КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ



П. Бергер и Т. Лукман о социальном конструировании реальности

В современной общественной жизни на всех уровнях социаль­ности ведущую роль приобретает конструирование социальной ре­альности, и именно здесь выстраиваются границы социального контроля масс: но одну сторону эти границы очерчивают поле контроля над массами, манипулирования ими, по другую — они фиксируют пределы воздействия на массы и устанавливают зону их свободы, самоорганизации и встречного манипулирования, ес­ли можно так сказать, своими манипуляторами.

Социальное конструирование реальности — понятие, которое ввели видные современные социологи П. Бергер и Т. Лукман. Ре­альность социально конструируется — так около 40 лет назад сформулировали они главный тезис социологии знания. Эта кон­цепция была воспринята в философском и социологическом мире, сегодня — это одна из продуктивных теорий, которая вышла за пределы первоначального авторского замысла. В России идеи Бер­гера и Лукмана были известны достаточно давно, но в узком кругу ученых, только в конце 1990-х годов они получили широкое рас­пространение, стали применяться как теоретическая основа и в эмпирических исследованиях, правда, в иной интерпретации глав­ных понятий.

Что же, по Бергеру и Лукману, есть реальность, а что — знание? Знание — это «уверенность в том, что феномены являются реаль­ными и обладают специфическими характеристиками» [2, 9]. Зна­ние, таким образом, изначально — зона субъективного. Реальность авторы рассматривают как «качество, присущее феноменам, иметь бытие, независимо от нашей воли и желания (мы не можем "от них отделаться")» [2, 12]. Объективность реального, однако, относи­тельна: «Что "реально" для тибетского монаха, не может быть "ре-

53

альным" для американского бизнесмена. "Знание" преступника отличается от "знания" криминалиста» [2, 12]. Иначе говоря, объ­ективность — не более чем черта, которую фиксирует в отношении реальности познающий субъект, и можно сказать, что и объек­тивность субъективна.

Предметом теории П. Бергера и Т. Лукмана является многооб­разие знаний в обществе, а также те процессы, «с помощью кото­рых любая система "знания" становится социально признанной в качестве "реальности"» [2,52]. Здесь — ядро концепции, ее наибо­лее интересный аспект. В центре реальности стоит реальность по­вседневной жизни. Она определена потребностями человека, в процессе удовлетворения которых все иные реальности отходят на периферию его сознания и в это время несущественны. Эти другие реальности выступают в качестве «области конечного знания», своего рода анклавов информации, куда сознание индивида воз­вращается в зависимости от необходимости, по меньшей мере ис­пользуя их для манипуляций.

Реальность повседневной жизни не однородна, она разделена на сектора. Первая группа секторов — привычная реальность по­вседневной жизни человека. Другая — проблематичная группа секторов, пока чужая для него, еще не освоенная часть повседнев­ной реальности. Благодаря познанию этих элементов, секторов ре­альности повседневные знания человека становятся богаче и глуб­же. Главное условие существования повседневной реальности — взаимодействие людей, а ее прототип — ситуация восприятия дру­гого «лицом к лицу». Бергер и Лукман описывают такого рода восприятие следующим образом: «Я вижу его улыбку, потом, реа­гируя на мой хмурый вид, он перестает улыбаться, потом улыбает­ся снова, видя мою улыбку, и т. д. Каждое мое выражение направ­лено на него, и наоборот; и эта непрерывная взаимность актов до­ступна нам обоим» [2,66]. Очевидно, что в подобных условиях «другой имеет лучшее знание обо мне, чем я сам» [2,59]. Ситуация «лицом к лицу» субъективна, она позволяет делать партнеров по восприятию более реальными. Человек воспринимает другого как установленный тип и начинает с ним общепринятое взаимодейст­вие. Отсюда авторы определяют социальную структуру как «сумму типизации и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия» [2, 92].

