Специфика социально-культурного развития Франции



Этнокультурная специфика Франции

В массовом сознании жителей России стереотип французов выглядит приблизительно так: веселые, открытые, несколько легкомысленные люди, склонные к быстрым увлечениям, в которых они не проявляют излишнего постоянства. Но, как всякий стереотип, это представление отражает довольно узкую часть реальности.

Франция, сложившаяся и развивавшаяся в ходе, и благодаря тысячелетней истории офранцуживания народов, не похожа на Америку. Она расположена где-то посередине между другими европейскими странами, которые, долго оставаясь странами эмиграции, не могут принимать своих иммигрантов, и Соединенными Штатами, страной естественной иммиграции.

Сильная культура способна ассимилировать весьма значительное число иммигрантов. Французская культура очень сильна. Это городская культура, обладающая к тому же мощной всеобщей системой образования. Это гражданская культура, имеющая светский характер, что уже само по себе наделяет ее способностью к политической и интеллектуальной интеграции этнического разнообразия. Именно светскость культуры составляет одну из уникальных черт Франции и является одновременно непременным условием для интеграции иностранцев.

С другой стороны, концепция многоликого национального самосознания переживает кризис. Единство сознаний, национального и местного, распадается, если этническое смешение начинает угрожать провинциальной специфике. Отсюда провинциальное движение в защиту языка, культуры и экономики во имя спасения исчезающей самобытности. Похожая проблема встает и перед иммигрантами, которые хотят жить во французской цивилизации, не забывая при этом, какой они национальности. Следовательно, французское самосознание должно оставаться двойственным и учитывать в дальнейшем, а это касается и самих французов, этнокультурное разнообразие, что ведет к отказу от государственной централизации культуры.

Образ жизни дает представление о способе существования, качестве и уровне жизни. Он включает в себя практически все стороны повседневности: распорядок дня, быт, потребление, досуг. 70-е годы - период формирования постиндустриальной Франции, и этот процесс не замедлил сказаться на увеличении разрыва между сферами жизни: в труде француз, как и прежде, стремился быть рациональным и эффективным, ориентируясь на материальное преуспевание, престиж и успех. В повседневной жизни ориентацию на традиционные нормы протестантской этики заменила ориентация на удовольствие и творческое самовыражение в досуге. Кроме того, бюджет свободного времени француза значительно вырос. Представления о комфорте и досуге опустились к подножию социальной пирамиды - другими словами, если ранее они отличали лишь аристократию и буржуазию, то теперь стали достоянием среднего класса и достигли нижних этажей пирамиды - рабочих и крестьян. Увеличилось благосостояние французов, что повлекло изменение модели потребления: потребление стало умеренным (на смену количеству пришло качество). Качество жизни стало центральной темой в 70-80-е годы. В этой идее воплотились стремления к здоровому образу жизни, чистоте окружающей среды, естественности. Современный тип потребления далек от аристократической утонченности, он более демократичен, тяготеет к удобству, уюту, красоте и простоте: И что самое важное - в новых условиях потребление приобрело сильную эмоциональную окраску: оно призвано нести радость, хорошее настроение и самочувствие, так что ряд французских социологов назвали его «разумным гедонизмом». В то же время потребление дает возможность выразить себя как личность - это важный шаг в воспитании индивидуального вкуса.

Значительно возросло число французов, снимающихся художественным творчеством (каждые четыре человека из десяти опрошенных). Если в возрасте от 15 до 19 лет половина молодежи увлекается музыкой, то изобразительными искусствами и писательским трудом занимаются люди молодого и зрелого возраста. Возросло число французов, посещающих любительские спектакли (с 14% в 1989 г. до 20% в 1997 г.).

Характерной чертой французского образа жизни является то, что французы очень привязаны к участию в различного рода объединениях и являются членами разного рода ассоциаций, начиная с клубов филателистов и до ассоциаций родителей учеников или благотворительных столовых. Несмотря на разрушительные последствия безработицы и увеличение числа безработных и бомжей, подобная задействованность в ассоциациях основательно укореняет французов в их социальной среде.

Статистический подход к анализу культурно-дослговой практики французов свидетельствует об относительном благополучии в этой области, которое на деле, по мнению культурологов, оказывается мнимым:

- посещение учреждений: культуры и культурных мероприятий по-прежнему носит для большинства французов эпизодический характер;

- потребность в образовании сменилась потребностью в развлечении: среднестатистический француз проводит у экрана телевизора или у монитора персонального компьютера в 9 раз больше времени, чем с книгой;

- тенденции приватизации досуга предопределяют его преимущественное проведение у себя дома.

