VI.СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 2 страница



Значение идей этой теории состоит в том, что Конт противопоставил революционной теории Маркса теорию эволюционного развития общества. Отказ Конта от революционной теории, постановка на ее место эволюционного принципа в социальном развитии давали возможность не уничтожать, а ре-формировать, эволюционно изменять существующий в обществе порядок.

Маркузе Герберт (см. Франкфуртская школа философии [I–V]). Его исследования посвящены анализу западного общества, которое Маркузе определил как общество потребления. Маркузе в целом негативно оценивал это состояние общества; его исследования содержат главным образом критику общества потребления. В своих взглядах Маркузе исходит из идеи культуры [V], на основании которой современное общество воспитывает так называемого «одномерного человека», человека ориентированного только на потребление продуктов труда технологической цивилизации. Заманивая человека игрушками цивилизации, общество делает из него послушного раба и незаметно  подчиняет его себе, лишая силы протеста. С одной стороны, общество предохраняет себя от бунта человека, но с другой – лишается жизненной основы, так как питательная сила общества – это творческая инициатива человека, которая является выходом природной импульсивности. Но общество потребления, предупреждая человеческие желания готовыми продуктами, выхолащивает его творческую потенцию. Таким образом, Маркузеуказывает, что целью общества является создание условий для раскрытия творческого потенциала человека, но в современном обществе произошла подмена – творческое самовыражение человека было подменено потреблением. Результатом этого процесса в условиях современной индустриальной цивилизации выступило формирование «одномерного человека» - объекта духовного манипулирования с пониженным критическим отношением к социуму и включенного в потребительскую гонку. Общественные изменения в этих условиях могут осуществляться, по Маркузе, только через «Великий отказ» от господствующих ценностей как капитализма, так и тоталитарного социализма («культурная революция»),

Макиавелли Никколо ди Бернардо (1469–1527) – итальянский мыслитель, яркий представитель философии Возрождения. В работе «Государь» выразил идеи относительно государственного устройства общества. Представил идеи о политическом поведении людей. С точки зрения Макиавелли наиболее  жизнеспособными государствами в истории являлись те, граждане которых обладали максимальной степенью свободы, самостоятельно определяя собственную судьбу. Но главный интерес Макиавелли проявил к определению типа «идеального» правителя. Макиавелли был убежден, что сила и мощь государства держатся на сильном, полновластном правителе, который ради своего государства должен использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о правах сограждан.

Маркс Карл (см. марксизм [I–V]) – уделял основное внимание вопросам социальной сферы бытия. В этой области Маркс представил целый ряд идей, которые позволили вскрыть основы общества индустриального типа. Основанием общества являются производственные отношения, от эволюции которых зависит развитие (история) общества. Тип производственных отношений является критерием членения развития общества на исторические этапы: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный (капиталистический). На любом этапе своего существования общество делится на две большие социальные группы-классы, которые непосредственно участвуют в производственных отношениях. Один класс является субъектом труда, а другой – субъектом средств производства; первый класс составляет большинство, которое ведет угнетенное существование, а второй класс – привилегированное меньшинство, которое пользуется плодами труда подавляемого класса. Современную форму производственных отношений Марксрассматривал как отношение между капиталом и наемным трудом (пролетариатом). Политическая власть это организованное насилие того класса, в руках которого сосредоточены средства производства. По причине политического насилия в процессе производственных отношений накапливаются социальные противоречия, которые приводят к кризису общества (революции) и, как его следствие, к переходу к новой социальной формации. В отличие от всех предшествующих периодов именно пролетариату суждено совершить революцию, которая обеспечит переход к высшей форме социального развития – коммунизму. Коммунизм это учение о бесклассовом обществе, где средства производства будут принадлежать тем, кто трудится, а труд станет общим делом каждого члена общества. Государство в коммунистическом обществе станет контролирующим органом для равного распределения средств производства и продуктов труда.

Таким образом, в основе социологических взглядов Маркснаходится положение о внутренней дифференциации общества на «угнетенных» и «угнетателей»; общество преодолеет эту отчужденность, когда «угнетенные» отнимут рычаги государственной власти у «угнетателей».