Итак, взаимодействие в обществе типизируется, образуя целые институциональные системы. По Бергеру и Лукману, «институцио-

54

нализация имеет место везде, где осуществляется взаимная типи­зация опривыченных действий деятелями разного рода» [2, 88—90]. Социальное конструирование реальности происходит посред­ством хабитуализации институциональных действий, формирова­ния системы социального контроля, а также статусно-ролевой системы. Хабитуализация представляет собой опривычивание действия.

«Любое действие, которое часто повторяется, становится образцом, впоследствии оно может быть воспроизведено с экономией усилий и ipso facto осознано как образец его исполнителем. Кроме того, хаби­туализация означает, что рассматриваемое действие может быть снова совершено в будущем тем же самым образом и тем же практическим усилием» [2,212].

Субъективное формирование личности в институциональном русле осуществляется в процессе интернализации. Материали­зация — восприятие и усвоение индивидом элементов окружаю­щей реальности. Понимание им окружающей действительности в некоторой степени отличается от понимания реальности другими. Такое знание приходит к индивиду в результате взаимодействия, путем «перенимания от другого» того мира, в котором «другие уже живут» [2, 93]. Постепенно у человека формируются соответствую­щая данной реальности идентичность, ожидания в отношении других, что направляет его поведение в ролевое русло. Интернали-зация реальности человеком начинается с первичной социализа­ции и продолжается в течение всей жизни.

Социализация это процесс становления и развития личнос­ти, состоящий в освоении ею социальных норм, культурных цен­ностей и образцов поведения, позволяющий ей жить и действовать в данном обществе. Становление личности происходит в тесном взаимодействии со значимыми другими, которые пред­ставляют собой социальную структуру, куда впервые попадает че­ловек. Они выступают в роли ретрансляторов между миром и индивидом. Значимые другие, интерпретируя информацию, пере­дают ее индивиду, опираясь на элементы, присущие для любого процесса социализации и состоящие в освоении языка данной об­щности, мотивационных и интерпретационных схем, а также ап­парата легитимации.

Результатом первичной и вторичной социализации является формирование релевантной идентичности человека. В этой связи в теории Бергера и Лукмана появляется тема социально-конт-

55

рольных механизмов. Авторы выделяют два вида систем соци­ального контроля над деятельностью индивидов.

1.Система первичного контроля. Она формируется самим фактом создания социального института (до того как оформились нормы, контролирующие поведение людей в данном социальном институте). «Сказать, что часть человеческой деятельности была институционализирована, — уже значит сказать, что часть челове­ческой деятельности была подвергнута социальному контролю» [2, 104].

2.Система вторичного контроля. Это собственно социаль­ный контроль, опирающийся на санкции, поддерживающие су­ществование социального института. При возникновении соци­альных институтов появляется необходимость разработки меха­низмов социального контроля, ведь «более вероятно, что отклоняться индивид будет от тех программ, которые установлены для него другими людьми, чем от тех, которые он сам для себя ус­танавливает» [2,225]. Механизмом социального контроля выступа­ет легитимация, которая делает «объективно доступными и субъективно вероятными уже институционализированные объек­тивации» [2,240].

Легитимация имеет несколько уровней — от простой передачи значений новому поколению до выстраивания обширных полей значений, того, что часто называют символическим универсумом — целостной системой фиксации и интерпретации реальности, свое­го рода матрицы всех социально объективированных и субъектив­но разделяемых значений. Благодаря символическому универсуму институционализация делается само собой разумеющимся явле­нием, сферой «нормального».

Освоение символического универсума начинается с узнавания человеком требований значимых других, на их примерах. Далее эти правила, закрепившись в сознании, переносятся в иные сферы общения с людьми. Такое абстрагирование от агентов пер­вичной социализации П. Бергер и Т. Лукман называют форми­рованием обобщенного другого в сознании индивида. Теперь индивид идентифицирует себя не только со значимыми другими, но и с обществом в целом. Сквозь призму по­лученного знания он оценивает окружающую реальность, проек­тирует дальнейшую жизненную траекторию. «То, что реально "извне", соответствует тому, что реально "внутри". Объективная реальность может быть легко "переведена" в субъективную реаль­ность, и наоборот» [2,10—11, 301]. Но тождество субъективной

56

и объективной реальностей никогда не бывает полным, ибо их временная и пространственная структуры отличаются.

