форме и величине частей тела. Поместить рядом с изображе­нием сороки изображение воробья. Спросить, какие различия за­метили дети у этих птиц. Если дети будут затрудняться, подска­зать: «Сравните клювы у этих птиц, сравните хвосты».

После сравнения двух птиц педагог подводит итог: «Мы срав­
нили воробья и сороку и заметили, что сорока сильно отлича­
ется от воробья не только окраской перьев, но и формой час­
тей. У сороки длинный клюв и длинный хвост, небольшая по
сравнению с телом голова». Далее обращает внимание детей на
позу сороки. Сорока сидит на ветке. Наверное, она что-то ус­
лышала и оглянулась, повернула голову назад. Показывает,
как изобразить сороку в такой позе, и объясняет: «Сначала на­
рисую вспомогательную наклонную линию для тела и хвоста
сороки. Оставлю место для изображения головы. Немного от­
ступя от тела, нарисую голову, потом соединю ее с телом пти­
цы. Это будет шея. Нарисую крыло. На нем обведу место, где
будут белые перья. Сорока сидит на ветке. Она крепко обхвати­
ла пальцами ветку. Три согнутые пальца у нее впереди, один
сзади. Закрасьте сороку сами черным карандашом, оставляя
бока и часть крыла незакрашенными, белыми».                      

50


Рис. 10

Затем педагог предлагает приступить к рисованию, предва­рительно спросив, с чего нужно начать изображение сороки. В процессе рисования следит, как дети закрашивают птицу (надо сильно нажимать на карандаш, закрашивать в одном направ­лении вдоль головы, шеи, крыла и хвоста; на конце крыла и на хвосте нарисовать штрихами перья еще более сильным нажи­мом черного карандаша). Тем, кто слабо нажимают на каран­даш при закрашивании, можно посоветовать еще раз закрасить нужные места, чтобы получить нужный по интенсивности цвет; кору на ветке можно изобразить штрихами, что позволит пере­дать ее шероховатость.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1424; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!