ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 3 страница



Далее воспитатель обращает внимание детей, что ягоды рас­положены близко друг к другу и одни частично загоражива­ют другие. Поясняет: чтобы в аппликации ягоды в гроздьях не сливались, их нужно вырезать из бумаги одного цвета, но разных оттенков.

Показывает прием вырезания тонких черешков из узкого прямоугольника: сделать слегка закругленный разрез и, чуть-чуть отступя, повторить такой же разрез — получится тонень-; кий изогнутый черешок. Таких черешков можно вырезать из этой же заготовки столько, сколько будет нужно.

Педагог просит детей вспомнить, как можно вырезать сразу несколько круглых или овальных ягод (сложить гармошкой узкую полоску бумаги). Широкие резные листья смородины и винограда трудно вырезать на глаз, поэтому их лучше сначала нарисовать на неокрашенной стороне зеленой бумаги, а потом вырезать по контуру. Спрашивает, как можно вырезать слож­ный лист рябины, который состоит из нескольких узких лис­тиков, расположенных попарно (из сложенной на прямоуголь­ники полоски бумаги).

Далее педагог говорит, что дети должны сами выбрать яго­ды, какие они хотят изобразить, — смородину, рябину или ви­ноград. Смородина и виноград могут быть разного цвета, и в зависимости от цвета ягод нужно выбрать лист бумаги подхо­дящего фона, на котором они будут красиво выглядеть.

Полоски цветной бумаги и листы для наклеивания могут лежать на отдельном столе, и дети сами отбирают нужный ма­териал для работы.

В процессе занятия воспитатель говорит, что черным каран­дашом можно нарисовать точки внизу на ягодах смородины и рябины. При наклеивании ягод советует детям на время ото-

22


рваться от работы, чтобы определить, в каких местах грозди следует добавить или убрать ягоды, чтобы получилась оваль­ная гроздь рябины или треугольная — винограда.

Анализ детских работ проводится в игровой форме. Появля­ется Петрушка и говорит, что он узнал, что дети могут сами оценить свою работу и определить, что у них получилось хоро­шо, а что не очень.

«У меня картонные фигурки разной формы, — продолжает Петрушка. — Я вам буду их показывать, а вы будете мне пока­зывать свои аппликации — у кого кисти или гроздья ягод по­лучились такой же формы». Затем Петрушка предлагает детям показать те работы, на которых некоторые ягодки частично закрывают другие и они разных оттенков.

Далее Петрушка говорит: «А теперь я буду показывать вам квадратики разного цвета, а вы будете ставить на стенд аппли­кации, на которых изображены ягоды такого же цвета». Он сначала показывает два-три квадратика такого же цвета, как ягоды смородины, потом — как ягоды винограда. А затем ищет квадратики для обозначения цвета рябины и в недоумении го­ворит, что у него остался один квадратик оранжевого цвета. Дети ему объясняют, что ягоды рябины бывают только оран­жевыми. Петрушка смотрит на стенд, восхищается разнообра­зием и красотой изображенных детьми кистей и гроздьев ягод.

ЗАНЯТИЕ 7

РИСОВАНИЕ. «ВЕТКИ РЯБИНЫ В ВАЗЕ»

Программные  задачи.

Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта; разви­вать стремление детей дополнять свой рисунок — вносить в натюрморт изображение каких-либо небольших предметов и передавать связь с композиционным центром (ваза с ветка­ми) через их расположение, цвет, величину; учить переда­вать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди); учить новому техническому приему — двухцветно­му боковому мазку.

Материал.

У воспитателя двухцветный фланелеграф в вертикальном положении, на котором 1/3 часть занимают изображение час­ти стола и силуэтное изображение вазы, подклеенное с обрат-

23


ной стороны фланелью; образец вазы с фруктами (см. занятие 5), картинка с изображением ветки ря­бины; лист бумаги с нарисованным тонким черешком для показа рисо­вания осенних листьев рябины. У детей закрашенные накануне аква­рельной краской листы бумаги, на которых верхняя часть (стена) свет­лая. Краски гуашь, мягкие кисточ­ки, простой карандаш. Ход занятия.

Воспитатель напоминает детям, что они уже лепили на­тюрморты, изображали их аппликационно, но еще не... (ри­совали). Предлагает нарисовать натюрморт, на котором глав­ным предметом будет ваза с осенними ветками рябины, а что будет находиться рядом с вазой, пусть они придумают сами. Располагать вазу с ветками нужно так же, как они распола­гали вазу с фруктами на столе. Показывает образец с заня­тия 5 и обращает их внимание на свободное пространство вокруг вазы. Говорит: «Давайте сначала попробуем располо­жить вазу для веток на этом фланелеграфе. Ее нужно распо­ложить так, чтобы осталось место для веток рябины». Вызы­вает для выполнения задания ребенка. Обсуждает с детьми, удачно ли такое расположение вазы, достаточно ли места осталось для веток. Если потребуется, вносит поправки в расположение вазы и подчеркивает, что надо нарисовать вазу такой высоты, чтобы она занимала примерно половину лис­та бумаги. Поясняет, что для того чтобы не ошибиться, мож­но простым карандашом прямыми линиями обозначить низ и верх вазы, а потом нарисовать ее, кто какую хочет.

