Билет: Манипуляция в трудах Шострома и Корнеги



Вопрос. Понятие коммуникации: виды, функции, сущностьКоммуникация – форма общения 2 и более субъектов контактирования, кот. явл. естественной и неотъемлемой частью работы специалиста по СсО. Цель ком: обеспечить понимание передаваемого сообщения. Функции: Информативная – передача истинных или ложных сведений Интерактивная – при помощи общения организуем взаимодействие между др. людьми Перцептивная – восприятие др. друга партнерами в ходе общения и установление взаимопонимания на этой основе. Экспрессивная – возбужд. или изменение хар-ра эмоц. переживаний партнера по коммуникации. Общение:  Личностное – удовл. дух. потребностей Деловое – предметноцелевая деят-ть,направленная на оптимизацию решений проф.задач, не подчин. эмоциям. Виды коммуникации: 1. Формально ролевое общение. Чаще всего этот стиль используется в крупных компаниях (Филиалы западных и так далее), это более западный стиль, нежели российский, поскольку основывается на холодность общения, нарочитую вежливость. Вежливость и холодность — защита от разного рода обвинений. В рамках этого стиля имеет большое значение дресс-код, определенные манеры поведения, речи, обсуждение лишь деловых вопросов. Данный стиль в нашей деловой культуре приживается крайне тяжело. 2. Манипулитивное общение. Направлено на извлечение выгоды. Такой стиль используется часто в сфере коммуникации и этот стиль располагает любезность, различные приему как лесть, шантаж добротой, обман, мнимая доброта и забота. Все эти приемы используют для того, что бы человек на которого это направлено принес выгоду, но когда ресурс человек исчерпывается, то объект познает холодный и неприятный стиль общения. 3. Статусно-ролевое общение. Данный стиль общения наиболее приемлим в нашей стране. Он предполагает осознание участниками коммуникации таких понятий как иерархия в организации, понятие статуса и понятие того что в жизни, в том числе и в деловой, люди играют определенные роли, которые определяются их статусом. В рамках СРО часто руководитель специально подчеркивает свой статус, не приближает к себе подчиненных, со всеми по имени отчеству, всегда деловой тон. Подобная отстраненность позволяет легче спрашивать с подчиненных, незнание их личностных проблем позволяет не принимать их в расчет. 4. Личностно-либеральное общение. Западный стиль. В некоторых культурах в определенных проявлениях позволяет некую вольность, например обращение на Ты, по имени, игнорирование внешней субординации, любой подчиненный может зайти в кабинет руководителя. Но в рамках такого стиля общения руководителю труднее спрашивать с подчиненных, труднее наказывать. 2 вопрос. Виды коммуникативной деятельности. Отсутствует, при выпадении его на экзамене – берем второй предоставленный) 3 вопрос. Современный российский деловой этикет.Действительно, из-за ускорения темпа жизни и массы новых возможностей, которые дает нам компьютерная техника, деловой этикет теперь менее церемонный, более демократичный; решение многих проблем, связанных с внешним видом, нормами поведения и т. п., становится ситуационным. Однако, несмотря на это, всем участникам делового сообщества следует соблюдать ряд правил. Для начала можно отметить, чему российские руководители уже научились. • Во-первых, у них появилась привычка заботиться о своей внешности с учетом правил делового стиля. Руководители понимают, что одежда во многом определяет, как их воспринимают окружающие, и подбирают правильные цвета, фактуру делового костюма, продуманно используют аксессуары. • Во-вторых, не может не радовать то, что появилась привычка во время деловых встреч отключать звуковой сигнал мобильного телефона (или вообще выключать его). Демонстрация полного внимания к словам партнера по переговорам – признак хорошего тона и проявление уважения. • В-третьих, руководители научились правильно выбирать деловые подарки. Сейчас редко вручают подарок, который может поставить партнера в неудобное положение, например, из-за слишком личного характера. • В-четвертых, в деловую культуру вошли правила обмена визитными карточками. Сейчас практически нет ни одного руководителя, у которого не было бы своей визитки или который пришел бы без нее на деловую встречу. Как видим, речь идет скорее о технических правилах. Тем не менее начало положено – руководители соизмеряют свое поведение с правилами хорошего тона. Рекомендую всем Генеральным Директорам научиться соблюдать еще и следующие нормы делового этикета. Особенности российского делового этикета: - Наличие командной системы во многих организациях. Руководители в них до сих пор подавляют инициативу подчиненных. Такая система мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям, и они вынуждены топтаться на месте. - Значительная зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы — «феодализм отношений». Имеет место бесправие наемных работников, их «рабское поведение» и произвол руководства, чиновников. Это связано с безработицей и низкой культурой менеджеров и наиболее сильно проявляется в малых городах. - Неуважение к людям и игнорирование этики управления. Не секрет, что люди, работающие в государственных и частных организациях, считаются руководством «винтиками», которые в любой момент можно заменить новыми. Работники всех уровней во многих организациях бесправны и беззащитны перед произволом руководства. Каждый из них может быть уволен без объяснения причин и выплаты заработанных денег. - Законы, предписания и правила не имеют обязательного характера. Правила и законы могут сознательно игнорироваться в зависимости от ситуации и применяющих их лиц. По каким принципам они делятся на те, которые соблюдаются и которые не соблюдаются, сказать невозможно. - В отдельных случаях резкая смена настроений в отношении партнера: от проявления дружелюбия до крайне холодного официального отношения. Эмоциональная сторона является важной составной частью россиян. - Без начальника не принимается ни одно решение. - Со стороны подчиненных решения администрации принимаются практически безоговорочно. Нередко указания начальника исполняются даже тогда, когда они считаются заведомо неправильными или исход их неизвестен («начальнику лучше знать»). - Руководство организаций делает упор на осуществление функций контроля (на практике — надзора). - Специфическое отношение менеджеров к ошибкам. Когда что-то случается, то чаще всего интересуются, кто виноват. За этим, очевидно, скрывается потребность приписать кому-то вину, а затем привлечь за неудачу к ответственности. Причины, повлекшие ошибку, редко анализируются, никто, как правило, не интересуется чему можно научиться на той или иной ошибке, или же вопросом, - что необходимо предпринять, чтобы не повторить ошибку в будущем.   4 вопрос. Стили делового общения.1) Формально ролевой стиль общения. Чаще всего этот стиль используется в крупных компаниях (Филиалы западных и так далее), это более западный стиль, нежели российский, поскольку основывается на холодность общения, нарочитую вежливость. Вежливость и холодность — защита от разного рода обвинений. В рамках этого стиля имеет большое значение дресс-код, определенные манеры поведения, речи, обсуждение лишь деловых вопросов. Данный стиль в нашей деловой культуре приживается крайне тяжело. 2) Манипулятивное общение. Направлено на извлечение выгоды. Такой стиль используется часто в сфере коммуникации и этот стиль располагает любезность, различные приему как лесть, шантаж добротой, обман, мнимая доброта и забота. Все эти приемы используют для того, что бы человек на которого это направлено принес выгоду, но когда ресурс человек исчерпывается, то объект познает холодный и неприятный стиль общения. 3) Статусно-ролевое общение. Данный стиль общения наиболее приемлим в нашей стране. Он предполагает осознание участниками коммуникации таких понятий как иерархия в организации, понятие статуса и понятие того что в жизни, в том числе и в деловой, люди играют определенные роли, которые определяются их статусом. В рамках СРО часто руководитель специально подчеркивает свой статус, не приближает к себе подчиненных, со всеми по имени отчеству, всегда деловой тон. Подобная отстраненность позволяет легче спрашивать с подчиненных, незнание их личностных проблем позволяет не принимать их в расчет. 4) Личносто-либеральный стиль. Западный стиль. В некоторых культурах в определенных проявлениях позволяет некую вольность, например обращение на Ты, по имени, игнорирование внешней субординации, любой подчиненный может зайти в кабинет руководителя. Но в рамках такого стиля общения руководителю труднее спрашивать с подчиненных, труднее наказывать. Примечание автора :D. Кому этого мало – вот: Говоря о «деловом стиле общения» подразумевают манеру поведения, ведения разговора и т.п., характерную для взаимодействия с деловыми партнерами, бизнесменами - в отличие от общения с друзьями, родными, близкими и т.п. Обычно выделяют 10 таких стилей:  1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации); 2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения); 3) спорный (агрессивный или доказывающий); 4) успокаивающий (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника); 5) впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление); 6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения); 7) внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие); 8) воодушевленный (частое использование невербального поведения - контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т. д.); 9) дружеский (тенденция открытого поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общее); 10) открытый (представляющий стремление безбоязненно выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего «Я»)».   Вопрос 5. Коммуникационные сети. Коммуникационная сеть - это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе людей с помощью информационных потоков. Коммуникационная сеть включает в себя потоки посланий или сигналов между двумя или более людьми. КС может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным или полученным значением. С точки зрения функционирования коммуникаций в организации специалисты характеризуют две модели коммуникационных сетей, или систем: 1. Централизованные, когда коммуникации непосредственны связаны с руководителем, и осуществляется только под его контролем и замыкается на нем. К централизованным коммуникациям относятся следующие типы — «рельсы», коммуникация «в обход», «звезда». 2. Децентрализованные сети, когда процесс коммуникации функционирует по замкнутой цепочке и руководитель является звеном в этой цепи, но не замыкает на себе данный процесс. К децентрализованным, коммуникациям модели — «кольцо», и «клубок». 