Мор Томас(1478–1535) – английский общественный деятель и мыслитель, является автором произведения «Весьма полезная, а также и занимательная, по истине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Благодаря своей утопии именно Мор дал название тем социальным концепциям, где дается описание несуществующего, но желаемого общества. В утопическом обществе Мора отсутствует главный порок, присущий реальным обществам, - частная собственность, поэтому у людей отсутствуют индивидуалистические наклонности, все интересы подчинены общему благу, царят всеобщая занятость и равенство.

Значение утопии Мора состоит в том, что была создана форма воздействия на сознание через образы наилучшей жизни, полной всеобщего довольства и социального согласия. Цель утопии - внедрить в сознание желание утопическое сделать реальным.

Поппер Карл Раймунд(1902–1994) – британский философ, который занимался систематической критикой историцизма. В работе «Нищета историцизма» Поппер последовательно проводил идею, что «история» есть не реальная форма развития общества, а всего лишь догма, установка, точка зрения. Реальное общество не вмещается в рамки исторического подхода. Основной недостаток историзма Поппер видел в том, что под историей имелось в виду линейное, последовательное, закономерное развитие.

Поппер противопоставил историзму позицию, согласно которой у общественного развития нет никаких законов. Общество развивается не по законам, как в природе, а в зависимости от целей, которые ставит перед собой человечество. Общественный прогресс – это не объективная цель общественного развития вообще, а установка массового сознания современного общества, в основе которой лежит стремление ко все большей социальной эмансипации, то, что Поппер определил как стратегию «открытого общества».

Ортега-и-Гассет Хосе(1883–1955) – испанский философ, автор работы «Восстание масс», где был вскрыт феномен «массового общества». Ортега представил описание характерных признаков массового общества. Масса создается из таких людей, которые живут без определенного жизненного проекта, находя смысл существования в достижении предельной идентичности с другими. Они социально безответственны: питаясь плодами демократического устройства, эти люди совершенно не заботятся о том, чтобы активно поддерживать их функционирование. Они не осознают и не хотят осознавать, что демократические культурные институты нуждаются в постоянном общественном надзоре.

Таким образом, согласно Ортега, омассовление общества опасно именно для демократических обществ, так как оно выражается в форме массового равнодушия к социальным проблемам, что способствует проникновению антидемократических элементов.

Сартр Жан-Поль (см. экзистенциализм [I–V]) – в осмыслении социального бытия Сартр отталкивается от понимания человека как экзистенции [IV]. Основополагающей идеей его социального мировоззрения является идея «социальной ангажированности», которую следует понимать в соответствии с его идеей человека. Для Сартр социальное бытие есть изначально «отчужденное бытие», т. е. бытие, где человек изначально не свободен. В силу своей экзистенциальной сущности человек создает свой внутренний мир, где обретает свободу и независимость от социального бытия. Но человек не может полностью оторваться от социума, потому что социальное бытие это мир предметных, материальных отношений, мир опыта, которому человек принадлежит в силу своей телесной, вещественной данности. Таким образом возникает противоречие между внешним и внутренним миром человека. Выходом из этого противоречия может быть тактика «социальной ангажированности», которая предполагает вынос вовне внутреннего содержания человека. Такой человек выражен в типе общественного, политического деятеля, который проявляет свою социальную независимость в формах протеста против негуманных действий социума. Общественный деятель – это человек, наделенный независимой позицией и стремлением активно воздействовать на окружающую его реальность, публично выражая эту позицию. Тем самым человек, не теряя ощущения личной свободы, еще и воздействует на социальное окружение, внося дух реформаторства, побуждая к переменам.

Сен-Симон Клод-Анри де Рувруа(1760–1825) – французский мыслитель эпохи Просвещения. Он первым увидел и понял основу общества в промышленном производстве (индустрии), высказал идеи будущего «глобализма» через идею всемирной ассоциации народов и стирания национальных границ. Но прежде всего Сен-Симон– автор утопических проектов «Промышленная система», «Новое христианство», цель которых видел в том, чтобы представить проект общества, устроенного на рационалистических началах. Рациональный тип общества Сен-Симон представил в виде общества, которое было бы выгодно для наибольшей массы и которое способно улучшить положение многочисленного бедного класса. Такое общество должно быть построено на научной основе, и именно такое общество является обществом будущего. Таким образом,Сен-Симон, в отличие от ранних утопистов, видел в своей утопии не просто мечту о прекрасном будущем, но проект, который будет неизбежно реализован, но не революционным, а эволюционным путем, в ходе естественных исторических процессов развития.