Вторичная социализация представляет собой интернализацию институциональных или институционально обоснованных полми­ров. У человека уже сформировалась жизненная установка, соот­ветствующая требованиям социальной среды. Новая интернализо-ванная информация накладывается на знания, приобретенные ра­нее. Однако здесь возникает проблема согласованности обеих систем знаний, проблема намерения личности реализовать свою жизненную установку в данном ролевом поведении. Вновь встает проблема легитимации социальных конструкций. Вторичная со­циализация менее устойчива, и главную причину этого П. Бергер и Т. Лукман видят в том, что такая реальность не так глубоко укоре­нена в сознании, а потому в большей степени поддается смеще­нию. Степень смещения зависит от успешности использования принципа «возвращения домой» в процессе перехода индивида из реальности первичной социализации в реальность социализации вторичной.

Итак, в своей теории социального конструирования реальности П. Бергер и Т. Лукман вышли на глубинные пласты социального контроля, хотя и не ставили такой задачи. По замыслу авторов, эта теория интерпретирует специфику знания в социальном аспекте. «Социология знания понимает человеческую реальность как ре­альность социально сконструированную» [2,76]. Можно сказать, что социальное конструирование реальности, по Бергеру и Лукма-ну, представляет собой своеобразное додумывание, придумывание, мысленное переструктурирование окружающего нас мира. Идея здесь состоит в том, что мы живем в мире, который существует объективно, независимо от нас. Однако нам он известен только в какой-то своей части, в определенных ракурсах. Что-то известно лучше, что-то хуже, что-то вообще не известно. Чем шире социальный опыт, тем более определенны наши представления о реальности, тем больше социальной обоснованности в нашем «придумывании мира». Но эта линия размышлений над эффекта­ми социологии знания не могла не привести к более точному пред­ставлению о том, как действуют механизмы социального контроля на когнитивном уровне, а затем и о том, как вообще устроен соци­альный контроль.

Теория Бергера—Лукмана позволяет прояснить целостность нашего восприятия реальности, хотя любому более или менее по­нятно, что его знания о мире неполны. И в то же время рядовой че-

57

ловек обычно не задается вопросом о том, что представляет собой реальность и насколько ей соответствует его знание. В самом деле, в любом возрасте и при любом уровне практических знаний, обра­зованности, начитанности и т. п. мы воспринимаем свой обыден­ный мир целостным, завершенным. Почему? Потому что мы на основе имеющихся неполных данных конструируем его в своем сознании, и эта конструкция позволяет нам достаточно уверенно действовать и оценивать действительность. Конструкция мира тог­да оказывается успешной, когда ожидания от него более или менее совпадают с тем, что появляется в жизни, что представлено нам как ситуация. Дело, следовательно, не в полноте исходной инфор­мации, а в значимости той ее части, которая позволяет принять верное решение.

Чем же ценен предложенный Бергером и Лукманом подход в теоретико-методологическом ключе? Во-первых, он и эмпириче­ски, и теоретически обращен к повседневности, являющейся для социологов наиболее сложным полем наблюдений и интерпрета­ций. Во-вторых, он направлен против теоретической эквилибрис­тики с «системами», их «динамикой» как чем-то мыслимым вне субъективной человеческой составляющей. В-третьих, в методоло­гическом плане концепция Бергера и Лукмана опирается на диа­лектику, приоритет введения которой в социальную мысль авторы признают за Марксом. В-четвертых, Бергер и Лукман «заново открывают» такое социологическое понятие, как «целостный со­циальный факт». Наконец, в-пятых, при таком понимании социо­логической проблематики она вновь возвращается в первоначаль­ное лоно философской мысли, но на ином уровне и с иным назна­чением.

