Тема 5. Западноевропейская философия XVII – XVIII вв



Особенности эпохи Нового времени. Проблема метода в философии Нового времени. Механицизм как мировоззренческая установка Нового времени.

Формирование экспериментальной науки и гносеологической ориентации философии Нового времени. Полемика рационалистической и эмпирической тенденции в философии Нового времени. Дедуктивная и индуктивная методология.

Ф. Бэкон и Р. Декарт. Бэконовский проект прагматического преобразования науки. Концепция идолов познания, пути преодоления идолов. Р. Декарт о принципе сомнения, первичной достоверности познания и разуме в процессе познания. Проблемы существования внешнего мира. Учение о врожденных идеях. Ясность и четкость в качестве критериев истины. Правила для руководства ума. Метод Декарта.

Понимание необходимости и объективности знания сенсуализмом и рационализмом. Эмпиризм об источниках познания, критерии истинности знания и формах мышления. Материалистическое (Ф. Бэкон, Гоббс, Дж. Локк) и идеалистическое (Дж. Беркли, Д. Юм) понимание чувственного опыта.

Рационализм о разуме как источнике знания и критерии его истинности. Учение Р. Декарта, Б. Спинозы, Лейбница об истинах разума и их признаках. Критика Локком теории врожденных идей. Учение о субстанции (дуализм Декарта, монизм Спинозы, субстанциальный плюрализм Лейбница).

Просвещение как идеология эпохи. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа очищения сознания от предрассудков.

Французское Просвещение ‑ наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли. Просвещение и Французская революция. Специфика решения онтологических проблем. Деизм. Материалистические идеи в учениях Ж.-О. Ламетри, П. Гольбаха, Дидро. Гносеологическая проблематика в философии Просвещения. Общественно-политические идеалы Просвещения (Вольтер, Монтескье, Руссо).

Тема 6. Немецкая классическая философия.

Немецкая классическая философия как вершина новоевропейской философской классики. Главные проблемы и задачи немецкой классической философии.

Критическая философия Канта. «Критика чистого разума» и «коперниканский переворот» в гносеологии. «Вещь в себе» и «явление» в философии Канта. Учение Канта про априорные формы чувственного созерцания. Понятие «априори» и «апостериори». Аналитические и синтетические суждения. Рассудок и разум. Феномены и ноумены. Система антиномий чистого разума. Кантовский способ решения антиномий. Кант про возможности и границы чистого теоретического разума. Соотношение веры и разума.

Исследования И. Кантом сферы морали. Категорический императив как закон практического разума. Формализм нравственной философии Канта. Свобода и долг. Проблема бога и бессмертие души в моральной философии Канта.

Диалектика «Я» и не-«Я» в философии И. Г. Фихте. Абсолютный идеализм Ф. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля. Понятие о «хитрости разума» в философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Три момента развития мышления до своего абсолютного состояния (догматический, диалектический, спекулятивный). Место категорий «бытие», «сущность», «понятие» в гегелевской системе логики. Учение Гегеля об истине. Философия истории Гегеля. История как процесс развития сознания человечества к способности собственного самоосознания. Историческое и логическое в философии Гегеля. Г. Гегель о диалектике «абсолютного духа». Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Тема 7. Неклассическая западноевропейская философия рубежа ХIХ – XX вв.

Философские взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина: проблемы бытия ‑ мышления, материи ‑ сознания, материального ‑ идеального, диалектики, отчуждения, материалистического понимания истории, коммунистического идеала.

Позитивизм XIX в. Программа «позитивной философии» О. Конта. Классификация наук. Эволюционизм и органическая теория общества Г. Спенсера.

Кризис классических идеалов ума и науки как духовная предпосылка иррационалистических течений в философии ХIХ-ХХ вв. Проблема рационального и иррационального. Иррационалистический и мистический подход в философском анализе (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей).

Философские проблемы психоанализа (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм).

«Экзистенциальная философия» и ее разновидности (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс). Жизнь и смерть, смысл существования, проблема свободы.

Проблема знания и языка в философии. Неопозитивизм (Л. Вигтенштейн, Р. Карнап, Б. Рассел), структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко), герменевтика (Г. Гадамер, П. Риккерт, Т. Кун). Г. Маркузе и «новые левые». Постпозитивизм (К. Поппер, И. Лакатош, П. Фейерабенд).

Феноменология. Э. Гуссерля: программа философии как «строгой науки». Понятие интенциональности сознания. Метод феноменологической редукции.

Философская антропология. М. Шелер. Идеи диалогизма в философско-культурологической мысли ХХ в.: Бубер, М. М. Бахтин.

Философская герменевтика. Г. Гадамер. Структурные методы в гуманитарных науках и философский структурализм.

Философия постмодернизма (Бодрийяр, Льотар, Деррида, Фуко).

Основные тенденции западной религиозно-философской мысли в ХХ в.: неотомизм, персонализм, «диалектическая теология». Религиозно-философский эволюционизм П. Тейяр де Шардена. Религиозная философия и современная наука.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 504; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!