ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ
ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЛЕКЦИИ
Тема 1. Термин и понятие «античная литература»
Термин и понятие «античная литература», ее исторические, хронологические и локальные границы. Периодизация истории античной литературы. Современные подходы к изучению античной литературы. Античная литература – первая и древнейшая европейская литература. Основные источники изучения античной культуры. Цель и задачи курса.
Тема 2. Миф как историко-культурная категория, развитие греческой мифологии
Понятие о мифе. Классификация мифов. Современные подходы кизучению мифологии. Мифография. Развитие древнегреческой мифологии: хтонический и олимпийский периоды. Олимпийский пантеон. Мифы о героях. Античная мифология и мировая культура. Устное словесное творчество: основные виды народного творчества, их место и функции в жизни древних общин.
Тема 3.Древний эпос
Гомеровский эпос. Гомеровский вопрос: история возникновения и современное состояние. Мифы о троянской войне: историческая реальность и ее художественное осмысление. Содержание поэм: особенности композиции; герои и боги, их образы и деяния. Художественные особенности гомеровского эпоса. Место гомеровских поэм в античности и дальнейшая судьба эпоса. Генеалогический и дидактический эпос Гесиода («Теогония», «Труды и дни»).
Тема 4. Развитие архаической литературы в 7-6 вв. до н.э.: основные направления и жанры
|
|
Основные виды архаической лирики: происхождение, связь с музыкой. Условность и историческая специфика термина «лирика». Элегия: основные темы, метрические особенности. Ямбография и Архилох. Мелическая поэзия: генезис, основные виды. Сольная мелика: своеобразие поэтической образности лесбоских поэтов (Сапфо, Алкей). Анакреонт и анакреонтика. Хороваямелика: основные виды, темы. Своеобразие эпиникиевПиндара: темы, композиция, стиль («пиндаризм»). Симонид и обновление эпиграмматической традиции. Возникновение литературной прозы: виды устного творчества (Эзоповы басни), ранняя философская и историко-географическая проза.
Тема 5. Классический период развития древнегреческой литературы. Расцвет древнегреческого театра
Расцвет афинской культуры. Драма: ее происхождение, основные виды. Культовые истоки. Организация театральных представлений. Устройство театра. Структура драмы. Эволюция трагедии. Нововведения и эволюция творчества Эсхила. Проблематика, герои и драматическая структура трагедий. Хор в трагедиях Эсхила. Основные этапы творчества и драматургические новшества Софокла. «Эдип царь» как идеальный образец греческой трагедии. Сущность трагических конфликтов, утверждение нормативности героических образов. Еврипид – «самый трагичный из поэтов». Психологизация и индивидуализация образов, особенности внутреннего конфликта. Проблема «бытовизации», судьба хора, интрига, «бог из машины» и т.д. Женские образы в трагедиях Еврипида. Фольклорные основы древней аттической комедии. Злободневность и актуальность тематики. Основные средства и приемы комедийного искусства (травестия мифов и жанров, гротеск, сатира, фантастика и т.д.). Основные темы комедий Аристофана. Эволюция древнеаттической комедии: комедия средняя и новая. Роль и значение греческой трагедии и комедии в веках. Античная классификация прозы: историография, красноречие, философия. Историография, основные виды ораторского искусства. Художественная форма и способы изложения философской доктрины в диалогах Платона. Вопросы литературы и искусства в трудах Аристотеля, историческое значение «Поэтики».
|
|
Тема 6. Культура эллинизма.
Сущность понятия «эллинизм». Новые политические и культурные центры: эллинизация Востока и ориентализация Запада. Александрия: музей и библиотека, рождение филологии, поэты. Эллинистическая поэзия: основные жанры, тематика, поэтические приемы, поиски новых литературных форм. Буколическая поэзия, эпиллии, повествовательная элегия. Афины – центр философии (стоицизм, эпикуреизм, киники) и комедиографии. Тематика, структура, сюжеты, маски новоаттической комедии. Судьба наследия Менандра. Ослабление культурной и литературной жизни эллинистического мира во второй половине 2 и в 1 вв. до н.э.
|
|
Тема 7. Греческая литература римского периода
Греческий мир под властью Рима. Моральные трактаты и жизнеописания Плутарха, авторская позиция и художественный метод античной биографии. Греческий «ренессанс» 2 в.: взлет и расцвет ораторского искусства, вторая софистика. Сатира Лукиана. Поздняя повествовательная проза. Античный роман: его виды, происхождение, сюжетная схема, образы героев. Романы Гелиодора, Харитона, Ахилла Татия; буколический роман Лонга. Литературная судьба греческого романа.
