VI.СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 1 страница



Античная философия. Идеи о природе общества и политики в Античная философия строились на основе этических воззрений и в конечном итоге восходили к Законам Природы.

Средневековая философия – мыслила феномен общества в контексте идей теологии. Христианской идеей общества стала идея Града Божьего и Града земного (см. Августин). Смысл общественного бытия определялся как ожидание «Второго пришествия» (Миссии) и учреждения на земле Града Божьего. Это ожидание конца земного мира определяется как эсхатология, которая является характерной для социальных идей этого этапа философии.

Философия Возрождения – резко противопоставила средневековому теоцентризму интерес к человеку, что в социальных воззрениях выразилось, с одной стороны, в появлении концепций о счастливых сообществах людей, радующихся всем проявлениям земного существования (утопии), а с другой– идеи о государственных формах правления, основанных на абсолютной власти сильных правителей, наделенных правом чинить произвол и насилие в неограниченных формах.

Философия Нового времени – понимала общество как объективную форму существования, которая, как и природа, имеет свои законы, поэтому вместе с интересом к вопросам познания впервые представила общество как объект научного изучения. В качестве первых научных открытий в области исследований социального бытия появляются идеи общественного договора, исторического развития, частной собственности, социального расслоения, равенства, труда и социальной борьбы, то, что впоследствии позволило социальным исследованиям выделиться в отдельную науку об обществе – социологию.

Основным достижением философии стала идея историзма (история), в которой выразилось представление, что общество есть развивающаяся во времени система существования. В качестве движущих факторов развития общества выступают как материальные (труд) факторы, так и факторы духовного порядка (идеология).

Современная философия – характеризуется критикой историцистского подхода философии Нового времени. В качестве субстанционального начала выделяются социальные отношения. Это привнесло в рассмотрение феномена социального бытия, с одной стороны, идею событийности (случайности) социального развития, а с другой – идею коммуникативности как основного связующего фактора, посредством которого люди вступают в сферу социальных отношений. Это показывает всю не гарантированность и иррациональность развития сущностных сил социального бытия.

Августин [I–V] – заложил в работе «О граде господнем» основы философии истории, впервые поставив вопрос о смысле общественного прогресса. Это развитие определяется борьбой двух царств – Града божьего и Града земного. Божье царство (на Земле) состоит из избранных, на которых снизошла благодать к спасению; земным воплощением божьего царства является Церковь. Земное царство состоит из людей, обреченных на греховную жизнь, которые стремятся к богатству, к власти над другими людьми (отсюда неизбежность и оправданность человеческого неравенства). Суть общественного прогресса состоит в том, что поэтапно царство божье все более утверждает себя в земной жизни.

Аристотель [I–V] – развивал теорию «естественного происхождения государства (полиса)», которая соответствует природе человека как «политического животного». Отсюда вытекает, что государственное (общественное) устройство не допускает радикальных искусственных преобразований. С точки зрения Аристотеля Платоновский проект государства насилует человеческую природу. Генетически государство (полис) возникает после семьи и сельской общины, но «по идее» есть высшая и всеобъемлющая форма социальной связи людей. Только полис как целое, которому принадлежат индивиды и семьи, способен обеспечить счастливую жизнь. В этом состоит главная цель полиса, которая осуществляется посредством воспитания граждан в нравственной добродетели (ибо только добродетель ведет к счастью). Желательный государственный строй – аристократия (в собственном смысле как «власть лучших»). Сословная дифференциация граждан заменяется естественной – воз­растной (в молодости – военная функция, в старости – собственно политическая). Физический труд и торговля – удел рабов. Отличительный признак свободного гражданина – досуг («схоле»), который необходим для достижения «эвдемонии» (счастья) в эстетической или теоретической деятельности.

Бердяев Николай Александрович [I, IV, V] – социальную проблематику представляет вопросами отчуждения личности и общества; социального равенства и неравенства, религиозного смысла идей социализма.

Бердяев утверждал превосходство отдельной личности над социумом, что позволило Бердяевувыступать против практики тотального подчинения индивида общественно-утилитарным целям и провозгласить свободу человека в качестве высшей ценности.

