Проблема бытия. Честь и достоинство 2 страница



Я лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю;

Конь несет меня лихой, –

А куда? не знаю!

В стихотворении Толстой выражает мечту об идеальном русском государстве: светлом княжеском правлении и единстве с народом:

И хозяин на крыльцо

Вышел величавый;

Его светлое лицо

Блещет новой славой;

Всех его исполнил вид

И любви и страха,

На челе его горит

Шапка Мономаха.

Нераздельность для русского человека Родины, ее природного мира и идеи справедливого государства выражена в перекличке образов стихотворения: нежном звоне колокольчиков посреди радостной симфонии майского дня и звон колоколов, и струнные звуки гуслей в праздник, наполняющие воздух солнечного дня русского града. Сравните:

И о чем звените вы

В день веселый мая...

Громче звон колоколов,

Гусли раздаются...

Четкий ритм, одинаковые строфы с регулярным чередованием строк разной длины, его стихотворный размер порождают певучие интонации в стихотворении. В сочетании с нежностью и любовью автора к своей земле, выраженными в мягких обращениях, восторженных восклицаниях песенная структура стихотворения придает музыкальность стихотворению. Оно положено на музыку композиторами П.П. Булаховым и В.И. Ребиковым.

============

Стихотворение «Не ветер, вея с высоты...» строится на параллелизме образов. Параллелизм– художественный прием, основанный на сходстве, общности характерных черт сводимых вместе образов. В этом стихотворении дуновение ветра, дрожь листьев уподобляется речи возлюбленной, успокаивающей измученную «житейским вихрем» душу лирического героя. Чувства человека показаны на фоне контраста зимы и весны в природе. Душевные переживания передаются через образы зимней стужи:

Житейский вихрь ее терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

Утешение, которое несет любовь, сопоставляется Толстым с полнотой жизни и нежностью мая:

Твоя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновенье,

Как от цветов летящий пух,

Как майской ночи дуновенье.

Таким образом, в стихотворении «Не ветер, вея с высоты...» поэтически утверждается единство природы, души человека и его жизни.

Стихотворение не разделено на строфы, слова, как выражаемые ими чувства, словно переливаются из одной строки в другую. Поэтому оно подобно романсу, предназначенному для пения. Романс – музыкальный жанр, объединяющий в себе поэзию и музыку, небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с музыкальным аккомпанементом. Стихотворение «Не ветер, вея с высоты...» положено на музыку А.Г. Рубинштейном, Н.А. Римским-Корсаковым и С.И. Танеевым.

 

В

1. Какова ведущая тема стихотворения «Колокольчики мои…»?

2. С какой целью поэт использует олицетворения в этом стихотворении? Отвечая на вопрос, приводите примеры из текста стихотворения.

3. Какими поэтическими средствами автор передает стремительность бега коня? В чем иносказательный, метафорический смысл этого образа?

4. Укажите примеры звукописи (аллитерации) в этом стихотворении. Объясните их роль в тексте.

5. Почему в стихотворении так много вопросительных предложений?

6. В чем особенность ритмической организации стихотворения? Определите его размер.

7. Почему стихотворение «Не ветер, вея с высоты...» начинается с отрицания?

8. С какой целью изображаются картины природы в этом стихотворении? Свои мысли подтвердите текстом.

9. На какие две контрастные части делится стихотворение? Как этот прием помогает выразить главную поэтическую идею?

10. Укажите сравнения в этом стихотворении и объясните их роль в тексте.

 

Д

Выучите наизусть стихотворение «Не ветер, вея с высоты...» или фрагмент стихотворения «Колокольчики мои…» и подготовьте выразительное чтение.

 

Ж

Если вы занимаетесь или интересуетесь музыкой, проведите самостоятельное исследование на тему «Романсы на стихи А.К. Толстого», подготовьте доклад. Во время представления результатов своего исследования используйте музыкальные фрагменты.

 

 

Гражданские мотивы

 

Александр Сергеевич Пушкин

Портрет

(1799-1837)

А

Перед чтением текста вспомните стихотворение Пушкина, посвященное другу, лицейскому братству. Прочитайте это стихотворение наизусть.

 

Три года, проведенные Пушкиным в Петербурге после окончания Царскосельского лицея (1817-1820), были насыщены активной творческой деятельностью. Петербургский период – это молодые годы поэта, весна пушкинской поэзии, проникнутой страстным желанием свободы и счастья. Пушкин торопится жить: часто посещает театры, балы, дружеские встречи, словно бы предчувствует будущую шестилетнюю ссылку.

Воодушевление, охватившее русское общество после победы в войне с Наполеоном, ярко отразилось в лирике Пушкина. В стихотворениях поэта петербургского периода звучат призывы к переменам, они наполнены современными политическими идеалами и настроениями передовой дворянской молодежи. Это идеи вольности людей в справедливом государстве, торжества закона, беззаветной службы Отчизне, человечности, общественного благосостояния и труда. Они запечатлены в оде «Вольность» (1817), послании «К Чаадаеву» (1818), элегии и в то же время в политическом памфлете «Деревня» (1819) – образцах вольнолюбивой, гражданской лирики Пушкина второй половины 1819-х годов.