Специфика культурной политики Франции

Специфика французской культурной политики придает Франции уникальное положение не только в Европе, но и в мире: это одно из немногих государств, где за последние годы государство не дистанцировалось, а, наоборот, приблизилось к участию в культуре. Первые шаги к этому были предприняты в 60-е годы. Тогда во всех крупных провинциальных центрах открывались различные культурные учреждения с целью уменьшения культурного влияния столицы. Создание культурных учреждений «везде, где хочется», было явным перегибом политики 60-х, так как зачастую не учитываю ни наличие средств, ни наличие потребителей, ни руководителей проектов.

Поворотным этапом в культурной политике Франции стало создание Министерства культуры в ,1981 г. вместо Государственного секретариата по делам культуры и информации. В его ведение вошли также такие области, как информация, проблемы культуры франкоговорящего сообщества, реализация крупных проектов.

Основными направлениями деятельности Министерства культуры стали политика демократизации культуры и культурной децентрализации.

Политика демократизации культуры подразумевала включение в ее сферу областей, которые до сих пор напрямую не были связаны с идеей культуры. Например, такие музыкальные мероприятия, как «Буржская весна», «Генеральные штаты рока» и др., были нацелены на то, чтобы публика, общество, средства массовой информации признали, существование иных музыкальных жанров, отличных от, так называемой, классической музыки.

Еще одна область, долгое время находившаяся вне сферы культуры -. цирк, значительно выиграла в результате расширения культурного пространства. В 1978 г. цирк был включен в сферу Министерства культурных дел (до этого он относился к Министерству сельского хозяйства Франции), а в 1979 г. был создан фонд модернизации цирка, значительно пополнившийся в 1981 г. Затем в 1984 г. был создан национальный центр циркового искусства, а национальной ассоциации циркового искусства поручено управлять дотациями Министерства культуры в этой области.

В новые границы культурного пространства вошла также мода (открытие музея моды) фотография (проведение выставок пол названием «фотобезумства»), театры марионеток и т.д.

Другим важнейшим аспектом новой политики в области культуры явилось широкое участие населения. Идея состояла в том, чтобы определить как относящиеся к культуре те культурные занятия, которые имели наиболее массовый характер, были привычными для французов и наилучшим образом отражали их причастность к национальному наследию, к французской самобытности. Оказались вновь в почете местные кулинарные специальности, реставрировались сельские достопримечательности - мельницы, фермы, церкви. Прикоснуться к культурным богатствам своей страны можно было прямо на рабочих местах (выставки на заводах, концерты и спектакли в пустующих помещениях) и в местах отдыха (культурный туризм).

Кроме того, всячески расширялись и поддерживались уже «зарекомендовавшие» себя виды культурной деятельности. Так, Министерство культуры,- заявив, что «книга и чтение составляют фундамент любой демократической культуры», предприняло энергичные действия по строительству и расширению библиотек, учету и созданию торговых точек по продаже книг, оказанию помощи книжным магазинам и принятию, в августе 1981 г., «закона Ланга», устанавливающего единую цену на книги.

Новое определение культурного пространства не могло произойти без изменения отношения самих французов к своей культуре. Нужно было побудить граждан к участию в процессе обновления культуры. В этом смысле хорошим примером можно считать «Праздник музыки», явивший собой сплав музыкальных стилей, смесь любительского и профессионального исполнения. Признаком перемен было также появление большого количества культурных ассоциаций или сообществ, получавших дотации от региональных управлений по делам культуры и напрямую от министерства.

Возросший интерес различных социальных слоев и групп населения к культурной деятельности в новых социокультурных условиях обусловил возрастание роли бюджетных организаций культуры, призванных уделять особое внимание работе с молодежью и подростками. Для этого они расширили и укрепили совместную деятельность с фондами и ассоциациями культуры по месту жительства.

Новые импульсы в развитии получили любительские виды деятельности в сфере культуры. С этой целью в регионах были созданы центры культурною творчества, в которых каждый желающий мог получить возможность участвовать в театральных постановках и других концертных мероприятиях, получить квалифицированную помощь специалистов в области живописи, театрального, музыкального и балетного искусств, иметь доступ к компьютерной базе данных по отдельным видам искусства.