Общество будущего Сен-Симонназывал «промышленной системой». Основной принцип «промышленной системы» – искоренение «всякого паразитизма» и всемерное развитие производительных сил общества, всеобщая трудовая деятельность, но при сохранении частной собственности и разделения на классы. Необходимым для такого общества Сен-Симонсчитал введение «нового христианства» – социальной религии, массовой веры, в основе которой лежит идеал подчинения личного коллективному.

Соловьев Владимир Сергеевич [I–V] – в сфере социальной проблематики создал концепцию «мировой теургии», в которой выразил идеи о сущности социального бытия. Социальное бытие – это историческое бытие, где духовное начало бытия (всеединство) находит свое воплощение в формах конкретного, реального бытия. Общество есть человеческая форма воплощения космического закона Всеединства. История развития общества - это путь поступательного движения человечества к полному воплощению Всеединства.

Развитием общества управляют три силы – центростремительная, цель которой подавить любое многообразие и подчинить его одному верховному началу; центробежная – дает свободу всем частным интересам, но порождает анархию, и интегрирующая, в которой присутствуют положительные моменты двух первых сил, но без их отрицательных проявлений.

Общественный прогресс, согласно Соловьев, есть прогресс в отношениях между людьми, между ними все больше проявляются солидарность, сострадание, забота друг о друге. Венцом этого процесса станет полное устранение всех проявлений антагонизма.

Формой государственной власти в таком обществе будет теократия. Править народом будет церковь, которой принадлежит нравственная власть, а власть политическую будет осуществлять царь.

Примером такого типа общества выступает славянство, народ, который, по мысли Соловьев, первым заложит фундамент свободной теократии.

Сорокин Питирим(1889–1968) – русско-американский философ. Занимался как исследованием социальной реальности, так и методологической разработкой социологии как науки, изучающей социальную реальность. В книге «Система социологии» Сорокин предлагает пять принципов построения социологии:

1) социология может и должна быть построена по принципу естественных наук;

2) социология должна отказаться от какого-либо нормативизма;

3) она должна изучать только те явления, которые доступны наблюдению, измерению, проверке;

4) социология должна исходить из фактов и отказаться от всякого философствования;

5) социология является изначально плюралистической дисциплиной.

Что касается самого объекта социологического исследования (социальной реальности), то здесь Сорокин изначально исходил из позитивистских оснований. С этой точки зрения Сорокин полагал, что вся социальная жизнь – нескончаемая цепь акций-реакций, а их взаимодействие – суть исторического процесса. Но в отличие от Конта полагал, что социология должна изучать не только экономические и политические взаимодействия, но и духовные и психологические.

Внутри социологии ввел разграничение на теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология, по Сорокину, изучает реальные взаимодействия и включает в себя три раздела: социальную аналитику (структура социального взаимодействия), социальную механику (социальное поведение и природа, механизмы социальной циркуляции), социальную генетику (основные тенденции развития общества). Практическая социология, с точки зрения Должного, изучает взаимодействие и должна давать рецепты для улучшения социальной реальности. Элементами взаимодействия являются индивиды, акты (действия) и проводники общения. Индивидам, которые взаимодействуют в социальной реальности, присуще наличие потребности и способность реагировать на стимулы. Акты – выражение внутренних переживаний одних индивидов и стимул, раздражитель для реакций других индивидов. Проводники это то, через что передаются раздражения актов от одного индивида к другому, т. е. это социальная среда, в которой действуют индивиды (культура). Проводники бывают физические и символические. Взаимодействие может выступать как антагонистическое или солидаристическое, одностороннее или двустороннее, шаблонное или нешаблонное.

Классическим трудом в области социальной мобильности и стратификации явилась работа Сорокина «Социальная мобильность». В ней Сорокин ввел новый социологический термин - «социальная мобильность». Социальная мобильность определяется как естественное и нормальное состояние общества; подразумевает социальные перемещения не только индивидов и групп, но и социальных объектов (ценности), т. е. всего того, что создано и модифицировано в процессе человеческой деятельности.

