Печ. листов N 1. Роман, драма, поэмы, философия, теория: поэтика, живопись, музыка, театр: Россия, Зап. Европа, Америка, 30 репродукций. 10 страница



1 В первой публикации "Кобыльих кораблей" (сб. "Харчевня зорь", 1920) эта строфа читалась: В сад зари лишь одна стезя, Сгложет рощи октябрьский ветр. Череп с плеч – только слов мешок. В мир великий поэт пришел. Окончательная редакция строфы действительно впервые появилась в "Треряднице" (1920). Приведенная мемуаристом редакция в имеющихся источниках не зафиксирована. 2 Эти наброски Есенина не сохранились. 3 Речь идет (конечно, в сильно романтизированном виде) об А. А. Сардановской, сестре Н. А. Сардановского, которой Есенин был увлечен в юности (см. примеч. к его воспоминаниям). Она жила в селе Дединове (ныне Луховицкого района Московской обл.), преподавала в школе. Как сообщила А. П. Олоновская, Анна Алексеевна в 1918 г. вышла замуж за учителя местной школы В. А. Олоновского, скончалась 7 апреля 1921 г. 4 В рукописи автор добавлял: "…рассказывает о милой персиянке Шаганэ – значит, персиянка Шаганэ факт". Имеются в виду соответствующие строки из стихотворений "На Кавказе", "Стансы", "Видно, так заведено навеки…", "Сорокоуст" и из цикла "Персидские мотивы". 5 Об этом эпизоде, состоявшемся 10 июня 1921 г., подробно рассказывают А. Б. Мариенгоф (Роман без вранья, Л., 1927, с. 100-101) и М. Д. Ройзман (Все. что помню о Есенине, М., 1973, с. 140-142). 6 Есенин был знаком с М. Артамоновой и увлекался ее искусством. И. Ром-Лебедев вспоминал: "В конце выступала Мария Артамонова. Если бы вы встретили ее на улице, то увидели бы ничем не примечательную женщину, мало похожую на цыганку. ‹…› Вава и я начинаем вступление к "Венгерке". Из-за кулис, уже танцуя, появляется пленительная цыганка. Ее движения плавны, четки. В линиях вытянутых рук что-то индийское или египетское, каждый жест запоминается. Вся она полна обаяния, все в ней "берет в полон". Она была основоположницей городского эстрадного цыганского танца. Целое поколение цыганских танцовщиц учились у нее, и до сих пор в их танцах чувствуется почерк Маши Артамоновой. Среди многочисленных поклонников таланта Артамоновой был и Сергей Есенин. В то время Маша жила в Петровском парке, в бывшей даче коннозаводчика Телегина. Есенин приезжал к ней. Под гитару Вавы Полякова Маша танцевала "Венгерку". Взволнованный танцем Есенин читал стихи и называл Машу Мариулой" (Ром-Лебедев И. Записки московского цыгана. – Журн. "Театр". М., 1985, N 7, с. 106-107). 7 В рукописи И. В. Грузинов добавлял: "Не знаю, была ли записана Сергеем эта поэма. После я не видал ее ни в рукописи, ни в печати, если не считать маленьких отрывков, появившихся в журналах". Начало работы над поэмой из эпохи гражданской войны относится еще к зиме 1921-1922 гг. (см. об этом в воспоминаниях И. И. Старцева). По первоначальному замыслу поэма должна была называться "Страна негодяев". Работу, видимо, прервала зарубежная поездка, и Есенин вернулся к этому замыслу после возвращения на родину. В начале 1924 г. он пишет стихотворение "Ленин" и дает ему подзаголовок "Отрывок из поэмы "Гуляй-поле" (видимо, именно это стихотворение имеет в виду И. В. Грузинов, говоря об отрывках, появлявшихся в журналах). Летом 1924 г. работа продолжалась. Об этом свидетельствует и другой мемуарист – В. И. Эрлих. Была ли завершена эта поэма – неясно, рукопись ее неизвестна. В архивах имеется только несколько черновых набросков, которые печатаются обычно среди вариантов стихотворения "Ленин" (см. II,  181-184). 