Затем вместе с детьми рассматривает на картинке ветку рябины и отмечает ее характерные особенности (см. занятие 6). Обращает внимание детей на осеннюю окраску листьев рябины. Каждый листик не одноцветный, а один зеленый с оранжевым кончиком, другой желтый со светло-коричневым и т.п. Объясняет, что такие двухцветные листики можно на­рисовать сразу, если, например, всю кисточку обмакнуть в желтую краску, а ее кончик — в оранжевую и приложить боковой стороной к бумаге. Показывает, как приемом боко­вого двухцветного мазка рисовать сложный лист рябины. Спрашивает, с чего дети начнут рисовать натюрморт (с опре­деления места вазы на листе бумаги).

24


В процессе рисования можно посоветовать детям обозначить слабым нажимом карандаша направление веток в вазе, пре­дупредить, что ветки не должны упираться в верхний край листа, что тонкие ветки и черешки листьев слегка изогнуты и их следует рисовать кончиком кисти. Желательно, чтобы цвет вазы отличался от цвета веток и фона. Следует спросить, что должно быть ярче — ветки рябины или ваза (ветки). Пояснить, что самое главное в этом натюрморте — осенние ветки рябины.

Когда дети закончат рисование вазы с ветками, предло­жить дополнить натюрморт изображением какого-либо не­большого предмета. Это может быть лист или гроздь ряби­ны, фрукт, невысокая посуда, игрушка, осенний цветок и др. Расположить предмет можно дальше вазы, сбоку от нее, перед нею. Он может немного загораживать вазу.

В конце занятия целесообразно выставить все натюрмор­ты на стенд и предложить трем-четырем детям по очереди найти два натюрморта с заметными различиями, сравнить их, рассказав, чем эти рисунки отличаются и чем похожи. Сделать вывод, что каждый ребенок по-своему нарисовал на­тюрморт с одинаковым названием и поэтому они получились такими разными.

ЗАНЯТИЕ 8

РИСОВАНИЕ И АППЛИКАЦИЯ. «ОСЕННИЙ НАТЮРМОРТ»

Программные задачи.

Учить на основе впечатлений, знаний и умений, полученных на предшествующих занятиях, самостоятельно определять содержание натюрморта, его композицию, цветовую гамму предметов, фона, а также способы изображения в рисунке или аппликации.

Предварительная работа.

Накануне рассмотреть с детьми репродукции натюрмортов, художественные открытки, детские рисунки и аппликации. Побеседовать о предстоящей работе, о том, что каждый зара­нее может решить, какой осенний натюрморт он изобразит на занятии, и в соответствии с задуманным содержанием подо­брать необходимый изобразительный материал и листы бума­ги (фон) того или иного цвета, формы и величины.

Материал.

У детей заранее подобранные ими материалы для рисова­ния и аппликации. У воспитателя кукла Петрушка.

25


Ход занятия.

Педагог напоминает, что дети научились изображать раз­ные овощи, фрукты, осенние ветки, знают их форму и цвет, умеют составлять из них красивые натюрморты. Составлению натюрмортов дети учились у художников, рассматривая их картины.

— Сегодня, дети, вы сами придумаете и изобразите свои осен­
ние натюрморты. В натюрморте могут быть самые разнообраз­
ные овощи, фрукты, грибы, осенние ветки. Их можно изобра­
зить на блюде, в вазе, в корзинке или расположить рядом друг
с другом. Вы знаете, что в каждом натюрморте есть главный
предмет. Чем же он выделяется среди других предметов? (Рас­
положением, величиной, цветом.) О чем следует помнить, ког­
да изображаешь другие предметы? (Что эти предметы должны
подходить к главному предмету по величине, но отличаться от
него по цвету или оттенкам.) Для своих натюрмортов вы выб­
рали разные по цвету листы бумаги. Значит, при выборе цвета
для предметов вы должны учитывать цвет фона.

Предложив детям приступить к работе, воспитатель пре­доставляет им полную самостоятельность, не вмешивается в процесс работы, не оказывает помощи (чтобы получить пред­ставление, как дети применяют знания и умения, получен­ные на занятиях I цикла).

В конце занятия детские работы выставляются на стен­де. Отмечается, что одни натюрморты нарисованы, другие выполнены аппликационно.