Подверг критике идею равенства, считая ее нежизнеспособной применительно к социальному устройству. Полагал, что равенство невозможно в силу индивидуализма, присущего каждому человеку, его стремлению самоутвердиться, что и является внутренним двигателем социального прогресса.

Первым увидел в социализме религиозный смысл, в основе которого лежит культ сверхчеловеческой личности («народ», «пролетариат»), который является святыней этой лжерелигии. Опасность этой религии Бердяев видел в том, что она, воздействуя на массовое сознание, приводит к обожествлению земной материальной силы и общественным институтам.

Бэкон Френсис [I, III] – свои социально-политические взгляды Бэкон изложил в работе «Новая Атлантида». Бэкон был приверженцем идей монархизма, но в своей книге предложил утопическую (см. утопия) модель монархического государства в виде так называемого «Дома Соломона», где все устроено по принципу научного сообщества (типа академии наук). Главная цель такого государства – осуществлять планирование и организацию всех научных исследований и активно внедрять их достижения в производство. Являясь ярым пропагандистом идеи науки [I, III], Бэкон предугадал возрастание роли науки в обществе и повлиял на этот процесс своими идеями.

Вольтер Франсуа [I, IV, V] – основной темой рассуждений Вольтера об обществе были темы неравенства, частной собственности, сословного разделения, государственного правления, роли и значении религии. Был убежден в необходимости частной собственности и сословного разделения. Но при этом критерием разделения считал не родовую наследственность, а личные способности человека. Принципом распределения по сословиям должен быть принцип «кто на что способен».

В качестве наилучшей государственной формы правления полагал конституционную монархию, поэтому из современных государств самым передовым считал Англию.

Особое внимание Вольтер уделял вопросам религии, считая, что от нее зависит общественное устройство. Социальные проблемы своего общества он связывал с католической церковью. Выразил идею о необходимости одной единственной религии

–       государственной, которая представляет собой философскую веру в Бога. Отличал государственную религию от теологической (христианской): если теологическая религия – «мать фанатизма, гражданских раздоров», то религия государственная;

–       основа порядка и законодатель общественной морали. И вместо теологического способа рассмотрения истории, согласно которому все происходит по воле бога, Вольтер предлагает философский. В связи с этим Вольтер ввел в научный оборот термин «философия истории» (см. история). Философское рассмотрение истории предполагает изучение морали, которая, по Вольтеру, является общественным разумом, на котором должно основываться любое государственное устройство.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих [I–V] – социальные идеи представил в учении об объективном духе, который воплощает себя в формах общественного устройства. Общество, по Гегелю, есть сверхиндивидуальная целостность, которая возвышается над отдельными людьми. Ее проявление люди ощущают на себе через те связи и формы взаимодействия, в которые они принуждены вступать в процессе своей жизнедеятельности.

Гегель рассматривал формы развития общества как формы реализации объективного духа. Самой низшей формой является право, затем моральность (си. моральное сознание [IV]) и, наконец, нравственность. В свою очередь в нравственности объективный дух образует триаду: семья, гражданское общество и государство. Гегель был убежден, что государство является высшей формой общественного устройства.

Идеалом государства Гегель считал государства-полисы античной Греции, воплотившие в себе, по мнениюГегеля, жизнь родового разума человечества и все высшие интересы индивидуума.

Гердер Иоганн Готфрид [V] – в своем подходе к изучению природы общества основной акцент сделал на преодоление теологической картины истории, безраздельно царившей в социальной мысли Германии до конца 18 в. Философ осуществил значительный вклад в развитие идей социального историзма; он четко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории закономерный характер общественного развития. Руководствуясь принципом материализма, Гердер начинает изложение своей истории с возникновения солнечной системы и постепенного формирования Земли. В этом смысле история общества предстала как бы непосредственно примыкающей к развитию природы, следовательно, законы общества такие же, как и законы природы. Отождествление законов общества с законами природы позволило Гердеру сделать главный вывод – общество есть живая развивающаяся система, в нем нет ничего предустановленного, раз и навсегда данного. Идеи Гердера о закономерном поступательном развитии человеческого общества долгое время оставались непревзойденным образцом общесоциологической и историко-культурной мысли, оказав влияние на ряд последующих философов, в том числе и Гегеля.