8 Далее в рукописи И. В. Грузинов продолжал: "Забыл первую строчку стихотворения Баратынского, послужившего Пушкину прототипом для "Вновь я посетил…". Вот забыл. И все забыли". М. Д. Ройзман, в квартире которого происходил этот разговор, несколько иначе передает его. М. Д. Ройзман пишет, что в ответ на реплику И. В. Грузинова он прочитал имевшееся в виду стихотворение Е. А. Баратынского "Судьбой наложенные цепи…" и сказал, что оно с его точки зрения "холодновато", и что И. В. Грузинов зря считает "Возвращение на родину" подражанием Пушкину (см.: Ройзман М. Д. Все, что помню о Есенине. М., 1973, с. 96-98). 9 Из стихотворения "Да! Теперь решено. Без возврата…". 10 "Мышиная нора " - новое кафе имажинистов, организованное ими после ликвидации "Стойла Пегаса". Встреча эта не могла состояться осенью, поскольку в Константиново Есенин ездил в середине августа, а 3 сентября 1924 г. уехал в Баку. 11 В издательстве "Современная Россия" в 1925 г. были изданы сборники Есенина "О России и революции" и "Персидские мотивы". Вышли они соответственно в мае и июне этого года. 12 А. Е. Крученых в своей книжке "Гибель Есенина" (М., 1926) приводит полный текст этой записи Есенина: "Крученых перекрутил (перевернул) литературу. Я говорю это с гордостью. С. Есенин.  21/XI -25 г.". 13 Строки из стихотворения "Хулиган". 14 Из стихотворения "Я усталым таким еще не был…". 15 Из стихотворения "Не ругайтесь. Такое дело!…". 16 Эта рифма встречается в стихотворениях А. Белого "Младенцу" и "Родине". 17 Рифма из стихотворения "Никогда я не был на Босфоре…". 18 О другом случае, связанном со стихами Л. А. Мея, вспоминал Н. И. Чагин: "Как-то меня спросил Сергей Александрович, какая может быть рифма к слову "зеркало". Я подумал и сказал ему, что у Мея есть стихи: Посмотрись, разбойник, в зеркало, Эк те рожу исковеркало. Сергей применил эту рифму в "Черном человеке". В его душе уже тогда, видимо, бродили трагические, самобичующие строки этой поэмы" (Чагина М. А. У истоков "Персидских мотивов". – ЛР,  1970, 2 октября). 19 Мысль о воздействии произведений И. Гебеля на Есенина И. В. Грузинов подробно развил в статье "О смерти Есенина". Приведя запись своего разговора с Есениным, он затем писал: "В настоящее время пристально всматриваясь в произведения Гебеля и Есенина, заметил многое, чего раньше не замечал. Меня поразили некоторые черты сходства в творчестве обоих поэтов". Далее он сопоставлял некоторые произведения И. Гебеля и Есенина (см. сб. "Памяти Есенина". М., 1926, с. 98-106). 20 Явно тенденциозное суждение автора. Об отношении Есенина к В. Я. Брюсову гораздо точнее можно судить по его собственным словам: "Умер Брюсов. Эта весть больна и тяжела, особенно для поэтов. Все мы учились у него. Все знаем, какую роль он играл в истории развития русского стиха. Большой мастер, крупный поэт, он внес в затхлую жизнь после шестидесятников и девятидесятников струю свежей и новой формы. ‹…› Много есть у него прекраснейших стихов, на которых мы воспитывались" (V , 213). Иным было и отношение В. Я. Брюсова к Есенину. Об оценке им "Голубени" см. примеч. 6 к воспоминаниям П. А. Кузько. Недоброжелательные слова И. В. Грузинова о В. Я. Брюсове можно объяснить тем, что В. Я. Брюсов, высоко оценивая поэзию Есенина, одним из первых сказал о его чужеродности имажинизму. Он, отмечая в 1922 г. "прекрасные стихотворения" Есенина, писал: "…у Есенина четкие образы, певучий стих и легкие, хотя однообразные, ритмы; но все эти достоинства противоречат имажинизму, и его влияние было скорее вредным для поэзии Есенина" (Брюсов В. Собр. соч., т. 6. М., 1975, с. 521). 21 Этот вечер проходил 4 ноября 1920 г. в Большом зале консерватории. См. о нем также в воспоминаниях Г. А. Бениславской и М. Д. Ройзмана. 