1. «Рельсы» предполагают общение руководителя напрямую толькол со своими заместителем или с непосредственным исполнителем поручения. Замыкается на очень узкий круг людей, владеющей информацией, решение принимается лишь среди них, а подчиненные ставятся перед фактом. Данная модель функционирует в небольших коллективах, где руководитель придерживается статусно-ролевого общения. 2. «В обход». Информация распространяется в избранном кругу, каждый знает свой кусок информации, например Б знает то что не знает С. Разновидность модели «Рельсы» 3. «Звезда» наиболее распространенная в российской деловой культуре. Суть модели в том, что руководитель общается со всеми членами коллектива (централизованным порядком). Суть данного общения в том, что каждый член коллектива владеет определенным набором информации, решает определенную поставленную перед ним задачу. Руководитель ставит задачу и подчиненный отчитывается. Например государственная служба. Такая же модель в крупных фирмах и организациях. Достоинства в том, что меньше коммуникационных шумов. Недостаток — болезнь или смерть руководителя, на котором замыкается система, может привести к краху системы, которая была замкнута на нем. 4. «Кольцо». Общение всех членов коллектива включая руководителя по принципу равный среди равных при смежной строго последовательной коммуникации. Данная модель достаточно демократична, все равны, любимчиков нет, но в рамках такой коммуникации неизбежен эффект «испорченного телефона». В рамках данной модели теряется до 90% информации идущей от руководителя к исполнителю напрямую по коммуникационной цепочке. 5. «Клубок», или «полная коммуникация». Суть в общении руководителя и каждого из членов коллектива напрямую, с применением технологии мозгового штурма. Наиболее трудоемкая модель с точки затратности времени, сил, терпения руководителя. Руководитель должен много времени уделять общению. Выбор модели коммуникационных сетей определяется характером деятельности организации, волей руководства, и традиции организации. Вопрос 6. Этапы коммуникационного процесса. Коммуникационный шум. Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя и более людьми. Основная цель процесса — обеспечение понимания информации являющейся предметом обмена. КП существует там, где есть понимание. В рамках КП можно выделить 4 базовых элемента: 1. Идея, мысль которую формулирует человек. 2. Отправитель. Человек который идею придумал, сделал ее сообщением, после того как идею он закодировал при помощи символов. 3. Канал, средство передачи сообщения (формальные каналы (совещание, объявления), неформальные каналы (слухи, сплетни), технические каналы (телефон, факс).   4. Получатель, лицо которому предназначено сообщение, тот кто информацию интерпретирует. Этапы процесса коммуникации: 1. Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с тщательного обдумывания и формулирования идеи или отбора информации. 2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать информацию, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав слова, интонации, жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение. 3. Передача. На данном этапе отправитель использует канал для доставки сообщения получателю. Это физическая передача сообщения (получатель слышит или видит слова, действия), которую многие люди по ошибке принимают за сам процесс коммуникации. 4. Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя.. Получатель сообщения преобразует слова, символы, действия в свои мысли. Коммуникационный шум — помехи искажающие смысл сообщения (язык, неправильно выбранный способ кодирования, неправильно выбранный канал связи, различие восприятия информации, разный организационный статус коммуникаторов, отсутствие четкости формулировки задачи). Часто бывает так, что неверное громоздко изложенная идея не выполняется сотрудниками не потому что они бездельники, а потому что не поняли чего от них хотят. Один из вариантов коммуникационного шума может быть молчание. Причина молчания: 1. Послание не дошло. 2. Низкая культура человека. 3. Молчание — своеобразный ответ на прошлые обиды. 4. Молчание — знак согласия. Вопрос 7. Специфика невербальной коммуникации. Виды невербальной коммуникации.Не вызывает сомнений, что с помощью слов мы получаем самую разнообразную информацию, в том числе и ту, которая свидетельствует о культуре собеседника. В то же время информацию о том, какой это человек, что он собой представляет, мы получаем через мимику, жесты, интонации. С помощью мимики, жестов, поз выражаются душевная энергия человека, движения, симптомы (например, побледнение или покраснение лица). Тот, кто хочет правильно понимать своих партнеров по общению, должен, прежде всего, изучить различные средства выражения и уметь их корректно и адекватно интерпретировать. Характер и формы выражения различных средств общения позволяют нам говорить о существенных отличиях вербальной и невербальной коммуникации. Невербальные сообщения всегда ситуативны, по ним можно понять нынешнее состояние участни-ков коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях, что можно сделать в вербальном сообщении. Невербальные сообщения являются синтетичными, их с трудом можно разложить на отдельные составляющие. Вербальные же элементы коммуникации (слова, предложения, фразы) четко отделены друг от друга. Невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны. Даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддается. Поэтому очень часто в реальной практике коммуникации возникают ошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербального действия. Например, один из партнеров во время общения почесал свои нос, а заметивший это другой партнер делает вывод, что его собеседник врет, хотя у того на самом деле чесался нос. Невербальный язык люди, как правило, успешно осваивают сами в естественных условиях через наблюдение, копирование, подражание, а говорить детей учат специально, этому уделяет внимание и семья, и социальные институты. Так, когда мы замечаем неискренность собеседника, мы зачастую ссылаемся на свою интуицию, говорим о шестом чувстве. На самом деле распознать собеседника нам позволяет внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам, умение их читать и отмечать несовпадения со словами. Таким образом, невербальная коммуникация представляет сбой многомерный, многослойный, аналоговый процесс, протекающий в основном неосознанно. Невербальная коммуникация - своеобразный язык чувств, тела. К неречевым средствам общения относят следующие виды: - мимику, жесты, пантомимику, моторику всего тела: позы, осанка, поклоны, походка, движение рук, головы и туловища - как внешние проявления человеческих чувств и эмоций (изучается наукой «кинесика»); - телесный контакт, прикосновения во время общения: рукопожатие, поцелуи, обнимания (которые изучаются наукой «такесика»); - расположение людей в пространстве при общении, расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство, изучается наукой «проксемика». Особая роль в общении отводится выразительным движениям - мимике, жестам, походке, а также визуальному контакту. Взгляд- ключевой элемент невербальной коммуникации. Если люди испытывают симпатию и готовы к сотрудничеству, они гораздо чаще встречаются глазами. Расширение зрачков объективно свидетельствует о возбуждении и раздражении, наоборот, суженные - об угнетенном настроении. Движение глаз вправо или влево наблюдается при обдумывании ситуации; широко открытые глаза - признак удивления, волнения; суженные - несут угрозу или несогласие. Части лица, их мимическое выражение отражают основные человеческие эмоции. Поза человека может свидетельствовать о закрытости либо о расположенности его к общению. Жесты при общении также несут много информации. Среди них различают жесты приветствия и прощания, утвердительные и отрицательные, выражающие доверие и недоверие, одобрение и неудовлетворение, растерянность и неискренность и т.д.   Вопрос 8. Преграды в межличностной коммуникации: причины и пути преодоления.Межличностная коммуникация предполагает общение по принципу духовной близости. Умение взаимодействовать с людьми на межличностном уровне поможет человеку и в решении его личных задач, так и добавит профессиональной компетенции. Человек в состоянии развить в себе навыки и умение устанавливать и поддерживать хорошее отношение с окружающими.Очень часто люди, вступая в межличностные отношения, наталкиваются на барьеры, которые не дают им возможности общаться с людьми. Барьеры межличностной коммуникации:1. Барьер восприятия, связано с общественными стереотипами. Стереотип = устойчивое и усредненное представление о ком то и о чем то. Бывают связаны с общественным сознанием, и бывают межличностные. Предвзятое мнение. Торопливость суждения. Незнание уровня коммуникации. Разный статус коммуникаторов. Нарушение статуса воспринимается болезненно. Разный интеллектуальный уровень участников диалога. 2. Сематический барьер, незнание значения слова, небрежность, допускающая двусмысленное или обидное толкование суждение.3. Барьеры в сфере невербального общения.4. Барьер аудирования, неумение слушать собеседника. 5. Барьер речи, речевые ошибки, брань, использование арготизмов, плохая дикция. 