 

В

1. О какой войне с Наполеоном идет речь в прочитанном вами тексте?

2. Объясните, чем было вызвано воодушевление, охватившее русское общество после окончания этой войны.

 

Стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву»

В текст о стихотворении вставить портрет Чаадаева.

А

Перед чтением текста вспомните, какие стихотворения, написанные в жанре послания, вам известны.

 

Отличительной чертой таланта Пушкина было то, что еще в юности поэт умел соединять в своей лирике самые разные жанры русской поэзии своего времени. Еще в Лицее и позже в Петербургский период Пушкин с равным мастерством создавал стихотворения в традиции поэзии 18-го века, писал элегии, философскую и гражданскую лирику. Ведущие поэты времен юности Пушкина, такие как Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, признавали его как самого одаренного молодого поэта в русской поэзии.

Богатство поэтической манеры Пушкина проявилось в стихотворении «К Чаадаеву» (1818). Пушкин избрал для выражения своих идей жанр дружеского послания. В нем поэт обращается к своему старшему товарищу, выдающемуся деятелю русской культуры и мыслителю Петру Яковлевичу Чаадаеву. Пушкин описывает настроения молодого поколения в русском обществе: нетерпеливое ожидание вольности и мечту о счастье Родины. В стихотворении «К Чаадаеву» провозглашены гражданские идеалы передовых людей в России в преддекабристский период русской истории.

 

В

Какие выдающиеся поэты времени юности Пушкина упоминаются в тексте? С творчеством кого из них вы знакомы? Назовите известные вам произведения, кратко охарактеризуйте их или прочитайте наизусть.

 

==============

К Чаадаеву

А

Прочитайте стихотворение. Старайтесь интонационно передавать все изменения настроения лирического героя.

 

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

1818 год

=============

 

Стихотворение «К Чаадаеву» представляет собой уникальное сочетание различных поэтических мотивов. Оно начинается как элегия, в которой несбывшиеся ожидания сравниваются с прошедшей юностью, пробуждением от сна, наступлением дня:

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман...

Затем следует описание страстного ожидания вольности, воплощения в государстве гражданских идеалов свободы и справедливости. Сила этого ожидания показана в словах «горит желанье», «нетерпеливою душой» и подчеркнута сравнением, характерным для любовной лирики:

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Завершается стихотворение призывом, обращением к другу. Так в дружеском послании выражается патриотический пафос, пафос любви к России, служения Отчизне. Судьба человека и счастье Родины достигают единения, в их нераздельности заключается истинный патриотизм:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья...

Мысль поэта, что счастье России – это личное счастье каждого из нас, выражена в структуре стихотворения: оно начинается с темы поколения (поэт использует местоимение «мы», называющее поколение) и завершается в обращении темой личной ответственности за судьбу Родины (темой «я» и «ты»). Когда поэт пишет: «И на обломках самовластья // Напишут наши имена», – слово «наши» означает «твое» и «мое».

Стихотворение не разделено на строфы, и в сочетании с чеканным ритмом, который обеспечивает ямб, а также с троекратной рифмой «она», «сна», «имена» в заключительном пятистишии оно выражает восходящую идею – к счастью.

 

В

1. Раскройте особенности композиции стихотворения. Как композиция помогает воплотить его идею? Отвечая на вопросы, опирайтесь на текст.

2. Традиционно в основе жанра послания лежали не общественные, а сугубо личные темы. Что традиционного и что нового в послании «К Чаадаеву»? Объясните, почему Пушкин нарушил поэтическую традицию.

3. Какой поэтический образ создается в самом начале и в конце стихотворения? С какой целью используется этот повтор?

4. Каким вы представляете себе лирического героя этого стихотворения? Используйте при ответе текст.

5. Укажите эпитеты в тексте стихотворения и объясните их роль.

6. В последней части стихотворения дважды встречается средство иносказательной выразительности: «звезда пленительного счастья», «на обломках самовластья». Как называется этот прием? С какой целью используется поэтом?

7. Укажите строфы, в которых различается характер рифмовки. С какой целью Пушкин использует этот прием?

 

Д

Выучите стихотворение наизусть и подготовьте его выразительное чтение.

 

Ж

Проведите исследование и оформите его результаты в виде реферата на тему: «Жанр послания в русской и зарубежной поэзии на примере…». Стихотворения для анализа отберите самостоятельно.

 

 

Михаил Юрьевич Лермонтов

Портрет

(1814-1841)

А

Перед чтением текста вспомни, на какие три этапа можно разделить жизненный и творческий путь Лермонтова.

 

Ссылка Лермонтова на Кавказ, в которую поэт был отправлен за стихи, написанные на смерть Пушкина, завершилась в конце 1837 года. Лермонтов был переведен сначала в Гродненский полк под Нижний Новгород, а затем в Петербург. В 1838 году к Лермонтову как к поэту пришла известность: выходит в печати поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», к его творчеству возрастает интерес со стороны издателей, критиков и читателей. Большую популярность Лермонтов приобретает в высшем свете.