Интересна инициатива Министерства культуры и СМИ Франции: при непосредственном участии Региональных управлений по делам культуры была начата работа по созданию новых рабочих мест для молодежи в сфере культуры. Большая роль в организации культурной деятельности населения, особенно его маргинальных слоев, отводится так называемым культурным посредникам.

Участие в культурной деятельности - это сугубо добровольное дело каждого человека, однако, стремление к нему должно воспитываться в молодежи, как семьей, так и обществом с помощью средств массовой информации и учреждений культуры. Необходимость бороться с дискриминационными барьерами и сфере культурной деятельности населения, вызванными относительно низким уровнем жизни и образования отдельных социальных слоев и групп населения предопределила следующие шаги:

1. Базовое художественное образование должно стать обязательным в структуре начального и среднего школьного образования.

Заслуженным признанием у искусствоведов и ценителей искусства во всем мире пользуется Художественная школа, функционирующая при Лувре. Школа, открытая еще в 1882 году, играет роль своеобразного университета при музее, в котором наряду с учениками, сдающими экзамены и получающими специальный диплом, обучается значительное число вольнослушателей: 3500 и 2000 человек посещают занятия в дневное и вечернее время в стенах Лувра; еще 2500 человек записаны в художественные школы, разбросанные по всей Франции, но находящиеся под патронажем Художественной школы при Лувре. Запись вольнослушателей является характерной особенностью данной Школы, отличающей ее от аналогичных школ в других странах мира. После окончания трехлетних занятий вольнослушатели в отличие от учеников не сдают экзаменов и не получают диплома об окончании Школы.

2. С целью привлечения населения к участию в культурной деятельности бюджетным организациям культуры предложено установить еженедельный льготный день посещения с максимально низкими ценами на билеты

3. Значительная роль в привлечении населения, к культурно-досуговой деятельности, в пропаганде культуры и ее лучших произведений принадлежит телевидению. Телевидение должно открывать лучшие оперные, театральные и музыкальные постановки сезона. Сегодня эта проблема, несмотря на значительные усилия Министерства культуры и СМИ, по-прежнему остается нерешенной. Для изменения ситуации деятелям культуры, работающим в области организации зрелищных мероприятий, предписано обязательное консультирование с сотрудниками телевидения, отвечающими за создание культурно-развлекательных программ, и принятие совместных решений.

Одной из наиболее острых проблем современной Франции является проблема безработицы среди молодежи в возрасте от 18 до 30 лет. Число безработных молодых людей, имевших частичную занятость или не работавших никогда; постоянно растет. Учитывая накопившуюся в обществе социальную напряженность. Министерство культуры и СМИ Франции совместно с Министерством занятости летом 1997 года выступило с инициативой выработки мер, способных привести к созданию в сфере культуры новых рабочих мест для молодежи. Следует особо подчеркнуть, что до 1997 года по сложившейся во Франции традиции в создании новых рабочих мест сферы культуры принимали участие коммуны и некоммерческие общественные организации (ассоциации, фонды, комитеты при учреждениях культуры), а не государство. В новых социально-экономических условиях во Франции министр культуры Катрин Тротман высказалась за создание таких рабочих мест, которые бы обеспечивали творческую занятость молодежи и имели бы социальную направленность.

В октябре 1997 года по инициативе Министерства культуры был принят так называемый «закон Обри» (по имени главного разработчика), который направлен на «рост занятости молодежи, как в различных областях культуры, так и в сфере новых технологий информационных систем».

Закон поощряет деятельность любых организаций культуры, направленную на создание новых рабочих мест. Так, например, Министерство культуры и СМИ подписало соглашение с Федерацией экомузеев и государственных музеев Франции о создании в течение последующих трех лет 150 рабочих мест для молодых специалистов, которые будут работать по линии связей с общественностью и заниматься развитием новых технологий информационных систем. Подписание подобного соглашения стало возможным в результате значительного роста в последние годы посещаемости экомузеев и государственных музеев. Соглашение стало первым пробным камнем в развертывании программы «Новые виды культурной деятельности - новые рабочие места», разработанной в рамках «закона Обри».

В соглашении определены актуальные задачи, стоящие перед Федерацией зкомузеев и государственных музеев:

- повышение уровня обслуживания посетителей музеев и как следствие этого рост их числа;

- развитие новых технологий информационных систем и создание качественно нового уровня оснащения музеев;

- сохранение национального культурного достояния Франции, находящегося в экспозициях и запасниках музеев.