22 Совместное с имажинистами выступление В. В. Хлебникова состоялось в харьковском городском театре 19 апреля 1920 г. Тогда же в имажинистском сборнике "Харчевня зорь" появилось написанное в апреле 1920 г. стихотворение В. В. Хлебникова "Москвы колымага…", в котором упоминались А. Б. Мариенгоф и Есенин. В следующем, 1921 г. под маркой издательства "Имажинисты" была выпущена поэма В. В. Хлебникова "Ночь в окопе". Но, разумеется, никаких постоянных связей с имажинистами у В. В. Хлебникова не установилось. Н. И. Харджиев пишет: "Знакомство Хлебникова с С. Есениным относится к концу 1917 г. В записной книжке Хлебникова 1916-1918 гг. есть следующие записи, датируемые маем 1918 г.: "…Есенин… Казань ехать с Есениным… Есенину статьи…". Совместная поездка с Есениным в Казань не состоялась" (Хлебников В. Неизданные произведения. М., 1940, с. 413). 23 Из стихотворения В. В. Маяковского "Мама и убитый немцами вечер". Подробнее об отношении Есенина к В. В. Маяковскому см. в наст. изд. отрывок из статьи В. В. Маяковского "Как делать стихи?", воспоминания H. H. Асеева и примеч. к ним. 24 "Ничевоки" – одна из литературных группировок нигилистического толка, существовавшая в 1920-1923 гг. Она не оставила сколько-нибудь заметного следа в истории литературного движения тех лет. "Манифест от ничевоков" был напечатан в сб. "Вам. От ничевоков чтение", М., 1920. В группу входили Рюрик Рок, С. В. Садиков и др. 25 Имеется в виду антология современной русской поэзии, составленная А. Ярмолинским и Б. Дейч. Она вышла в Нью-Йорке в 1921 г. В антологию вошло несколько стихотворений Есенина. 26 Речь идет об очерке "Железный Миргород". Рукопись второй части очерка заканчивается словами: "Об этой среде поговорим особо" (V,  269), что свидетельствует о намерении Есенина продолжить его. Намерение не было осуществлено. 27 Осенью 1923 г. у Есенина возникло намерение издавать литературный альманах. Он думал назвать его "Россияне". В относящемся к этому времени макете сборника "Москва кабацкая" среди намеченных к выпуску изданий указано: "Россияне. При участии Есенина, Клюева, Ганина и других" (Хроника, 2,  266). С. Д. Фомин вспоминает: "По возвращении Есенина из заграничных путешествий встречаюсь с ним в 1923 г. в Успенском переулке, в редакции "Красной нови". Есенин в это время затевает издавать альманах "Россияне". Идут долгие споры с Сергеем Клычковым по поводу издания этого альманаха. Есенин хотел быть единоличным редактором, на что Клычков не соглашался. – Тогда я уеду в Питер и буду работать с Миколаем, – сказал, улыбаясь, Есенин. Вынул из бокового кармана серой меховой куртки письмо и протянул мне: – Читай. Письмо это было от поэта Н. Клюева, который жаловался Есенину на свое тяжелое положение, упоминая про гроб, заступ и могилу. Действительно, Есенин уехал в Ленинград к Н. Клюеву, но издание альманаха там не осуществилось. Недели через три Есенин вернулся из Ленинграда с Клюевым в Москву…" (Фомин Семен. Из воспоминаний. – Сб. "Памяти Есенина". М., 1926, с. 133). 28 Из статьи А. С. Пушкина "Путешествие из Москвы в Петербург". 29 Об одном из таких выступлений – 25 октября 1923 г. – см. воспоминания Вл. Пяста. 30 "Гитарная" ("Вырастает и на теле лебеда…") Н. А. Клюева была напечатана в "Красной газете", веч. вып. Л., 1925, 22 октября. 31 Этот набросок сохранился. Его воспроизведение см.: журн. "Литературная Грузия". Тбилиси, 1968, N 10. Поскольку И. В. Грузинов приводит его текст с некоторыми неточностями, в данном издании внесены уточнения по подлиннику. 32 Намерение не осуществилось.