Центральным понятием в теории Сорокина можно считать «ценность». Современное ему состояние культуры Сорокин считал кризисным. Нынешняя, «чувственная» культура обречена на закат, поскольку именно она виновна в деградации человека, превращении ценностей в простые релятивные конвенции.

Таким образом, Сорокин связывал существование социума с культурой, считая, что не социум порождает культуру, как это полагал Маркс и Конт, а культура порождает социальную сферу.

Фихте Иоганн Готлиб [I–V]. Социально-исторические взгляды Фихте на протяжении всего его творчества претерпели своеобразную эволюцию – от идеалов Великой французской революции к идее национального патриотизма и национальности как коллективной личности. В своей философии истории он рассматривает развитие общества как процесс перехода от бессознательного господства разума к сознательному царству Разума. В контексте этой проблемы уделял особое внимание феномену права.

Франк Семен Людвигович (1877–1950) – русский философ, который в своих социально-философских взглядах отталкивался от идеи «соборности». Осмыслению соборности посвящены его сочинения «Очерк методологии общественных наук», «Духовные основы общества». Соборность – духовная основа жизни общества. Она выражает те внутренние для общества связи людей, которые делают человека человеком. Суть этой связи в том, что всякое «я» изначально принадлежит единству «мы». Наиболее важные формы соборности – семья и религиозная жизнь. Соборность есть вневременное единство, т. е. любая соборная общность существует в единстве прошлого, настоящего и будущего. Общественная жизнь имеет также наружный слой – общественность. В общественности духовное единство людей распадается на раздельность и противостояние одного человека другому. Конечная цель общественной жизни та же, что и для отдельного человека, – осуществление самой жизни во всей ее полноте, гармонии и свободе (раскрытие ее истинной сущности). Отсюда истинно сущее общественной жизни состоит в триединстве задач: служении общему делу, солидарности людей и свободе каждого.

Хабермас Юрген [I–III, V]. Ядром его концепции выступает проблема преодоления ситуации отчужденности между политической элитой и гражданским обществом. Эту отчужденность Хабермас считал проявлением кризиса европейской культуры. Причину этого кризиса Хабермас видел в субъект – объектных отношениях, сложившихся в обществе под влиянием научной парадигмы [III].

Исходя из критики «позднекапиталистического» общества целевым вектором социальной философии Хабермас становится возможность конституирования социального бытия как «универсального примирения» на основе принципиально ненасильственных способов складывания общественных отношений. Фундаментальным условием возможности осуществления этой программы Хабермас полагает радикальную трансформацию субъект-объектной рациональности, которая способствует моделированию форм социального насилия и техницистского подхода в проведении социальных мероприятий.

В этой связи Хабермас полагает необходимым переориентировать самосознание европейской культуры на принципиально новую – субъект-субъектную структуру. Субъект-субъектная структура выражает себя в межличностном общении, которое Xабермас называет «интеракцией».

Идея «коммуникативного поведения» является открытием Хабермас в области социальной философии. Коммуникативное поведение, по мнениюХабермаса, выгодно отличается от «стратегического поведения» (которое построено на субъект-объектных отношениях). Если в основе стратегического поведения лежит стремление к достижению личной цели за счет интересов других, то коммуникативное поведение, как видится Хабермас, предполагает принятие другого в качестве самодостаточной ценности.

Таким образом, идея коммуникативности, лежащая в основе социальной концепции Хабермас, показывает возможности ненасильственной социальной организации. Общество будущего это, согласно Хабермас, общество договаривающихся людей. В связи с этой идеей цель социальной философии, по Хабермасу, исследовать все речевые практики, которые употребляются людьми, и выявить те, которые будут способствовать складыванию социальной общности.

Юм Дэвид [I, III, IV] – считал, что человек по природе социален и в ходе эволюции его социальное начало усиливается, и это связано с развитием в человеке «ума, умения и безопасности». Юм не был сторонником социального равенства. Он считал, что частная собственность является основой социального устройства. Равенство, согласно Юма, губительно для общества, так как равенство не заложено в природе человека – люди неравны по своим способностям. Но также губительно для общества и социальное угнетение, ибо оно создает нужду и бедность.

Необходимым для общества является, как считал Юм, и наличие религии, но религии не догматической, а «естественной», в основе которой лежит нерационалистическое понимание единства мира и человека.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!