Теория позитивизма Огюста Конта



Огюст Конт (1798-1857) – французский социолог, родоначальник позитивизма. Positivus (лат.) – положительный. Конт возвысился над материализмом и идеализмом, преодолел их противоречия, изобрёл новую науку.

В развитии человека и общества он усматривает 3 эпохи, которым соответствуют 3 состояния человеческого ума:

1. теологическое состояние ума – характеризуется тем, что мир рассмат­рива­ет­ся как результат деятельности сверхчеловеческих существ, сил. В области политики это выразилось в создании теории, призывающей к соединению светской и духовной власти, оправдывающей монархическую форму правления;

2. метафизическое состояние ума – характеризуется тем, что при этом состоянии ума природа наделяется теми свойствами, которые ей не присущи. В политике это республиканские теории, теории о народном суверенитете;

3. позитивистское состояние ума – характеризуется тем, что человеческий ум отказывается от происхождения и целей Вселенной и внутренних причин явлений и ограничивается установлением между различными частными явлениями.

Человечество никогда не узнает ни минералогическую структуру, ни состав Луны и других небесных тел. Подлинная наука – позитивистская. К. положил начало 3-му состоянию человеческого ума, создав политическую философию и социо­логию  возникла новая политика, основанная на подлинно социоло­гичес­кой науке. Позитивистская философия и политика способны обуздать революционный дух, укрепить общественный порядок. Основное назначение позитивистской философии – внушить стойкие и всеобщие убеждения. Она призвана обеспечить устойчивый порядок. При этом порядок неизбежно сочетается с прогрессом. Прогресс – это порядок. Порядок – это воплощение позитивистской политики, в противоположность анархической республике наступает социократия, т.е. гармоничная организация общества. Социократия Конта имеет в основе идею солидарности.

Солидарность и гармония – закон Вселенной. Задача политики – укрепить общественную солидарность, установить гармонию между целым и частями обще­ственной системы. Основной закон социократии – любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель.

Конт буквально обрушивается на права личности, которые так энергично отстаиваются буржуазными либералами. Позитивная политика не признаёт никаких прав, кроме права исполнять свой долг. Понятие прав должно исчезнуть из области политики, также, как и из философии. “Новая философия всё более будет стремиться поставить на место бурные рассуждения о правах, и будет спокойно рассуждать о взаимных обязанностях”. Слово “право” должно быть устранено из языка – это теологическое понятие, оно аморально и анархично. Надо ставить вместо прав обязанности. Все члены общества выполняют свои обязанности, функции.

Обладание капиталом – общая заслуга. Капитал оплодотворяет промышленность, производство. Для обеспечения социократии, солидарности в обществе предлагает учредить 2 власти: духовную и светскую. Духовная власть должна формироваться из духовной аристократии, т.е. из числа выдающихся вождей пролетариата. Светская власть должна принадлежать банкирам (главное – денежное влияние). Духовная власть покровительствует угнетённому классу, должна вести воспитание в позитивистском духе даже среди этого класса. При спорах между вождями светской и духовной власти арбитром должен быть народ. Предложил конкретную структуру власти для парижан.

Социально-утопическое учение Сен-Симона, Фурье и Оуэна

Социалисты-утописты обличали капиталистический строй и предлагали план идеального политического и экономического устройства общества.

Клод Анри де Рокруа Сен-Симон (1760-1825). Его работы: «О промышленной системе»; «Катехезис промышленников»; «Новое христианство» и др. Сен-Симон был недоволен результатами французской революции (не решила всех проблем). В протест слагает дворянское звание, отказывается от графского титула, ищет пути устройства общества на справедливых началах.

Создал учение о закономерностях общественного развития, о прогрес­сивно­сти всякой новой системы в развитии общества. Существующий строй надо реформировать. Он анализирует строй в социальном аспекте: общество состоит из 3-х классов:

1. учёные, художники, все, действующие под знаком прогресса;

2. собственники (за исключением 1-го класса);

3. не имеющие собственности.

Позднее выделяет 2 класса: паразиты (дворяне, легисты, чиновники); промышленники (пролетарии, работники умственного труда, банкиры, торговцы).

Он критикует несправедливость существующего строя. Сила, которая может вывести из этого состояния общество к справедливости – просвещение. С.-С. обращался к просвещённым монархам. Надо сделать идеальную структуру власти:

30. королевская власть;

31. 2 совета при королевской власти: учёных (проявляет инициативу, разрабатывает планы социальных преобразований, руководит жизнью страны) и промышленников (рассмотрение проектов Совета Учёных, составление проектов бюджета, осуществление исполнения бюджета);

32. СМ (рассматривает бюджет);

33. Парламент должен быть 2-хпалатным. Задача – утверждение бюджета.

