Изображение знакомых образов с помощью цветовой композиции
Рис. 1. Антон (2 г. 2 мес.). Рыбка в аквариуме
Таким образом, мы видим яркие примеры синтезирования детьми сфер «художественного» как в результате творчества, так и в его процессе. Образ, создаваемый ребенком, отражает его внутренний мир. По внешним атрибутам образа, по символам, в нем заключенным, можно определить состояние личности ребенка, его склонности, проблемы и вовремя скорректировать его развитие, помочь справиться с конфликтами, направить на разрешение противоречий, активизировать потенциал и задатки. И все благодаря тому, что ребенок раскрывает в образе то, о чем он не может или не хочет открыто говорить. Поэтому образ, создаваемый дошкольником, можно назвать выразительным, суть которого окружающим необходимо научиться «читать».
Катюша (1 г. 3 мес.) четыре занятия подряд в своих рисунках использовала только черный, коричневый цвет для фона, на котором ставила отпечатки охрой. При этом мазки для фона наносила широкой кистью отрывистыми движениями, отпечатки выполняла жесткими движениями. Совмещая черный, коричневый цвета и охру, ребенок отображает внутреннюю дисгармонию, обусловленную негативным эмоциональным воздействием на него близких взрослых, что подтвердилось на одном из занятий, на котором Катя, нанося отрывистыми движениями краску на лист, случайно испачкала свою маму. Мама схватила рыдающую Катюшу за одежду, со словами негодования вывела в раздевалку и стала бить по рукам, говоря, что она безобразно себя ведет и может только пачкать красками все вокруг, (цв. вкл. рис. 2)
|
|
Передача эмоционального состояния с помощью цвета
Рис. 2. Катюша (1 г. 3 мес.). Грусть
Данный пример доказывает, что даже совсем маленький ребенок при работе с цветом (с красками) подсознательно раскрывает все свои мироощущения, не конкретизируя и не осознавая отдельные эпизоды жизни, а отображая общую картину эмоций, чувств, состояний и стремясь показать все, что с ним происходит во внешней среде и в его внутреннем мире. Детская работа — это портрет (себя, окружающих взрослых), пейзаж среды, в которой находится ребенок, сюжетная композиция происходящих событий и стилизация, знаковость образов одновременно.
Взрослым необходимо уметь определять по внешним атрибутам работы глубокий внутренний смысл, скрытый за цветовыми пятнами, композиционным расположением и характером форм, знать, что такое детское изобразительное творчество, как и когда его нужно развивать, с чего начать этот процесс и к чему стремиться.
Контрольные вопросы
1. Насколько важно развивать изобразительное творчество детей в дошкольный период? С какого возраста, на ваш взгляд, необходимо это делать?
|
|
2. Почему результат детского творчества именуется как художественно- выразительный образ? Каким образом можно выявить художественную и выразительную стороны детских работ?
Взгляды исследователей на проблему детского изобразительного творчества
Определение «детского изобразительного творчества»
Способность творить (придумывать, сочинять, изображать, конструировать) во все времена, начиная с первых ступеней развития человечества, когда появлялись первые наскальные рисунки, скульптуры, элементарные постройки, высоко ценилась. Однако отношение к развитие творчества в отдельных исторических формациях было неоднозначным. В период первобытной культуры обучение и развитие происходило стихийно, на основе наблюдения за природой и копирования. В Древнем Египте в любом виде искусства строго соблюдались устоявшиеся каноны и правила. В Древней Греции обозначили необходимость предоставления возможности детям творить. Именно в этот период появляется множество трактатов, посвященных проблеме творчества и определению его значимости в жизнедеятельности человека.
|
|
Все последующие эпохи в той или иной степени касались проблемы творчества, и только в XIX в. ученые обратили внимание на детское творчество в целом и детский рисунок в частности. Так, педагоги А. Коменский, Ф. Фребель, И. Песталоцци придавали большое значение детскому рисованию. Они считали, что «оно доставляет детям удовольствие, и нельзя лишать их этой полезной забавы»1. Обучение детей рисованию рассматривалось как подготовка руки и глаза к письму, а также первая ступень общей системы обучения изобразительному искусству. Дети проходили подготовительный курс тренировки руки и глаза для передачи в дальнейшем объемной формы предметов на плоскости.