6. Незнание типов собеседников.7. Барьер индивидуально личностного свойства, когда человек не симпатичен по своему темпераменту, манере поведения. Преодоление преград (барьеров) Проясняйте свои идеи перед началом их передачи. Прояснение собственных идей перед их передачей означает, что вам необходимо систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы или идеи, которые вы хотите сделать объектами передачи. Для любой передачи в адрес вышестоящего руководителя, подчиненного или коллеги вам в принципе нужна определенная тема как объект передачи. Будьте восприимчивы к потенциальным семантическим проблемам. Не жалейте сил на то, чтобы исключить из сообщения двусмысленные слова или утверждения. Употребляя точные слова, а не общего характера, вы выигрываете в результативности. Следите за языком собственных поз, жестов и интонациями. Следите за выражением своего лица, жестами, позой и интонацией, чтобы не посылать противоречивых сигналов. Постарайтесь взглянуть на себя и услышать себя так же, как видит и слышит вас собеседник. Посылая гармоничные знаки, которые не содержат противоречивых сообщений, вы добиваетесь большей ясности и понимания ваших слов. Изучайте эмпатию и открытость. Эмпатия - это внимание к чувствам других людей, готовность «влезть в их шкуру». Активно пользуясь эмпатией при обмене информацией, мы пытаемся соответствующим образом настроить принимающую сторону и приспособить вариант кодирования и передачи сообщения к индивиду или группе и ситуации. Удачное применение эмпатии может заметно возможность неверного понимания при декодирования сообщения принимающей стороной. Эмпатия означает так же честную попытку увидеть ситуацию, поднимаемые вопросы и проблемы с точки зрения другого человека. Эмпатия при обмене информацией подразумевает так же поддержание открытости в разговоре. Старайтесь избегать скороспелых решений, оценок и стереотипов. Вместо этого старайтесь увидеть, прочувствовать и понять ситуацию и затрагиваемые проблемы в контексте собеседника. Это вовсе не означает, что вам следует соглашаться с тем, что говорит собеседник. Это значит только, что вы пытаетесь понять его слова. Добивайтесь установления обратной связи. Существует ряд способов установления обратной связи. Один из них - задавать вопросы. Еще один способ создания обратной связи заключается в оценке языка поз, жестов и интонаций человека, которые как будто указывают на замешательство или непонимание. Обратную связь можно установить также путем контроля первых результатов работы. Соответствующая информация позволит вам оценить, в какой мере воплощается то, что вы намеревались сообщить. Это пример выполнения контрольной функции, о чем речь пойдет дальше. Вопрос 9. Типы собеседников. В этой жизни необходимо быть внимательным к другим людям, это внимание окупится сторицей, ведь наблюдая за другими людьми мы можем делать выводы — что это за человек, умный он или нет. Внимание к людям дает возможность определить какой наш собеседник человек. Есть классификация людей по типу собеседника. Умение и желание общаться, откровенность и искренность, заинтересованность в общении — важные качества. 8 типов людей: 1. Сорока (Всезнайка), весельчак, балагур, душа любой компании, говорливый, всегда найдется что сказать, артистичная натура — Леонид Якубович. Этот тип имеет позитивные качества (веселый и остроумный), не может принять себя как нелюбимый персонаж. 2. Заяц. Робкий, осторожный, застенчивый, предпочитает помалкивать, редко сам начинает разговорю, долго ищет тему для беседы, тщательно подбирает слова, довольно долго выстраивает фразы. Если что то нужно от такого человека — нужно быть понимающим и проницательным 3. Темная лошадка. Интроверт. Про таких говорят - «Себе на уме», закрытый хитроватый тип, «крепкий орешек» коммуникации., задеть каким то образом сложно, всегда следит за своей речью, не подпускает к себе эмоционально других людей, говорит односложными фразами. 4. Важная птица. Нарцисс, или павлин. Образ человека, который о себе высокого мнения, считает себя прекрасным собеседником, общение которого осчастливливает людей, любит эффекты в общении, эмоционален. Наслаждается эффектом аудитории. Часто специально говорит тихо. 5. Сеттер. Торопыга, заинтересованный собеседник. С точки зрения психологической — опережающий тип характера. Напористый, нетерпеливый, эмоциональный, подпитывается от общения. Унимает его размеренная речь. 6. Амёба, он же Черепаха. Этот тип собеседника не самый приятный, про таких говорят «Незаинтересованный», весь в себе. Коммуникативные качества оцениваются низко, потому что он легко может обойтись и без общения. Вместе с тем, такой человек отличается прежде всего, выражением лица (не выражает эмоций), голос без интонаций, не слишком разговорчив. Пробить этот «панцирь черепахи» трудно. С таким человеком нужно держаться максимально открыто. 7. Сова, или Мудрец. Самый позитивный тип собеседника, потому что такой человек от природы отличается добродушием, благожелательностью к людям. Он открыт для диалога, склонен к компромиссу. Такой человек в общении не суетится, не стремится привлекать к себе внимание, не навязывает себя к окружающим. Чаще не проявляет инициативу при общении, но идет на контакт. Такой человек отличается спокойным голосом, размерной речью, чувство собственного достоинства, самообладание. Умеет держать себя в руках. 8. Петух, или Наседающий тип. Не самый благожелательный образ. Такой собеседник предпочитает монологическую речь, монолог. И делает это весьма настойчиво, диктует тему, содержание и ход разговора. Подавляет эмоциональностью. Человек темпераментный. Эмоциональность проявляется в манере общения, обычно оригинальная. Имеется набор излюбленных слов, эпитетов. Не умеет слушать. Агрессия, инвиктивная лексика. Оригинальная лексика, запоминающаяся. Любит спорить. В общении с ними часто люди не понимают, как им себя вести. Нужно терпение, не поддаваться на провокацию.   Вопрос 10. Техника установления психологического контакта.Психологический контакт - отношение, характеризуемое желанием и готовностью собеседника  участвовать в общении. Установить психологический контакт - вызвать у собеседника симпатию по отношению к себе.Этапы установления:                                                                                                                                                          1) Период первичного согласия-партнеры по общению стремятся сделать все, что будет способствовать продвижению вперед в установлении общих интересов                                                                       2) Период объединенных интересов. Задача этапа - укрепить наметившийся контакт, найти общие темы. Цель - создать о себе приятное впечатление, чтобы ему захотелось вам помочь («если ты хочешь, чтобы к тебе относились люди хорошо, то относись к ним тоже хорошо»                                                             3)Период взаимоотношений. Задача – достигнуть с собеседником эффекта резонанса, когда собеседники стараются настроиться на одну эмоциональную волну. Взаимопонимание, исчезает неловкость.                           Установление контакта:                                                                                                                                                 1)При общении с людьми следует чаще улыбаться, искренне и по поводу                                             2)Внимательно слушайте, при этом постоянно подталкивайте собеседника к тому, чтобы он говорил о себе самом                        3)дайте собеседнику выговориться, проявите терпение, нерефлексивное слушание(минимум ответов, обрат. связь). 4)говорить о том, что интересно собеседнику                                                                                                                      5)искренне заинтересовать с первого мгновения                                                                                            6)обращаться по имени, демонстрировать уважение. 11 билет: Манипуляция как вид убеждающего воздействия. Манипуляция-вид  психологического воздействия, в рамках которого осуществляется скрытое возбуждение у другого человека намерений, не совпадающих с его актуальной сущностью намерений. При данном виде воздействия у объекта манипуляции создается впечатление ,что он самостоятельно управляет своим сознанием, поведением.                             -Скрытое возбуждение, управление др.чел-ком                                                                                                                           -Возбуждение желаний, выгодных для субъекта ман-ций.                                                                                   -Создание впечатления, что ты добровольно захотел помочь манипулятору.       В любой манипуляции всегда создается впечатление самостоятельности ваших действий и это впечатление ложно.           4 пары манипул:                                                                                                                                                                      1)Диктатор (преувеличивает свою силу, стремится управлять окружающими, ведет себя как человек, который имеет право приказывать, стремится жестко управлять своей жертвой) и Тряпка (вечная жертва диктатора, любит когда его жалеют, льстит и прикидывается несчастным, его освобождают от ответственности)                2)Вычислитель (стремится всех контролировать, собирает на каждого досье, помнит про окружающих то, что они сами уже давно забыли, задача - всех перехитрить и в нужный момент предъявляет тотальный контроль. Люди - марионетки, не знающие свободы) и Прилипала (стремится быть ведомым, позволяет управлять своей жизнью, вырвавшись из-под контроля вновь возвращается к вычисл., притворяется неспособным к продуктивной работе, играет на тщеславии окружающих, работают за него) 3)Хулиган (преувеличивает свою агрессию, добиваясь желаемого; антисоциальные поступки, чуть что начинает кричать, угрожать; приводит к мысли, что во 2 раз не надо такого концерта, для достижения цели шантажирует окружающих тем, что устроит скандал) и Славный парень (преувеличивает свою заботу об окружающих, вежлив, всегда готов помочь, предлагает помощь даже когда не просят, его оружие - доброта, навязчив, всегда просит взамен) 4)Судья (преувеличивает свою критичность, высказывает замечания об окруж., осуждает их, всех считает негодяями, всегда всем недоволен, ему невозможно угодить) и Защитник (всегда всех простит, пожалеет, оправдает, портит людей лаской, привязывает к себе, от него трудно избавиться) Виды манипуляции:                                                                                                                                                                       1) «Боишься?» - эксплуатация нежелания чел-ка показаться трусом; подначив. чел-ка, чтобы он принял участие в сомнительной авантюре. Этот брошен.вызов должен заглушить голос разума и подтолкнуть чел-ка на действия, кот. он и не собирался совершать                                                    2) «Обезьяна на шее» (дитя на работе, Казанская сирота). Суть: манипулятор, не желая выполнять работу, стремится переложить её на чужие плечи; притворяется, что не в состоянии сам решить поставленную задачу. 3) «Обиделся» - в сфере межлич. отношений.  Суть: не желая делать работу, провоцирует конфликт, подставляясь жертвой. Инициатор провоцирует конфликт для того, чтобы избавить себя от работы. 4) «Мнимый больной» - в сфере межличностных отношений. Манипулятор эксплуатирует добрые порывы нашей души, играет на жалости                                                                                                                                                                            5)«Домашний мудрец» -межлич. Член кол-ва (старш.по возрасту) постоянно поучает всех, он всегда знает, что было плохо. 6)«Не с вашими возможностями» - в сфере торговли. Суть: сыграв на тщеславии манипул. получает то, что хотел.           Анализ всех манипул. показывает, что они имеют общие черты, а это и позволяет выстроить защиту.