Тема 8. Ранний период римской литературы.
Историческое значение римской литературы, ее место в античном обществе. Римское общество, его мировоззрение, материальная и духовная культура. Римский фольклор, особенности мифологии. Древнейшая проза (надписи, анналы, законы XII таблиц). Первые римские поэты (Ливий Андроник, ГнейНевий). Характер обращения к греческой литературе и своеобразие ее использования. Римский театр: публичные зрелища. Комедия (паллиата, тогата и т.д.). Обращение к новоаттической комедии. Особенности комизма Плавта. Драматургия Теренция.
|
|
Тема 9. Литература последнего века республики
Римское общество и культура последнего века республики: кризис традиционной идеологии. Упадок старых поэтических жанров и возвышение новых. Развитие римской сатиры (сатуры). Политическая, философская и литературная тематика сатир Луцилия. Римское ораторское искусство. Цицерон и его роль в развитии литературы. Судебные речи, риторические и философские трактаты, письма. Цицерон как теоретик красноречия; ораторское искусство и стиль Цицерона. Цезарь, его политическая и литературная деятельность. Философский эпос Лукреция: источники, основные идеи, композиция и стиль поэмы «О природе вещей». Римский александризм: поэты-неотерики. Основные темы поэзии Катулла. Любовная лирика Катулла. Литературная судьба Катулла.
Тема 10. Серебряный век римской литературы
Эпоха Юлиев и Клавдиев: «новый стиль». Стоицизм Сенеки. Риторический характер трагедий: философские позиции; изображение ужасов и страстей. Новый стиль в эпосе: «Фарсалия» Лукана. Сатирическое воспроизведение действительности в «Сатириконе» Петрония. Проблема авторства; традиции романа, новеллистического повествования, мима и мениппеи. Петроний и европейский плутовской роман. Басни Федра, отношение Федра к греческим образцам и современной действительности. Эпоха Флавиев и Траяна. Ориентация на классицизм и отход от «нового стиля». Творчество Плиния Старшего и Плиния Младшего. Эпиграммы Марциала: поэт-клиент и его поэтический герой; своеобразие зарисовок римской жизни; выбор сюжетов. Сатиры Ювенала: объекты сатирического изображения, формы и способы обличения. Жизнь и творчество Тацита.
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема 1.Литература средних веков: общая характеристика. Эстетика Средневековья
Понятия «средневековье», «средневековая культура» и «средневековая литература». Истоки средневековой литературы. Роль античного культурного наследия в эпоху Средневековья. Христианство и античное наследие. Значение народного творчества в становлении и развитии культуры Средневековья. Соотношение фольклора и литературы на различных этапах развития литератур Средневековья. Христианская религия и католическая церковь в средневековой Европе; их роль в формировании эстетики Средневековья. Символизм и аллегоризм художественного мышления. Понятие «эстетики тождества». Концепция творца и творчества. Концепция человека (героя): дуализм, иерархия, общее - индивидуальное.
Периодизация средневековой культуры. Система художественных направлений эпохи Средневековья.
Тема2. Героический эпос. Рыцарская литература Средневековья
Теории происхождения героического эпоса. Возникновение поэм, их бытование в устной традиции и оформление в письменном виде. Проблема авторства.
Героический эпос Франции, его основные циклы. «Песнь о Роланде». Особенности повествовательной структуры. Герой как воплощение коллективного идеала. Тема «милой Франции» в поэме.
Возникновение испанского героического эпоса. «Песнь о Сиде»; историческая действительность и эпическая правда в поэме. Художественное своеобразие поэмы.
Немецкий героический эпос. «Поэма о Нибелунгах». Сочетание черт эпической архаики с признаками перерождения народной эпопеи в рыцарский роман.
Формирование рыцарского идеала в европейской культуре, его эволюция. Понятие «куртуазной любви».
Поэзия трубадуров, ее основные жанры и мотивы.
Возникновение рыцарского романа. Циклы романов. Романы «артуровского цикла». «Тристан и Изольда»: история сюжета, особенности композиции, специфика художественного времени и пространства, психологизм, система персонажей.
Трансформация рыцарского идеала в литературе позднего Средневековья (романы о Персивале и чаше Святого Грааля)
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Тема 1. Литература эпохи Возрождения. Ренессансная поэтика
Понятие «Ренессанса». Хронологические границы Ренессанса, его связь со Средневековьем и античностью. Черты гуманистического мировоззрения. Культ разума. «Природа» и «культура».