«Закон Обри» определил программу Министерства культуры и СМИ по созданию новых рабочих мест для молодежи в области библиотечного дела и пропаганды книги и чтения. Первые шаги были сделаны еще в 1992 году, когда по инициативе Министерства культуры и СМИ было создано 12 рабочих мест для обслуживания передвижных библиотек (так называемых «уличных библиотек») в местах скопления людей (в парках и других зонах отдыха на природе, в местах проведения крупных спортивных или культурных мероприятий). Первоначально молодежь привлекалась к этой работе на добровольной основе. В 1995 году Министерство культуры и СМИ выступило с инициативой пропаганды книги ичтения среди наиболее широких социальных слоев и групп населения, в том числе среди маргиналов. Главный акцент был сделан на регионы. Создание новых рабочих мест для молодежи осуществлялось при посредничестве региональных управлений по делам культуры.

После принятия «закона Обри» проводившаяся ранее работа получила свое активное продолжение. Молодые библиотечные сотрудники, работающие в области пропаганды книги и чтения, стали своеобразными «посредниками между потенциальными читателями и книжной продукцией». Впоследствии термин «книжный посредник» закрепился за ними, превратившись в их должность. В задачи книжных посредников входит:

- пропаганда книги и чтения в досуговых центрах, в детских дошкольных и школьных учебных заведениях, а также среди тех социальных слоев населения, которые далеки от практики чтения и общения с книгой (малограмотные, осужденные, обитатели домов престарелых);

- создание новых «уличных библиотек», максимально приближен­ных к своему читателю;

- организация книжных выставок, дискуссионных клубов, творческих встреч с писателями;

- знакомство читателей с книжными новинками.

Начавшаяся стихийно, анимационная деятельность получила под­держку французского правительства, которое в начале 70-х годов создало специальную комиссию по анимации. По мнению ее членов, деятельность социокультурных аниматоров предполагала создание условий для выявления каждой социальной группой своих проблем, установление контактов между людьми, создание условий для творчества

Термин «социокультурный аниматор», означающий организатора социально-культурной деятельности, появился во Франции в начале 60-х годов и означал лицо, владеющее «совокупностью методов, призванных активно вовлекать членов коллектива в культурную и социальную жизнь группы». В этом отличие социокультурной анимации от традиционной просветительской деятельности, основанной на идее привнесения культуры в массы как чего-то внешнего.

Французские социокультурные аниматоры - это энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от работы время. Это преподаватели; ученые, общественные деятели, служащие, рабочие, фермеры, являющиеся активистами в среде посетителей учреждений: социально-культурной сферы. Наряду с добровольными активистами существуют и профессиональные аниматоры. Их подготовка осуществляется 35 учебными центрами, в которых обучаются около 2,5 тыс. человек. Профессиональные аниматоры получают подготовку в области административной и управленческой деятельности, педагогики, исследовательской и творческой деятельности. Выделяется два типа аниматоров:

- руководители (координаторы);

- аниматоры-специалисты, возглавляющие различные кружки (ремесла, техническая и художественная самодеятельность и т.п.), преподают на различных курсах (обучение автомобилистов, туристов, популяризация науки и техники, актерские н режиссерские курсы и т.п.) осуществляют юридическое консультирование, способствуют социальной адаптации мигрантов, ведут социально-культурную работу по месту жительства, оказывают психологическую помощь (нечто подобное «службе доверия»).

В кантонах Франции на кантональных аниматоров итожены функции по удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта, развлечений. Кантональный аниматор нанимается по контракту, пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы и подчиняется директору Управления по делам молодежи и спорта. Отличие деятельности аниматоров от деятельности профсоюзных деятелей состоит в том, что последний стремится, как правило, превратить организацию досуга в своеобразный способ профсоюзной «вербовки», тогда как аниматор ставит перед собой, прежде всего задачи организации досуга.

С 1982 г. началось осуществление политики культурной децентрализации с целью установления равновесия между столицей и периферией, продолжающееся и по сей день.

Наиболее разработанной формой культурной децентрализации стало глобальное перераспределение средств. Департаментам Франции были предоставлены финансовые возможности, которыми они могли самостоятельно распоряжаться.

Новая система финансирования предполагала перевод государственных средств в ведение местных властей вместе с передачей полномочий.