билет: Манипуляция в трудах Шострома и Корнеги.

Шостром противопоставляет 2 концепции — Карнегианскую, манипулятивную — «Улыбайтесь!», «Будьте обходительны» и гуманистическую, актуализационную, помогающую стать «подлинным патриотом своей личности». Автор полагает, что в каждом из нас живёт манипулятор, который бесконечно применяет всяческие трюки, чтобы добиться для себя того или иного блага.

Однако большая часть манипуляций пагубно сказывается как на жизни самих манипуляторов, так и на жизни их близких. Манипулятор теряет возможность выражать себя искренне, тем самым теряет себя.

Манипулятор прежде всего боится узнать жизнь и честно посмотреть на самого себя. Ему привычнее носить маски. Манипулятор скрывает свои истинные чувства. Это искусный игрок в покер, который никогда не выдаст своих эмоций или нервного напряжения Манипулятор сам страдает от своих манипуляций. Механическая неискренняя деятельность превращает жизнь в нелюбимую работу, поденщину, от которой можно смертельно устать.

Парадоксальная черта манипулятора: чем больше он любит управлять, тем сильнее в нём потребность быть управляемым кем-то. Для человека всегда была мучительной загадка «добра» и «зла», проблема выбора. Поэтому для многих так важен поиск авторитета, который решил бы и выбрал за него. Когда человек позволил кому-то решать за него, в тот момент он потерял целостность. Теперь он должен решить, что внутри него хорошо, а что — плохо. Соответственно он будет стараться выпячивать «хорошие» части себя, а «плохие» — отвергать.

