ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХVII-ХVIII ВВ



Тема 1. Общая характеристика литературных направлений XVII века

Взаимодействие ренессансного реализма, классицизма и барокко. Эстетика классицизма и барокко. Взаимодействие жанров. Влияние античности. Категория нормативности в искусстве XVII века. Понятие иерархии: абсолютизм в политике, классицизм в литературе. Рационализм эпохи как философская база классицизма. Национальные варианты барокко. Концепция героя.

Тема 2. Литература французского классицизма

«Поэтическое искусство» Н.Буало – эстетический документ классицизма. Сюжеты и темы трагедий Расина и Корнеля: общее и отличное в литературных источниках классицистской трагедии. Правила трех единств. Жанр «высокой» комедии в творчестве Мольера. Выход за пределы жанра: «Мещанин во дворянстве».

 

Тема 3. Английская литература XVII века

Традиции Шекспира, Спенсера в английской литературе XVII века. Проблемы развития литературы в работе Д. Драйдена «Опыт о драматической поэзии» (1668). Д. Донн и лирика поэтов-метафизиков. Драматургия Б. Джонсона. Политические трактаты Мильтона. Замысел и создание поэмы «Потерянный рай». Композиция поэмы, символика, образы. Функция библейского мифа. Картина мироздания в поэме «Потерянный рай».

Тема 4. Испанская и немецкая литературы XVII века

Исторический контекст Германии XVII века и развитие литературы. Тридцатилетняя война как основная тема немецкой литературы XVII века. М. Опиц и его «Книга о немецкой поэзии»: взаимодействие традиций, влияний и новаторства. Лирика М.Опица, А.Грифиуса. Роман Г.Я.Х.Гриммельсгаузена «СимплицийСимплициссимус» как отражение эпохи. Элементы барокко в романе Гриммельсгаузена. Барокко в испанской литературе. Лирика Л. де Гонгоры, Ф. де Кеведо. Проза Кеведо. Драма П. Кальдерона «Жизнь есть сон».

Тема 5.Основные тенденции развития европейской литературы XVIII века

Классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, «предромантизм» рубежа XVIII-XIX вв. Литература и философия. Концепция «естественного человека» в европейской литературе XVIII века. Эпистолярная, мемуарная литература. Взаимодействие разных национальных литератур. Появление нового типа литературного героя. Автор и Читатель в произведениях XVIII века. Ориенталистские (восточные) мотивы в европейской литературе XVIII в.

Тема 6. Литература французского Просвещения

 Философские повести Вольтера – художественная реализация основных идей эпохи. «Кандид, или Оптимизм» – пародийно-ироническое описание идей философии предопределенности. Образ страны Эльдорадо – воплощение просветительской утопии. Философские аспекты диалога Д.Дидро «Племянник Рамо». Роман «Монахиня» как выражение просветительских идей. Новый тип героя в драматургии Бомарше.

Тема 7.Английский просветительский роман XVIII

Раннее творчество Д.Дефо – поиски темы и героя. Публицистика Д.Дефо. Концепция «естественного человека» и роман Д.Дефо «Робинзон Крузо». Публицистика Д.Свифта. Модели и типы государственного устройства в романе Д.Свифта «Путешествия Гулливера». «Робинзонады» и жанр путешествий в европейской и русской литературах XVIII века. «История Тома Джонса, найденыша» Генри Филдинга – «роман большой дороги», «эпос частной жизни», «комическая эпопея».

Тема 8. Литература немецкого Просвещения

Формирование немецкого литературного языка и создание национальной эстетики. «Гамбургская драматургия» и «Лаокоон» как выражение эстетических взглядов Лессинга. Эстетические взгляды Ф.Шиллера и их реализация в творчестве. Универсализм художественного мышления И.В.Гете. Трагедия героя в романе «Страдания юного Вертера». Художественный мир трагедии «Фауст».

Тема 9. Европейская драма XVIII века

Английская мещанская драма: Д. Лило и Э. Мур. Отход от принципов классицизма в драматургии. Творчество Р.Б. Шеридана. Конфликт драматургии Шеридана с сентиментальной «слезной комедией» и мещанской драмой. Типичность сатирических образов Шеридана. Драматургическая деятельность Ж.-Ф. Реньяра, А.-Р. Лесажа и П. К. де Мариво: типология героев. Принципы драматургии Д. Дидро: обоснование «серьезного жанра». Комедии П.-О. К. Бомарше. Традиции комедии дель арте в драматургии К. Гоцци и К. Гольдони. Реформа итальянского театра XVIII века: утверждение жанра семейно-бытовой комедии. Полемика с эстетикой классицизма в немецкой драматургии. Разработка немецкого национального сюжета. Драмы Г.Э. Лессинга и Ф. Шиллера.

Тема 10.Литература европейского сентиментализма

Классицизм и сентиментализм: разум и чувство. Творчество С.Ричардсона. Формирование структуры сентиментального романа: «Памела», «Кларисса» и др. Стихия чувств в романе Л.Стерна «Сентиментальное путешествие». Образ пастора Йорика – образ «сентиментального путешественника». Творчество Ж.Ж.Руссо и проблемы французского сентиментализма: «Исповедь» и «Юлия, или Новая Элоиза». Роман И.В. Гете «Страдания юного Вертера».


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!