Тезаурусы

Представление феноменологической социологии, свойствен­ное и концепции П. Бергера и Т. Лукмана, о том, что повседнев­ный мир в действительности воспринимается как зонально разде­ленный (знакомое приближено, незнакомое удалено), близко к тезаурусному подходу, который позволяет понять, как идет формирование границ социальности (следовательно, и социально­го контроля) в общественном, групповом и индивидуальном со­знании.

58

«Тезаурус» — понятие, широко используемое в различных нау­ках. В Древней Греции тезаурусом (thesauros) называли сокрови­ще, сокровищницу, запас. И в научной терминологии нашего вре­мени — в лингвистике, семиотике, информатике, теории искусст­венного интеллекта и других областях знания — этим понятием обозначают некоторое особым образом оформленное накопле­ние.

В одних случаях подчеркивается полнота тезауруса (напри­мер, как особого типа словаря, в котором представлены лексиче­ские единицы во всей полноте их значений). В других на первый план выдвигается построение тезауруса по иерархическому прин­ципу. Отсюда берет начало понимание тезауруса в информатике и теории искусственного интеллекта, где обращается внимание на систематизацию данных, составляющих тезаурус, и на их ориентирующий характер.

Соответственно тезаурус может быть представлен как полный систематизированный состав информации (знаний) и установок в той или иной области жизнедеятельности, позволяющий в ней ориентироваться. Через понятие тезауруса мы получаем возмож-. ность интерпретировать некоторые хорошо известные, но неясные факты.

Факты из истории нашей страны, в частности, свидетельствуют: даже самая надежная система передачи социальных практик от по­коления к поколению путем социализации время от времени дает крупные сбои. Подобным сбоем в социализации было сначала ус­тановление советской модели социализации, а затем ее разруше­ние. И на первое, и на второе потребовалось всего 10—15 лет, хотя очевидно, что социализационный процесс в своей основе крайне консервативен и только поэтому обеспечивает воспроизводство всей системы общественных отношений. Если правилом является консерватизм этого процесса, то каким образом единовременно и в массовом масштабе сменяются социализационные практики? Очевидно, что более всего чувство растерянности перед новой си­туацией испытывает старшее поколение (как целое), определяю­щая роль которого в передаче социального опыта — по крайней мере в отдельных, но очень существенных сегментах общест­венной жизни — утрачивается.

Другая группа труднообъяснимых фактов относится к динами­ке ценностей. Ряд исследований показал, что в иерархии ценнос­тей россиян быстро произошли значительные изменения. В то же время возникли парадоксы. Один из наиболее заметных состоит

59

в том, что исследования фиксируют огромный рост доли верую­щих среди россиян, особенно молодых, однако в значительном числе случаев это не подтверждается включенностью в религиоз­ные практики. Подобного рода квазиидентичности выявляются и в отношении других ценностей.

По всей видимости, индивидуальные тезаурусы строятся в рам­ках социализации из элементов тезаурусных конструкций. В обществе сосуществуют несколько тезаурусных конструкций с разной степенью актуальности (т. е. степенью распространеннос­ти, нормативности, формализации); соответственно и на индиви­дуальном уровне возможно сосуществование нескольких тезауру­сов и выстраивание тезауруса с подвижной иерархией элементов. Актуальность, актуализация и утеря актуальности тех или иных те­заурусных конструкций обусловлены объективными социальными процессами и субъективным определением ситуации (на различ­ных уровнях социальной организации). Социализационные прак­тики обеспечивают передачу и актуальных, и неактуальных теза­урусных конструкций, из которых строятся тезаурусы. Таковы ос­новные положения, позволяющие увидеть в тезаурусе такую организацию информации у индивида, которая теснейшим обра­зом связана с его местом в обществе, в макро- и микросоциальном пространствах. Возникающая в ходе социализации комбинация элементов (сведений, моделей поведения, установок, ценностей и т. д.) выстраивается из фрагментов тезаурусов значимых других. Эти фрагменты сами несут в себе следы более ранних тезаурусных образований, также воспринятых от значимых других иного поколения.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1017; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!