Самым наглядным примером претворения в жизнь социалистических теорий децентрализации, демократизации, развития новых структур для вовлечения широкой публики и т.д. стала деятельность региональных фондов современного искусства. Они занимаются организацией выставок произведений живописи, скульптуры, фотографии, декоративно-прикладного искусства путем их постоянной циркуляции между районами. Вопросами приобретения произведений занимаются члены региональных фондов, в которые входят местные представители, художники и представители госучреждений. Половину кредитов обеспечивает мини­стерство, другую половину - региональные советы.

Наибольшее распространение получила практика перекрестного финансирования, сочетающая прямые государственные инвестиции с участием в оперативных расходах, совместных государственных и частных учреждений. Так, с участием частных меценатов финансировалось большинство музыкальных фестивалей, дома культуры и центры культурной деятельности на одну треть финансировались государством и на две трети - местными структурами.

Деятельность министерства резко активизировалась в связи с принятием в 1981 г. беспрецедентных бюджетных ассигнований на культуру. Увеличившись вдвое по сравнению с предшествовавшим периодом, они составили в, 1992 г. почти целый процент от общего бюджета страны.

Культурный бюджет, естественно, претерпевал некоторые отклонения в зависимости от политических решений. В 1985 г., накануне новых выборов, правительство вынуждено было немного сократить культурные расходы с целью снизить налоговый прессинг; в 1986-1987 гг., правые силы у власти взяли курс на сокращение государственных расходов, что не могло не сказаться на кредитовании культуры. Тем не менее, исключительные средства, которыми располагало Министерство культуры после 1981 г., стабильное положение его руководителя, сохранившего свой пост во всех социалистических правительствах, личный вклад президента- все это способствовало возведению культуры на уровень, которого она никогда ранее не занимала.

На сохранение культурного наследия библиотек, национальных музеев, памятников архитектуры и архивов, находящихся в ведении министерств, а также на отдельные виды, раскопок министерствами в 1993г. было выделено около 4 млрд. франков, что составило 18% их культурных расходов. Первое место в этом перечне занимают библиотеки, которые получили 3,2 млрд., франков от указанной суммы. Средства использовались на заработную плату и текущие расходы библиотек; действующих в системе общего среднего образования (Министерство народного образования), и университетских библиотек, (Министерство высшего образования и науки), на компенсацию расходов, связанных с переподчинением библиотек (Министерство внутренних дел), на сохранение музеев (Музей естествознания. Музей армии, Монетный двор и др.) и архитектурного наследия.

На поддержку культуры за рубежом (так называемые «перекрестные программы») Министерством иностранных дел и Министерством кооперации было выделено 13% культурных расходов министерств. Политика финансирования в этой области опирается на широкую сеть культурных учреждений и служб за рубежом, занимающихся популяризацией французской культуры, французского языка, организацией сотрудничества в различных областях.

Ряд министерств оказывают поддержку средствам массовой коммуникации. Пресса получает средства на покрытие стоимости доставки по почте из бюджета Министерства промышленности и Министерства коммуникации. Последнее финансирует главным образом сокращение железнодорожных тарифов, а также, субсидирование прессы. Министерство коммуникации обеспечивает, в частности, государственные отчисления на финансирование льгот по оплате за телевидение.

Достаточно большую часть деятельности по распространению культурной продукции финансируют три министерства:

- Министерство иностранных дел на аудиовизуальные программы для франкоговорящей публики за границей;

- Министерство обороны и Министерство внутренних дел финансирует постоянно действующие музыкальные коллективы: военные оркестры: и хоры, ансамбли национальной полиции.

- К другим видам деятельности министерств, связанной с распространением культуры, относится поддержка издательской деятельности (дотации секретариата правительства на публикацию документов), литературного творчества (дотации Министерства высшего образования), экспериментальных архитектурных проектов (Министерство материально-технического обеспечения), а также приобретение произведений современного искусства и поддержка художественных промыслов.

За десятилетний период значительно увеличился объем расходов на финансирование библиотек и в меньшей степени на подготовку специалистов в сфере искусства, что связано с резким увеличением контингента учащихся школ и университетов.

Значительный рост бюджетных расходов Министерства высшего образования и науки объясняется реализацией крупных проектов, соединивших в себе научные достижения и современные возможности информации, например. Городок науки и промышленности. Большая галерея национального музея естествознания.

Министерства иностранных дел и кооперации увеличили расходы в связи с активизацией политики расширения культурного влияния Франции за рубежом и усиления связей между франкоговорящими странами.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1570; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!