Специфика социально-культурного развития стран Европы



Специфика этнокультурной ситуации в Европе

Этнологи выделяют особые историко-культурные области - частиойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые особенности, наиболее отчетливо проступающие как в материальной культуре, так и в тех явлениях духовной культуры, которые связаны в той или иной мере с бытом и образом жизни (в обычаях, обрядах, верованиях, в народном творчестве, формах проведения досуга и т.п.).

Одной из крупнейших историко-культурных «провинций» является Западная Европа, в пределах которой целесообразно выделять Североевропейскую; Атлантическую, Средиземноморскую, Центрально-европейскую и Восточно-европейскую области. Тем не менее, в силу взаимодействия европейских национальных культур преобладающая часть национальных особенностей имеет относительный характер. Они выступают как общее свойство нескольких национальных общностей, отличающее одновременно всех их от других общностей того же типа. Так, во всех сферах культуры (бытовой и профессиональной) представителей французской и итальянской нации или чешской и польской явно преобладают общие черты над специфическими. В то же время польская национальная специфика в сопоставлении с другими европейскими национальными культурами имеет разные уровни измерения.

Важнейшей характеристикой европейской культурной общности выступает христианство. Его миропонимание, обычаи, этика и мораль по настоящий момент освящают общий порядок и нормы социального поведения, стереотипизируют и стандартизируют действия: поддерживая определенную иерархию социальных статусов, они способствуют интериоризации групповых норм и ценностей, установлению групповой солидарности, снятию эмоциональных напряжений, утверждению социальной значимости жизненных состояний - рождения, наступления половой зрелости, вступления в брак, смерти.

Особо следует отметить культурные различия в рамках ряда европейских национальных общностей, сложившиеся между различными социально-классовыми группами и слоями. Так, существующие в Англии, Франции, Италии и других европейских странах национальные социально-классовые элиты не только имеют существенные преимущества по сравнению со средним классом и другими слоями национальных общностей в смысле доступа к культурным ценностям, но и оказывают существенное влияние на всю культурную жизнь наций. Национальные элиты формируют политическую идеологию, определяют в своих интересах внутринациональную культурную политику, на межнациональном уровне общения активно «эксплуатируют» национальную идею, используя при этом многие специализированные области национальной культуры: философию, религию, искусство и т.п. Формирование же национальных социально-классовых элит детерминировало возникновение клубных традиций, особенно сильных в Англии.

Наиболее интенсивное развитие английская клубная практика получила в конце ХV111-Х1Х вв.: сложилась устойчивая традиция, клубного досуга, включающая англичан в многообразное клубное движение. Организовывались клубы на основе интереса к какому-либо конкретному виду культурной деятельности (спортивные, танцевальные, музыкальные, а также религиозные клубы) и на основе социально-профессиональных интересов (вначале - аристократические или элитарные клубы, позднее - политические, женские, клубы рабочих, служащих, студентов и т.п.)

Говоря о специфике культурного развития Европы, следует отметить, что в последние десятилетия во многих европейских национальных культурах стали оформляться различные молодежные субкультуры. Основным содержанием многих из них становится неприятие инонационального, агрессивная защита традиционных ценностей в связи с расширяющимся процессом распространения межнациональных, интернациональных компонентов культуры, в особенности после образования Европейского Союза. Межнациональные культурные комплексы воспринимаются, прежде всего, как угроза идентичности традиционной культуре, традиционному жизненному укладу.

Парадоксальный взрыв этничности на фоне этих объективных процессов объясняется подсознательным стремлением сохранить свою самобытность вопреки ее насильственному, хоть объективно и обусловленному, размыванию, стремлением уберечь европейцами разнообразие этнических культур в потоке усредненности, сохранить свою особость как француза или грека, не быть «как все».

Немалую озабоченность у европейских интеллектуалов вызывает и американизация культурных стереотипов их соотечественников, и в этом (также как и в. России) - проявление не одного лишь националистического экстремизма, но боязнь утраты культурного своеобразия.

Безусловно, культурная унификация - объективный процесс, объяснимо и то, что строится она преимущественно на основе американских моделей: ведь именно США с начала 30-х годов не только стали наиболее мощным производителем массовых духовных ценностей («культуры для всех»), но и в силу своего доминирующего геополитического положения — примером эффективности американского образа жизни. Это объяснимо, но далеко не для всех приемлемо.

Итак, в общих чертах специфика европейской региональной социо-культурной ситуации на настоящий момент состоит в следующем:

- для европейцев характерно достаточно большое культурное единство внутри наций как наиболее урбанизированных народов, у которых и сельское население успело освоить ценности городской культуры;

- процессы аккультурации в европейских национальных, культурах все чаще вызывают психологическое отторжение на фоне объединения в единую Европу: сопротивление усреднению выступает как борьба за чистоту национального языка (так, подобные кампании, проводимые во Франции, привели к образованию целого Министерства (франкофонии), возврат к нормам поведения, обычаям и традициям в быту, досуге, искусстве.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1303; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!