Значительный интерес к особенностям рисования детей возник в конце XIX — начале XX столетия. Рисование стало рассматриваться как деятельность, способствующая раскрытию потенциала ребенка и помогающая понять своеобразие его творческого развития, не зависящее от воспитания и обучения. Рассматриваться стал не процесс усвоения детьми изобразительных умений, навыков, а естественно протекающее, спонтанное развитие детского творчества.
В этот период в экспериментальной психологии и художественной педагогике велись поиски эффективных методов и средств развития детского творчества. Об этом свидетельствуют работы, в которых основной акцент ставился на детском рисунке, воспринимаемом как присущая детям форма отражения явлений действительности. Начиная со второго и третьего десятилетия XX в. исследователи обращают внимание на содержательную, смысловую сторону рисунка, поскольку появились данные исследований в психологии, изучавшей психику ребенка в сопоставлении с психическими проявлениями животных. И в этом случае на первый план выступала биологическая сторона творческого развития. Изучение детского рисунка вне воздействия внешних обстоятельств обусловило развитие биогенетической теории детского творчества.
|
|
В России идеи биогенетизма нашли развитие в исследованиях А. В. Бакушинского, К. Н. Вентцеля, Л. Г. Оршанского, Ф. И. Шмита, которые провозглашали самопроизвольное, спонтанное развитие детского изобразительного творчества, выступая против обучения детей рисованию.
Примерно в этот же период (конец XIX — начало XX в.) изменились взгляды в области педагогики, психологии, что оказало влияние на мировоззренческую установку методики обучения детей рисованию. В 1896 г. в Гамбурге проводится конгресс Общества преподавателей, на котором впервые выдвигается требование предоставить ребенку возможность спонтанной деятельности. Этот конгресс повлиял на практику обучения рисованию. Теперь не только в Германии, но и в США в начальной школе было введено свободное рисование вместо метода завесы и вычерчивания геометрических фигур. Чуть позже французская школа также взяла на вооружение теорию свободного рисования и постепенно стала внедрять ее в школы. Основные взгляды того времени, относимые как к биогенетической концепции, так и теории свободного рисования, отражены в табл. 1.
1. Прейер Вильгельм. Душа ребенка. — СПб., 1912. — С. 97.
Отношение к детскому изобразительному творчеству было неоднозначным и в последующие годы, со второй половины XX в. как в зарубежной, так и отечественной науке.
Так, в научной педагогической школе Германии исследователи склонны считать, что в основе детского изобразительного творчества лежит система занятий, направленных на усвоение детьми изобразительных умений и навыков, позволяющих им свободно рисовать в самостоятельной деятельности.
США. Противоположные взгляды культивировались в это время во многих американских школах. Там преобладало свободное творческое развитие детей, дети знакомились в основном с абстракционизмом, предпочтение отдавалось гиперболизации образа в рисунке. Свои педагогические предпочтения исследователи обосновывали тем, что через беспредметное искусство легче осуществлять арт-терапию, которая помогает малышу приобрести уверенность в своих силах. Конечно, данная позиция имеет все основания быть реализованной в работе с дошкольниками, но не сужает ли она функцию детского творчества? Ведь оно намного шире, чем просто лечение или коррекция с помощью искусства. Оно многогранно, и арт-терапия, арт-педагогика — лишь одни из его сторон.
Однако наряду с позицией свободного воспитания в американских научных школах существовал и другой подход, согласно которому работы детей не считались шедевром. По мнению представителей этой школы, дошкольники нуждаются в развитии постоянно, на любом возрастном этапе, но для этого важно подобрать средства, формы, содержание педагогического процесса, учитывающие возрастные (физиологические, психологические) и индивидуальные особенности детей. При этом ученые не высказывали сомнений по поводу оригинальности, художественно-изобразительной выразительности детских рисунков.
Таблица 1
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1271; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!