 

ПРИЧИНЫ МАНИПУЛЯЦИИ

Недоверие человека самому себе. Он верит, что его спасение в других, но другим он полностью не доверяет. Он начинает ими манипулировать, чтобы контролировать их действия, чтобы доверять им больше, сделать их безопасными для себя.Любовь предполагает принятие человека таким, какой он есть. Большинство же не любит ближнего, потому что не научилось любить себя. Ощущение беспомощности при встрече с экзистенциальной проблемой. Человек впадает в инерцию, что многократно усиливает его беспомощность перед трудностью. Универсальный пример пассивного манипулятора — мать, которая «заболевает», когда не может справиться детьми. Активный манипулятор жертвует другими.

ТИПЫ МАНИПУЛЯЦИОННЫХ СИСТЕМ

АКТИВНЫЙ- Не демонстрирует свою слабость. Человек, всегда полный сил Роли: родитель, старший сержант, учитель, босс. Его инструменты — «обязательства, ожидания».

Пассивный- Прикидывается беспомощным, глупым Вялый, пассивный. Позволяя активному манипулятору думать и работать за него, пассивный одерживает победу.

«Собака сверху»Девиз: главенствовать во что бы то ни стало.

«Собака снизу»Девиз: никогда не вызывать раздражения.

13 билет. Описание приемов манипуляции в худож литературе (билет будет жирным шрифтом, обычным – то, что надо прочитать в случае доп вопросов (разбор отрывка из «Трех мушкетеров»).
Обратимся к роману Дюма «Три мушкетера». Великолепным "пособием по манипуляции" в нем служит эпизод, описывающий заточение миледи. Дело обстояло следующим образом. Лорд Винтер, брат совращенного ею человека, поместил миледи под домашний арест, намереваясь через десять-пятнадцать дней сослать ее в отдаленную провинцию. Миледи действует по следующему плану:
I. Подготовительный этап
1. Оценка ситуации.
2. Забота о физической форме.
3. Сбор информации.
4. "Разведка боем".
5. Анализ первых результатов.
6. Выбор жертвы манипуляции.

II. Манипулирование
7. Наблюдение за своей жертвой, регистрация малейших изменений в ее чувствах.
8. Искусная инсценировка с целью вызвать жалость, зародить сомнение в своей виновности.
9. Провокация с целью подорвать доверие к покровителю своего стража. Тактика "разделяй и властвуй".
10. Пробуждение у Фельтона чувства вины.
11. Сокращение психологической дистанции с Фельтоном, обращение с просьбой к нему.
12. Пробуждение у Фельтона заинтересованности в судьбе пленницы, сочувствия, эмоционального соучастия.
13. Дозированный физический контакт.
14. Общая тайна, заговор.
15. Побуждение Фельтона к активным действиям.
16. Вымышленная история надругательства и "вещественное доказательство" (клеймо).

III. Результат манипуляции
17. Побег из-под стражи, убийство Бэкингема и арест Фельтона, отплытие миледи во Францию.

Миледи разгадала в Фельтоне идеалиста и, изобразив невинную жертву, подвигла своего стража на благородный, как ему казалось, поступок.
Другой литературный персонаж - Яго - предпочел сыграть на низменных инстинктах своей жертвы. Шаг за шагом Яго отравляет душу Отелло, раздувая в ней огонь ревности. В конечном счете, Отелло теряет голову и убивает Дездемону, а потом и себя.
Сближает эти два примера тот факт, что и Фельтон и Отелло находятся в состоянии аффекта в тот момент, когда решаются на убийство. Они настолько Захвачены обуревающими их эмоциями, что уже не в состоянии воспринимать разумные доводы. Яго умело этим пользуется. Он пытается якобы "выгородить" Дездемону, но тем самым лишь подливает масла в огонь.
Жертва манипуляции превращается в своего рода зомби. Она перестает принадлежать себе, теряет чувство самосохранения, ее энергия может быть направлена на что угодно. Даже на убийство. Фельтон убивает Бэкингема, убежденный, что спасает Англию от развратника и насильника, Отелло карает Дездемону за воображаемую измену. Не случайно Мефистофель покупает душу Фауста, а не его разум. Душа, сердце, эмоции человека - вот где ключ к власти над людьми.

В романе Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам» есть такой эпизод. Командир боевого отряда по фамилии Сорокин вызвал яростное возмущение бойцов своими сомнительными действиями. Оказавшись перед агрессивно настроенной толпой подчиненных и будучи не в силах бежать или защищаться, он мгновенно сориентировался в ситуации, выбрал в толпе самое злобное лицо, указал на него пальцем и громко закричал: «Вот враг!» – и толпа набросилась на другую жертву. Сам Сорокин из объекта агрессии превратился в лидера агрессивной толпы.