М. Д. РОЙЗМАН

ИЗ КНИГИ "ВСЕ, ЧТО ПОМНЮ О ЕСЕНИНЕ"  Матвей Давидович Ройзман (1896-1973) – писатель. С 1918 года выступал в печати как поэт, впоследствии прозаик. С 1919 года – участник имажинистского объединения. Первые, краткие воспоминания о Есенине, озаглавленные "То, о чем помню", М. Д. Ройзман написал в январе 1926 года. Они были опубликованы в сб. "Памяти Есенина", М., 1926, с. 116-125. В 1964 году М. Д. Ройзманом был написан очерк "Вольнодумец" Есенина", который вошел в сб. Воспоминания, 1965.  В эти годы появилось еще несколько фрагментов из его мемуаров. В 1973 году в издательстве "Советская Россия" вышла книга М. Д. Ройзмана "Все, что помню о Есенине". В наст. изд. публикуются отрывки из этой книги. Сопоставление первых, ранних воспоминаний М. Д. Ройзмана о Есенине и данной книги показывает, что автор не только дополнил свои воспоминания большим количеством фактов, эпизодов, сообщениями о многих встречах с поэтом, о которых он раньше не говорил, но и дал ряду моментов иное истолкование. Наиболее существенные расхождения отмечены в примечаниях.

1 Измененная цитата из поэмы В. В. Каменского "Стенька Разин". 2 Из стихотворения "Кобыльи корабли". 3 Полный текст устава "Ассоциации вольнодумцев в Москве" – см.: Есенин С. Собр. соч… т. 5. М., 1968, с. 212- 214. 4 Из стихотворения "Пушкину". 5 Эти и следующие две строки – из стихотворения "Кобыльи корабли". 6 Из поэмы А. Б. Мариенгофа "Магдалина". 7 Из стихотворения В. Г. Шершеневича. 8 Из стихотворения "Хулиган". 9 Над росписью этого кафе, находившегося в Москве, на Кузнецком мосту, Г. Б. Якулов работал не в 1919 г., а раньше. Он писал: "Октябрьская революция застала меня за трудом над созданием конструктивного мюзик-холла "Питтореск", он же "Красный петух", который был закончен в январе 1918 г." (Костина Е. М. Георгий Якулов. М., 1979, с. 75). 10 Имеется в виду А. Б. Оленин. 11 О выступлении В. В. Маяковского и его пикировке с Есениным на этом вечере рассказывают в своих воспоминаниях также Л. Н. Сейфуллина (см. сб. "В. Маяковский в воспоминаниях современников". М., 1963, с. 486-487) и Г. А. Бениславская. 12 Эта эпиграмма В. В. Маяковского известна в записи ряда современников поэта, но передают они ее по-разному (см., напр., запись С. Д. Спасского – там же, с. 168). 13 См. примеч. 22 к воспоминаниям И. В. Грузинова. Поэма В. В. Хлебникова "Ночь в окопе" была выпущена под маркой издательства "Имажинисты" в 1921 г., поэтому Есенин никак не мог в ноябре 1920 г. сказать об этой книге как об уже вышедшей. 14 Над рекламными текстами В. В. Маяковский начал работать в 1922 г., для Моссельпрома – во второй половине 1923 г. Поэтому в ноябре 1920 г… когда проходил этот вечер, Есенин не мог говорить об этом. Тогда не был еще создан даже сам Моссельпром, который образовался только в 1922 г. 15 Это произошло в феврале 1924 г. В первой редакции воспоминаний М. Д. Ройзман добавлял, что в тот день, когда случилось это несчастье, Есенин участвовал в очередном совещании имажинистов "и, по обыкновению, первым поставил свою характерную подпись". Рассказывая в этих воспоминаниях о своей встрече с Есениным в Шереметевской больнице, он не говорил ни о чтении "Черного человека", ни о чтении других стихов. Упомянул только о том, что Есенин "стал мечтать о работе над "Страной негодяев" и над Махно, образ которого его очень интересовал" (сб. "Памяти Есенина". М., 1926, с. 118-120). 