Гуманистическая концепция художника и искусства.
Тема 2.Итальянская литература. Итальянский ренессансный театр
Основные этапы итальянского Ренессанса. Разработка новой поэтики. Проблема создания литературного языка. Данте – Петрарка – Боккаччо: проблема творческой индивидуальности.
Творческая судьба Данте. Трактаты Данте («Пир», «О народном красноречии»). «Божественная комедия» – философско-художественный синтез средневековой действительности и гуманистической культуры. Дантовский план мира. Структура поэмы. Роль символов и аллегорий.
Лирика Франческо Петрарки. Гуманистические взгляды Петрарки и его художественное творчество. «Книга песен» Петрарки: история создания. Поэтизация земной любви. Понятие красоты. «Лаура» и «Лавр». Характеристика сонета как поэтического жанра эпохи Возрождения.
Джованни Боккаччо и итальянская новелла эпохи Возрождения. Истоки ренессансной новеллы и ее развитие в XIY – XYI вв. «Декамерон» Боккаччо. Структура сборника (влияние средневековой риторики, роль вступления). Тематика и образная система. Функция рассказчика в сборнике. Развитие сатирических тенденций в прозе «Декамерона». Способы индивидуализации персонажа.
Итальянский Ренессанс XY – XYI веков. Развитие гуманистических взглядов в эстетике. Концепция творца. Противопоставление «искусства» и «природы». МарсилиоФичино о мире и человеке. Концепция любви в теории познания мира гуманистов. Жизнь «активная» и «созерцательная».
Итальянский ренессансный театр. Возрождение античных традиций в драматургии. «Ученая комедия». Творчество Ариосто, Макиавелли, Аретино, Бруно и др. Формирование комедийного канона.
Возрождение античной теории драмы (поэтика Аристотеля и Горация) и возникновение ренессансной трагедии. Трагедийный канон.
Развитие жанра пасторали. Торквато Тассо. Комедия «дель арте».
Тема 3. Литература «Северного Возрождения». Немецкая литература
Специфика «Северного Возрождения». Истоки немецкого гуманизма, его характерные черты. Литература и Реформация. Творчество Эразма Роттердамского. Тема глупости в литературе немецкого гуманизма. «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского: проблема повествовательного ракурса. «Глупец» и «мудрец» в понимании Эразма. Трагизм гуманизма Эразма Роттердамского.
Тема 4.Возрождение в Испании. Испанская ренессансная драма
Зарождение гуманистического движения в Испании. Периодизация литературного процесса. Развитие устной лиро-эпической поэзии. Роман и его жанровые разновидности. Система куртуазных ценностей и авантюрно-фантастическое начало в испанском рыцарском романе.
Испанская драма. Народно-фарсовая и учено-гуманистическая традиция в испанской ренессансной драме. Проблемы национальной драмы в трактате «Новое искусство сочинять комедии в наше время» Лопе де Вега. Жанровая классификация пьес Лопе де Вега. Комедийный канон в драматургии Лопе де Вега.
Тема 5.Роман в эпоху Ренессанса.
Ренессансное мироощущение в романе Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Литературные и фольклорные источники романа. М.М.Бахтин о романе Ф.Рабле. Система персонажей в романе. Тема гуманистической утопии в образе Телемского аббатства. Своеобразие построения сюжета в романе. Проблема поиска истины. Роль пародии в повествовательной структуре романа. Языковая игра Рабле.
«Дон Кихот» Сервантеса. История создания романа. Художественный мир «Дон Кихота». Концепция героя: две сферы бытия – сфера безумия и сфера мудрости. Пародийное начало в романе. Отражение кризиса гуманистических идей Сервантесом.
Тема 6. Творчество Шекспира
Шекспировский вопрос. Образ мироздания в творчестве Шекспира. Средневековая театральная и драматургическая традиция в творчестве Шекспира. Жанровое своеобразие и сюжетные источники шекспировских пьес.
Сонеты Шекспира: проблема преемственности. Мифопоэтическая картина мира в сонетах.
Драматургия I периода. Исторические хроники. Игра судьбы и случая в комедиях Шекспира. Развитие трагического конфликта в «Ромео и Джульетте». Драматургия II периода. Тематика и проблематика трагедий «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Столкновение идеала и действительности. Человек и мироздание, вселенский характер трагической катастрофы. Проблема самоопределения героя. Драматургия III периода. Трагикомедия: утверждение высокой земной миссии человека.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 647; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!