Поначалу миледи пребывала в растерянности, но затем она собирается с силами и говорит себе: "Не надо неистовствовать, неистовство - признак слабости... Я веду борьбу с мужчинами, для них я всего лишь слабая женщина. Будем бороться женским оружием: моя сила в моей слабости". Далее Дюма подробно разворачивает перед читателем всю технологию манипуляций, использованную миледи. Поскольку миледи имела дело с противоположным полом, она занялась своей внешностью: позаботилась о прическе, решила отдохнуть, чтобы улучшить цвет лица. Затем еще раз удостоверилась в своих актерских талантах: "Словно желая своими глазами убедиться в том, какие изменения она могла придать своему выразительному, подвижному лицу, она заставила его попеременно принимать все выражения, начиная от гнева, искажавшего ее черты, и кончая самой кроткой, самой нежной и обольстительной улыбкой". После этого миледи приступает к важнейшему этапу подготовки своего плана - сбору информации. "Пленница не хотела терять времени и решила, что она в этот же вечер сделает попытку нащупать почву, займется изучением характера тех людей, которым было поручено стеречь ее". Миледи здраво рассудила, что решетки ей не сломать, а вот использовать слабости своих тюремщиков ей вполне по силам. Прежде всего она выяснила, что ей придется иметь дело с солдатами. Она разыгрывает сцену обморока. Молодой лейтенант Фельтон, поставленный во главе охраны, реагирует вполне по-солдатски: "Доложите лорду Винтеру, что его пленница в обмороке; это случай непредвиденный, и я не знаю, как поступить". Несамостоятельность Фельтона, солдатская привычка подчиняться чужим приказам - благодатная почва для такого опытного манипулятора, каким была миледи. Подоспевший лорд Винтер рассмеялся, узнав о произошедшем, и предупредил Фельтона, что ему предстоит увидеть еще не одну подобную сцену. Фельтон невольно подсказывает миледи, в каком направлении ей двигаться. Он произносит: "Нужно нечто большее, чем женские уловки и женское кокетство, чтобы совратить меня". Поначалу миледи пребывала в замешательстве. "Я погибла... Они знают меня наизусть и неуязвимы для любого моего оружия". Однако разведка боем дала свои результаты, так как ей уже было над чем подумать, в ее распоряжении была пусть скудная, но ценная информация. Миледи совершает кропотливую аналитическую работу. "Прежде чем лечь спать, она уже разобрала, обдумала, истолковала и изучила все со всех сторон: слова, поступки, жесты, малейшее движение и даже молчание своих собеседников". Подобный анализ в современной науке называется распознаванием собеседника по "слабым сигналам". Но вернемся к тексту: "Результатом этого искусного и тщательного исследования явилось убеждение, что из двух ее мучителей Фельтон все же более уязвим... "Слабая или большая, - твердила миледи, - но у этого человека есть... искра жалости ко мне. Из этой искры я раздую пламя, которое будет бушевать в нем. Ну а лорд Винтер меня знает, он меня боится и понимает, чего ему можно ждать от меня, если мне когда-нибудь удастся вырваться из его рук, а потому бесполезно и пытаться покорить его. Вот Фельтон - совсем другое дело, он наивный молодой человек, чистый душой и, по-видимому, добродетельный, его можно совратить"". Итак, миледи наметила жертву и общие контуры своего плана. Теперь ей предстояло выяснить, в чем конкретно состоит уязвимость Фельтона. Случай не заставил себя ждать. Фельтон принес ей католический молитвенник и с презрительным видом положил его перед ней. Миледи обратила внимание, как он произнес слова "вашей обедни". Она узнала в нем пуританина. "Эти слова: "Вашей обедни" и беглый взгляд, брошенный на Фельтона, вдруг уяснили миледи всю важность тех слов, которые она произнесет в ответ". Дальше она с успехом выдает себя за пуританку. Она подмечает малейшие изменения в чувствах Фельтона. По его взгляду она поняла, что ей удалось подцепить его на "крючок". Миледи произнесла перед ним тираду "в том восторженном тоне, который она подметила у пуритан", продемонстрировав великолепное актерское дарование. "Фельтон ничего не ответил, взял книгу с тем же чувством отвращения, которое он уже выказывал, и удалился задумавшись". Миледи удалось поселить червя сомнения в его душе. Она нашла "нечто большее", о чем говорил Фельтон, а теперь ей оставалось лишь развить успех. Она принялась громко читать пуританские молитвы, петь псалмы. "Фельтону казалось, что он слышит пение ангела". Но этого было мало. Пленница, будучи великолепной актрисой, столь органично вошла в роль, в религиозный экстаз, который "придавал такое неземное выражение ее лицу, что ослепленному ее красотой Фельтону почудилось, будто он видит перед собой ангела, пение которого он только что слышал". Атака, предпринятая миледи, сильно поколебала предубежденность Фельтона против охраняемой им женщины. "Однако, несмотря на все эти обольщения, миледи могла потерпеть неудачу, ибо Фельтон был предупрежден против малейшей случайности". Другими словами, ей нужно было закрепить свой успех. И она "стала наблюдать за всеми его поступками, за каждым его словом, за самым простым взглядом и жестом и даже за дыханием, которое можно было истолковать как вздох. Короче говоря, она стала изучать все, как делает искусный актер, которому только что дали новую роль необычного для него амплуа". В отношении лорда Винтера она выработала четкую тактику - быть молчаливой в его присутствии, проявлять внешнюю покорность и по возможности спровоцировать его на угрозы или насилие, "которые составят контраст ее покорности". Цель подобной тактики - подорвать доверие Фельтона к своему патрону, вызвать жалость к себе. Вообще, используемый миледи арсенал средств поражает своим разнообразием. Она великолепно владеет собой, своими эмоциями. "Она сделала вид, что услышала шаги Фельтона, мгновенно вскочила и покраснела, словно устыдившись, что к ней вошли в ту минуту, когда она стояла на коленях и творила молитву". Это сработало. Фельтон смутился, что помешал ей отправлять молитву. Миледи удалось пробудить в нем чувство вины. Шаг за шагом она сокращала дистанцию между собой и своим стражем. Она продвигается еще дальше, обращаясь к нему с просьбой об одолжении. Попутно она открывает еще одно слабое место. Фельтон, как и все пуритане, презирал герцога Бэкингема, покровителя лорда Винтера. "Друг низкого человека на все способен", - изрекает миледи, очень осторожно и ненавязчиво расшатывая доверие Фельтона к Винтеру. Миледи проклинает Бэкингема, и Фельтон не смог удержаться от вопроса: "Разве вы его знаете?" Интересна реакция миледи на этот вопрос. "Наконец-то он обращается ко мне с вопросом", - мысленно отметила миледи, вне себя от радости, что она так быстро достигла такого значительного результата". Дело в том, что вопрос - это уже признак заинтересованности. Значит, миледи удалось-таки проломить стену равнодушия, столь тщательно возведенную Фельтоном. Расширить эту брешь для миледи было уже делом техники. Фельтон и сам "почувствовал, что стойкость оставляет его, и сделал несколько шагов к двери; пленница, не спускавшая с него глаз, вскочила, кинулась ему вслед и остановила его". Она начинает слезно вымаливать у него нож, якобы с целью покончить с собой. "Убить вас! - в ужасе вскрикнул Фельтон, забывая высвободить свои руки из Рук пленницы". Это еще одно средство, пущенное в ход миледи, - физический контакт. Контакт дозированный, внешне импульсивный, но на самом деле тщательно рассчитанный. Теперь миледи сблизилась с Фельтоном в буквальном смысле слова. И он это ощутил физически. Кроме того, он невольно начинает проявлять совершенно неуместное беспокойство о ее жизни. Но все же он еще проявлял нерешительность. "Он еще сомневается, - подумала миледи, - я была недостаточно правдива". Миледи просит Фельтона ничего не говорить лорду Винтеру о ее просьбе. Теперь их будет связывать друг с другом общая тайна, опасность разоблачения. Заодно она решила проверить Фельтона. Если он ее не выдаст, значит, ее план удался, он уже играет на ее стороне. И он не выдал ее. Миледи затягивает сети. Она продолжает выпрашивать у Фельтона нож. Он ей отказывает. Она бросает Фельтону обвинение: "Вас я сделаю ответственным перед богом и людьми за мой позор и за мое бесчестье!" Снова она начинает давить на чувство вины. Фельтон начинает поддаваться ее чарам. "Миледи уловила это смущение, бессознательно почуяла пламя противоположных страстей, бушевавших в крови молодого фанатика", и разыграла очередную эффектную сцену. При этом "ледяное хладнокровие, таившееся за ее кажущимся волнением, ни на миг не покидало ее". Она изобретает мнимые гонения со стороны герцога Бэкингема. Фельтон, желая разобраться (т.е активно втягиваясь в ее игру), говорит она правду или нет, назначает ей тайное свидание. Петля на его шее затягивается все туже при его же помощи. "Миледи пробила брешь: своей притворной добродетелью поколебала мнение о себе человека, сильно предубежденного против нее, а своей красотой покорила сердце и чувства человека целомудренного и чистого душою". Миледи рассказывает Фельтону вымышленную историю своего унижения герцогом Бэкингемом, подробно описывая детали, которые, как она заметила, доставляют страдания Фельтону. Но она понимала: "чем глубже она уязвит его сердце, тем больше уверенности, что он отомстит за нее". Далее она предъявляет ему вещественное доказательство правдивости своего рассказа - клеймо на плече в виде лилии. Фельтон "уже не любил, он боготворил ее". Он решает отомстить за нее. "Эта женщина уже овладела всеми его помыслами, всей его душой". Он был ослеплен ею. "Если бы ему теперь явился ангел и стал обвинять миледи, то в том умонастроении, в котором Фельтон находился, он, наверное, принял бы этого ангела за посланца дьявола". Фельтон организует побег миледи и делится с ней намерением убить Бэкингема. Миледи дает ему клятву верности. Фельтон совершает убийство, уверенный, что миледи не бросит его даже если он будет схвачен. Прозрение приходит слишком поздно.