— Давайте поиграем, — предлагает педагог. — Пригла­
сим посмотреть наши натюрморты Петрушку. Он, конечно,
не знает, что такое натюрморт.

Надевает на руку Петрушку.

— Петрушка, мы хотим показать тебе наши натюрморты.

— Какие натюрморты? Где они? — спрашивает Петрушка,
оглядываясь.

— Да вот они, перед тобой.

— Почему вы эти картинки называете так странно — на­
тюрморты?

— Дети, кто объяснит Петрушке, почему эти рисунки и ап­
пликации называются натюрмортами?

Ребенок рассказывает о содержании натюрмортов.

— А я вижу натюрморт. Вон он на стенке висит. На нем тоже
предметы природы нарисованы! — восклицает Петрушка.

— Петрушка, а ты знаешь, что в каждом натюрморте есть
главные предметы? — спрашивает педагог.

26


.— А как узнать, какой предмет главный? (Петрушка может показать на любой предмет и спросить, не он ли главный на картине.)

Воспитатель предлагает ребенку объяснить Петрушке, чем отличается главный предмет от других. Можно продолжить беседу с Петрушкой и поговорить о связи других предметов с основным (композиционным центром) через их величину, цвет, расположение и т. д.

В заключение педагог обращается к Петрушке: «Петрушка, отгадай, почему все эти натюрморты дети назвали осенними?» Петрушка ошибается, дети его поправляют, объясняют, что название натюрморта зависит от тех предметов, которые на нем изображены.

По окончании I цикла занятий можно организовать выстав­ку детских работ и репродукций картин художников для детей других групп или для родителей.


II ЦИКЛ

осенние пейзажи

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ

1. Знакомство с искусством — рассматривание репродук­
ций картин И.Левитана «Золотая осень» и И.Остроухова «Зо­
лотая осень».

2. Рисование. «Осенняя береза».

3. Игровое упражнение «Осенние листья». Дидактическая
игра «Подберем краски для художников».

4. Рисование. «Осенний клен и ель».

5. Аппликация. «Осенний пейзаж».

6. Рисование. «Осеннее дерево под ветром и дождем».

7. Рисование. «Хмурый ветреный день».

8. Рисование. «Нарисуй, что хочешь, про осень».

9. Выставка репродукций картин и детских изобразитель­
ных работ «Какая бывает осень».

В цикле:

5 занятий по рисованию,

1 занятие по аппликации,

1 занятие — ознакомление с искусством,

1 занятие — дидактическая игра,

1 занятие — выставка.

ЗАНЯТИЕ 1

РАССМАТРИВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН

И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» И. ОСТРОУХОВА

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»1

Программные задачи.

Формировать у детей представления о пейзажной живописи; учить выделять средства выразительности, сравнивать и нахо­дить сходство и различие в манере исполнения, использовании выразительных средств, в содержании; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, умении выделять цвет и его оттенки; за­креплять умение сопоставлять свои наблюдения и изображен­ное на картине; воспитывать интерес к осенним явлениям при­роды, эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.

Шо кн.: Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. — М.,1992. 28


Предварительная работа.

Экскурсия в парк. Беседы об осени. Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколова-Микитова, «Лес осенью» А.Твардовского, «Осень» (отрывок) А.Майкова. Рас­сматривание репродукций картины И.Левитана «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображениями осеннего пейзажа. Пение песен, загадывание загадок.

Ход занятия.

Показать детям картину И.Остроухова «Золотая осень». Кратко рассказать о художнике. Провести беседу.

Вопросы: Как вы думаете, какой период осени изобразил ху­дожник? Можно ли сказать, в каком месяце написана эта карти­на? Почему вы так думаете? Где побывал художник, чтобы изоб­разить эту картину? Почему художник нарисовал именно это ме­сто? Какое состояние природы отразил художник? Что говорит о покое и тишине? Какие краски использовал художник для кар­тины? Каких красок больше? Как бы вы назвали картину?

Предложить детям рассмотреть картину И.Левитана «Золо­тая осень». Сравнить обе картины.

Вопросы: Какой период осени изобразил Исаак Левитан на этой картине? Те же ли краски использовали оба художника? Можно ли определить, какое время дня изобразили художники? Как вы это определили? Так же ли изображено состояние природы? В каком из уголков природы, изображенных этими художниками, вы хотели бы побывать? Почему именно в этом? Какое музыкаль­ное произведение напоминает вам эти места, это время осени?

Прослушать произведение П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня».

Предложить детям внимательно посмотреть на картины и по­думать, какое стихотворение хорошо передает содержание картин. Спросить, что общего в природе, изображенной на картинах, и той, которую они наблюдали на прогулке и экскурсии. Выяснить, ка­кой осенний пейзаж дети хотели бы изобразить, если бы были ху­дожниками. Как они изобразили бы его, какими красками.

