Крещение Руси и ее последствия



Когда Владимир увидел, что из его реформированного язычества ничего не получается, это, очевидно, стало для него не только политической, но и личной духовно-нравственной проблемой. Личный духовный поиск, безусловно, занимал определенное место в деле отказа киевского князя от язычества. Но нельзя не отметить и политических мотивов: крупное государство, каковым стала Русь, не могла быть признана соседями равноправным участником международных отношений без принятия одной из монотеистических религий. Как повествует «Повесть временных лет» Владимиру стали приходить послы от соседних народов, представлявшие эти религии.

Одними из первых были хазарские иудеи. Во время беседы с ними Владимир, согласно свидетельству летописца, спросил, где их родина. Они же ответили ему: «у нас нет родины. За наши грехи Бог нас рассеял». Владимир отвечал иудеям, что не желает принимать веры, которая приводит потом к потере отечества. Беседовал Владимир с мусульманами, пришедшими из Волжской Булгарии, принявшей ислам в 922 году. Князь еще по-детски наивно лукавит, желая найти легкий путь к Богу. Так, ислам прельщает поначалу князя возможностью многоженства. Однако, как говорит летописец, победила другая страсть: узнав, что Коран запрещает употребление вина, Владимир произносит историческую фразу: «Веселие Руси есть питие и без того не можем быти».

Гораздо более коротким был разговор Владимира с западными христианами. Очевидно, Владимира отталкивала уже вполне к тому времени оформившаяся идеология папизма с требованием вассального подчинения римскому первосвященнику как земному владыке христианского мира. Владимир ответил папским посланцам, что его предки веры латинской не принимали. Казалось бы, не вполне логичное заявление, если речь идет о выборе новой веры. Однако, вероятно, Владимир помнил о том, как при Ольге на Русь приходил с миссией латинский епископ Адальберт, которого киевляне вскоре с негодованием изгнали.

Наиболее обширным моментом в рассказе преп. Нестора является беседа князя с монахом-философом, пришедшим из Византии, который показал Владимиру икону Страшного Суда, и тем самым наглядно продемонстрировал ему христианскую эсхатологию и посмертную судьбу грешников и праведников. Князь Владимир от проповеди греческого монаха и от иконы получил сильное эмоциональное впечатление, благоприятное, в отличие от других религий. Но все же это был еще далеко не окончательный выбор. Владимир отправляет послов в разные страны, и эти послы подтвердили его впечатление. Летопись нам говорит об их ошеломленном состоянии после богослужения в соборе Святой Софии в Константинополе. Надо сказать, что византийцы часто пользовались красотой богослужения, чтобы произвести впечатление на варваров.

Однако, даже после положительного ответа послов, совпавшего с реакцией самого Владимира на православие, Владимир все еще не торопится принимать крещение. Причина этого сложные политические взаимоотношение Руси и Византии. Византийские императоры, братья-соправители из Македонской династии Василий II Болгаробойца и Константин VIII, переживали очень сложный период. В империи возник мятеж, заставивший их обратиться к Владимиру за военной помощью. Владимиру было обещано дать в жены сестру императоров Анну. Разумеется, что князь Владимир при этом должен был креститься. Он прислал императорам армию из 6 тыс. воинов, которая разбила узурпатора Варду Фоку, грозившего свергнуть законных императоров с трона. Владимир в обмен на военные услуги потребовал руку византийской принцессы, но императоры не торопились отправлять сестру на Русь. Но самым существенным было то, что Владимир, несмотря на все свое уже вполне оформившееся стремление к христианству, так к этому времени и не крестился. Почему же Владимир медлил с крещением? Верх взяли политические соображения. Князь Владимир внутренне уже вполне был готов принять православие, но с точки зрения византийской теократической идеи это означало бы, что Владимир признает себя подданным императоров, хотя бы номинально, и вводит Русь в политическую орбиту Византийской империи. Владимир этого явно не желал. Брак с Анной уравнивал бы его с императорами. Но прежде женитьбы надо было креститься. Круг замыкался.

Князь Владимир идет войной на греков, имея теперь для этого предлог: императоры «обманули» его и не отдали в жены Анну. После долгой осады князь овладевает крымским форпостом Византии – Херсонесом (в древнерусской традиции – Корсунь, ныне окраина Севастополя). Владимир требует Анну в жены в обмен на возвращение Херсонеса Византии. И только после ее приезда он принимает крещение с именем Василий.

Первым шагом святого Владимира стало крещение киевлян, происшедшее в 988 г. Родственники Владимира и его ближайшие советники и другие близкие Владимиру люди, вероятно, крестились в деревянной церкви Св. Василия, одной из первых построенной князем в Киеве, на месте прежнего капища Перуна. Остальные десятки тысяч людей, были крещены в водах Днепра. Едва ли имела место серьезная подготовка народа к крещению. Но в духе того полупатриархального характера, который еще имела княжеская власть на Руси, народ должен был довериться выбору князя, выступавшего от его лица. По крайней мере, в Киеве это воспринималось именно таким образом: князь выступал в качестве отца большой семьи. Отсюда и успех христианской миссии в столице. Какие-либо данные о протесте киевлян отсутствуют.

В других же землях, вероятно, христианизация проходила не столь гладко, как в Киеве. В летописи мы читаем, что в Новгороде «Путята крестил огнем, а Добрыня мечем», хотя возможно, что подоплека сопротивления новгородцев крещению была не только религиозной, но и политической. Не смотря на пример Новгорода, вероятно, все же, следует признать, что Русь приняла новую веру довольно спокойно, особенно по сравнению с Западной Европой, где масштаб репрессий был гораздо больше. Наиболее легко крестилось население славянских областей на юге и юго-западе Руси. Напротив, север и северо-восток, где население было преимущественно финским, намного дольше упорствовал в язычестве. Здесь сильно было влияние волхвов, и даже отмечены мятежи языческого населения. Конечно, в первую очередь было крещено городское население. В сельской местности язычество продержалось дольше, что, впрочем, было явлением повсеместным. Не случайно латинский термин «paganus», то есть, «язычник», дословно переводится, как «сельский житель». В русской традиции это вылилось в практику «двоеверия», когда наряду с официальной христианской верой, которой следовали в воскресные и праздничные дни в храме и при княжеском дворе, существовала народная языческая вера в домовых, леших, чуров. Отголосками ее могут служить обряды, ассимилированные церковью, такие как Масленица, святки, имеющие некогда языческий смысл, ставшие со временем частью русской православной культуры.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 421; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!