14 билет: Приемы манипуляции в рекламе.
Ни для кого не секрет, что реклама является достаточно мощным орудием для манипуляции сознанием. Функция рекламы в обществе уже давно, а вероятнее всего изначально, предполагала не только простое информирование людей о товаре или услуге, но и попытку склонить его интерес в сторону предлагаемого товара. Однако сразу нужно отметить, что восприятие человеком рекламы зависит не только и не столько от информационного воздействия на него, сколько от имеющейся у него доминанты или стереотипов.
Во-первых, рассмотрим языковое манипулирование - это отбор и использование таких средств языка, с помощью которых можно воздействовать на адресата речи. Как правило, языковое манипулирование предполагает такое воздействие на потребителя рекламы, которое тот не осознает и воспринимает как часть объективной информации о товаре. Суть языкового манипулирования в рекламе заключается в следующем: рекламная информация подается таким образом, чтобы потребитель на ее основе самостоятельно сделал определенные выводы. Так как потребитель приходит к этим выводам сам, он автоматически принимает такое знание за свое собственное, а следовательно, относится к информации менее критично и с большим доверием. Существует три основных направления языкового манипулирования, которые используются в рекламе.

Эмоции. Для рекламы очень важным является воздействие именно на эмоциональную сферу, так как:                                                                                                                             - общая эмоциональная реакция на рекламу товара автоматически переносится на сам товар и оказывает значительное влияние в ситуации потребительского выбора;               
- эмоциональная память является одним из самых устойчивых видов памяти;                 
- эмоции сильнее и непосредственнее логических рассуждений, поэтому их легче смоделировать.

Социальные установки. Для любого человека очень важными являются отношения «я — общество — я в обществе». Поэтому реклама часто манипулирует различными социальными установками человека: самооценка, самоутверждение, общественное мнение и пр. Здесь можно выделить несколько основных позиций:
- Стремление к лидерству, успеху (Ноутбуки Sharp: «Новая формула успеха»).
- Включение в группу «звезд», профессионалов (Max Factor International. Косметика для профессионалов).
- Место в социальной иерархии
- Причастность к «эталонным» городам, странам и их жителям («Электролюкс. Швеция. Сделано с умом»).

Картина мира. Каждый человек имеет собственные представления о мире и его законах. Знания, навыки, опыт, эмоции и ощущения постепенно складываются в единую картину действительности, в своей объективной основе совпадающую с общепринятой, но, безусловно, различающуюся субъективными личностными оценками. Как следствие, в рекламе мы имеем дело не с объективной картиной мира, а с ее интерпретацией. Такая разница в восприятии позволяет рекламщикам создавать собственные «версии мира» (его эмоционально-оценочные образы) и выдавать их за реальные.


Помимо языкового манипулирования реклама использует и различные психологические способы.
Речевое связывание. Прием взят из практики нейролингвистического манипулирования. Это прием, с помощью которого два или более действий в предложении связываются временными оборотами "до того как", "перед тем как", "после того как" и т.д. Эффект приема обусловлен тем, что на такую двойную временную конструкцию в предложении человеку затруднительно дать двойное отрицание, если он хоть с чем-то не согласен.
Подмена понятий. Известное нам понятие ставится в один ряд с негативными / позитивными понятиями, вследствие чего приобретает негативный / позитивный смысл. При этом прямо ничего не говорится - человек сам делает работу по негативизации / позитивизации смысла.Сравнение в пользу манипулятора. Прием сводится к поиску объекта, на который можно было бы опереться, чтобы продукт выглядел в выигрышном свете.
Переосмысление. Очевидному и всем известному факту, событию, человеку, явлению присваивается новый смысл, удобный манипулятору. Все выглядит как новое знакомство с предметом.

15 билет: НЛП и определение ведущей репрезентативной системы.
НЛП - одна из теорий коммуникаций, которая дает советы о том, что человек реагирует на вербальное взаимодействие, и эту поведенческую реакцию можно запрограммировать и тем самым воздействовать на человека при помощи определенного набора слов, жестов, при помощи использования цветовой гаммы. То есть тем самым в рамках этой теории задействована сфера подсознательного, на которою и осуществляется воздействие. Популярность этой теории оказалась созвучной тому времени, когда она была сформулирована. Сразу стали популярны семинары по НЛП, даже сам термин — торговая марка, тот кто использует НЛП в названии книг обязаны заплатить.

К этой теории нужно относиться критически. Во многом положения этой теории спорны, они не абсолютны и не подтверждаются в большинстве своем. Не на каждого человека действует, но кое что здравое в этой теории есть. Например, использование знания о психофизиологии коммуникации, процессе установления психологического контакта.

Психофизиология коммуникаций связана с индивидуальностью человека, с его подсознанием. Подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам чувств одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание, при этом у каждого человека в зависимости от индивидуальности превалирует тот или иной чувственный канал. Если знать, какую репрезентативную систему предпочитает наш собеседник, то можно использовать слова, жесты, другие формы невербальных коммуникаций, которые будут соответствовать его любимой модели восприятия. Таким образом мы можем говорить о трех репрезентативных системах — визуальная (восприятие в образах), аудиальная (слух), кинестетическая (чувство ощущения). Если правильно выбрать слова и жесты, в соответствии с ведущей репрезентативной системой собеседника, то можно гораздо легче установить психологический контакт и взаимопонимание, тем самым можно быстрее войти в состояние психологического резонанса. Конечно, не так просто определить, потому что у нас мало времени для решения. Поэтому эти приемы подстроики вырабатываются годами. Талант, умение осуществлять эту подстройку может развиваться, нужно быть внимательным к людям, тренировать это качество.
Как же определить?
Визуал— восприятие мира в образах. Говорят быстро, жесты почти всегда на уровне глаз, у визуалов повышенная скорость реакции, мыслят образами, и поэтому легко переходят с одного предмета на другой, иногда забывают, а чем говорили в начале. Собеседника визуал оценивает по внешним проявлениям, поэтому обращает внимание, во что человек одет и так далее. Неряшливо одетых они могу сразу отвергнуть. У визуалов высокий и громкий голос, мимика на уровне глаз, смотрят над окружающим.
Аудиал — речь размеренная, неспешная. Жесты как правило на уровне груди, мыслят последовательно, для них все должно быть одно за другим. Именно поэтому аудиалы не любят, когда их перебивают, потому что внутренне они вынуждены перематывать все на начало. Собеседника они оценивают по звуковому рисунку речи, направление взгляда у них вниз, опущены глаза, их раздражает, когда им смотрят в глаза.
Кинестетик— говорят медленно, жесты на уровне живота, мыслят ощущениями, все пропускают все через тело. Общаться любят на коротком расстоянии, и этим самым сильно досаждают аудиалам и визуалам. Голос низкий, медленный, и вкрадчивый. У него все время крутится.
С точки зрения невербальных отношений можно сказать, что у каждого человека должен выстраиваться индивидуальный невербальный ряд.
Если в определенный момент показалось, что человек относится к той или иной репрезентативной системе, можно включать в разговор визуальные, аудиальные или киностетические именно для этой физиопсихологической настройки.


Вопрос 16. Коммуникация и развитие эмпатии в профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью.
Коммуникация является обменом информацией, на основе которой специалист по связям с общественностью получает информацию, нужную для его дальнейшей деятельности и для принятия эффективных решений.
Коммуникативная область связей с общественностью предполагает конструктивное взаимодействие общественных и организационных (управленческих) структур различного типа. Коммуникация проходит при наличии конкретных личностных отношений, которые складываются между коммуникаторами.
Внимание человека является объектом конкуренции, поэтому специалистам PR-структур приходится разрабатывать новейшие методики коммуникативного воздействия.
Коммуникационная специфика в PR-деятель-ности заключается в том, что необходимо не только привлечь внимание общественности, но и сделать при этом процесс коммуникации наиболее эффективным.
Специалисты PR-коммуникаций решают в процессе своей деятельности ряд задач:
1) привлечение внимания аудитории;
2) стимулирование интереса к содержанию своих сообщений;
3) вырабатывание желания у целевых групп общественности к деятельности в соответствии с сообщениями;
4) направление действий откликнувшихся на сообщения представителей общественности. Коммуникацией является двухсторонний процесс обмена сообщениями; в отличие от простого обмена информацией она обязательно должна иметь обратную связь (телефонные звонки, посещения), что позволяет определить ее эффективность.