Будучи учеником Канта, Гердер, тем не менее, независимо от Канта развивает свое учение о вечном мире, в котором в отличие от своего великого старшего современника акцентирует внимание не на политически-правовом, а на нравственном аспекте, связанном с идеей воспитания людей в духе идей гуманизма. Идеи Гердера о становлении и развитии мира как органического целого, а также его социально-исторические взгляды оказали большое влияние на все последующее развитие немецкой философии, но особенно теплый прием они нашли у русских просветителей и писателей.

Гоббс Томас [I–V] – свои социальные идеи представил через концепцию – утопию, показав образ идеального государства – Левиафан. В основе государства лежит «общественный договор». Общественный договор – это форма разумного соглашения между людьми, которые в процессе жизнедеятельности поняли, что вместо эгоистической борьбы гораздо эффективнее жить в мире и согласии и в единстве. Основой государства является обеспечение условий комфортного существования, причем эти условия должны являться общими для всех. Во имя общих интересов возможны, по Гоббсу, ограничение и корректировка естественных индивидуалистических на­клонностей людей, исправление их первичной природы. Таким образом, Гоббс видел в государстве способ исправления недостатков человеческой природы. Именно в государстве человек приобщается к культуре и становится цивилизованным человеком.

Гуссерль Эдмунд (1859–1938) – обогатил философское осмысление социальных вопросов термином «интерсубъективность», который он использовал для обозначения связи с другими «Я». Общество есть «жизненный мир», который призван объединить ego–монады и выявить конкретно-исторический слой конституирования (складывания) смысла, которым руководствуется каждый конкретный индивид на своем индивидуальном уровне. Другими словами, чтобы сформировался внутренний мир отдельного человека, ему необходима жизненная среда, которой является общество, оказывающее первичное влияние на складывание самосознания, воздействуя на него через идеалы, ценности, нормы и запреты. Эти элементы общественного сознания выполняют роль коррелята самосознания человека, направляя его в определенное русло развития. Этим можно объяснить, почему нельзя ожидать от личности человека, жившего, допустим, в 17 в., мыслей и идей, а также связанных с ними практических интересов того, чем наполнен внутренний мир человека, живущего в наше время.

Но, с другой стороны, Гуссерль не считает, что общество является частью природы и законы его развития являются природными. Если бы было так, то нельзя было бы объяснить тех радикальных различий, которые существуют между природным и социальным миром, и нельзя было бы видеть в обществе тех условий для формирования человеческой субъективности, которая способна порождать объекты неприродного характера, - религию, науку, искусство.

Так Гуссерль выходит на понятие «транссубъективность», которое позволяет, на его взгляд, определять общество как результат действия сил сознания, направленного на складывание поля взаимоотношений людей. Таким образом, общество у Гуссерля выступает как порождение сознательной деятельности человека, которая характеризуется стремлением к формированию единого ментального поля, которое, в свою очередь, становится почвой для складывания индивидуальных сознаний, т. е. форм субъективного сознания.

Дюркгейм Эмиль(1858–1917) – французский философ-социолог, который наряду с О. Контом (см. этот же раздел) является одним из основоположников социологии как науки. Определил, что объектом социологии является социальная реальность, которую нельзя сводить к биопсихической природе индивидов, поэтому в отличие от Конта считал, что в изучении явлений социальной реальности нужно использовать методы, отличающиеся от методов естественных наук. Определил, что предметом социологии, т. е. тем, что непосредственно должен изучать социолог, являются социальные факты, (см. социология), которые существуют вне индивида, в силу этого обладающие по отношению к нему «принудительной силой».

Помимо проблемы «социального факта» Дюркгейм разработал теории «социального факта», «социального познания», «социальной сплоченности», «функционального анализа», «разделения труда», «самоубийства», «социологии религии» и др. Но именно проблема социального факта прошла красной нитью через все его работы, являясь цементирующим звеном всего круга его идей. ПоДюркгейм, основу социальной жизни составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим факторам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки – объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление («принудительная сила»).

Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидом. ПоДюркгейму, человек есть существо двойственное. В нем два существа: индивидуальное, имеющее свои корни в организме, что ограничивает деятельность, и социальное, которое является в нем представителем наивысшей реальности интеллектуального и морального порядка – общества. Без общества, по Дюркгейму, небыло бы ни религии, ни морали, ни политики, ни экономических учреждений.

Кант Иммануил [I–V] – в осмыслении феномена общества руководствовался идеями Просвещения, поэтому большую роль в историческом процессе он отводит естественным потребностям людей, а также конфликтам между ними, которые, по Канту, и являются источником исторического движения человечества к своей великой цели – всеобщему правовому гражданскому обществу. Важное место в социально-исторической философии Кантом занимали проблемы войны и мира, а также установления состояния «вечного мира» между государствами. Кант был сторонником социального соглашения, поэтому критиковал Великую французскую революцию. Социальное согласие возможно только в обществе, где придерживаются основных ценностей культуры, посредством которых закладывается этическое отношение людей друг к другу, благодаря чему образуется общество разумных граждан, которые способны регулировать все социальные проблемы ненасильственными способами.

Конт Огюст [I, IV, V] – является создателем социологии как науки об обществе. Конт считал, что общество надо изучать так же, как и явления природы, поэтому поставил социологию в один ряд с такими фундаментальными науками, как математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Социология, по Конту, должна опираться на следующие важнейшие принципы: эмпиризм, позитивизм и физикализм. По Конту, эмпиризм означает, что единственным источником истинной науки о мире является опыт, позитивизм - что предметом его являются только факты, а не трансцендентальное бытие или мнимая сущность вещи, физикализм – что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физика, и что к ним можно и нужно сводить все научное значение.

В качестве предмета социологии Конт определял законы наблюдаемых явлений, решительно выступал против поисков трансцендентных причин. Задачу социолога видел в том, чтобы основывать достоверность социологических выводов на фактах и их связях, а не на философских интерпретациях смысла истории. В осмыслении социальных явлений Конта отталкивался от понятия общества, которое он определял как функциональную систему, основанную на разделении труда.

Уделил особое внимание разработке законов развития семьи. Конт считал, что именно семья, а не индивидуум образует простейшую социальную целостность, суммарное количество семей образует общество. ПоКонту, именно через семью личность [IV] связывается с производством, социальными группами, организациями. Поскольку социальные связи вытекают и концентрируются прежде всего в семье, изучение всех этих связей дает возможность познать сущность общества, его структуру и функции.

Занимался определением главного закона развития общества. Пытаясь ответить на этот вопрос, разработал теорию «закона трех стадий» исторического развития. Согласно учению Конта, человеческий дух в своем развитии проходит три стадии – теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии, для которой характерно господство духовенства и военных властей, человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей или сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм). На второй стадии – при господстве философов и юристов – явления природы объясняются абстрактными причинами, «идеями» и «силами», т. е. гипостазированными абстракциями. На третьей, позитивной стадии, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формирует законы. Наиболее характерной чертой позитивной эпохи, по Конту, является преобладающее влияние промышленности на все общественные процессы.

Особое значение Конт придавал религии, видя в ней великую организующую и воспитательную роль в современном обществе. Но считал, что религия должна соответствовать современному обществу, поэтому она должна основываться на идеях позитивной философии (см. позитивизм [I]) и научных законах. В контексте работы над основными вопросами социального познания Конт создал эволюционную теорию социального развития. Эволюционная теория Конта опиралась на четыре выработанных им основных социологических принципа: 1) принцип условий существования, требовавший отдавать предпочтение социальной среде; 2) принцип единообразия человеческой природы, единообразия на биологической основе в обход психологии; 3) принцип консенсуса, обязывавший учитывать взаимосогласованность при взаимодействии, как частей, так и целого с частями; 4) принцип эволюции, опирающийся на признание социального прогресса, движения к определенной цели на основе интеллектуального развития, морального совершенства.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!