Это справедливая промышленная система управления, простая и рациональная, при которой имеет место управление вещами, а не людьми.

Шарль Фурье (1772-1837). Автор сочинений: «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «теория всемирного единства» и др. Родился в семье богатого коммерсанта. На него оказала огромное влияние французская революция. Он считал, что эта революция не достигла необходимых результатов. Он критикует существующий строй, идеологов капитализма, тех, кто защищает капиталистические устои.

Своё учение Ф. Облекает в религиозно-мистическую форму, т.к. считал себя пророком, постигшим волю Всевышнего. Он утверждал, что открыл новый социальный мир. Начинает своё учение с исследования природы человека.

Человек обуреваем страстями, которые являются движущей силой поведения человека. Страсти не следует заглушать, им следует дать разумное удовлетворение. Человеческие страсти ведут индивидуума к удовлетворению своих потребностей и необходимости сожительства с другими людьми.

Энтузиазм, радость творческого труда и стремление к совершенствованию может найти своё удовлетворение только в социальном обществе. Капиталистическое общество не в состоянии обеспечить их проявление, т.к. это общество характеризуется растратой общественного труда, анархии производства, конкуренцией, торгашеским духом, низменными побуждениями, угнетением бедноты. Существующий строй – тирания частной собственности над массами. Вся эта система пронизана антагонизмами, враждой.

Фурье критикует и политическую систему, государство и правительство, кото­рое фактически находится в услужении у богатых, и государство защищает их бо­гат­ство в борьбе против бедняков. Законы защищают привилегии богатых. Зако­ны – это акты государственного принуждения. Они обязывают бедняков упла­чи­вать налоги и поборы. Бедняк не может рассчитывать на справедливость в суде, т.к. не имеет средств для гарантии своей судебной защиты в делах против богачей. Право – ничто, если оно не гарантированно материально. Право иллюзорно, если нельзя его осуществить. Примером этого является право народного суверенитета.

Предложенные Ф. Исправления существующего положения: строй должен представлять собой строй социальной гармонии. Он возможен, если он будет являть собой систему ассоциаций, систему фаланг. Фаланга должна иметь место и в земледелии, и в промышленности. Фаланга – это ассоциация 1600-1700 человек. В ней вся производственная деятельность регулируется в соответ­ствии с человеческими страстями. Вся культурная и бытовая деятельность должна упорядочиваться исходя из человеческих страстей. Их Ф. Выделил 12:

34. 5 чувственных (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух);

35. 4 душевных (дружба, честолюбие, любовь, отцовство);

36. 3 распределительных, управляющих (страсть-интрига, страсть к разнообразию, энтузиазм).

Из них особое значение имеет энтузиазм. Исходя из особенностей индивида внутри фаланги образуются группы, занимающиеся определённым видом труда. Такая деятельность увеличивает производительность труда в 4 раза. Для стимулирования производственной деятельности надо делить фаланги по трём критериям: талант (3/12), капитал (4/12), труд (5/12). Эти критерии дают возможность справедливо вознаграждать за труд. Это разделение по интересам обеспечивает удовлетворение всех страстей. Для достижения гармонии все фалангисты должны жить также совместно. Богачи должны участвовать в наиболее благоприятных видах труда. Пролетарии должны покупать акции у капиталистов. Надо поощрять смешанные браки. С точки зрения Ф. План будет неизбежно реализован.

Роберт Оуэн (1771-1858). Выходец из семьи ремесленника. К 30 годам стал совладельцем крупной бумагопрядильной фабрики. На ней сократил рабочий день с 13-14 часов до 10,5; для детей рабочих впервые организует ясли. Т.о. стал заниматься благотворительностью. Но вскоре убедился, что этого недостаточно для улучшения положения рабочего класса.

Оуэн сторонник общественной собственности. Его концепция сводилась к необходимости обеспечения реализации деятельности на общественном труде в пределах группы людей, объединённых в колонии. Эти колонии должны базироваться на иной основе – общности права и труда. В 1824г. отправляется в США и создаёт коммунистическую колонию “Новая гармония”. Но его постигла неудача, после чего он вернулся в Англию.

Он тоже обращался к сильным мира сего со своими планами. Он исходил из то­го, что человек создан для счастья, которое он обретёт только в сотрудни­чес­тве с другими. Первопричина всех бед – невежество. Если его заменить под­линным знанием, то можно будет увидеть всю нелепость существующей сис­темы, поэтому надо пропагандировать необходимость создания нового строя.

Центральная власть, как орган насилия, будет излишен и уступит место свободной федерации, самоуправляющейся общине. Вскоре собственность станет общественным достоянием, которой будет достаточно всем. Человек будет воспитан в духе гармонии.

Лекция 14.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 405; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!