Русское монашество в XIV – XVI веках



Со второй половины XIV века начинается постепенное возрождение русского монашества, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского. Он не был чужд в своей деятельности и политики. Как и московские митрополиты, он оказывал поддержку Московским князьям, понимая значимость их объединительного курса для будущего Руси и Русской Церкви. Деятельность Сергия и подвижников его круга привела к активизации монастырской жизни, причем в такой синтетической форме, которая совершенно и гармонично сочетала в себе как отшельническое (анахоретское), так и общежительное (киновиальное) начала, дополняя их обращенностью внутрь общества, духовным и социальным попечением о народе, освящением государственного строительства. В таком ключе протекала деятельность почти всех учеников Сергия. Почти все они, начав с общего жития в Троицком монастыре, основанного Сергием, достигают той духовной высоты, которая требует уединенного созерцательного образа жизни и невольное собирание вокруг себя учеников и создание новой киновиальной обители. Так многократно, в геометрической прогрессии, умножалось в XIV-XV в.в. достояние преп. Сергия. Около 180 монастырей возникает в это время, главным образом, в северных пределах Руси. Большинство из них связано с традицией Троице-Сергиева монастыря.

Монастыри, появляясь и укрепляя свой духовный авторитет, очень скоро обзаводились земельными владениями. В сравнении с вотчинным и помещичьим землевладением, монастырские земли обыкновенно освобождались от разного рода выплат в княжескую казну и принудительных работ для нужд князя. Это привлекало крестьян на монастырские земли настолько, что вокруг каждого монастыря неминуемо и вполне добровольно возникали сельские поселения. При этом противниками монастырей в эту эпоху выступают отнюдь не крестьяне, которым был выгоден симбиоз с монастырским хозяйством, а крупные землевладельцы, боявшиеся конкуренции. Лишь много позже, в основном в XVI в., когда меняется характер монастырского землевладения, отмечены несколько случаев противодействия свободных крестьян основанию монастырей вблизи их поселений. Крепостного права в его законченной форме на Руси в ту пору еще не существовало, и частым явлением был переход крестьян с боярских земель на монастырские, где их ожидали различные льготы и гораздо более человечное отношение. Таким образом, монастыри становились мощным фактором колонизации и освоения малонаселенного Русского Севера.

Монастырское хозяйство было необходимо монастырю для осуществления его просветительской и благотворительной деятельности. При должном духовном уровне обители средства, полученные от владения селами, расходовались отнюдь не для нужд самих аскетов-монахов, нуждавшихся в минимуме. Известно, что Кириллов-Белозерский монастырь в голодные годы бесплатно кормил до 600 нищих ежедневно, а Пафнутиев-Боровский – до 1000 человек. Больницы, школы, гостиницы и богадельни были почти при каждой обители, на что также шла львиная доля доходов от земельной собственности. Библиотеки также при существовавшей тогда дороговизне книг требовали гигантских расходов, так же как и мастерские по переписыванию и изготовлению книг. Многие монастыри были настоящими центрами церковного искусства, как, например, Спасо-Андронников в Москве, где подвизались преп. Андрей Рублев и Даниил Черный.

Вопрос о монастырском землевладении в связи с усилением государства приобретает в период конца XV – XVI веков особую остроту. Великий князь Иван III сделал первую попытку секуляризовать вотчины монастырей. Однако добиться этого ему не удалось. Духовенство Русской Церкви решительно воспротивилось притязаниям государя, который, встретив отпор со стороны Церкви, вынужден был отступить. На рубеже XV-XVI веков оформились и обострились два взгляда на монастырское землевладение со стороны самого монашества: нестяжатели и иосфляне. Основателем и идеологом первого из них можно назвать Нила Сорского, который смотрел на иночество как на полное отречение от мира, отрицал всякую церковно-административную деятельность монахов. Его идеалом монашеской жизни были скиты, где монахи добывали пропитание собственным трудом и заботились исключительно о собственном спасении. Главой противоположного направления являлся Иосиф Волоцкий, который считал, что монашество должно стоять во главе всей церковной жизни и должно быть рассадников церковных властей, просвещения, социальной работы, что невозможно без высокого материального обеспечения. Первоначально Иван 3 поддержал позицию нестяжателей, рассчитывая, таким образом обосновать изъятия монастырских земель в руки государства. Но вскоре укрепляются позиции иосифлян, которые оказывали идейную поддержку великокняжеской власти в деле утверждения самодержавной монархии на Руси. Это дает лишь отсрочку в решении вопроса о монастырском землевладении.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1473; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!