Политико-правовое учение Соловьёва



Соловьёв В.С. (1853-1900). Политическая организация – это благо, необходимое для жизни. В государстве должно быть христианство, и осуществлять политику надо по-христиански. Христианское государство призвано осуществлять духовное развитие, улучшать условия существования, содействовать свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носителями христианской истины. Государство призвано создавать вне­ш­ние условия для достойного существования на основе связи государства с цер­­ковью, которая выражается в постоянном согласии их высших представителей.

Носитель свободы – человек. Свобода не может принадлежать толпе, быть атрибутом демократии. Настоящая свобода должна быть заслужена внутренним подвигом человека. Право свободы должно быть основано на самом человеческом существе и должно быть осуществлено государством. Право является низшим пределом или минимумом нравственности, равно для всех обязательным.

Естественное право – это идея права. Положительное и естественное право – 2 различных точки зрения на один предмет. Естественное право воплощает рациональную сущность права, а положительное осуществляет историческую явленность права, следовательно это право находится в зависимости от состояния нравственного сознания в этом обществе и других условий. Эти условия предопределяют особенности постоянного дополнения естественного права. Естественное право – это свобода и равенство, т.е. оно и являет собой аллегорическую форму права – общественное благо. Право стремится осуществить справедливость. Стремление это – общая тенденция. Положительное право лишь воплощает и реализует в конкретные формы эту тенденцию. Право как справедливость пребывает в таком соотношении с христианской моралью, как государство и церковь. Любовь – нравственный принцип церкви. Справедливость – нравственный принцип государства. Право предполагает принудительное требование государства к реализации минимального добра. Право является исторически подвижным, определением необходимого равновесия 2-х нравственных интересов: личной свободы и общего блага.

Политико-правовые учения н.20 века

Алексеев А.А.: Государство должно быть государством правовым и 1-ый прин­цип правового государства – недопустимость изменения порядка в госу­дарстве без народного представительства. 2-ой принцип – верховенство права.

Шершеневич Г.Ш.: Государство – источник права как властное веление и власть, связано с волей и умением. В основе власти лежит эмоциональный и эгоистический интеллектуальный настрой повинующегося, полагающего, что послушание может принести известные выгоды. Верное понимание государства – социологическое, а не юридическое. Социологическое: государство – комбинация силы и воли. Воля: умение одних подчинять себе других.

Ильин: Власть – сила воли, которая измеряется не только интенсивностью, а активностью внутреннего волевого напряжения властителя, но и авторитетом. Назначение власти – создавать в душах людей завершённости, импульсивности, исполнительности. Государственная власть должна осуществляться только на основе правомочия, она должна быть единой, должна осуществляться лучшими людьми, политические программы могут включать только такие сферы, которые преследуют классовые и сверхклассовые интересы. Современное государство должно быть правовым, и в отличие от тоталитарного, основываться на признании человека как личности. Правовое государство покоится на лояльности, тоталитарное – на террористическом внушении. Право там, где на высоте проживает живое правосознание людей, которое даётся христианством.

Стоит отметить, также и таких ученных как Г.В. Плеханов, В.И Ульянов, которые принадлежали к марксистскому движению.соР

 

 

Лекция № 17.

Тема 3.10 Основные политические и правовые учения XX — начала XXI вв.

Теория институционализма

Психологическая теория права

Социологическая школа права

Теори институционализма

Основатели Ориу и Ренар.

Морис Ориу (1856-1929). Труд – “Основы публичного права”.

Основное содержание теории: государство – это политический организм, который представляет всю нацию в целом. Государство – режим одновременно и экономический, и политический, и юридический, режим, который овладевает нацией, видоизменяет её, налагает на неё определённую форму, становится средой, в которой существуют индивиды.

Согласно Ореу каждый гражданин занимается своими делами, и тем самым совершает общее дело на благо всего общества. Единственный стимул гражданина – стремление к наживе, институт приобретения.

Для того, чтобы в обществе не возникали конфликты, чтобы общество было стабильным, необходимо учреждение институтов. Институт – спокойное, длительное существование какого-либо положения вещей. Это известная организация, постоянство определённой социальной группы, образующее институты (семья, церковь, община, профсоюз и т.д.), в том числе и государство. Все институты делятся на 2 группы:

6. институты-корпорации;

7. институты-вещи.

Корпорация – институт, обладающий внутренней свободой, позволяющий себе преследовать свои цели и делающийся индивидуальностью. Этот институт обладает определённой автономией. Эти институты возникали давно и совсем недавно. Наиболее устойчивый – государство.