В этот период на передний план выходит одна из ведущих тем творчества Лермонтова – тема поколения. Благодаря своему жизненному опыту, знанию света, службе в армии, а главное – благодаря своей неравнодушной гражданской позиции и большому таланту художника Лермонтов видит, что его сверстниками овладевает чувство безразличия и апатии в общественной жизни. Поражение восстания декабристов в 1825 году и жесткая политика царского правительства во главе с царем Николаем I остановили волну политического энтузиазма в обществе, поднявшуюся после победы в войне с Наполеоном. Поэтому судьба лермонтовского поколения, взрослевшего после восстания декабристов, стала решающим фактором для будущего страны и нации.

 

Б

1. О каком этапе творчества Лермонтова идет речь в прочитанном вами тексте?

2. Найдите в тексте ответ на вопрос: чем объяснить общественную апатию современников Лермонтова.

 

 

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума»

А

Читая текст, разделите его на части и выделите в каждой части ключевые слова.

 

Стихотворение «Дума» написано Лермонтовым в 1838 году. Поэт прибегает к жанру думы, то есть поэтического размышления на историческую или гражданскую тему, который был распространен в поэзии декабриста К.Ф. Рылеева. Источник этого жанра в украинских лиро-эпических народных песнях, называемых думами. Стихотворение посвящено теме поколения. Обращение к этой теме вызвано глубокой обеспокоенностью и заботой Лермонтова-гражданина о том, что в жизни нации наступает губительный период, когда у молодежи утрачено желание деятельности, нет ценностей и принципов, ослабевает воля к жизни и не найдена ее цель.

В стихотворении «Дума» Лермонтов поднимает самый важный вопрос для современной ему истории России: именно его поколение, поколение 1830-х годов должно не допустить разрыва в жизни нации, соединить обрести цель и смысл существования, соединить своей деятельностью прошлое и будущее. Поэтому стихотворение не осуждает людей, влачащих бесцельную и скудную жизнь, оно служит предупреждением обществу, исполненным искренней печали и тревоги. Стихотворение вызвало большой резонанс среди современников, не все соглашались с Лермонтовым. Понимание и сочувствие к нему ярко выразил критик В.Г. Белинский, восхищавшегося «поразительной верностью идей»: «Эти стихи писаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа... И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней?..»

 

Б

1. Передайте содержание прочитанного текста, используя выделенные вами ключевые слова.

2. Почему стихотворение «Дума» названо поэтическим размышлением?

 

====================

Дума

А

Читая стихотворение, найдите в тексте стихотворения строки, в которых говорится о прошлом, настоящем и будущем).

 

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию – презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

 

 Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

 Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства –

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

 Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

1838 год

==============

 

Можно подумать, Лермонтов-поэт обличает своей поколение, оставаясь при этом в роли судьи. Это не так. Обратите внимание на первую строку стихотворения:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Поэт лишь один раз в стихотворении и в самом его начале говорит «я», утверждая свой взгляд, но он не отделяет себя от своего поколения, тут же говоря «наше поколенье». Во всем остальном тексте Лермонтов использует только местоимение «мы». Таково отношение Лермонтова-поэта к людям: он никогда не высказывает своего мнения отстраненно, с высокомерием.

Стихотворение обрамлено темой будущего. В его начале содержится утверждение о судьбе поколения:

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Завершается стихотворение горькой картиной бесславного конца бездарной жизни:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Такая композиция стихотворения выражает тревогу автора о будущности нации, с ее помощью Лермонтов подчеркивает, что для здоровья нации и ее надежного будущего нужно сохранить непрерывность ее исторической жизни: прошло, настоящего и будущего. Поэтому так важно наследие прошлого, умение извлечь из него лучшее и изменить ошибочное. Нынешнее же поколение безропотно принимает его:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом…

Основная часть стихотворения посвящена беспощадному описанию настоящего – безрадостной и бесплодной жизни своего поколения, бессмысленность которой поэт выразил в сравнении:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…

Лермонтов называет причины плачевного состояния своего поколения: отсутствие идеалов, малодушие, страх, пассивность, вялость. (Хорошо бы задание: подтвердить примерами из текста). Для придания большей выразительности своим идеям Лермонтов прибегает в стихотворении к частым сравнениям: «как пир на празднике чужом», «так тощий плод» и другим. Сравнение – это средство художественной выразительности, при котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другими. В лирике Лермонтова сравнение выступает одним из самых распространенных художественных приемов.

Для гражданской лирики Лермонтова характерно сочетание сильных чувств с ясностью и четкостью мысли. Передаче гражданской позиции автора способствует выбор стихотворного размера стихотворения: шестистопного ямба с включением в ритмический рисунок строк с пятью и четырьмя ямбическими стопами. Такой ритм свойствен стихотворениям Лермонтова, выражающим гражданские идеалы поэта.

 

Д

1. Какова главная тема стихотворения «Дума»?

2. Сколько частей можно выделить в стихотворении? Как композиция «Думы» соотносится с ее проблемой и идеей?


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 431; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!