18 Завершив рассказ о встрече 7 апреля 1924 г., когда состоялся разговор о журнале "Вольнодумец", в первой редакции своих воспоминаний М. Д. Ройзман продолжал: "С Сергеем мне не пришлось скоро встретиться". Далее он писал о последней встрече, которая состоялась, по его словам, летом 1925 г. 17 М. Д. Ройзман приводит тезисы выступления Есенина, которые были напечатаны на афише этого вечера, состоявшегося 14 апреля 1924 г. 18 Так называлось новое кафе имажинистов, организованное после выхода из этой группы Есенина. 19 В сборнике "Имажинисты" – единственном выпущенном группой после ухода Есенина – участвовали Р. Ивиев, А. Б. Мариенгоф, М. Д. Ройзман и В. Г. Шершеневич. Сборник был подготовлен в 1924 г., вышел в 1925 г. с пометой "издание авторов". Поэтому И. В. Грузинов никак не мог, как предполагает М. Д. Ройзман, поставить свою подпись под письмом в "Правду", обидевшись на то, что его не напечатали в этом альманахе. 20 Это единственный рассказ участника группы имажинистов об обстоятельствах возникновения писем в журнал "Новый зритель" и газету "Известия". А. Б. Мариенгоф и В. Г. Шершеневич в своих воспоминаниях обходят этот инцидент молчанием. В своей книге М. Д. Ройзман приводит письмо Р. Ивнева от 20 мая 1965 г., в котором тот сообщает, что "никогда не подписывал да и не мог подписать этого бредового письма, даже если бы в то время был в Москве, а меня как раз в это время в Москве не было" (с. 244), однако в воспоминаниях сам Р. Ивнев этого эпизода не касается. Следует также отметить, что в своих первых воспоминаниях, написанных в 1926 г., М. Д. Ройзман упоминал только об одной краткой встрече с Есениным, относящейся к 1925 г., которая состоялась, очевидно, в июле в Доме печати. М. Д. Ройзман писал: "Отойдя в сторону, я минут пятнадцать беседовал с ним. И что больше всего меня поразило, – его глаза. Они всегда у него во время разговора расцветали; теперь же были тусклые, но по-прежнему внимательно глядевшие на собеседника" (сб. "Памяти Есенина". М., 1926, с. 124). Тогда он прямо указал, что эта встреча была последней. 21 Одно из кафе, организованных в то время имажинистами. Оно находилось на углу Кузнецкого моста.

И. И. СТАРЦЕВ

МОИ ВСТРЕЧИ С ЕСЕНИНЫМ  Иван Иванович Старцев (1896-1967) – журналист, издательский работник. В годы встреч с Есениным – один из участников имажинистского объединения; его подпись стоит в ряду других под уставом "Ассоциации вольнодумцев". Впоследствии работал в Госиздате, издательстве "Молодая гвардия", "Союзкниге", известен как один из ведущих библиографов в области детской и юношеской литературы. Впервые опубликовано в сб. Воспоминания, 1926,  с авторской переработкой – в сб. Воспоминания, 1965.  Печатается по этому изданию. Авторская дата – в первопечатном тексте.