В заключение прочесть детям отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень».

ЗАНЯТИЕ 2

РИСОВАНИЕ. «ОСЕННЯЯ БЕРЕЗА»

Программные задачи.

Учить передавать в рисунке характерные особенности бере­зы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки,

29


легкая крона), осеннюю окраску листвы; обучить правильным способам действий полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения листвы и горизонталь­ных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий; через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в лредставлении детей образ белоствольной стройной березы.

Материал.

У- воспитателя иллюстрация с изображением березы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, две кис­ти — мягкая и жесткая, краски. У детей голубая бумага насы­щенного цвета в виде вытянутого прямоугольника, дополни­тельные листы белой бумаги для упражнений в рисовании тон­ких линий и разных способах работы жесткой кистью; кисточки мягкие и щетинные, краски гуашь.

Ход занятия.

Воспитатель вешает иллюстрацию с изображением березы обратной стороной к детям, говорит: «На этой картинке нари­совано дерево, которое мы будем рисовать. Но рассмотрим его после того, как вы отгадаете о нем две загадки».

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

Когда дети назовут отгадку, спрашивает: «Как называют березу в этой загадке? Почему ее называют русской красави­цей? Что у березы названо зеленой кофточкой? Что белым са­рафаном? А теперь послушайте вторую загадку.

Стоит Алена: Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан.

В этой загадке указан еще один признак березы — «тонкий стан». Как вы думаете, что подразумевается под этими словами? (Тонкий, высокий ствол.) А каким красивым девичьим именем в этой загадке названа береза? Почему в загадках, стихах, песнях березу часто сравнивают со стройной, нежной девушкой?»

Перевертывает иллюстрацию с изображением березы, задает вопрос: «Какую березу изобразил художник?» Перечисляет вме­сте с детьми все признаки, которые они должны будут отразить в своих рисунках: белый высокий ствол с черными пятнами, тон­кие изогнутые ветки, полупрозрачная крона с пожелтевшими листьями. Говорит: «Сегодня вы нарисуете осеннюю березу та-

30


кой, какой ее изобразил художник, описали в загадках, и такой, какой мы видели ее на прогулке. А чтобы она такой получилась, надо сначала поучиться изображать некоторые ее части на бе­лом листке бумаги. Начнем с рисования тонких, гибких, изог­нутых веток, наклоненных в разные стороны».

Воспитатель показывает и объясняет, как следует рисовать ветки у березы: «Как и у других деревьев, ветки от ствола рас­тут вверх, но потом плавно закругляются и опускаются вниз». Предлагает нарисовать концом мягкой кисти несколько веток, наклоненных вправо и влево. Упражнение можно провести под слова «вверх, и закругляем, и вниз» (произносится протяжно).

Затем педагог упражняет детей в изображении листвы при­емом вертикального мазка жесткой кистью. Сначала показыва­ет, как набрать немного зеленой или желтой краски, убрать лиш­нюю о газетную бумагу и быстрыми движениями, держа кисть вертикально к бумаге, нарисовать листву так, чтобы были вид­ны просветы между мазками. Следующим упражнением помо­гает детям овладеть приемом рисования полусухой жесткой ки­стью штрихов, которыми изображают пятна на стволе березы.

Предлагает еще раз посмотреть на иллюстрацию с изображе­нием березы и приступить к рисованию. В процессе рисования, если нужно, напоминает приемы изображения ствола дерева, на­чиная работать кончиком кисти и постепенно опуская ее до по­ложения плашмя. Спрашивает о длине ветвей вверху и внизу де­рева. Цвет листвы у березы в начале осени может быть частично желтым. Обращает внимание детей на очертания кроны березы.

Воспитатель поощряет детей за внесение в рисунки интерес­ных дополнений (птицы, грибы подберезовики, скамейка, сол­нце и др.). Спрашивает, можно ли изобразить штрихами жест­кой кистью траву под березой.


В конце занятия выставляют три-четыре рисунка, среди ко­торых — изображение березы с удлиненными свисающими вет­ками. Педагог загадывает еще одну загадку про березу и предла­гает найти среди картинок наиболее подходящую к описанию:

В белом сарафане

Встали на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

Спрашивает, у какой березы нарисованы косицы — длин­ные свисающие ветки. Затем рассматриваются еще несколько рисунков, чтобы «найти березку, которую можно сравнить со стройной русской красавицей». Педагог отмечает рисунки с ин­тересными дополнениями, обогащающими их содержание.

ЗАНЯТИЕ 3

1. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Цель.

Учить замечать в оттенке цвета его составные: желто-зеле­ный, желто-коричневый, желто-оранжевый, красно-оранже­вый, красно-коричневый и др.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!