Педагогические условия развития детского изобразительного творчества
Общие положения
Для создания собственных художественно-выразительных образов ребенку-дошкольнику необходимо овладеть минимумом художественного опыта, но процесс его освоения затрудняется из-за необъективности отношения к детскому рисунку. Многие педагоги считают, что дети слишком малы и неспособны реалистично передавать характерные черты какого-либо предмета (объекта), поэтому обучение своих воспитанников они строят по принципу репродукции при четком контроле за выполнением работы. В этом случае рисунки получаются одинаковыми. В них отсутствует индивидуальный стиль ребенка.
Репродукция как метод обучения может быть использована на практике, но ее функция сводится к реализации упражнений, направленных на формирование тех или иных изобразительных качеств, умений. Применение ее как основного педагогического метода приводит к развитию стереотипности образов у детей и снижению уровня творчества.
На практике мы сталкиваемся и с другим подходом, когда продукты детского изобразительного творчества возводятся до уровня «шедевров». При таком взгляде снижается степень объективности в оценке творческого начала. Было бы педагогически неверным считать, что все созданное малышом есть совершенство. Если бы творчество являлось объективной характеристикой детей раннего возраста, то педагогу не было бы необходимости ставить задачу развития детского изобразительного творчества в ходе педагогического процесса. В ребенке заложено очень много предпосылок, составляющих огромный творческий потенциал в области изобразительного искусства. Но для того чтобы весь «пассив», которым обладает дошкольник, перешел в «актив», необходимо целенаправленное обучение основам изобразительной грамоты с исторически сложившимися правилами и законами. Это становится возможным только в том случае, если мы объективно подойдем к оценке детских работ. В каждом рисунке, аппликации мы должны видеть возможную перспективу роста и показывать ребенку, что в этой работе можно внести изменения, чтобы привести ее к большей выразительности.
|
|
Еще одна педагогическая модель организации детского изобразительного творчества заключается в том, что педагог стремится добиться внешней эффектности детских работ, но не обучает основам цветоведения, композиции, рисунка. Как правило, такая ситуация возникает, когда неклассические техники используются как самоцель. Например, технику монотипии (на одной из сторон сложенного листка бумаги наносятся мазки краской, после этого листок складывается, разглаживается, в результате при раскрытии листа возникает симметричное цветовое пятно) педагог использует для того, чтобы дети получили образ бабочки. Выразительность бабочек наличествует, и все образы индивидуальны, неповторимы, но этот эффект достигается благодаря не творческим находкам ребенка, а исключительно специфике данной техники.
|
|
Таким образом, для достижения цели в развитии детского изобразительного творчества необходимо определить условия, при которых становится возможным не только повысить творческий потенциал ребенка, но и раскрыть, активизировать его резерв, заложенный природой.
Условия развития детского изобразительного творчества
Осознание значимости и сущности детского изобразительного творчества для становления ребенка как личности. Процесс творческого развития дошкольников целесообразно строить с учетом широкого подхода к решению этой проблемы 1. В рамках педагогического процесса, направленного на обучение основам изобразительной грамоты, не стоит лишать детей возможности самостоятельно открывать знания и закреплять умения. В разделе, связанном с освоением принципов смешения цветов, нецелесообразно знакомить детей с готовыми вариантами разных способов получения оттенков цветов. Куда важнее и эффективнее было бы дать им возможность самостоятельно поэкспериментировать с цветом и попробовать найти разные решения в получении цветов и оттенков путем их смешения.
|
|
Поощрение творчества и свободного самовыражения детей.На любом возрастном этапе дошкольного детства важно научиться находить подход к любому ребенку, уметь моментально реагировать на ту или иную складывающуюся на занятии и в свободной деятельности ситуацию.
На занятии, посвященном изучению элементов городецкой росписи, ребенок отказался рисовать розан, демонстрируя желание нарисовать машину. Педагог обязан в короткий срок найти альтернативный подход, выступающий в качестве связующего момента между задачами занятия и желанием ребенка, который позволит в мягкой, ненавязчивой форме реализовать поставленные цели педагогического процесса и при этом не ущемить права маленького художника.
Создание условий для мотивации детей. Для раскрытия потенциала каждого ребенка важно учитывать не только его индивидуальные и возрастные особенности, но и эстетические потребности, на основе которых формируются мотивы. Мотив как побудительная реакция к творчеству имеет большое значение в личностном становлении дошкольника, поэтому развитие детского изобразительного творчества сопряжено с решением проблем, относимых к другим сферам жизнедеятельности дошкольника.
|
|
1. См.: Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учеб. пособие. — М., 1997; Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду: обучение и творчество. — М., 1990
Организация интересных и содержательных форм педагогической деятельности в условиях детского сада и дома. При организации детского изобразительного творчества необходимо учитывать два важных фактора. Во-первых, любая форма педагогического процесса, связанного с изобразительной деятельностью, должна быть наполнена определенным содержанием, т. е. в ходе занятий, бесед, экскурсий, игр ребенок имел бы возможность пополнять, обогащать свои знания в области изобразительного искусства, узнавать что-то новое, делать открытия и т.д. Во-вторых, творческий процесс наиболее результативен тогда, когда он интересен. Одна из первых и важных задач, решаемых педагогом в работе с детьми, — активизация их интереса. Без интереса невозможно выполнить ни одну задачу, будь то обучение, закрепление, развитие и т. п. Интерес и способность удивляться — движущие силы творческого становления. Но во всем необходима мера: и в игре, и в содержательности.
Если все занятие строится на играх, забавах, связанных с изобразительной деятельностью, то происходит подмена мотивов у детей. Для них становится интересной игра, а не обучение. Если же выбранная педагогом форма будет насыщена различной информацией, но подача материала окажется монотонной и скучной, дети быстро устанут. Большая часть полезной информации останется не активизированной и не востребованной дошкольниками.
Единая позиция педагогов в понимании перспектив творческого развития детей. Очень важно, чтобы между людьми, имеющими непосредственное отношение к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, существовало согласие, единение в понимании сущности детского изобразительного творчества, в оценке его результатов, в характеристике педагогических принципов. Разрозненность во взглядах педагогов на проблему творчества не лучшим способом воздействует на детей.
Учет индивидуальных особенностей детей. Данное условие реализуется в двух направлениях. Первое связано с устранением пробелов в знаниях, с предупреждением, коррекцией и исправлением возникающих педагогических, психологических проблем воспитания и развития детей как творческих личностей. Второе характеризуется активизацией творческого потенциала, повышением уровня развития творчества, углублением и расширением знаний, возможностей детей в области изобразительного искусства.
Создание атмосферы творчества. В организации процесса изобразительного творчества детей важно соблюдать закономерность. От заинтересованности педагога зависит степень увлеченности воспитанников. Если педагог равнодушен к деятельности, которую он организует, ее результаты будут намного ниже, чем реальные возможности детей.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 3597; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!