1 В первой редакции воспоминаний автор добавлял: "Помню одну маленькую подробность этих именин, которая много тогда же и впоследствии смешила Сергея Александровича. Когда ставили на кухне самовар, – не оказалось углей и поджиги. Предполагавшийся чай с именинным пирогом расстраивался. Узнав об этом, Есенин вдруг сорвался с места в коридор и принес с веселым смехом икону какого-то святого, похищенную им у хозяйки. Расколол ее на мелкие щепки и начал разжигать самовар. Один из гостей в паническом ужасе перед кощунством наотрез отказался пить приготовленный на "святом угоднике" чай" (Воспоминания., 1926,  с. 62-63). Об этих имажинистских выходках подробно рассказывает М. Д. Ройзман (см. Ройзман М. Д. Все, что помню о Есенине. М., 1973, с. 53-56 и 143-146). 3 "Ассоциация вольнодумцев" – официальное наименование объединения имажинистов. В уставе Ассоциации говорилось, что она ставит целью "духовное и экономическое объединение свободных мыслителей и художников, творящих в духе мировой революции". Уставом определялось, что Ассоциация имеет "образцовую студию, редакцию с библиотекой-читальней, имеет свое помещение, столовую, а также устраивает митинги, лекции, чтения, беседы, спектакли, концерты, выставки и т. п.". Из доходов от этих мероприятий складывались средства Ассоциации. Устав был утвержден народным комиссаром по просвещению А. В. Луначарским 24 сентября 1919 г. (см.: Есенин С. Собр. соч., т. 5. М., 1968, с. 212-214). При Ассоциации было организовано литературное кафе "Стойло Пегаса", отчисления от доходов с которого поступали в кассу Ассоциации и распределялись между ее членами. Поэтому не следует понимать буквально, когда И. И. Старцев дальше именует Есенина "хозяином кафе" или "единоличным почти владельцем кафе". 4 Строка из стихотворения "Хулиган". 5 Эти документы в архиве И. И. Старцева не сохранились. Единственный документ, который и поныне хранится у наследников И. И. Старцева, – ордер на складское помещение для книжной лавки на 1921 год, выданный на имя Есенина 29 октября 1921 г. 6 Так называлось в рукописи и первых публикациях стихотворение "Мир таинственный, мир мой древний…". 7 Имеется в виду существовавший в то время "Первый Пролетарский музей", который находился на Большой Дмитровке (ныне – Пушкинская ул.). В этот музей была перенесена с Красной площади скульптурная композиция С. Т. Коненкова "Степан Разин с ватагою". 8 В сохранившемся автографе этого стихотворения (ЦГАЛИ)  данная строка написана в окончательной редакции ("…из пасмурных недр"). Автограф, о котором рассказывает И. И. Старцев, неизвестен. Другую версию создания этого стихотворения приводит в своих воспоминаниях И. И. Шнейдер. 9 Имеется в виду сборник Есенина "Руссеянь", который был подготовлен им в 1920 г. для издательства "Альциона". Выпущен не был. Рукопись хранится в ИМЛИ. 10 Известен список не вошедшей в окончательный текст "Пугачева" картины "Лунный парус над саратовской крепостной стеной" (см. III , 219-221). Видимо, в данном случае речь идет именно о нем. Известно, что в 1922 г., когда Есенин был за границей, А. Б. Мариенгоф предпринимал попытку опубликовать этот фрагмент, но Г. А. Бениславская отказала ему. 11 О дальнейшей истории этого замысла – см. примеч. 7 к воспоминаниям И. В. Грузинова. 12 Сборник "Явь" вышел не в 1918-м, а в 1919 г. В нем напечатано посвященное А. Б. Мариенгофу стихотворение И. И. Старцева "Что Данте…". Там же – стихотворение А. Б. Мариенгофа, посвященное И. И. Старцеву, – "Даже грязными, как торговок…". 13 Такой документ неизвестен. 14 Об этом инциденте см. примеч. 4 к воспоминаниям И. И. Шнейдера.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!