Институты-вещи лишены автономии.

Государство осуществляет свою деятельность на основе права. Право уравновешивает вечную противоположность между личностью и обществом. Нормы права создаются институтами. Процесс создания проходит 3 стадии:

1. возникает направляющая идея института, которая получает выражение в волевых актах правящих лиц. Идея превращается в право дисциплины;

2. становление права. Придание идее силы. Но право дисциплины ещё не право, оно не совершенно, не обладает подлинной юридической природой, т.к. представляет собой лишь субъективное выражение направляющей идеи института;

3. право дисциплина становится подлинным правом. Правовые предписания должны получить одобрение со стороны подданных, граждан в форме их присоединения к действующим нормам. Т.е. нормы санкционируются гражданами, что приводит к длительному, ни чем не нарушаемому существованию. Это уже статутное право, когда к нему присоединяются институты.

Ренар развил положения Ориу.

Институт – всякое длительное существование какого-либо объединения людей. Это некое соединение людей и идей – людской состав меняется, как вода, а идеи остаются.

Государство – один из множества институтов, которые находятся в определённой координации и субординации. Это множество и образует целое, порядок. В установлении этого порядка непосредственную роль играют нормы, которые устанавливаются человеческим поведением, т.о. преобразуются в нормы управления обществом. Право – система институционно оформленных социальных фактов. Право не тождественно позитивному законодательству – “начальной точкой всех моих исследований был протест против обывательской иллюзии, будто право идентично закону”.

В этот период стоит отметить такое важное событие, как то, что  Маритен участвовал в разработке документа, принятого ООН в 1948 году, под названием «Всеобщая декларации прав человека.»

Психологическая теория права

В основе – учение Петражицкого (1867-1931). Философской основой его учения является учение Канта о категорическом императиве.

В основе – переживания, эмоции. П. Иллюстрирует 2-е стороны переживания примером отношений между кредитором и должником. Должник чувствует свою обязанность, долг перед кредитором, и он чувствует право кредитора предъявить ему требование о возмещении долга.

2-ая сторона переживания, эмоция порождает интуитивное право, основанное на этом переживании. Это право неофициальное, оно существует наряду с официальным правом, представляющем собой государственные предписания, законы, иные нормативно-правовые акты, подлежащие применению с помощью государственной власти. Неофициальное право лишено такого обеспечения, но действует как право  2 вида права: официальное и неофициальное.

Неофициальное право характеризуется тем, что каждая группа людей имеет своё право. Дети, исходя из своей психики, вырабатывает своё, детское право; разбойники – разбойничье и т.д. Не только каждая социальная группа имеет своё право, но и каждый человек, исходя из представлений 2-й стороны, переживаний.

В интуитивном праве – прогрессивное ядро, которое реагирует на законы и оказывает давление на пассивное право, официальное право, особенно если последнее злокачественно. Официальное право должно вбирать в себя аксиомы интуитивного права. П. выделяет 15 видов позитивного (положительного), кроме законодательства:

8. книжное право – книги юридического содержания + сборники обычного права + священные книги;

9. право принятых в науке мнений – доктрины права, позиции, мнения учёных;

10. право учений отдельных юристов и их групп;

11. право изречений религиозно-этических авторитетов;

12. право религиозно-авторитетных примеров – образцов поведения;

13. договорное право

и др.

Социологическая школа права

Основатель – Роско Паунд (1870-1964) – профессор Гарвардского университета. Труд – “Юриспруденция”.

Социология права – изучение юридической системы функционального в сфере социальных идей. У него 3 аспекта характеристики права:

1. Право как правопорядок, т.е. режим упорядоченных отношений между людьми посредством систематического применения силы политически организованного сообщества;

2. Совокупность юридических предписаний, т.е. правил, норм в данном политически организованном обществе;

3. Судебный и административный процесс.

В этих 3-х сторонах на 1-й план выступает право как правопорядок. Он не отрицает нормативного характера права, но считает, что право – не только государственное предписание, нормы, но и их реализация, т.е. их претворение в жизнь, это правовые отношения.

Право как режим, правопорядок зиждется на философии прагматизма – сводится к защите интересов дела, оно заслуживает защиту интересов, т.к. полезно всему обществу (интересам собственности).

Основное звено социологической школы права – противопоставление права в законе праву в действии, динамическому правопорядку. Право призвано обеспечить компромисс между противоречивыми интересами индивидов и общества. Право призвано обеспечить полную безопасность полную безопасность человека. Основная структура, обеспечивающая реализацию права – суды.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!