В рамках PR коммуникационная деятельность ведется с целью информирования, инструктирования или убеждения тех лиц, для которых разработаны коммуникационные сообщения.
Коммуникация оказывает влияние на социальное окружение и также испытывает его воздействие. Она как определенный процесс, имеющий свою структуру, осуществляется между компонентами развивающейся системы, в роли которой выступают семья, друзья, ближайшее окружение и т. д.

Также, важным качеством специалиста по СсО – способность к эмпатии. Эта способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, т.е. умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений и наличие этого качества является необходимым условием эффективной деятельности специалиста ПР. Сюда же можно отнести и умение выслушивать другого человека, способность воспринять точку зрения другого. Высокий уровень развития этих качеств поможет специалисту ПР легче устанавливать контакт с другими людьми, находить решения, удовлетворяющие потребности обеих сторон.


Вопрос№17. Эффективная коммуникация в работе специалистов по связям с общественностью.
Многочисленные и разнообразные функции специалистов по связям с общественностью, отсутствие чётких критериев их деятельности, являются источником ряда противоречий данной профессиональной деятельности. Эти противоречия обусловлены:
1)устройством исполнительных органов власти. Во главе регионов стоят, как правило политики, заинтересованные в общественной поддержке своей деятельности, а остальные госслужащие – чиновники ,которые не заинтересованные в публичности своей работы и зачастую они даже могут скрывать выигрышную для СМИ информацию, опасаясь агрессивной оценки журналистов или их некомпетентности. Эти обстоятельства затрудняют для пресс-секретаря сбор нужной информации.
2)Неопределённость критериев оценки эффективности деятельности. Руководитель пресс-службы взаимодействует с различными соц группами , которые имеют разные и прямо -противоположные цели и при этом каждая из сторон выдвигает свои критерии эффективности деятельности:
1.С точки зрения политика, важным критерием деятельности может считаться частое упоминание его заслуг в СМИ, а также оказание помощи в выборе союзников, как среди журналистов, так среди населения.
2. С точки зрения чиновника работа пресс-службы может считаться тогда эффективной, если сведена к минимуму вольная интерпретация фактов журналистами, если информация в СМИ поступает взвешена, дозирована и соответствует видению проблемы чиновников.
3. С точки зрения журналиста, эффективность руководителя PR службы, связана с его способностью предоставлять информацию полно, честно и неуязвимо точно. В тоже время представители СМИ ищут помощи в поиске сенсационных и конфликтных новостей, исключающих их однозначную трактовку. В этом случае пресс-секретарь обладает авторитетом для журналиста. Специалист по связям с общественностью должен одновременно выполнять различные виды ролевых функций, которые как раз и определяют эффективность его коммуникации:
-чиновника;
-политика;
-человека творческой профессии;
-Коллег и партнёров по работе;

Вопрос№18. Общение и деловой этикет в работе с иностранными партнерами.
Международный деловой этикет – результат длительного отбора правил и норм наиболее целесообразного поведения, которое способствует успеху в международных деловых отношениях. Установление прочных деловых связей и отношений с зарубежными партнерами обязывает знать и уметь использовать принципы и правила делового этикета различных стран.
Международный этикет включает в себя нравственные и поведенческие установки различных социальных и национальностей групп. Знание и соблюдение элементарных правил и норм этики и этикета, способствует более эффективному повседневному, деловому, а также международному общению.
В связи с увеличением интенсивности международных контактов особое внимание направлено на изучение процесса общения представителей разных национальностей. Национально–культурная специфика оказывает огромное влияние на эффективность общения. Когда в контакт вступают представители разных национальных культур, даже говоря на одном языке, каждый представитель действует по своей национальной модели поведения, иногда весьма резко отличающейся от модели поведения другого представителя.
В каждой стране и у каждого народа существуют традиции и обычаи общения и этики. Существует две точки зрения на наличие национальных особенностей. Во–первых, каждая нация признает наличие своих особенностей в сфере этики и этикета, отводит национальным особенностям одно из центральных мест в международном общении, в частности на переговорах, составляющих основу общения. Во–вторых, интенсивность делового общения в современном мире приводит к «размыванию» национальных границ, формированию единых норм и правил. Увеличение численности бизнесменов и туристов, которые посещают зарубежные страны, знакомятся с их культурой, приводит к постепенному сближению обычаев, нравов и этикетов народов разных стран.

Итак, участники международного общения должны придерживаться единых норм и правил, но национальные и культурные особенности могут оказаться весьма значительными в деловых отношениях. Современный деловой человек должен знать, уважать и уметь применять формы общения, принятые в стране его собеседника.

Национальные особенности – стили, типичные для тех или иных стран, а не определенных национальностей. Объективно описать национальный стиль делового общения практически невозможно, поскольку всегда работают устоявшиеся стереотипы национальных черт тех или иных народов.

Национальный стиль – это наиболее распространенные, вероятные особенности мышления, восприятия, поведения.

В основе делового этикета также лежат черты национального характера. Национальный характер – это нечто приобретенное во время взаимодействий внутри определенного сообщества людей на протяжении многовековой истории; совокупность важнейших способов общения, сложившаяся на основании системы ценностей данного общества, которая усваивается им как на сознательном, так и на бессознательном уровне.
В международный бизнес активно включается все большее число людей, часто не обладающих опытом международного общения. Они вносят значительный элемент национальной специфики. Однако в процессе межличностных и деловых связей с представителями других стран важно иметь информацию об особенностях их национального характера и отличительных манерах поведения, чтобы быть готовым к возможному проявлению непредвиденных действий, поступков.
При межнациональном общении в случае отсутствия языкового понимания на первый план выходят мимика и жесты. Совокупность мимики, жестов и поз – это настоящий, хотя и бессловесный, язык. Но, как и всякий язык, у каждого народа он свой. Один и тот же жест у разных народов может иметь совершенно иное толкование. Поэтому для успешного общения с представителями других государств необходимо изучить те невербальные формы общения (жесты, пространственно–временную организацию общения, позы, мимику), которые приняты в их стране.

Вопрос№19. Невербальная коммуникация в системе продуктивного взаимодействия в организации.
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Под деловым общением понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Оно содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, соперниками и конкурентами, предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Участники делового общения - это, как правило, официальные должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.

Деловое общение, прежде всего, является коммуникацией, то есть представляет собой это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. Коммуникации делятся на вербальные и невербальные.

Невербальная коммуникация играет важную роль деловой разговорной практике. Деловой человек должен иметь поставленный голос владеть ораторским искусством, позволяющим без затруднений общаться с людьми, и самое главное, управлять мимикой и жестами. Следует отметить, что невербальная коммуникация играет далеко не последнюю роль в процессе взаимодействия людей. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов. Среди таких средств выделяют внешность, мимику, взгляды, позы, жесты, прикосновения, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Все эти виды невербальных сообщений находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу.

Таким образом, невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным (обычный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим о появлении начальства).

Однако не следует забывать об индивидуальных особенностях характера и темперамента, так как они также играют значительную роль в невербальном поведении.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 651; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!